Вавилонский царь хаммурапи и его законы. Законы хаммурапи Кодекс хаммурапи и его содержание

Подборка по базе: 4 законы теплового излучения.doc .

Законы Хаммурапи.

Создаются в XVIII веке до нашей эры в Старовавилонском царстве во время правления Хаммурапи. Причины создания:

  • Необходимость унифицировать действующее право , создание единого права, правосудие должно осуществляться по единым правилам;

  • Желание укрепить государственность, отождествление с властью царя. Закрепление особого статуса царских воинов, забота об опоре своей власти. Закрепление общих правил способствовало наведению порядка в области судопроизводства. Поскольку волокита подрывает государственную власть и дискредитирует правительство. Важная статья – борьба со взяточничеством;

  • Царь понимает, что хорошо организованный государственный аппарат – не единственная гарантия его правления. Желающие ослабить социальную напряженность, желание навести порядок.
Встречаются статьи, которые устанавливают проценты, взимаемые по договорам найма, чтобы ростовщики не взимали огромных процентов. Ограничение долговой кабалы 3 годами. Проблема долгового рабства являлась очень важной для общества.

Структура законов Хаммурапи.


  1. Преамбула , в которой Хаммурапи представляет себя и заявляет о целях создания законов. Цель – желание заставить сиять справедливость, чтобы сильный не обижал слабого;

  2. Сами правовые нормы , которые все должны знать;

  3. Заключение ;
Записаны исключительно в виде текста на столбе. С глубочайшей древности считали, что законы нужно выставлять в публичном месте, чтобы всякий их знал.

Статей не было. Но Шейл (первый переводчик) для удобства разбил текст на 282 статьи. 247 дошли до нас, остальные – пытались восстановить.

Нет деления норм по отраслям права и т.д., но тем не менее порядок рассмотрения норм достаточно логичен. Законодатель пытался группировать нормы по предметному принципу, исходя из своих ассоциаций.

С 1-5 статьи – процессуальные положения, 6-126 – нормы, регулирующие имущественные отношения, 127-195 – нормы семейного и наследственного права, 196-214 – защита личности, 215-до конца – положения о найме и некоторых иных договорах. Поэтому о полной бессистемности говорить нельзя.


  • Незавершенность памятника. Иногда называют судебником, так как он в первую очередь предназначен для судов. Кодекс;

  • Семейное право, имущественные отношения, уголовное право, но главным образом стремление урегулировать отношения, связанные с ведением царского хозяйства и закреплены иные положения, представляющие особый интерес для правителя»

  • Светский характер памятника. Влияние религии присутствует, но все же он светский. Вопросы религиозной жизни нормы закона не регулируют. Эта светскость не удивляет, потому, что положение религии в Древнем Вавилоне было не такое, как в Египте. Жители заботились о процветании в этом мире, а не в загробном. Выше этого они ставили лишь здоровье, жизнь детей;

  • Уровень юридической техники невысок (много пробелов, общие понятия отсутствуют, отсутствие норм общего значения, казуистичность). «Если кто украдет вола, свинью или ладью…» Описание конкретных случаев. Суд по аналогии;

  • Формализм;
Законы Хаммурапи повествуют нам о жизни Древнего Вавилона.

Правовое положение групп населения в правление Хаммурапи.

Население делится на свободных и рабов.

Рабы – вардум. Рабство носит патриархальный характер. Законы Хаммурапи подтверждают возможность наличия имущества у рабов , право вступать в некоторые сделки, права рабов, принадлежащие дворцу или мушкенумам вступать в брак с дочерьми авилумов. Дети от этого брака свободны, а после смерти раба, хозяин господина забирает половину имущества умершего. Вторая половина – дочери авилума, чтобы она вырастила детей.

Раб не только субъект, но и объект права, так как он – часть имущества своего господина. Если кто-то причинит вред рабу, следовательно, имущественный вред господину раба. Если раба лечит врач – платит его господин. Убежал – ловят. Любое посягание на жизнь раба = имущественное преступление против его господина. Они = вещи.

Свободные:


  • Авилум («человек», «сын человека»);

  • Мушкенум («склонившийся ниц»);
Академик Струве считал, что мушкенумы – покоренное население, авилумы – те, кто завоевал местных жителей. Уголовно-правовая охрана личности авилумов сильнее, нежели мушкенумов. Если авилум причиняет повреждение авилуму, следовательно, равное наказание. Если же то же против мушкенума, следовательно, штраф. Более суровое наказание для равноправных. Но не все авилумы равнозначны по своему статусу. Были авилумы большие по происхождению. Гонорар врачу, умолачиваемый авилумом, больше, чем у мушкенума.

Профессор Дьяконов не соглашается со Струве и отмечает, что термин «мушкенум» встречался еще до ассирийского завоевания. Там, где законы Хаммурапи упоминают о дворце, там же упоминается и о мушекенумах и их имуществе. Большая защита мушкенумов предусмотрена в законах Хаммурапи. Мушкенумы – лица вне общины, связанные с царским хозяйством. Имущество мушкенума упоминается рядом с имуществом дворца. Авилумы – общинники, не связанные с ведением царского хозяйства. Таким образом, мы видим различные взгляды на положение свободных людей.

Законы Хаммурапи упоминают корабельщиков, врачей, тамкаров (царских торговцев). Это и агенты и саббэ (ремесленники, торговцы, лица, связанные с рынком), и жрецы, и воины (редумы и баирумы).

Правовое регулирование имущественных отношений.

Частная собственность на землю не развита, так как трудиться нужно многим вместе, следовательно, коллективная собственность на землю в виде общинной формы, на которую приходилось 80% земли.

Государственная (царская, дворцовая) собственность. Храмовое хозяйство включается в систему дворцового хозяйства. Это разновидность собственности государства. 18% земель находились в собственности царя. Не более 2% - частные земли. Верховный собственник всех земель – царь. Следовательно, может рассчитывать на налоги, на часть доходов, которые получают иные собственники или владельцы земель.

Царь, как собственник, имеет право на получение дохода, затем – община. Семья передает доходы общине. Община – царю. Каждый получает часть дохода.

Общинная собственность.
Часть - у общины. Часть – поделена между общинниками, которые лишь пользуются ими, абсолютной свободой распоряжения они не обладают. Общинники за пользование землей несут определенные повинности в пользу государства:

  • Воинская повинность;

  • Трудовая повинность;

  • Повинность в виде передачи царю определенной доли урожая (натуральный налог);

  • Налог в денежной форме;
Государственная (царская) собственность.
Дворцовая + храмовая собственность. При царе Хаммурапи царь умаляет значение храма, следовательно, оно было включено в царское хозяйство. Часть земель обрабатываются государственными рабами и произведенный урожай направляется в царские хранилища. Следующая часть земель отдается в аренду. За аренду выплачивают до 1/3 урожая. Если речь шла об аренде сада – до 2/3.
Земли, отдаваемые чиновникам (воинам) за службу.
Особое внимание в законах Хаммурапи – илкум . Это земли или иное имущество (дом, инвентарь), которое царь дает своим воинам под условием несения воинской обязанности. Аналог имущества илкум является бенефиций.

Воины – редумы и баирумы. У них есть 2 обязанности:


  1. Служить (выходить в царские походы);

  2. Землю нужно обрабатывать;
Илкум подлежал изъятию из гражданского оборота. Выдавалось под условием. Его нельзя продать, обменять, подарить, передать по наследству. Сделка будет недействительна. Илкум возвращают.

Царь особо заботился о своих воинах:


  1. Если воин попадает в плен, то его имущество передается другому воину, но когда бы он не вернулся домой, илкум возвращается его владельцу. Если у воина есть сын, способный заменить его, то имущество передается сыну, чтобы он заменил своего отца. А если взрослого сына нет, а есть только младший , то царь оставляет жене воина 1/3 илкум, чтобы она вырастила будущего воина;

  2. Установлен четкий список, очередность тех лиц, которые должны выкупить воина из плена. Но имущество илкум нельзя выдавать в качестве платы за освобожденного;

  3. Если военачальник отнимает илкум у воина – смертная казнь;
Если воин отсутствует, то его жена может выйти замуж, но, если он вернется, то и она должна вернуться. Дети следуют за своими отцами.
Частная собственность.
Нераспространенна.

Обязательственное право.

В Вавилоне, как и во всех др43гих древних странах, главной вещью, составляющей фундамент благосостояния индивида, семьи и общества в целом, выступает земля. В силу своего значения земельные участки становились объектом сложных правоотношений. Содержание законов Хаммурапи явно свидетельствует о том, что земельные участки являлись в вавилонском обществе предметом гражданского оборота – они могли продаваться, сдаваться в аренду, обмениваться, передаваться по наследству, быть предметом залога (например, ст.39-42).

40. Надитум / жрица /, тамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или домом, которые он купил .

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи .

Следовательно, здесь был вполне развит институт права собственности на землю.

Договор купли-продажи.

  1. Продавцом должен быть собственник имущества (ст.265);

  2. Договор заключается в письменной форме (земля, недвижимые вещи, малолетний, раб…), (ст.7 – «Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить»);

  3. Публичная форма договора (признак незрелости обязательственного права) (ст.7);

  4. Предмет должен находиться в имущественном обороте (ст.35, 36, 37);
35. Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он теряет свое серебро / имущество, полученное от царя за службу, не могло быть продано /.

36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего доход / несущий повинность / не могут быть отданы за серебро .

37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку должно разбить / т.е. уничтожить документ, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее ничтожной /, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину .

Ст. 278 гарантийный срок. «Если человек купит раба или рабыню и до прошествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу , и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил ».

Ст. 279 – эвикция (продажа вещи, не принадлежащей этому человеку). «Если человек купит раба или рабыню и подвергнется иску, то по иску отвечает только его продавец ».

Договор аренды.
Ст.42-48 – аренда целины и поля, ст.60-65 – аренда сада, ст.49-52 – залог земли.

  1. Плата за арендованное поле – 1/3 урожая (ст.46 – «Если он не получит арендной платы или отдаст поле из-полу или из третьей доли, то находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить по условленному соотношению частей »);

  2. При аренде на условиях отдачи 1/2 урожая, арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля (ст.46);

  3. Сад, который давал больше дохода, сдавался на 2/3 урожая (ст.64);

  4. Аренда краткосрочна (1-2 года). На больший срок сдавалась еще не освоенная земля;
Залежная земля – ст.44, ст.60 – «Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым ».

Первый год – ст.47, 48 – «Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет xлe6a, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год он может не отдавать ».

Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то долен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями (ст.42, 43)

Кроме аренды поля, сада законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма:


  • Помещения;

  • Домашних животных (242-249, 268-271);

  • Суден (275-277);

  • Повозок (271, 272);

  • Людей (253, 257-259, 271, 273, 274, 237, 239);
Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели имущества. Широко распространен договор личного найма (люди). Кроме с/х рабочих (273,274,257,253), нанимали врачей (215,221-223), ветеринаров (224), строителей (228). Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результата труда (например, врача в случае смерти больного – 218, 219, 220).
Договор хранения.
Заключается при свидетелях (ст.122). Ст.120-126.

120 . Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин домахлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед, открыв житницу, возьмет богом свой хлеботдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне , и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне .

122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение .

124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золоте или что бы то ни было перед свидетелями, и тот отопрется перед ними, то этого человека должно изобличить и он должен вернуть все, от чего отпирался, вдвойне .

126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал .

Договор товарищества.
Прибыль и убыток – поровну (ст.99). Ст.99-107.

99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну .

102. Если тамкар ссудит шамаллума / мелкий торговец, одновременно выполняющий поручения тамкара / серебром беспроцентно, а тот потерпит убыток там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму .

103. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности .

106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро и отопрется перед своим тамкаром, то этот тамкар должен изобличить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере .

Иные виды договоров.
Займ. Характерная черта – стремление оградить должника и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения, ограничивающие срок отработки долга (3 года) – ст.117, проценты, взимаемые ростовщиком как с денежного (89, 94), так и с натурального займа (88, 94, 93), ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним (ст.116).

Залог. Ст.114-119. Охрана заложника от побоев (116), 3 года – максимум (117).

114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом или серебром, а будет держать его заложника , то за каждого заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра .

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии .

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное в долг .

117. Если человек имеет на себе долг и отдает за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года, на четвертый год должно отпустить их на свободу .

119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое ему отвесил тамкар, и выкупить свою рабыню .

Семейное право.

Около 70 статей.
Заключение брака.
Мы не знаем условий заключения брака. Но он заключался путем заключения договора, составляемого в письменной форме (ст.128). Стороны договора – жених и папа невесты. Приданное – часть имущественного комплекса семьи, но, если женщина умирает раньше своего мужа, то наследником ее приданного становятся дети. Муж может лишь пользоваться этим приданным, чтобы воспитать этих общих детей. Если нет, то вернуть приданное в дом покойной жены. Муж должен выплатить брачный дар. Часть сразу в знак подтверждения договора. Если жених отказывается впоследствии жениться, то он теряет эту часть выплаченного дара. Если отец – то эту сумму выплачивает жениху в двойном размере.
Прекращение брака.

  • Развод;

  • Смерть одного из супругов;
Развод – во взаимному согласию, ибо по инициативе одного из супругов. Второй вид развода появился гораздо ранее. В XIX веке развод по взаимному согласию не развит. Проблески есть в античности, но не далее. В Вавилоне только 2 вида развода. Для мужа препятствий нет. Условие – разводная плата. Освобождение от разводной платы – если жена расточительна, разоряет дом, позорит мужа, тогда муж может выгнать ее, не давая разводной платы. Не обязан выгонять – может оставить в доме на положении рабыни. Женщина может расторгнуть брак только в 3 случаях:

  • Если муж совершает прелюбодеяние;

  • Если он обвиняет безосновательно ее в прелюбодеянии, но с поличным она схвачена не была, то она может принести клятву , собрать вещи и уйти;

  • Если он оставляет свой дом и место проживания без уважительной причины;
В случае отсутствия детей, то законодатель, связывая это с бесплодностью женщины, дает мужчине право взять наложницу из числа своих рабынь. Но не должна она возвышаться до положения госпожи. Но дети свободные, хотя наследниками имущества отца они, как дети от рабыни, являются если при жизни отец признал их своими.

Семья патриархальна. Глава семьи – отец. Ведет все дела, распоряжается имуществом, все должны ему подчиняться.

Усыновление – использовалось для увеличения работников в семье.

Наследование.

  • По закону . Наследниками являются дети. Причем мальчики получают долю в наследстве, а девочки – в качестве приданного. Исключение – жрецы. Все дети получают равные доли в наследстве;

  • Встречаются зачатки наследования по завещанию. Но не кому угодно, а только сыну, приятному отцу. Перечисление имущества, которое можно завещать (дом, поле, сад). Это рассматривается как дарение, сделанное на случай смерти. Такой одаренный после смерти отца заберет подарок, а потом вместе со своими братьями и сестрами, поделит оставшееся наследство поровну. Отец мог лишить наследства сына, совершившего тяжкий грех. Тяжесть греха определял суд. Первый раз отец обращался в суд и его просьба оставалась без положительного ответа. А если повторно, то суд соглашался с ним и позволял лишить наследства. После смерти мужа жена получает вдовью долю. Размер определяется специальным документом. Если же муж этого не сделал, то жена получает вдовью долю в размере, равной наследственной доли своих детей, но получает эту долю в пользование. После смерти мужа выход замуж с малолетними детьми только с согласия суда.

Уголовное право.

Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Почти ничего не говориться в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертной казнью. Почему? Возможно было иное законодательство, либо наказания были всем известны.
Составы преступлений:

  1. Государственные (ответственность за недоносительство о заговоре против царя);

  2. Религиозные (ст.110 - если жрица откроет корчму или зайдет в корчму для пития сикеры, то смертная казнь);

  3. Должностные (ст.5 - ответственность судьи за пересмотр судебного решения, его отстраняют от должности, штраф *12 цены иска);

  4. Воинские (ст.26 - невыход в поход по зову царя и ответственность за обижание своих воинов);

  5. Имущественные (против собственности, множество составов):

    • Кража скота (ст.8), человека (ст.14), раба (ст.15);

    • Укрывательство рабов (ст.16);

    • Снятие клейма с рабов (ст.226);
Законы Хаммурапи различают кражу (ст.6, 8, 14, 259 и т.д.) и грабеж (ст.15 и т.д.). За все имущественные преступления предусматривалось суровое наказание. Это была либо смертная казнь, либо членовредительское наказание (отрубание руки), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного.

  1. Преступления против личности (нанесение мелких повреждений, ответственность за убийство, ответственность за оскорбление , преступления против нравственности):

    • Неосторожное убийство (смертная казнь – 229, отрубание руки – 218, 219-223);

    • Членовредительство (глаз, кость, зуб). Принцип талиона, либо меньше, если меньше рангом (ст.196-205);

    • Побои (штраф 206-209, 211-214);

  2. Против семьи :

    • Прелюбодеяние (ст.129);

    • Кровосмешение (ст.157, 154);

    • Действия, подрывающие отцовскую власть (ст.195);
Наказания.
Все виды наказаний, установленные законами Хаммурапи, определяются одной целью – возмездием. Поэтому, при определении кары, законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона:

  1. Смертная казнь:

    • Сожжение (110);

    • Утопление (155);

    • Сажание на кол (153);

  2. Телесные наказания:

    • Членовредительские (авилум авилуму – ст. 196, 197, 200);

    • Болезненные (удары плетью из воловьей кожи – ст.202);

    • Позорящие (выбривание висков);

  3. Штраф (ст.198, 201, 216, 217..);

  4. Лишение права занимать судебную должность;

  5. Изгнание из общины (154);

  6. Конфискация имущества;
Общих правил, общих принципов наложения наказания нет. Все казуистично. Суровость наказания зависит от объема и предмета преступления. В этой области мы встречаемся с пережитками родового строя.

  1. Изгнание из общины;

  2. Сохранение коллективной ответственности общины за совершение на ее территории хищения, если грабитель не был найден;

  3. Сохранение талиона как принципа уголовного наказания:

    • простой (око за око), если авилум авилуму;

    • символический;

Процессуальное право.

Деления на гражданский и уголовный процесс отсутствует.

Процесс обвинительно состязательный:


  • обвинительный, так как начинается по инициативе обвинителя (истца). Только инициатива истца приводит к рассмотрению дела судом. В Древнем мире сама инициатива истца сама по себе возбуждает процесс;

  • состязательность, так как стороны равны перед судом;

  • в ходе процесса стороны состязаются, представляя суду доказательства своей правоты;

  • суд пассивен, он принимает лишь те доказательства, которые стороны ему предъявят;
Суд оценивает все доказательства по внутреннему убеждению. Доказательство не имеет заранее установленной ценности. В Древнем мире чтобы суд не творил произвол – доказательство должно иметь установленную ценность. В Вавилоне суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению.

Интересны статьи, в которых говориться о доказательствах в законах Хаммурапи.

Система доказательств:

  • клятва;

  • ордалия («суд Божий», разновидность доказательств). Наказание – испытание рекой. 2 случая – обвинение в чародействе, а также, если женщину третьи лица обвиняют в супружеской неверности, а она не была схвачена с поличным;

  • свидетельские показания («купля-продажа»)

    • письменные документы;

    • вещественные доказательства;
Решения фиксировались на глиняных табличках и пересмотреть дело мог только царь. Иные судьи пересмотреть дело не могли.

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама). Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н.э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г. г. до н.э.) в Ниневии Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. С. 110. .

Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:

"Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени" Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М, 2005. С. 35. .

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов. Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми "новыми" общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается "вечность" царской власти в Вавилоне. Характерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду - древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: "Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей" и т.п. Наконец, вводимый словом "отныне", начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие "простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. С. 112. .

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если" после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282 История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. М., 1991. С. 27. .

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по "предмету" регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и " изменение " судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за "дезертирство"), как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т.е. как бы за "кражу"). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п. 89-126 - торговые и коммерческие операции.

п. 127-195 - семейное право.

п. 196-214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п. 215-282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один) Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М, 2005.С. 34. .

«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сирота и вдова жили в справедливости,- в Вавилоне, город, славу которого вознесли Энлиль и Ану, в храме Э-Сагиле,основа которого прочна как небо и земля, — чтобы суд происходил в стране, и приговоре выносились по справедливости, я начертал драгоценные слова на стеле и поставил перед изображением моим царя справедливого».

Кодекс Хаммурапи – древнейший источник права Вавилона представлял свод законов и правил, принятых царем Хаммурапи (правил 1792-1750 г. до н.э.). Свод регулирует правила поведения людей в обществе в условиях стремительно расширяющей свои границы империи.

К моменту смерти Хаммурапи территория включала большую часть современного Ирака, простиралась вдоль рек Тигр и Ефрат вверх по течению Персидского залива.

Сборник включает около 300 законов, касающихся различных вопросов:

  • наказания за убийство, нападение;
  • порядок развода;
  • возврат долгов;
  • оплату сборов ремесленниками;
  • обложение налогами сельского хозяйства;
  • споры о пивоварении.

Кодекс написан на стеле из черного диорита высотой 2,25 м. В настоящее время он хранится в музее Лувр в Париже. Артефакт был найден в районе Сузы на территории современного Ирана при проведении земляных работ экскаваторами. Археологическую экспедицию по факту обнаружения древнего города возглавил Жак де Морган.

Историки предполагают, что камень доставили в Сузы в XII в. до н.э. по приказу Эламского правителя, имя которого удалось прочитать на стеле.

Первоначально свод правил Хаммурапи был нанесен на стелу в храме Сиппар в современном Ираке. Сиппар считался домом бога солнца Шамаш. На стелу нанесено изображение Хаммурапи, окруженного лучами солнца, исходящими от плеч Шамаша. Предполагается, что подобные письмена существовали и в других городах помимо Вавилона, который полностью находился под властью царя.

После смерти царя написанный им свод законов приобрел форму классической формы закона. Археологи нашли сотни табличек с текстами, скопированными из кодекса, датируемые примерно в V в. до н.э., то есть спустя тысячелетие после смерти Хаммурапи.

Что такое кодекс Хаммурапи

Термин «Кодекс Хаммурапи» является современным и назван по аналогии с « » XIX в. Сегодня ученые размышляют о том, являлся ли свод полным сборником законов и исполнялись ли они.

Независимо от вариантов ответов, сам Хаммурапи в предисловии к кодексу заявляет о том, что его право на издание законов даровано богами.

«Ану и Энлиль даровали власть Хаммурапи, набожному царю, для установления справедливости в стране, искоренения зла и унижений, чтобы возвыситься как Шамаш над человечеством, освещая землю…» (Перевод «Новый Свод Хаммупари», Дитер Виель, издание Американского, 2012)

Виды наказаний по праву Вавилона

Каждое правило в своде сопровождается описанием наказания за его невыполнение. Приговор должен выносится суровым. Смертная казнь указана более 30 раз и полагалась за совершение деяний:

  • кражи из ;
  • воровства в дворце;
  • предоставление убежища беглому рабу.

Тяжесть наказания зависела от социального статуса преступника и обвинителя. Правило «око за око» применялось только в отношении граждан, принадлежащих к одной касте.

Например, если человек из элитных слоев общества сломал кость простолюдину, ему полагалось выплатить один фунт серебром в качестве наказания. Если гражданин ударил кого-то выше себя по социальному статусу, в отношении него применялось суровое наказание:

«Если человек ударил по щеке другого с высоким социальным статусом, ему назначается наказание – порка на публике 60 ударов кнутом».

Женщины несли неравные наказания наряду с мужчинами по праву Вавилона. Закон гласит: «Если мужчина свидетельствует о чье-то жене о том, что она совокуплялась не с мужем, она должна прыгнуть в реку ради супруга » (перевод Дитера Ваиля).

Однако в некоторых случаях женщина, в зависимости от обстоятельств, получала имущество в наследство. Существовали законы, защищающие женщину, если муж ее был взят в плен на войне, и ей приходилось жить с другим мужчиной, когда ее питание заканчивалось. В своде регламентировались правила, устанавливающие порядок наследования женщиной имущества с братьями в случае смерти отца.

Судебный процесс по праву Вавилона

В законе явсно сказано, что обязанность доказывания вины лежит на обвинителе. Обвиняемый должен предоставить сведения, подтверждающие его правоту.

К примеру, в отношении штрафа за убийство:

«Если человек сделал заявление против другого лица, и обвинил его в убийстве, но не может обосновать его вину, обвинитель должен быть убит ». (Перевод Дитера Виеля).

Для решения дел создан судейский институт. Хаммурапи управлял и был не в состоянии рассмотреть и принять решение по каждому делу. В его отсутствие процесс велся под руководством мужчин из общин, избранных на место судей.

Штрафы для судей, которые пытались изменить решение общины были суровы: «он обязан возместить в 12-кратном размере ушерб, указанный в решении суда».

Как возник кодекс Хаммурапи

Хаммурапи бы не единственным правителем на Ближнем Востоке, создавшем систему права. В книге «Письмо, право и управление в старовавилонской Месопотамии» (Издание Чикагского университета, 2010) профессор Доминик Шарпен, руководитель Практической школы высших исследований в Париже, пишет о том, что ученым были известны три свода правил до кодекса Хаммурапи.

Самым старейшим из них является кодекс Ур-Намму, царя Ура, написан примерно за три столетия до свода Хаммурапи. Годы правления царя Ура – 2111-2094 до н.э.

Хаммурапи при принятии законов, вероятно, опирался на личным опыте решения спорных ситуаций и брал за основу предыдущие правила.

Особенности кодекса Хаммурапи

Ученые отметили, что при чтении свода Хаммурапи возникают некоторые проблемы в трактовании законов. Например, Шарпен отмечает, что закон распространяется не на каждый возникающий спор и содержит противоречия.

«Один закон предусматривает смертную казнь за хранение документа вором », — отмечает ученый, — «с другой стороны, если человек передал на товары без свидетелей и договора, и хранитель отрицает хранение имущества, то иск не имеет оснований ».

Какова главная цель создания стелы?


Вопрос, над которым ведется дискуссия в научных кругах до сих пор – это установление истинного предназначения стелы Сиппара. Шарпен отмечает, что если даже законы были легко читаемы, то кодекс сложно признать .

Раскрытие тайны лежит, по-видимому, в эпилоге стелы. В нем описаны два момента:

  1. Хаммурапи постановляет любому в царстве, кто имеет спор, подойти к стеле, «понять свою проблему и услышать решение ее в своем сердце ». Другими словами, кодекс Хаммурапи демонстрировал правосудие и царскую власть и давал гражданам уверенность в правосудии, чтобы они не чувствовали себя униженными и обиженными.
  2. Никто из последующих царей после Хаммурапи не могут изменить или игнорировать свод правил. Для тех, кто сделает это, Хаммурапи отправляет проклятие: «Ану, отец богов, тот назначил меня править, лиши власти того, будь то человек, господин или царь, разбей его посох и прокляни его судьбу » (перевод Н.Дитера Виеля).

Памятник древнего Вавилона – кодекс Хаммурапи гласит о том, что справедливость должна навсегда быть установлена на земле.

С незапамятных времен человеческое общество стремилось регулировать поведение своих граждан, их права и обязанности, социальное положение и статус. Древнейшим из дошедших до нас сводов законов является кодекс Хаммурапи, составленный 4 тысячи лет назад. Этот юридический документ, не имеющий аналогов в столь отдаленном прошлом, до сих пор поражает исследователей.

Кодекс законов Хаммурапи был найден в самом начале XX века на территории современного Ирана. В 1901 году группа археологов из Франции, под руководством Жака де Моргана, проводила раскопки на Сузах. Там во времена Древней Месопотамии находилось государство Элам - соперник древнего Вавилона.

Эта экспедиция нашла три осколка базальтового столба высотой чуть более 2 метров. Когда их соединили, то стало понятно, что это уникальная находка. В верхней части стелы было изображение царя или правителя, обращающегося к богу Шамашу, который держал в руках что-то похожее на свиток. Ниже рисунка и на обратной стороне стелы шли строчки клинописных знаков.

Вероятно, воинственные эламиты в один из своих набегов вывезли стелу из Вавилона и доставили в Элам. Захватчики, скорее всего, и разбили ее, предварительно соскоблив первые строчки надписи.
Базальтовый столб был перевезен в Лувр, где надписи на нем расшифровал и перевел профессор ассирологии Ж.-В. Шейль. Это оказался кодекс вавилонского царя Хаммурапи, содержащий подробный свод законов. Позднее уничтоженные статьи были восстановлены на основании записей на глиняных табличках, в том числе из библиотеки Ашшурбанипала, найденной в древней Ниневии.

Собрание законов Хаммурапи можно назвать вершиной законотворчества древних цивилизаций. Он был создан в эпоху расцвета Вавилонского царства в XVIII веке до н. э. Это было совершенное по тем временам государство с сильной, хотя и ограниченной царской властью. Считавшийся служителем верховного божества царь правил, опираясь на жрецов, и его действия так же, как и поведение любого другого жителя Вавилона, регламентировались законами. Это отражает кодекс Хаммурапи, статьи которого посвящены правам и обязанностям граждан.

Основой экономики Древнего Вавилона было сельское хозяйство, и обязанностью правителя являлся контроль за состоянием полей, тем более что большинство земли принадлежало государству.
Развитая система чиновников позволяла успешно решать самые сложные проблемы управления государством, а постоянная армия защищала не только внешние границы, но также внутренний порядок и власть царя.

Пришедший к власти в молодом возрасте Хаммурапи проявил себя как выдающийся организатор, полководец и дипломат. В течение своего более чем тридцатилетнего правления он планомерно решал три основные задачи.

Объединение разрозненных и враждующих государств Месопотамии под своей властью.
-Развитие сельского хозяйства на основе мощной ирригационной системы.
-Установление и поддержание справедливых законов, которые и воплотились в кодекс Хаммурапи.

И следует отдать должное этому незаурядному правителю: он не только успешно справился с поставленными задачами, но и прославился именно благодаря своему кодексу.

Судя по первым строкам клинописного текста, главная цель создания кодекса - установление всеобщей справедливости. Главным гарантом этого и источником всяческих благ объявлялся царь.

Основная часть кодекса - это статьи законов, их в своде насчитывается несколько сотен. Несмотря на обращение к богам во вступлении, сами статьи не имеют связи с религиозными аспектами жизни людей того времени, а касаются исключительно правовых моментов.

В заключение этого документа царь перечисляет свои заслуги перед страной и богами в принятой в то время напыщенной манере и призывает кары богов на головы нарушителей закона.

Характеристика кодекса царя Хаммурапи может быть дана как с юридической, так и с исторической точек зрения.

Как юридический документ кодекс царя Хаммурапи — это свод норм, регулирующих поведение граждан государства в самых разных сферах: политической, хозяйственно-экономической, семейно-бытовой и т. д. То есть статьи кодекса имеют отношение как к уголовному, так и к гражданскому праву, хоть в Древнем Вавилоне, самих этих понятий еще не было.

Нормы свода законов во многом основаны на обычном праве, древних традициях и старом шумерском законодательстве. Но Хаммурапи дополнил кодекс и своим видением правовых отношений.

Сплошной клинописный текст, выбитый на стеле, исследователи разделили на параграфы или статьи, которые можно сгруппировать по предмету:
-статьи, касающиеся имущественных отношений: права наследования, экономических
обязательств перед царем и государством;
-семейное право;
-статьи, связанные с уголовными преступлениями: убийством, членовредительством, кражей.

Однако самый первый «раздел» кодекса описывает меры, направленные на предотвращения произвола в судах, и нормы регулирующие поведение судей. Это отличает законы Хаммурапи от иных древних судебников.

Статьи, касающиеся этой области, направлены на защиту права собственности, причем приоритет имели государственное имущество и собственность царя. Правитель также обладал исключительным правом распоряжаться всей землей в государстве, а общины платили в казну налог за использование земли.

Регулированию прав владения землей, в том числе полученной за службу, и условий аренды имущества в кодексе уделяется большое внимание. Описываются правила пользования ирригационными сооружениями и наказание за причиненный им вред. Кодекс предусматривал также кару за недобросовестную торговую сделку, помощь беглому рабу, порчу чужого имущества и т. д.

Надо отметить, что кодекс Хаммурапи содержал много довольно прогрессивных для того времени статей. Например, в нем время долгового рабства ограничивалось тремя годами, вне зависимости от размеров долга.

Семейные отношения, как следует из кодекса, имели патриархальный характер: жена и дети были обязаны подчиняться хозяину дома, по закону мужчина мог иметь несколько жен и усыновлять детей рабынь. Жена и дети были фактически собственностью мужчины. Отец мог лишить сыновей наследства.

Женщина, правда, не была совсем уж бесправной. Если муж грубо с ней обращался, без доказательств обвинял в измене, жена имела право вернуться к своим родителям, забрав приданое. Она могла владеть собственным имуществом и в ряде случаев совершать сделки.

При вступлении в брак заключался брачный договор, в котором оговаривались права жены, в том числе и на имущество.

Наказания за уголовные преступления, описанные в кодексе, отличаются жестокостью - самой распространенной карой была смертная казнь. Причем в основном статьи уголовного права опирались на распространенный в древности принцип талиона, по которому наказание должно быть аналогично (равнозначно) совершенному преступлению.

Этот логичный, с точки зрения сознания древнего человека принцип нередко доводился до абсурда. Так, в одной из статей кодекса написано, что если строитель построил непрочный дом, и в результате его обрушения погиб сын владельца дома, то необходимо убить ребенка строителя.

Иногда телесные наказания могли быть заменены штрафом, особенно если речь шла о причинении вреда рабу.

Специальных судей общество Древнего Вавилона не знало, и урегулированием отношений между гражданами и определением меры наказания за преступления занимались административные чиновники и именитые люди города. Верховным судьей, приговор которого не оспаривался, считался сам царь.

Во времена Хаммурапи существовали и храмовые суды, но они не играли существенной роли в судопроизводстве и лишь принимали клятвы перед статуей божества в храме.

Кодекс Хаммурапи является уникальным источником для изучения не только истории права, но и политической жизни, быта и материальной культуры людей, живших на территории Месопотамии за 2 тысячи лет до рождения Христа.

Множество нюансов и особенностей жизни в Древнем Вавилоне стали известны только благодаря этому сборнику законов. Так, из кодекса Хаммурапи историки узнали, что, кроме свободных и полноправных общинников и бесправных рабов, в вавилонском обществе были еще «мушкенумы». Это частично бесправные бедняки, служащие царю или государству, например, на строительстве каналов.

Сельское хозяйство и внутренняя политика, ремесло и здравоохранение, система обучения и семейно-брачные отношения - все нашло отражение в кодексе законов Хаммурапи.

О них на нашем сайте), вероятно, ок. 1755 г. до Р. Х. Они переписывались потом полторы тысячи лет как великий памятник мудрости – как позднее римское право или кодекс Юстиниана . Однако, новизны в них, скорее всего, было мало – объединив Месопотамию , Хаммурапи просто внедрил по всему её пространству законодательные установления, большинство которых использовалось уже и раньше. Главной новой чертой в кодексе Хаммурапи стало усиление роли государства в экономике, регулировка им цен, арендных отношений, долговых процентов, водопользования. После краха древних шумерских «социалистических» империй значение государства в хозяйственной жизни заметно ослабло, но теперь оно вновь возросло, хотя далеко не до прежних размеров.

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Защищая бедных от богачей, Законы Хаммурапи установили предельный срок долгового рабства – 3 года. Они запрещали отбирать для покрытия долга не только землю, но и урожай. Каждые 10-15 лет Хаммурапи его преемники «указами справедливости» освобождали долговых рабов и кассировали часть долгов вообще.

Тем не менее, эти Законы отнюдь не устраняли сословной неравноправности. Низший слой месопотамского общества делился в эту эпоху на три основных сословия: авилумы (крестьяне свободных, самоуправляющихся общин), мушкенумы («склоняющиеся под покровительство» – крепостные или полукрепостные арендаторы царской земли) и вардумы (частные рабы, которые, правда, часто имели собственное имущество и семью). Кодекс Хаммурапи не отменял этого деления, и ущерб, нанесённый личности авилума , в нём карался сильнее, чем в случае, если бы пострадал мушкенум . Однако в браках людей разных сословий дети должны были наследовать права более привилегированного родителя. Рабам разрешалось выступать на суде в свою пользу. Обращённый в рабство на чужбине вавилонянин по прибытии на родину немедленно освобождался без выкупа.

Законы Хаммурапи. Видеоурок

Принцип талиона (наказания «равным за равное») Законы Хаммурапи проводили в самом буквальном смысле. Выбивший глаз или зуб лишался собственного глаза или зуба. За необоснованное обвинение клеветник наказывался карой, которая угрожала бы ответчику, если бы обвинение оказалось истинным. Смертная казнь применялась широко – в том числе и за многие виды воровства. При шумерах широко применялись наказания штрафами, но в кодексе Хаммурапи их почти не было. Впрочем, самые распространённые уголовные преступления (большинство видов воровства, убийство) в Законах почти не упоминаются: они решались по обычному праву, которое Хаммурапи не собирался менять. Зато он уделял большое внимание семейному праву.

Изданный им сборник законов Хаммурапи считал главным достижением своей жизни, возглашая: «Мои законы отменны и не имеют равных» Он запретил преемникам уничтожать или менять их (хотя некоторые учёные полагают: в этом запрещении он имел в виду лишь то, чтобы с его собственным именем никто не связывал никакого другого кодекса). До нас дошло около 40 копий Законов Хаммурапи – столько не имеет ни один иной клинописный текст. Их продолжали делать даже тогда, когда в Месопотамии действовало уже другое законодательство.

Поделиться: