Профилактика вич-инфекции в образовательных учреждениях. Программа по первичной профилактике спида,вича Профилактика спида в школе

Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать. Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

В связи с этими причинами фельдшерам в школах необходимо вести санитарно-просветительное обучение учащихся и довести до сведения преподавателей о методах предотвращения заражения ВИЧ.

Высказывать опасения относительно провокации более рискованного поведения. Дети должны знать что, ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена также и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл).

В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. Расхождения могут касаться также отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение, и зависимости объема информации от возраста учащихся.

Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ, не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях.

Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта.

Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее труднопреодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков:

  • * эмоциональная неуравновешенность,
  • * юношеский негативизм,
  • * потребность испытать все на собственном опыте и т.п.

Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления.

только

ФАКТЫ

ВИЧ - инфекция сегодня реальность в России.

СЕЙЧАС В МИРЕ ЗАРАЖЕНО ВИЧ БОЛЕЕ 40 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК; ПРИ ЭТОМ 70% ВСЕХ ВИЧ - ИНФИЦИРОВАННЫХ - МОЛОДЫЕ ЛЮДИ В ВОЗРАСТЕ ДО 25 ЛЕТ; И ТРИ МИЛЛИОНА - ЭТО ДЕТИ 15 ЛЕТ.

______________

В 13, 15, 17 лет трудно поверить, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто кажется, что болеют и умирают только старые люди. Но со СПИДом всё обстоит по - другому. СПИД - это самая серьёзная болезнь, с которой приходится сегодня сталкиваться твоим ровесникам во всём мире. Поэтому очень важно знать, как избежать заражения. Получив необходимые знания, ты сумеешь оградить себя от многих серьёзных проблем сейчас и в будущем.

СПИД И ВИЧ

СПИД - СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА . Синдром - это набор определённых проявлений болезни - симптомов.

СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ - инфекцией, и является конечной стадией этой болезни.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, он поражает разные клетки организма человека, в первую очередь - иммунной системы.

Люди заражённые ВИЧ, называются «ВИЧ - инфицированными». С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 5 до 15 лет. Пока ВИЧ - инфекция не перешла в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что заражён. Только врач при помощи специального анализа крови может определить, что человек заражён ВИЧ.

Вызывается болезнь вирусом Т - лимфоциты иммунной системы человека, попадает в здоровую клетку и внедряется в её генную структуру. Человек, у которого появился этот вирус, теряет способность к борьбе с любыми инфекциями. Убить вирус можно нагреванием кровеносной системы до +56°С в течение 50 минут. Так как эту процедуру не сможет выдержать ни один человек, можно говорить о том, что вылечить это заболевание невозможно.

КАК ПРОИСХОДИТ

ЗАРАЖЕНИЕ

ВИЧ?

________________________________________

ВИЧ - инфекция распространяется:

  1. При попадании заражённой крови в кровь и на повреждённые покровы и слизистые здорового человека:
  1. через загрязнённые шприцы, иглы и другой инструментарий;
  2. при прокалывании ушей, пирсинга, нанесения татуировок;
  3. во время обряда братания, драк;
  4. через загрязнённое кровью лезвие бритвы, маникюрные принадлежности;
  5. через чужие зубные щётки;
  6. при переливании крови;
  7. при попадании любой биологической жидкости от ВИЧ-инфицированного на кожу и слизистые при наличии на них микротравм.
  1. При незащищённых половых контактах
  2. От инфицированной матери ребёнку во время беременности, при родах и во время кормления грудью .

Уберечься от СПИДа может тот, кто ведёт нормальную половую жизнь, соблюдает элементарные правила личной гигиены, не употребляет спиртные напитки и наркотики.

__________________________________________

  1. лихорадка невыясненной этиологии более 1 месяц (~38°C);
  2. общая слабость;
  3. головная боль;
  4. повышенная утомляемость;
  5. длительная диарея (более 1-2 месяцев);
  6. ночной пот;
  7. анемия;
  8. необъяснимая потеря массы тела на 10% и более;
  9. пневмония, устойчивая к стандартной терапии;
  10. затяжное, повторяющееся или не поддающееся обычному лечению воспаление легких;
  11. бронхиальный и легочный кандидоз;
  12. постоянный кашель более 1 месяца;
  13. увеличение лимфоузлов 2-х и более групп свыше 1 месяца;
  14. слабоумие у ранее здоровых людей;
  15. лимфома головного мозга;
  16. абсцессы мозга (прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия, криптококковый менингит, подострый энцефалит, возможно, цитомегаловирусной этиологии.);
  17. очаговые поражения оболочек мозга, характеризующиеся самоограничиващимся менингитом.
  18. поражения сосудов мозга (церебральные геморрагии) и сердца (небактериальный тромботический эндокардит);
  19. и другие более тяжелые заболевания.

__________________________________________

Нельзя сказать точно, что у всех именно так будет протекать эта болезнь, но у большинства наблюдавшихся все было именно так…

  1. Инкубационный период этого заболевания может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
  2. Примерно через 2-3 недели после заражения у 76% инфицированных может наблюдаться кратковременные заболевания(2-10 дней): лихорадка, ангина, увеличение лимфатических узлов, печени, селезенки.
  3. К концу 4 недели могут обнаружиться антитела к ВИЧ.
  4. Заключающая стадия. СПИД развивается в среднем через 8 лет после заражения. Организм с ослабленной иммунной системой не может обеспечить защиту от грибков, бактерий, вирусов, которые вызывают различные заболевания.
  5. Средняя продолжительность жизни инфицированного около 12 лет.

Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов

«Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».

Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области Карцева Людмила Сергеевна.

Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Основные понятия : ВИЧ, СПИД, вирус, «период окна», наркомания, группа риска, права человека, ответственность, безопасный секс, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

Ход беседы.

1.Вступительное слово педагога.

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка… Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом – страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то – длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД – это далеко, СПИД – это не у нас, СПИД – все же редкость…

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, - человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

2. Разберемся в понятиях.

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы ВИЧ попал в кровь.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме. ВИЧ живет и размножается в клетках, которые называются Т-лимфоцитами и являются частью иммунной системы.

СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) – смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Характеризуется снижением функции иммунной системы до критического уровня и сопровождается тяжелыми поражениями различных органов и систем организма.

Таким образом, ВИЧ и СПИД – не одно и тоже.

ВИЧ приводит к развитию СПИДа. ВИЧ постепенно разрушает иммунную систему и, когда организм уже практически не способен противостоять самым простым болезням, ставится диагноз СПИД.

С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека (питание, привычки и прочее).

3. Вирус иммунодефицита и его происхождение.

Единого мнения о месте и времени возникновения ВИЧ на современном этапе нет. Наиболее вероятным местом происхождения ВИЧ считают тропическую Африку, где живет много видов обезьян, пораженных похожим вирусом. Во время разделки тушек убитых обезьян охотники повреждали собственные кожные покровы и через эти раны в организм проникал вирус. Затем при половых контактах вирус передавался половым партнерам охотников. Передаваясь от человека к человеку, вирус приспосабливался к клеткам человека и через определенное время превратился в самостоятельный вирус иммунодефицита человека.

Первые сообщения о заболевании, которое впоследствии получила наименование ВИЧ-инфекция, появились в США в 1981 году. В 1982 году была установлена инфекционная природа заболевания, а в 1983 году французские ученые под руководством Люка Монтанье в результате электронно-микроскопических исследований препаратов из лимфатических узлов больного выделили вирус, ставший причиной развития ВИЧ. С 1996 года это возбудитель носит название вируса иммунодефицита человека.

4. Где распространена ВИЧ-инфекция?

Эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся в 80-х годах и захватившая страны Северной Америки, Европы, Австралии и Латинской Америки, распространилась к началу 90-х годов на все страны мира. Болезнь не останавливается у границ государств, а перемещается беспрепятственно из одной страны в другую.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан. Сначала отмечался рост ВИЧ инфицированных в крупных городах. В настоящее время ВИЧ-инфицированные выявляются на всей территории РФ.

5. “Мозговой штурм”.

(Учащимся раздаются листки с таблицей “Можно ли заразиться СПИДом?», где они самостоятельно отмечают любым знаком, от чего можно заразиться, а от чего нет)

(Таблицу “Можно ли заразиться СПИДом…?” см. Приложение 1)

6. Пути передачи ВИЧ-инфекции .

ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

    Половым – во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

    Парентеральный (при попадании в кровь) :

При переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

При использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей) Вертикальный (от матери к плоду) – во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

СПИД – тяжелое и опасное заболевание. Его лечение предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

При дружеских объятиях и поцелуях;

Через рукопожатия;

При пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

Через предметы производственной и домашней обстановки;

Через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

В общественном транспорте;

Насекомыми, в том числе и кровососущими;

Воздушно-капельным путем.

7. Группы риска.

До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а «обычным людям» якобы можно не беспокоиться о заражении. «Групп риска» не существует, существует «рискованное поведение». Миф о «группах риска» не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к «группам риска» (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как «разносчики заразы», а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что «группы риска» придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех – независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.

8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса?

Можно с уверенностью сказать, что практически на сто процентов гарантированы от заражения ВИЧ-инфекцией люди, которые не имеют сексуальных контактов и не вводят себе наркотики внутривенно грязными шприцами. Однако в равной мере избежит заражения ВИЧ-инфекцией и тот человек, который ведет нравственно здоровый образ жизни и имеет единственного полового партнера, в свою очередь соблюдающего взаимную верность. Каждый сам ответственен за свое здоровье. Необходимо отказаться от рискованного сексуального поведения до брака, избегать беспорядочных и случайных половых связей, сохранять взаимную верность, использовать барьерные средства защиты (презервативы), не употреблять наркотические средства, а также использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.

Следует помнить, что :

Из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Наличие в организме заболеваний, передающихся половым путем увеличивает риск передачи ВИЧ почти в 6 раз, поскольку инфекции создают дополнительные пути проникновения вируса или способствуют его размножению.

СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабее, чему способствует курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение.

9. Зачем человеку знать свой ВИЧ-статус?

Иметь представление о состоянии своего здоровья.

Планировать рождение здоровых детей.

Вовремя начать применять специальные препараты, поддерживающие иммунную систему и останавливающие развитие болезни, и не допустить развитие СПИДа.

Чтобы быть более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения.

Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

Единственный способ выяснить присутствие ВИЧ в организме – сдать специальный анализ крови на ВИЧ.

Сдать кровь на ВИЧ следует через 3-6 месяцев после предполагаемого заражения, поскольку в течение этого срока в организме вырабатываются антитела к вирусу, которые обнаруживаются при лабораторном исследовании. Период после заражения до появления антител к ВИЧ в крови называется «периодом окна», и он опасен тем, что человек не может узнать, что он инфицирован, но при этом может передать инфекцию другому человеку.

Поскольку ВИЧ относится к разряду «медленных» вирусов, он долго будет находиться в организме, практически не проявляя себя. Обычно заражение ВИЧ происходит бессимптомно, однако вирус продолжает распространяться в организме. У большинства инфицированных людей самочувствие может оставаться хорошим в течение многих лет.

10. Что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным?

Нужно обратиться к врачу центра СПИД, чтобы узнать, в каком состоянии находится иммунная система, как укрепить здоровье, когда нужно принимать противовирусную терапию, как исключить риск передачи ВИЧ другим людям.

Следует подумать, кому нужно сказать о своем ВИЧ-статусе, а кому – нет.

Подробно узнать о своих правах и не позволять другим людям нарушать их.

Получить полную информацию о жизни с ВИЧ.

Определить, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой.

ВИЧ-инфицированный по-прежнему остается полноправным членом общества. Но так как ВИЧ-инфицированный представляет для окружающих определенную угрозу (заражение ВИЧ-инфекцией), 122 статья Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

11. Выводы.

Сейчас уже многим ясно, что СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД – это сложнейшая научная проблема. Для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны многое знать о СПИДе.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек вправе выбирать сам свой жизненный путь, свои ценности и идеалы, но помните: лекарств и прививок от СПИДа - нет! Никогда и ни при каких обстоятельствах не забывайте о том, что единственный «рисковый» случай может стать роковым! Относитесь ответственно к собственному здоровью!

12.Подведение итогов.

Ответы на индивидуальные вопросы.

Список используемой литературы.

    Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. - Л.: Медицина, 1991.

    Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А., Лозовская А.С., Романенко Г.Ф. Профилактика ВИЧ/СПИд и других инфекций, передающихся половым путем. – М., Медицина для Вас, 2003

    Азбука СПИДа: Пер. с англ. / Под редакцией. М. Адлера. – М. : Мир, 1991

    Профилактика ВИЧ-инфекции среди населения. Вопросы и ответы. – Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

Приложение 1.

Можно ли заразиться СПИДом…?

    При рукопожатии, объятиях?

    При совместном использовании общей посудой?

    При переливании крови?

    При пересадке органов и тканей?

    Через школьные и письменные принадлежности?

    При незащищенном половом контакте (без использования презерватива)?

    Через воздух при кашле, чихании, разговоре?

    В плавательном бассейне?

    При использовании нестерильных медицинских инструментом?

    Через документы, деньги, книги?

    При использовании общественным туалетом?

    При нанесении татуировки?

    При сдаче крови?

    При пользовании совместным постельным бельем, полотенцем?

Приложение2.

Контрольные вопросы.

К каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте ответы, которые вы считаете правильными.

    Для сохранения здоровья необходимо:

А – соблюдать правила личной гигиены;

Б – употреблять алкогольные напитки, курить;

В – заниматься физической культурой;

Г – начинать раннюю половую жизнь.

    ВИЧ и СПИД – это:

А – одно и то же;

Б – два разных заболевания;

В – ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД;

Г – СПИД – это последняя стадия ВИЧ-инфекции.

    ВИЧ не передается через:

А – кровь;

Б – грудное молоко;

В – сперму;

Г – вагинальный секрет.

    Человеку необходимо знать свой ВИЧ-статус, чтобы:

А – вовремя начать лечение;

Б – получить путевку на курорт;

В – устроиться на работу;

Г – укрепить свое здоровье.

    Чтобы защититься от ВИЧ, необходимо:

А – регулярно менять постельное белье;

Б – воздерживаться от случайных сексуальных контактов;

В – иметь сексуальные отношения с разными партнерами;

Г – использовать презерватив при каждом сексуальном контакте.

    ВИЧ передается:

А – при сексуальных контактах без презерватива;

Б- при использовании общей посудой;

В – при рукопожатиях;

Г – через укусы комаров.

    ВИЧ не передается при:

А – дружеских поцелуях, объятиях;

Б – использовании нестерильных игл и шприцев;

В – плавании в бассейне;

Г – пользовании общественным туалетом.

    Пройти анонимное обследование на ВИЧ/СПИД можно:

А – в аптеке;

Б – в СПИД-центре;

В – в поликлинике.

По информации ЮНИСЕФ, за последние 15 лет профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи предотвратила, как минимум 1,5 миллиона новых случаев заболевания. А распространение антиретровирусной терапии спасло около 8 миллионов жизней. Массовая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи снизила не только количество заражений, но и позволила развенчать массу мифов и предрассудков об иммунодефиците. Но борьба со страшным вирусом не завершена.

Молодежь и СПИД: удручающая статистика

Несмотря на действительно значимые достижения, СПИД по-прежнему остается одной из основных причин смерти детей в возрасте 10-16 лет во всем мире. В глобальном масштабе, в 2016 году среди молодых людей этой возрастной группы, каждую минуту в среднем фиксировалось примерно 20 новых заражений ВИЧ. Подростки не стают более безответственными, просто естественное увеличение численности населения означает увеличение общего числа заражений. Особенно уязвимы девушки. Около 65 процентов новых случаев заражения опасной инфекцией приходится именно на слабый пол. Что касается мальчиков, то 80% заражений приходится на тех, кто имел гомосексуальный опыт.

Приятной новостью является то, что ВИЧ-инфекция для школьников не так опасна, как для людей старшего возраста. Дело в том, что примерно к 10 годам, в организме формируется сильный здоровый иммунитет, который быстро и адекватно реагирует на вирусную нагрузку. В большинстве случаев процесс заражения не сопровождается никакими симптомами, а сам вирус находится в латентном состоянии. Это значительно снижает риск передачи ВИЧ другим, а также развитие СПИДа. Своевременная диагностика и начало антиретровирусной терапии позволит ребенку прожить полноценную длительную жизнь.

Информация по профилактике СПИДа в школе

В России мероприятия по профилактике СПИДа в школе разрабатываются и внедряются на общегосударственном уровне. Специалисты проводят открытые уроки, тренинги и акции, направленные на объяснение понятий ВИЧ и СПИД для школьников. Подростки не только учатся оберегать себя от страшной инфекции, но и узнают о том, как безопасно сосуществовать с уже зараженными людьми. Конечно же, для каждой возрастной группы разработаны свои мероприятия по ВИЧ/СПИД . В школе обязательно вывешивают плакат, или буклет, посвященный проблеме.

Все мероприятия по профилактике СПИДа в школе можно условно разделить на пять основных категорий:

  1. открытые уроки для отдельных классов;
  2. общешкольные собрания с активным обсуждением проблемы;
  3. творческие акции (конкурс стенгазет, тематические викторины);
  4. проведение «дней здоровья»;
  5. семинары с привлечением родителей.

В некоторых городах волонтеры открывают отдельные кружки и даже школы профилактики ВИЧ. Обычно такие организации действуют при городских больницах. Волонтеры, с привлечением квалифицированных медработников, рассказывают о том, почему важно воздерживаться от незащищенных половых контактов, а также раздают бесплатные презервативы.

Как проходит профилактика СПИДа для младших школьников и воспитанников детских садов?

Детям до 6 лет довольно сложно объяснить, что такое вирус иммунодефицита и чем он опасен. В дошкольных учреждениях воспитатели лишь могут в общих чертах объяснить строение человеческого тела. Более серьезные проблемы пока находятся за пределами понимания малышей. Именно поэтому начинается профилактика СПИДа уже в школе. Тем не менее, еще до поступления ребенка в первый класс, родители могут рассказать в игровой форме о том, что такое вирус, иммунитет, смерть. Маленькие дети любят задавать много вопросов, главное направить их в правильное русло.

Профилактика СПИДа в МБОУ (именно так называются школы) проводится на уроках под названием «окружающий мир». Дети уже знают о том, что такое болезнь, кровь, микробы. Учитель, обычно в игровой форме, рассказывает о вирусе иммунодефицита. Младшим школьникам достаточно знать о том, что СПИД является серьезной болезнью, которая вызывается вирусом. Обязательно заостряется внимание на том, что у детей шансы заразиться такой болезнью очень малы. Обсуждать секс с младшими школьниками еще рано. Однако обеспокоенные родители могут объяснить малышу, что любые контакты с кровью других людей категорически запрещены, ведь это может вызвать СПИД. Мероприятия для школьников 1-3 класса ограничиваются беседами и выполнением рисунков на заданную тематику.

Программа профилактики ВИЧ в школе для детей предподросткового возраста

А вот профилактика ВИЧ-инфекции в школе для учеников 5-9 классов проходит более агрессивно. Дети среднего (предподросткового) возраста начинают осознавать особенности своего тела. На уроках биологии ведутся открытые разговоры об интимных отношениях. Детям в возрасте 10-13 лет уже нужно прямо рассказать о том, что такое СПИД. Мероприятия в школе направлены на пропаганду здорового образа жизни. Устраиваются различные «дни здоровья», а школьникам разрешают выразить свое собственное мнение о страшной болезни в форме стенгазет и листовок. Сам процесс подготовки не только сплотит одноклассников, но и инициирует локальные обсуждения проблемы. Иногда учителя доверяют ученикам подготовить доклад для общешкольного семинара. Доказано, что лучшая профилактика ВИЧ в молодежной среде: обращение одноклассника, а не высококвалифицированного, но незнакомого специалиста.

Профилактика СПИДа в школе: план для старшеклассников

Подростковый возраст характеризуется появлением интереса к сексу, половым созреванием и гормональными сбоями. Старшеклассники начинают собираться компаниями, пробовать алкоголь и сигареты. Многие чувствуют давление со стороны сверстников. О том, что такое секс, уже знает каждый (хорошо, если только в теории). Поэтому, профилактика СПИДа у подростков в первую очередь направлена на обеспечение безопасных интимных отношений. Учителя и волонтеры распространяют информацию о безопасном сексе, а также раздают бесплатные презервативы. Отдельные уроки посвящают опасности наркотиков. Старшеклассникам показывают фильмы о жизни наркоманов и даже проводят экскурсии в волонтерские центры.

Профилактика ВИЧ/СПИДа для школьников в семейном кругу

Многие родители не рассказывают школьникам про СПИД, а возлагают всю ответственность на образовательные учреждения. Действительно, в течение года проводятся разнообразные мероприятия по профилактике ВИЧ в школе. Но доверительный разговор с родителями никогда не будет лишним. Как показывают опросы, более 70% детей в возрасте восьми лет уже что-то слышали о страшном заболевании. К сожалению, профилактика ВИЧ в ДОУ (детских садах) в странах бывшего СССР не поставлена на поток. В лучшем случае воспитатели раздают буклеты родителям. В школе же дети начинают делиться слухами и собственными домыслами. Поэтому стоит пообщаться на деликатную тему с ребенком, независимо от того проводятся ли мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД в школе.

Конечно же, информацию про ВИЧ для школьников нельзя уместить в одну беседу. В разном возрасте дети будут готовы услышать разный объем информации. Не стоит пугать восьмилетнего ребенка зараженными иглами и рассказами о незащищенном сексе. Для начала можно просто спросить о том, рассказывали ли ребенку про СПИД в школе. Как положительный, так и отрицательный ответ позволит завязать непринужденную беседу. Но главная цель такой беседы — спровоцировать ребенка задать как можно больше вопросов. Таким образом, диалог не выйдет за рамки возраста и понимания ребенка.

Гораздо легче рассказывать про СПИД подростку. Понимание анатомии человека, упростит объяснение механизма распространения вируса. Также можно вместе просмотреть специальные видео и изучить печатную информацию. Не стоит надеяться на то, что подросток сам зайдет в интернет и получит ответы на деликатные вопросы. Информация про СПИД для школьников в сети содержит множество искаженных фактов и мифов. Домашняя профилактика ВИЧ среди молодежи хороша именно тем, что появляется возможность поговорить индивидуально с каждым. Тогда как мероприятия по СПИДу в школе проводят массово. И не каждый ребенок решается задать волнующие его вопросы.

Информация по профилактике ВИЧ в школе должна помочь родителям определиться с тематикой домашнего разговора. Не нужно сильно переживать и беспокоиться, ведь дети очень остро чувствуют настроение родителей. На самом деле, если начать проводить подобные беседы еще в дошкольном возрасте, никаких проблем возникнуть не должно. Только доверие и взаимопонимание позволит подробно обсудить даже самые деликатные темы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воскресенская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

по первичной профилактике ВИЧ-инфекции

среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Наименование программы: - образовательная программа по первичной профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Разработчик: социальный педагог Лемягова А.О.

Сроки реализации: - 2015-2017 учебный год

Исполнитель: - образовательная школа

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы: - Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни

Формирование .

- Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Пояснительная записка

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья.

Особенно важно вести здоровый образ жизни молодому поколению, подросткам от 13 до 18 лет. Ведь в данном возрасте происходят интенсивные психологические и физические изменения, бурная физиологическая перестройка организма. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Подростки подвержены перепадам настроения. Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Проблема эпидемии ВИЧ-инфекции является угрозой стабильности современного общества, которая нарастает с каждым днем. По официальной статистике на 1 мая 2015 г. официально было зарегистрировано 933 419 инфицированных ВИЧ и сообщено о смерти 192 465 из них по данным Роспотребнадзора. По данным Роспотребнадзора в 2014 году умерло 24 416 больных ВИЧ-инфекцией, что на 9% больше, чем в 2013 г.

Пораженность ВИЧ-инфекцией на 1 мая 2015 г. составляла 0,5% среди всего населения России, а среди возрастной группы 15-49 лет были инфицированы ВИЧ 0,9% населения. Наиболее поражены ВИЧ-инфекцией в 2013 г. были мужчины в возрасте 30-34 года (2,5% инфицированных ВИЧ) и женщины того же возраста (1,4%).

К наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Иркутская (зарегистрировано 1457,3 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Свердловская (1428,1), Самарская (1346,0), Кемеровская (1333,4), Оренбургская (1093,6), Ленинградская (1087,5) области, Ханты-Мансийский автономный округ (1060,6), г. Санкт-Петербург (927,8), Челябинская (894,5), Ульяновская (843,3), Новосибирская (811,2) области и Республика Крым (799,2).

В Российской Федерации ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население, но наблюдается перемещение инфекции в более старшие возрастные группы. В 2014 г. новые случаи ВИЧ преимущественно регистрировались у россиян в возрасте 30-40 лет (46,8%). Наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа инфицированных женщин (феминизации эпидемии), что проводит к увеличению числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. За годы эпидемии было рождено более 135 тыс. таких детей, из которых ВИЧ-инфекция диагностирована у 7881 ребенка.

Из данной статистики можно сделать вывод, что эпидемия затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.

В нашей стране проблемами, связанными с нарастающим распространением ВИЧ/СПИДа и разработкой мер противодействия, до последнего времен традиционно занимались органы здравоохранения. Но так как эпидемия приобретает масштабный характер, то любому учебному заведению нельзя оставаться в стороне.

Проводя первичную профилактику СПИДА/ВИЧа в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и других) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.

Цели:

Обучение обучающихся старших классов (8 -11 классов) общеобразовательного учреждения и их родителей по программе первичной профилактики ВИЧ-инфекции для:

Формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни;

Формирования навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией.

- формирования толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

Задачи:

    собрать заявление – согласие с родителей для работы с их детьми по профилактике СПИДА/ВИЧа в

    заключить договор с больницей для работы по профилактике СПИДА/ВИЧа в подростково-молодежной среде.

    сбор информации, связанной с профилактикой и проблемой СПИДА/ВИЧа.

    предоставлять объективную информацию учащимся, родителям (законным представителям) о проблеме распространения ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде.

    ознакомить целевые группы с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании

    до работы и после работы по данной программе, на выявление их отношения к ВИЧ-положительным людям.

    провести диагностику среди учащихся, родителей/законных представителей до работы и после работы по данной программе, на выявление их знаний о СПИДе/ВИЧе.

    формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у целевых групп –обучающихся, родителей/законных представителей.

    формирование у представителей целевых групп толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

    формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией

    Формирование понятия о личности, её структурных компонентах

    Формирование навыков эффективного общения, эмпатии и аффилиации.

    Формирование представлений о диапазоне чувств, способах их проявления и регулирования.

    Формирование представлений о потребностях в подростковом возрасте

    Формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации

    Активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни

    Мотивировать родителей на участие в профилактических мероприятиях

    Содействовать развитию у родителей навыков эффективного общения и обсуждения с детьми вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией.

    Подведение итогов

Участники программы .

В реализации программы примут участие:

Учащиеся школы;

Сотрудники школы;

Родители;

- различные специалисты (врачи, психологи и другие) .

Главные принципы реализации программы.

Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.

Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Разработанная программа опирается на базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде :

    Принцип системности

предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

    Принцип стратегической целостности

определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

    Принцип многоаспектности

Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования.

Социальный аспект , ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

Психологический аспект , направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

  • Принцип ситуационной адекватности

означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

  • Принцип индивидуальной адекватности

подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных и др. особенностей целевых групп.

    Принцип легитимности

профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и существующим нормативным актам.

    Принцип соблюдения прав человека

профилактические действия не должны нарушать права человека и свободу личности; в том числе, на участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

    Принцип комплексности

предполагает согласованность взаимодействия:

на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);

на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);

на ведомственном уровне - органов управления образованием и органов управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также учреждений, отвечающих за взаимодействие координацию различных профилактических мероприятий превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде

    Принцип научной обоснованности

предполагает разработку и проведение профиалктическиъх мероприятий на основе современных научных взглядов и фактических материалов.

Организация профилактической деятельности обучающихся исходит из того, что ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная профилактическая деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной профилактической средой школы и укладом школьной жизни.

В Программе следует предусмотреть следующие три этапа:

    организационно-административный

    создание профилактической среды школы, поддерживающей опыт обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, формирующей конструктивные ожидания и образцы здорового и безопасного поведения;

    формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе ценностей здоровья и безопасности на основе партнёрства и сотрудничества;

    развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля взаимодействия обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера и приобщению обучающихся к социальной деятельности в этих направлениях;

    адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    координацию деятельности сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни;

    поддержание субъектного характера при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в профилактической деятельности;

    мотивацию, стимуляцию и развитие готовности работников образования к ведению профилактической деятельности;

    организацию и проведение профессиональной подготовки педагогического состава, участвующего в профилактической деятельности.

    организационно-педагогический

    обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

    обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки профилактической деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

    создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для профилактической деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

    создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

    обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации деятельности по направлению «культура здорового и безопасного образа жизни, профилактика зависимых форм поведения»;

    определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера;

    использование социальной профилактической и здоровьесберегающей деятельности как ведущего фактора формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося;

    использование роли коллектива в формировании профилактической, здоровьесберегающей ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции в области здоровья и безопасности;

    стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес к профилактической и здоровьесберегающей деятельности и др.).

    учебно-воспитательный

    формирование активной позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся в отношении здоровья и безопасности;

    усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей;

    формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением по вопросам здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения;

    достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

    активное участие в изменении школьной среды и доступных сфер жизни окружающего социума с позиций безопасности для жизни и здоровья, сохранения и укрепления здоровья;

    осознание мотивов своей профилактической и здоровьесберегающей деятельности;

    развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

    активное вовлечение родителей в профилактическую и здоровьесберегающую деятельность школы, развитие форм совместной деятельности.

Системная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни, профилактике зависимых форм поведения должна быть организована по следующим направлениям :

Создание и развитие условий реализации профилактической деятельности в образовательном учреждении: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических; современной информационно-образовательной среды;

Эффективная организация физкультурно-спортивной, оздоровительной работы, альтернативных рискованному поведению социально значимых форм досуговой деятельности;

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, соответствующая декларируемым в школьном сообществе ценностям здоровья и здорового образа жизни;

Организация системы повышения квалификации и методической работы с работниками образования;

Организация просветительской работы с родителями (законными представителями), информирование родителей о содержании планируемых профилактических программ и получение их согласия на реализацию этих программ в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса (рекомендуемая интенсивность профилактического и здоровьеформирующего обучения – 1-2 часа в неделю в течение всего учебного года);

Реализация модульных здоровьеформирующих и профилактических образовательных программ для обучающихся через часы учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, а также через внеурочную деятельность (кружки, факультативы, элективные курсы, научно-исследовательские работы и социальные проекты).

Образовательное учреждение может конкретизировать задачи, виды и формы профилактической деятельности, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, учитывая специфику образовательного учреждения и запросы участников образовательного процесса .

В процессе занятий по Программе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.

Перечисленные методы используются на занятиях, организованных в различных формах : установочная лекция, лекционно-семинарские занятия, самостоятельная работа слушателей с представлением собственного опыта, практические занятия с использованием дидактических раздаточных материалов, групповые методы обучения: дискуссии, круглые столы, ролевые игры, анализ проблемных ситуаций, психолого-педагогические тренинги, работа в проектных группах, защита социальных проектных инициатив, учебно-методическая и консультативная поддержка по всем аспектам Программы.

Принципы отбора методов обучения:

1. Принцип учёта учебных возможностей обучаемых: возрастных, психологических, уровня сформированности учебной мотивации, профессиональной подготовки, квалификации, опыта профессиональной деятельности.

2. Принцип учёта особенностей целей, задач и содержания программы обучения, конкретной темы.

3. Принцип учёта региональных особенностей: эпидемическая ситуация по распространенности наркопатологии, ВИЧ-инфекции, особенности инфраструктуры и кадровой обеспеченности системы образования, особенности межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркопатологии и ВИЧ-инфекции, активность гражданского общества по отношению к профилактической деятельности в образовательной среде, особенности развития социокультурной среды в конкретном регионе, уровень сформированности культуры здоровья в социуме конкретного региона, степень готовности педагогических кадров к введению ФГОС и т.д.

4. Принцип соответствия имеющимся условиям, отведённому времени обучения, вспомогательным средствам обучения, возможностям преподавателей, то есть учёт стилей отношений, руководства учебной работой, педагогического общения, сложившихся между преподавателем и участниками обучения.

Ожидаемые результаты

Результат 1: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 2: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 3: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.

Результат 4: Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Следует особо подчеркнуть, что устойчивость мотивации к здоровому образу жизни зависит от непрерывности, последовательности, системности профилактических здоровьеформирующих воздействий, а также от сложившихся на данный период времени и в конкретной местности социальных и культурных норм в отношении здоровья и безопасного поведения.

Результат 5: Формирование ценности здоровья и отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Результат 6: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией .

Результат 7: Выработка совместных стратегий в отношении снижения поведенческих рисков, связанных с ВИЧ-инфицированием.

Результат 8: Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Результат 9: Ликвидация стигмы по отношению к людям, попавшим в ВИЧ-уязвимую ситуацию.

Результат 10: Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, развитие профилактического и здоровьесберегающего ресурса, направленного на предотвращение ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних и молодежи, формирование культуры здоровья в семье.

Результат 11: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с наркотизацией и ВИЧ-инфицированием

Содержание программы

Программа состоит из взаимодополняющих двух разделов:

    профилактическая работа с учащимися учебного заведения

    профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Профилактическая работа с учащимися

Учебно-тематический план

Наименование темы

Цель урока

Возраст

Занятие 1. «Найти своё лицо».

Понятие о личности. Комплекс устойчивых компонентов личности (темперамент, характер, способности, мотивация) . Личность, индивид и индивидуальность. Понятие границ личности. Развитие личности. Самооценка.

14-18 лет

Занятие 2. «Познаю себя в общении с другими».

Роль общения в жизни человека. Формирование навыков эффективного общения. Я – высказывания. Я и мои друзья.

14-18 лет

Занятие 3. «Управление своими чувствами».

Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.

14-18 лет

Занятие 4. «Потребности и зависимости» .

Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от решения проблем.

14-18 лет

Введение в проблему профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа.

История возникновения и распространения ВИЧ/СПИДа. Терминологическое определение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Группы риска заражения ВИЧ-инфекцией.

14-18 лет

«Иммунитет и его значение».

Определение понятия «иммунитет». Изучение строения и функций иммунной системы организма человека. Клетки и органы иммунной системы. Специфический и неспецифический иммунитет. Закаливание. Формирование способности передачи знаний об особенностях работы иммунной системы.

14-18 лет

Занятие 7. «Ценность здоровья».

Формирование ценностного отношения к здоровью у подростков и молодежи.

14-18 лет

Занятие 8. «Мораль и нравственность в жизни человека».

Понятие морали и нравственности. Понятие смысла жизни и ее ценности. Понятие личностных ценностей, семейных ценностей. Понятие мужественности и женственности в современном обществе. Использование пословиц и поговорок при изучении норм нравственности, культуры поведения; осознание значимости семейных традиций в решении задач воспитания мальчиков и девочек.

14-18 лет

Занятие 9 . «Уверенность – моя визитка».

Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.

14-18 лет

Занятие 1 0 . «Люди равных возможностей».

Социально-психологические и экономические последствия ВИЧ. Толерантность. Деятельность общественных организаций и отдельных людей, которые осуществляют борьбу с эпидемией ВИЧ-инфекции. История Красной ленточки.

14-18 лет

Занятие 1 1 . «Жизненные перспективы».

Обсуждение результатов совместной работы. Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Формирование и развитие волонтерского движения среди подростков и молодежи по профилактике употребления ПАВ и профилактики ВИЧ-инфекции.

14-18 лет

Тестовый контроль

14-18 лет

Профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Учебно-тематический план

Семья как профилактический потенциал.

лекция

Взаимоотношения в семье как основа взаимопонимания.

лекция

Личность подростка.

Трудный подросток.

Дискуссия, вместе с учащимися

ВИЧ/СПИД – мифы и реальность.

лекция

Ресурсы и возможности.

лекция

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

Встреча с медицинскими сотрудниками (8-11 классы)

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Анкетирование родителей «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции?»

Психолог, социальный педагог

Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Размещение информации для родителей по проблеме ВИЧ/СПИД на сайте школы.

социальный педагог

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о состоянии профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД в школе.

Психолог, социальный педагог

Мероприятия по нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения

Классные руководители

Используемая литература

    Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2001. №1.

    Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:

    Рахманова А.Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей – СПб., 2003.

    Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин, 1993.

    Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.В.Казаковой. - СПб., 2001.

    Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа. Пособие для родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпиленя. – М., 2006. – 88 с.

    Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». Москва, 2012. Российский Круглый стол.

    Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. К.Г.Гуревича, Л.М.Шипицыной. – М., 2006. – 80 с.

Поделиться: