Палестинцы. Вера православная - палестина

В значительной степени современная культура Палестины представлена в работах палестинских прозаиков и мастеров изобразительного искусства. При этом, как отмечают критики, в Палестине на сегодняшний день начинает довольно динамично развиваться и кинематографическая индустрия.

Религия Палестина

По существующей официальной статистике немногим более 75% населения в основном арабского происхождения являются приверженцами ислама суннитского толка. Однако, в целом же, современная насчитывает представителей и иных религиозных конфессий, в частности это иудеи, христиане православного и католического вероисповедания. В этом смысле география Палестины позволяет утверждать, что, конечно, мусульман здесь традиционно большинство.


Экономика Палестина

Исходя из особенностей современного рынка Ближнего Востока, развивается по трем основным направлениям, а именно это сельское хозяйство, легкая промышленность и торговля. При этом стоит отметить, что значительная часть той же сельскохозяйственной продукции Палестины поступает на переработку в Израиль.


Наука Палестины

Хотя значительная часть палестинских специалистов получают образование в различных учебных заведениях Западной Европы, США и той же России, но так же имеет довольно развитую сеть подготовки, как своих специалистов, так и подготовки преподавателей. Так в частности в 2000 году в государстве Палестина насчитывалось немногим менее полутора тысяч общеобразовательных школ.


Искусство Палестины

Одной из основных особенностей современной Палестины является то обстоятельство, что современное в значительной степени старается отражать современные реалии жизни палестинского общества и его социально-политическую проблематику в рамках современных реалий. При этом, культура , как отмечают критики - литература и изобразительное искусство в основном основываются на традициях европейской культуры и в меньшей степени на традициях арабского наследия.


Кухня Палестины

Так уж складывается исторически, что традиционная за свою многовековую историю впитала в себя лучшие кулинарные традиции своих арабских соседей. С учетом этого ливанская «баба гануш» в Палестине имеет несколько иное имя, а именно «мтабэль», при этом имея не только одинаковые ингредиенты, но и порядок приготовления.


Обычаи и традиции Палестины

Одной из основных особенностей национальных традиций и обычаев Палестины, что многовековое соседство таких культур, как арабская и иудейская привело к тому, что много впитала в себя от еврейской культуры. И это касается не только обычаев обустройства дома, но и традиционных танцев и песен.


Спорт Палестины

Если говорить о развитии спорта и спортивных традиций Палестины, то явление несколько однообразное с преимущественным уклоном в традиционный европейский футбол. И в отличие от спортивных традиций таких соседних арабских стран, как Саудовская Аравия или Арабские Эмираты, в Палестине практически не практикуют национальные виды спорта.

Палестина, располагаясь между Египтом и Си­рией, делится в при­род­ном отношении на несколько областей. У по­бе­режья Средиземного моря тянется плодородная низменность, открытая влажным морским ветрам. На восток от низменности располагается холмистое нагорье, на котором уже в древнейшие времена стали возможными земледелие и ско­то­вод­ство. Еще далее на восток страна рассечена глубокой узкой долиной реки Иордан, которая впадает в со­ле­ное и без­жиз­нен­ное Мертвое море. Там же расположены сухие степи, переходящие в Си­рийскую пустыню. На крайнем юге находится сухая гористая пустыня, которая тянется в сто­ро­ну гор Синайского полуострова. Вплоть до конца IV тыс. до н. э. климат Палестины был более влажным, а часть Западной низменности была заболочена; Заиорданье было занято пышными пастбищами; в до­ли­нах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезли леса и бо­ло­та, степи оскудели. Густые леса и кус­тар­ни­ки сохраняются только в до­ли­не Иордана, однако эта глубокая впадина не превратилась, как другие речные долины в со­сед­них странах, в жиз­нен­но важную артерию страны, а явилась барьером между ее западной и вос­точ­ной частью.

Страна была удобна для земледелия, которое воз­ник­ло здесь в пе­ри­од мезолита или раннего неолита, что доказано археологическими раскопками, а с IV тыс. до н. э. достигло своего расцвета. Как подчеркивают историки, население Древней Палестины было очень неоднородным. Находясь на перепутье торговых и во­ен­ных путей, соединявших страны Передней Азии с государствами Эгейского моря и Егип­том, Палестина неоднократно подвергалась нашествиям и за­во­е­ва­ни­ям,а так­же длительной колонизации со стороны соседних племен и на­ро­дов.

Древнейшими семитскими племенами, населявшими Палестину в III тыс. до н. э., были хананеи, которые находились в хо­зяй­ствен­ном и куль­тур­ном общении с на­ро­да­ми Шумера, Вавилона и Егип­та. Люди жили в ук­реп­лен­ных поселениях, знали медные орудия труда. Случалось, сюда совершали походы египетские войска. В пе­ри­од Среднего царства палестинские племена кочевников-пастухов и осед­лые племена подчинялись египетским фараонам. Периодически происходил приток пастушеских племен из степей соседней Аравии. Новые пришельцы, оседая здесь, переходили к зем­ле­де­лию. Основными занятиями хананеев были скотоводство и осед­лое земледелие, т. е. сельское хозяйство. Сеяли просо, овес, пшеницу, ячмень. Были приручены собаки, козы, овцы, ослы и круп­ный рогатый скот. Широко было распространено виноградарство, виноделие и олив­ко­вод­ство. Не случайно, например, в еги­пет­ских надписях периода Древнего Царства имеются указания на то, что египтяне вывозили из Палестины оливковое масло.

Культура Древнего Ханаана создавалась под влиянием соседних народов, в час­тнос­ти народа Египта, но была по своему уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы в ус­ло­ви­ях первобытного общества не могли создать искусства, которое могло бы сравниться с ис­кус­ством Египта. Характерным для художественного творчества хананеев, обладавшим рядом оригинальных черт, было имитирование египетских изделий. Сородичи палестинских хананеев в Си­рии, которые с дав­них времен контактировали с Дву­речь­ем, распространяли на Па­лес­ти­ну влияние шу­ме­ро-ак­кад­ской культуры. Письменность в Па­лес­ти­не появилась во II тыс. до н. э. В боль­шин­стве своем хананеи использовали аккадский язык и кли­но­пись, а так­же египетскую иероглифику. Однако им была известна и пись­мен­ность Финикии, приспособленная к ха­на­нейско­му языку. В Па­лес­ти­не было распространено и так называемое синайское письмо, явившееся прототипом финикийского алфавита. Ученым известны деловые документы из Хана­ана, поэтому вполне вероятно, что существовала и пись­мен­ная литература, которая до нашего времени не дошла.

Каждая община, племя, каждый город хананеев обычно имели собственного покровителя в ли­це богов, который чаще всего обозначался именем Ваал, что означает «господин, хозяин». С куль­том Ваала сочетались культы и дру­гих божеств, которые считались его женами, детьми и т. д. Значительное распространение имели культы богинь плодородия – Аштарт, Анат, а так­же бога дождя, грома и мол­нии – Хадада. В честь богов строились храмы, но поклонялись и де­ре­вян­ным и ка­мен­ным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла богиню плодородия. Широко были распространены человеческие жертвоприношения. При возведении ка­ко­го-ни­будь важного здания или, например, крепости в ос­но­ва­ние закладывалась человеческая жертва. Часто это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жер­тву собственных детей, рожденных первыми.

Уже в глу­бо­кой древности получили развитие в Па­лес­ти­не различные ремесла. К XVII–XVI вв. до н. э. относятся высокохудожественные керамические и юве­лир­ные изделия ханаанского ремесла, найденные, например, при раскопках в Иери­хо­не.

В те­че­ние XVIII в. до н. э. на территории Палестины возникает большой, разнородный в эт­ни­чес­ком плане союз племен, которые называли гиксосами. Он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, с цен­тром в Па­лес­ти­не. Добыча, награбленная гиксосами в Егип­те, обогатила племена, участвовавшие в гик­сос­ском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Па­лес­ти­не указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и иму­ще­ствен­ное неравенство. Изгнание гиксосов из Египта и пос­ле­ду­ющее завоевание египтянами Палестины, которое началось в пер­вой половине XVI в. до н. э., привели к ра­зо­ре­нию стра­ны,что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в сос­тав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и пос­тав­ля­ла рабов. В раз­лич­ных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялся Иерусалим, продолжали сидеть собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели. Население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и со­дер­жа­ни­ем военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.

Предки евреев, в I тыс. до н. э. составлявших основное население Палестины, ко­чев­ни­ки-ско­то­во­ды хабири (хапиру) пришли в Па­лес­ти­ну в се­ре­ди­не II тыс. до н. э., когда там ослабло влияние Египта. После долгой борьбы в XIII в. до н. э. пришельцы покорили Ханаан. Борьба за полное овладение Палестиной длилась очень долго, и в результате древнееврейские племена образовали на территории завоеванной Палестины союз еврейских племен, который носил название Израиль (впервые он упоминается в од­ной из египетских надписей около 1230 г. до н. э.). Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось с при­шель­ца­ми. Захват городов давался с боль­шим трудом, и ха­на­ан­ские города еще долго продолжали существовать в ок­ру­же­нии израильского населения. Оседая на постоянное место жительства, кочевники превращались в зем­ле­дель­цев. В это же время жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, которые оштукатуривались изнутри известковым цементом, что давало возможность собирать и дли­тель­ное время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, которые ранее поселялись только у ручь­ев и ис­точ­ни­ков, освоить центральное нагорье. Здесь и про­ис­хо­ди­ло быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они захватывали и до­ли­ны, занимая города – опорные центры хананеев.

В борь­бе с ко­рен­ным ханаанским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. Впрочем, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которые начали вести оседлую жизнь на юге гор­ной области, расположившейся за­па­днее Мертвого моря (через некоторое время названной Иудеей), раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и на­ибо­лее плодородную часть Палестины. Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и по­ло­же­но завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в сво­их рабов.

Язык израильтян имел общие корни с языком ха­на­неев, что способствовало их слиянию в од­ну народность. Завоеватели переняли земледельческую культуру коренного населения и, частично, религиозные представления. При этом надо иметь в ви­ду, что местное население стояло по уровню развития гораздо выше завоевателей, поэтому в ре­зуль­та­те ассимиляции неизбежно оказались утраченными или приоста­новленными в со­вер­шен­ство­ва­нии какие‑то ремесла. В свя­зи с за­во­ева­ни­ем Палестины иудеями и пе­ре­хо­дом к зем­ле­де­лию богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. И хо­тя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к зна­чи­тель­но­му упадку производительных сил и куль­ту­ры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к эко­но­ми­чес­ко­му расцвету страны. На севере страны развивалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стали процветать виноделие и осед­лое скотоводство. Постепенно осваивались рудники, и из­де­лия из железа становились не только обязательным хо­зяй­ственным атрибутом, но и пред­ме­том торговли. Количество рабов к на­ча­лу I тыс. до н. э. в свя­зи с за­во­ева­тель­ны­ми войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и при­об­ре­та­лись как товар. Израиль к то­му времени уже вступил в меж­ду­на­род­ные торговые связи.

В XII в. до н. э. на территории Палестины сложилось раннеклассовое общество. Управление в фор­ми­ро­вав­шем­ся Израильском государстве почти до начала XI в. до н. э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными должностными лицами. Иногда «судьями» становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Па­лес­ти­не. Первый царь, Саул, избранный на народном собрании около 1020 г. до н. э., подчинил все израильские племена, в том числе и иуде­ев, что позволило ему неоднократно побеждать в войнах. После гибели Саула и его сыновей в стра­не начались беспорядки, этим воспользовался один из царских военачальников из племени иудеев – Давид, который чувствовал поддержку со стороны некоторых представителей знати различных израильских племен, особенно иудеев, и иудейско­го жречества. Именно Давид стал следующим царем Израиля, а ста­рин­ный город Иерусалим, завоеванный Давидом в 995 г. до н. э. и рас­по­ло­жен­ный в пре­де­лах территории племени иудеев, превратился в столицу государства.

Сын Давида, царь Соломон (965–926 гг. до н. э.), чью мудрость восхваляет библейская легенда, заключил союз с пос­лед­ним фараоном XXI династии Египта и же­нил­ся на его дочери. В его правление упрочились экономические связи, расцвели сухопутная и мор­ская (по Красному морю) торговля с со­сед­ни­ми странами, в час­тнос­ти медью (как показали раскопки, в пор­тах имелись крупнейшие медеплавильные мастерские). Соломон активно занимался строительством в круп­ных городах Палестины, в том числе в Иеру­са­ли­ме. Для этого он приглашал талантливых архитекторов и ре­мес­лен­ни­ков. Известно, что Соломон осуществил значительные преобразования в плане ор­га­ни­за­ции своего государства. Он разделил его на 12 про­вин­ций, каждая из которых обязана была один месяц в го­ду содержать царский двор и весь государственный аппарат. Соломон ввел стабильную систему налогов и по­вин­нос­тей. Была создана постоянная армия с креп­ки­ми отрядами колесничих. При раскопках были обнаружены царские конюшни, которые в сво­ем благоустройстве мало отличались от домов населения.

Культура Палестины I тыс. до н. э. испытывала большое влияние египетской, вавилонской и фи­ни­кийской традиций. Особенно это прослеживается при анализе искусства и ли­те­ра­ту­ры. О ли­те­ра­ту­ре этого периода известно по ряду произведений, в пе­ре­ра­бо­тан­ном виде вошедших в сос­тав Библии, которая является историческим документом, а так­же религиозным и ху­до­же­ствен­ным памятником литературы.

Исследователи отмечают общие для хананеев и из­ра­иль­тян религиозные представления и куль­ты, например поклонение деревьям и ка­мен­ным столбам. У всех семитских народов, проживавших на территории Палестины, божество обозначалось, как правило, словом «эл». Известно, что боги Эл, Элоах (множественная форма Элохим) встречаются почти на каждой странице Ветхого Завета. Корни «эл» или «ал» входят в сос­тав имен многих сирийских, ханаанских, финикийских и древ­не­се­мит­ских богов. Например, Израэл, Ифтаэл, Кацаэл – имена местных богов; библейский Ваал – грозный царь Вселенной, ваал Сефон – бог ветров, ваал Берит – покровитель заветов. Французские археологи, раскопавшие под холмом у си­рийско­го берега Средиземного моря древний город Угарит, нашли клинописные таблички, содержавшие множество религиозных сюжетов, близких ветхозаветным. Там же были найдены позолоченные фигурки богов. Среди них – Эл. Также было обнаружено изваяние «звездной девы». У шу­ме­ров ее называли Инанна, у ак­кад­цев – Иштар, в Биб­лии ее именуют Ашторет или Астарта. Поклонение божествам у из­ра­иль­тян происходило в шат­рах или на горных высотах. Храмовое богослужение отсутствовало.

Согласно религиозным представлениям народов Ханаана и об­ще­ха­на­ан­ской мифологии, каждый из сыновей Эла является бо­гом-пок­ро­ви­те­лем того или другого народа или племени. Так, бо­гом-по­кро­ви­те­лем племени иудеев был Яхве (Ягве, Иегова) – центральная фигура иудейского пантеона, т. е. первоначально он был этническим божеством, заботящимся только об одном народе. С раз­ви­ти­ем общественных отношений постепенно менялись представления о Ях­ве. Образование союза племен сопровождалось борьбой против родового сепаратизма, а воз­ник­но­ве­ние царской власти вызвало потребность превратить Яхве во всеизраильского бога. В 932 г. н. э., во время правления царя Соломона, в це­лях укрепления царской власти и лик­ви­да­ции стремления родов к обо­соб­ле­нию в Иеру­са­ли­ме был построен Храм в честь бога Яхве. Храм должен был стать символом единства и гар­мо­нии всех народов Израиля.Иерусалимский Храм стал местом коллективного богослужения. Яхве становится общеплеменным богом в так называемый период Царств (XI–VI вв. до н. э.). Постепенно на него переносятся атрибуты всех прочих богов. Начинают складываться предпосылки для оформления монотеизма.

После смерти Соломона и вол­не­ний в стра­не единое рабовладельческое государство в 925 г. до н. э. раскололось на два царства: Северное (Израиль) и Юж­ное (Иудея). Израиль продолжал крепить торговые связи с Егип­том, богател. Был введен культ тельца (подобие египетского культа быка Аписа). Это было необходимо еще и по­то­му, что из страны утекали богатства в Иеру­са­лим­ский храм, который находился в Иудее. В Из­ра­иле происходила довольно быстрая смена династий. В 875 г. до н. э. военачальник Омри основал самую значительную и вли­ятель­ную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытал пору расцвета, и в ассирийских документах IX в. до н. э. государство Израиль называется «дом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию. Обнаруженный при раскопках царский дворец в Са­ма­рии является свидетельством богатства знати. Об этом же говорят и найден­ные в го­ро­де многочисленные резные пластины из слоновой кости, части различных изделий, украшенные золотом и дру­ги­ми драгоценными материалами. Найденные в цар­ском дворце многочисленные обломки глиняных сосудов использовались в VIII в. до н. э. как писчий материал, что свидетельствует о зна­чи­тель­ных размерах царского хозяйства. На сохранившихся черепках были оставлены сопроводительные документы к не­об­хо­ди­мым поставкам дворцу вина и мас­­ла, которые привозили из царских имений. Довольно долго древнееврейское общество не было знакомо с дол­го­вым рабством; рабами были только военнопленные или купленные иноплеменники. Часть военнопленных, перешедшая в соб­ствен­ность царя, была задействована в цар­ском хозяйстве, а так­же на строительных работах, которые имели общегосударственное значение. Однако в IX в. до н. э. в Из­ра­иле с рос­том денежного хозяйства и рос­тов­щи­че­ства выделились поденщики и ра­бы-должники. С уси­ле­ни­ем торговли и рос­тов­щи­че­ства в Из­ра­иле интенсивно росло число людей, которые были оторваны от средств производства.

В рас­смат­ри­ва­емое время уровень жизни в Из­ра­иле и Иудее был значительно выше, чем в пред­ше­ству­ющее тысячелетие. Однако жизнь большинства населения оставалась очень тяжелой. Люди жили в гря­зи, нищете и тес­но­те, безуспешно пытаясь бороться с бо­лез­ня­ми при помощи магических обрядов и ри­ту­аль­ных омовений. Лишь часть состоятельных рабовладельцев могла себе позволить более обеспеченную жизнь. В го­ро­де жилища располагались скученно, у бо­лее зажиточных людей они зачастую были двухэтажными; в та­ком доме первый этаж занимали мастерские и служ­бы, подсобные помещения, здесь же ютились рабы; члены зажиточной семьи располагались на втором этаже, а в прохладное время суток имели возможность отдыхать на плоской крыше. Вода собиралась и от­ста­ива­лась в цис­тер­нах при доме. Одежда бедного населения была из шерсти или из льна и сос­то­яла всего лишь из рубахи до колен; муж­чины носили шер­стя­ной колпак. Богатые могли себе позволить длинный шерстяной плащ с бах­ро­мой и мяг­кие сапоги с заг­ну­ты­ми носками. Свободные женщины носили на голове длинное покрывало, которым прикрывали лицо. Мебель и до­маш­няя утварь были очень бедными, глиняные сосуды являлись основной частью утвари и слу­жи­ли не только для варки и хра­не­ния пищи, но и для хранения разных вещей. К то­му времени в поль­зо­ва­нии у зем­ле­дель­цев уже были достаточно совершенные земледельческие орудия – короткий железный серп и плуг. Несмотря на это бедняки все еще возделывали почву, как и мно­го позже, мотыгой.

Израиль прекратил свое существование в 722 г. до н. э., когда под натиском ассирийских войск пала его столица Самария.

В Иудее у влас­ти продолжала находиться династия потомков Давида. Ее жители, потеряв свои торговые связи с Егип­том, стали заниматься исключительно земледелием. Значительные доходы приносил Иерусалимский Храм, куда собирались паломники с да­ра­ми для Яхве. Иудею могла постигнуть судьба Израиля, так как Ассирия сильно угрожала ее существованию в качестве самостоятельного государства. Осада Иерусалима, когда там правил царь Езикия, тому подтверждение, но Иудея уцелела. Однако, как и ра­нее в Из­ра­иле, в бо­лее отсталой Иудее в VIII в. до н. э. возникло рабство среди иудеев, т. к. разорявшаяся беднота нередко становились жертвой ростовщиков, продавая землю богачам. С пос­те­пен­ным развитием долгового рабства, а так­же под влиянием других последствий быстрого роста денежного обращения происходили серьезные социальные преобразования. Точно так, как когда‑то в за­ко­но­да­тель­стве Хаммурапи, в иудейском законодательстве в свя­зи с со­бы­ти­ями, угрожающими существованию самого государства, был принят закон об ограничении долговой кабалы: «…Если ты купишь ра­ба-ев­рея, то пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Этот закон был тесно связан с дру­гим постановлением иудейского законодательства того периода: «Когда обеднеет у те­бя брат твой и про­дан будет тебе, то не налагай на него работы раба – он должен быть у те­бя как наемник, как поселенец» 1 .

О ха­рак­те­ре социальных преобразований мы можем судить по древним источникам, которые содержат сведения о дви­же­нии, возглавляемом так называемыми «пророками». Движение это было связано с борь­бой внутри жреческих группировок, но отразило и бо­лее существенные противоречия в тог­даш­нем обществе.

Жрецы были тесно связаны со знатью; известно, что жрецы Яхве составляли корпорацию («племя левитов»), увеличивая свою численность за счет выходцев из числа определенных знатных родов, являясь значительной опорой царской власти. Культ других божеств тоже был привилегией отдельных знатных родов – преимущественно из числа местной знати, которая противопоставлялась служилой знати Иерусалима. С дав­них времен в ре­ли­ги­оз­ной жизни народов Древней Палестины, Финикии и Си­рии особую роль играли служители культа, подобные шаманам, которые доводили себя до экстаза, а за­тем предсказывали будущее или занимались заклинаниями. Когда в клас­со­вом обществе появилось официальное жречество, такие «пророки» не везде исчезали и в ряде стран существовали довольно успешно, причем даже соперничая в сво­ем влиянии на народ со жрецами. В пер­вой половине I тыс. до н. э. в Па­лес­ти­не появились пророки (наби) ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кие проповедники, которые в сво­их проповедях зачастую прибегали к кол­дов­ским действиям. Особое влияние имели пророки, связанные с куль­том Яхве. Они открыто боролись против культов, которые поддерживались местной родовой знатью. Действия пророков были не чем иным, как проявлением идеологической борьбы различных жреческих течений, которые выражали интересы разных группировок господствующего класса. В VIII в. до н. э.пророки в сво­их устных и пись­мен­ных выступлениях, говоря осудительно о куль­тах наиболее существенных божеств, которые соперничали с Ях­ве, одновременно выступали против упадка благочестия. В свя­зи с этим они осуждали хищнические действия и рос­тов­щи­че­ство знати. Все бедствия народа, убеждали они, оттого, что люди отступают от божественных предписаний, а не строго следуют им. Пророки предсказывали стране гибель от рук завоевателей, угроза которой выдавалась за гнев бога Яхве, недовольного недостаточным почтением к его культу. Любые недовольства и раз­дра­же­ние со стороны народа пророкам удавалось погасить с помощью религиозной проповеди, сохраняя при этом власть господствующего класса, утешая людей рассказами о при­хо­де будущего царя – «мессии», «помазанника» Яхве.

В VII в. до н. э., в пе­ри­од правления царя Иосии, в стра­не была проведена религиозная реформа. Начало ей было положено в 621 г. до н. э., когда жрецы Иерусалимского Храма обнародовали «чудесным образом обретенную» Книгу Закона, представлявшую собой основную часть библейского ветхозаветного Второзакония. Ссылаясь на эту книгу, царь Иосия активно искоренял языческие культы и сим­во­ли­ку, способствуя возвеличиванию культа одного бога Яхве. Результатом этой реформы было, с од­ной стороны, появление в 622 г. до н. э. нового законодательства, восходящего к глу­бо­кой древ­ности – к ле­ген­дар­но­му пророку и вож­дю израильтян в пе­ри­од их кочевой жизни Моисею. Новое законодательство утвердило единственно дозволенный культ в стра­не, которым провозглашался культ бога Яхве с цен­тром в Иеру­са­ли­ме. Был также внесен и ряд значительных дополнений к за­ко­ну конца VIII в. до н. э. о вы­хо­де на волю ра­ба-дол­жни­ка после шести лет работы. Так, рабу, вышедшему на свободу, полагалось выдать зерна, вина, несколько овец. С дру­гой стороны, повсеместно происходило унич­тожение изображений древних богов.

Одним из активных сторонников Иосии был Иеремия, возглавлявший «движение пророков», который высмеивал языческих богов «ваалов и ас­тарт», называя их бессильными и бес­по­мощ­ны­ми истуканами, сделанными рукой человека. Однако мысль о вер­нос­ти одному богу ни царь Иосия, ни пророк Иеремия, ни жрецы Иерусалимского Храма привить народу не смогли. Библейские тексты постоянно упоминают о слу­же­нии народа идолам «на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом» 1 .

После гибели Ассирии в кон­це VII в. до н. э. Вавилония постепенно завоевывала ассирийские владения в Пе­ред­ней Азии, составляя соперничество в этом Египту. В сра­же­нии с еги­пет­ским фараоном Нехо в 609 г. до н. э. погиб Иосия. На смену ему был назначен египетский ставленник. В 597 г. до н. э. Иудея была подчинена Вавилонии, хотя Египет оказал значительную помощь Иудее. Часть иудейской знати была уведена в Ва­ви­лон. Но новое положение не устраивало Иудею, она с тру­дом мирилась с по­ра­же­ни­ем и в то же время начала подготовку к но­вой войне, рассчитывая, что и на этот раз Египет не останется в сто­ро­не. Новая война с Ва­ви­ло­нией началась в 590 г. Разбив все иудейские войска вне Иерусалима, вавилонские войска осадили саму столицу. Чтобы избежать поражения, иудейская знать решила пополнить войско ра­ба­ми-дол­жни­ка­ми, объявив их свободными, но и это не возымело должного результата. В 586 г. до н. э. Иерусалим должен был сдаться. Представители имущих слои иудейского народа, духовной и свет­ской знати, часть бедного населения и мно­гие ремесленники были захвачены и уве­де­ны в Ва­ви­лон. Другие жители бежали в Еги­пет. Так прекратило свое существование Иудейское царство.

Иудаизм как монотеизм сформировался под влиянием новых исторических обстоятельств. Жрецы вывезли с со­бой древние документы, которые, находясь плену, обобщили и при­вели в бо­лее или менее стройный вид. Так была создана Тора (Пятикнижие Моисея), где закрепилась идея единого бога Яхве. Жречество призывало еврейский народ, находящийся в ва­ви­лон­ском плену, к стро­жайшей обособленности от вавилонян. По­явились пищевые запреты, а так­же запреты на смешанные браки. Главная цель – сохранение целостности народа, недопущение его растворения среди вавилонян. Не все иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них осели в го­ро­дах Вавилонии, где занимались ремесленной и дру­гой деятельностью. Большую часть из них представляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись вернуться на свою родину и сно­ва занять там господствующее положение. Духовную поддержку этим надеждам оказывало ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кое движение, связывавшее себя с тра­ди­цией пророков. В се­ре­ди­не VI в. до н. э. значительным и вид­ным деятелем этого движения был Иезекииль – представитель иерусалимской знати. Он создал учение о бу­ду­щем иудейском государстве как крепком едином царстве, которым должны управлять иерусалимские жрецы во главе с мессией – потомком династии Давида. Полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве в той его форме, которая давно была выработана пророческим учением. Центром в этом государстве должен был стать обязательно Иерусалим с глав­ным Храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью; за поклонение другим богам могла последовать жестокая расправа. Идеи Иезекииля не могли быть осуществлены, но они получили дальнейшее развитие у час­ти пленных иудеев и бы­ли приспособлены к ус­ло­ви­ям, которые складывались в то время в Пе­ред­ней Азии.

Мечта о воз­вра­ще­нии на родную землю стала реальностью после смерти вавилонского царя Навуходоносора II. После смены в Ва­ви­ло­нии нескольких царей она в 538 г. до н. э. была захвачена Персией. Персидский царь Кир, надеясь сделать Иудею опорным пунктом в борь­бе за овла­дение Египтом, откликнулся на просьбу иудейских жрецов вернуть соплеменников на родину и дать возможность восстановить разрушенный Храм. В те­че­ние VI–V вв. до н. э. происходило возвращение иудеев в Иеру­са­лим. Там возникла привилегированная хра­мо­во-го­род­ская община. Храм восстанавливался на рубеже V–IV вв. до н. э. Рекомендациями и ус­та­нов­ле­ни­ями Торы закреплялась власть жрецов. Положения Торы зафиксировали и ос­вя­ти­ли концепцию, согласно которой всемогущий иудейский бог Яхве пребывает в Иеру­са­лим­ском Храме, где он принимает в ли­це первосвященников от избранного народа дары и жер­твы.

Иерусалимская община постепенно усиливала изоляцию в пра­во­вом и ре­ли­ги­оз­ном отношении членов своей общины от внешнего мира. Было установлено строгое правило, запрещающее членам данной общины браки вне общины, даже расторгались уже состоявшиеся подобные браки. Жрецами был окончательно оформлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы), который считался написанным Моисеем, куда вошли мифы и ле­ген­ды, а так­же правовые и об­ря­до­вые предписания и ука­зы, объявленные обязательными для общины. Любое отступление от духа и бук­вы Торы и тем более поклонение другим богам, кроме Яхве, и да­же просто признание существования таких богов были объявлены несовместимыми с пре­бы­ва­ни­ем в об­щи­не. Это каралось изгнанием из общины, так как считалось, что это навлекает на общину гнев бога; помимо того, ус­тра­ива­лись судилища.

Бог Яхве приобрел теперь характер небесного подобия царя Персидской державы, в сос­тав которой входила иерусалимская община. В догматах большое внимание уделялось следованию букве закона, выполнению обременительных обрядов и соблюдению зап­ре­тов. Позже был произведен отбор различных, частью унаследованных от периода царств, частью новых, литературных и ис­то­ри­чес­ких произведений, а так­же речей пророков, которые соответствовали задачам и ха­рак­те­ру нового учения или могли быть к не­му приспособлены после со­ответствующей обработки. Они были названы «Писания» и «Про­ро­ки». Они также были объявлены священными, не подлежащими сомнению и об­суж­де­нию. Всякое же прочее литературное творчество, кроме толкования Священного писания, безоговорочно осуждалось.

«Закон» (Тора), «Пророки» (Небиим) и «Писания» (Хетубим) составляли вместе книгу, которая называлась Танах (по первым буквам названий составлявших ее книг); другое ее название –Библия (в пер. с гр.biblia– книга). Позже эти книги вошли в хрис­ти­ан­скую Библию и сос­та­ви­ли Ветхий Завет.

Таким образом, деятельность высшей касты пленных иудеев, а так­же верховной власти иерусалимской общины – организации, созданной с целью усилить власть рабовладельцев, – впервые в Пе­ред­ней Азии привела к соз­да­нию и уч­реж­де­нию религиозных догматов, основанных на писаном религиозном законе и отрицающих все иные религиозные верования. Эта религия получила название иудаизма. Суть иудаизма как монотеистической, на­ци­ональ­но-го­су­дар­ствен­ной религии составляют следующие положения:

1) творцом и гос­по­ди­ном мира является единственный Бог (Яхве);

2) мир конечен, и в предвестие конца света появится божественный посланник – Мессия;

3) иудеи избраны Богом, чтобы перенести страдания, искупить тем самым свои грехи и зас­лу­жить спасение, – идея богоизбранности одного (еврейского) народа;

4) после конца света наступит Страшный суд над всеми – живыми и уже умершими, после чего праведники воскреснут для блаженной жизни на земле.

Поскольку Иерусалимский Храм был один на всю страну, туда стекались огромные средства. Например, к на­ча­лу II в. до н. э. от одних налоговых поступлений Храм имел 400 та­лан­тов серебра и 200 та­­лан­тов золота (1 та­лант равен примерно 34 кг). Налоги брались за все: с пер­во­го обмолота зерна, с пер­вой стрижки овец, с за­ко­ло­то­го и жи­во­го скота, с прип­ло­да и т. д.

Далее происходило следующее. Завоевания Александра Македонского положили конец могуществу персидской державы. В 332 г. до н. э. Иудея была включена в сос­тав империи и уп­рав­ля­лась наместниками. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э.его империя распалась, а Иудея стала переходить из рук в ру­ки. Войны потрясали ее, принося потери и раз­ру­ше­ния. В IV–III вв. до н. э. она испытала сильное влияние эллинистической культуры. Так, во II в. до н. э. греческий царь Антиох IV Епифан предпринял гонения против иудеев. Были запрещены важнейшие обряды (обрезание, соблюдение субботы) и отменены пи­ще­вые запреты. Нарастал конфликт, который перешел в вос­ста­ние (известное под названием Маккавейского), которое возглавил священник. Поводом послужило разграбление и ос­квер­не­ние Иерусалимского Храма царем, поставившим там алтарь Зевсу. В на­чаль­ный период восстания (167–164 гг. до н. э.) была создана ветхозаветная книга пророка Даниила, который в инос­ка­за­тель­ной форме говорил о сов­ре­мен­ных ему событиях как о про­ис­хо­див­ших во времена Навуходоносора – четырьмя столетьями ранее. Специалисты считают это произведение величайшим литературным памятником Маккавейского восстания.

В 63 г. до н. э. римский полководец Помпей, воспользовавшись внутренней борьбой партий и клас­сов в Иудее, ввел туда войска. Относительная самостоятельность Иудеи закончилась со смертью в 4 г. до н. э.царя Ирода Великого, который своей жестокостью вызывал всеобщую ненависть. По приказeИрода было уничтожено мно­жество людей, в том числе его жена и три сына. Ирод занимался насильственной эллинизацией Иудеи, пытался ввести в стра­не язычество. Его смерть вызвала массовые волнения, которые были жестоко подавлены Римом (на крестах были распяты 2 ты­с. повстанцев). Иудея становится провинцией Рима, а в 74 г. новой эры Иерусалимский Храм был снова разрушен – на этот раз римлянами.

Искусство и литература Израиля и Иудеи

Культура Израиля была во многом сходна с ханаанейской. Это видно по характеру его искусства, которое носило в значительной мере следы сильного влияния Египта; произведения иудейских и израильских мастеров в этом отношении мало отличаются, в частности, от произведений финикийского искусства.

Испытала сильнейшее египетское, вавилонское и финикийское влияние и израильская литература. Когда израильтяне стали применять письменность - нам неизвестно. Древнейшие еврейские надписи восходят к IX в. до н. э. и написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского.

Литературу Израиля и Иудеи мы знаем в том переработанном виде, в каком некоторые ее произведения вошли в состав Библии. Однако и по имеющимся данным очевидно, что ее культовые песнопения (псалмы) весьма близки к подобным же вавилонским сочинениям, что некоторые поучения имеют близкие и притом значительно более древние аналогии в египетской литературе. Сохранившиеся мифы о создании мира богом из хаоса за шесть дней, о первобытном блаженстве первых людей и их грехопадении, о всемирном потопе и спасении Ноя в ковчеге имеют ближайшие аналогии в шумерской и вавилонской литературе. Повидимому, это частью более ранние семитические мифы, частью - прямые заимствования от вавилонян. «Пророческие» поэтические речи также имеют свои прототипы в литературах более развитых стран древнего Востока.

Если образный язык израильской поэзии стилистически близок поэзии других стран Востока, то художественная проза Израиля во многих отношениях оригинальна. Особенно это касается легендарных и исторических повествований, отличающихся большой живостью. Предания о жизни израильтян до перехода к оседлости содержат картины патриархального строя семьи.

Древние легенды и мифы, разнообразные памятники повествовательной и исторической литературы были позднее переработаны в классовых интересах иерусалимских рабовладельцев. Литературные сочинения до нас дошли в составе Библии-иначе говоря, в тенденциозной религиозной переработке, причем в них были внесены многочисленные вставки и добавления, исказившие первоначальный облик этих произведений.

Религия Израиля и Иудеи

Израильтяне в первый период своего расселения на территории Палестины стояли Ниже ханаанеев по культурному уровню. Естественно поэтому, что общий характер ханаанейской культуры передался и им, тем более, что по своему происхождению и языку они были близки к ханаанеям. Кроме того, есть некоторые основания полагать, что в состав израильского племенного союза вошли также и отдельные племена, уже задолго до этого находившиеся на территории Палестины. Многие культы были общими для ханаанеев и израильтян; поклонение деревьям, каменным столбами т. п. было столь же присуще израильтянам, как и ханаанеям. Однако некоторые черты культа были свойственны только израильтянам и были большей частью связаны с их кочевым племенным бытом предшествующего времени. Так, наряду с другими божествами существовал общий бог всего израильского племенного союза - Яхве; израильтяне не знали храмов, а поклонялись своим божествам на высотах гор или в шатрах. Среди израильтян существовал древний обычай обрезания, связанный, быть может, с существовавшим у большинства первобытных племен обрядом посвящения мальчиков в члены родовой общины. Этот обычай существовал, впрочем, и у многих других народов Востока. Впоследствии обрезание стало внешним признаком принадлежности к иудейской религиозной общине.

Хотя между религией израильтян и религией ханаанеев было много общего, однако ввиду длительной вражды между израильтянами и покоренными ханаанеями все, что было свойственно ханаанейским обычаям, хотя бы оно было искони знакомо и израильтянам, постепенно объявлялось чуждым, неизраильским; поклонение тем же богам, каким поклонялись и ханаанеи, с течением времени воспринималось как отход от того, что считалось чисто израильским.

С созданием царства усилилась роль бога Яхве; он стал теперь покровителем этого царства. Поскольку местная знать, часто слишком могущественная с точки зрения царя и его людей, была связана с местными культами, в интересах центральной власти было подчеркивать значение единого столичного культа. К тому же распространение культов, которые имели много общего с верованиями, распространенными в других, более развитых государствах, обычно способствовало усилению иноземного влияния на израильское население.

Как главное в своей проповеди «пророки» выставляли борьбу за единый культ Яхве, против местных культов. В действительности «пророки» выступали не только против культов, которые были общими у израильтян с ханаанеями (как палестинскими, так и финикийскими), но и против некоторых чисто израильских культов. При этом «пророки» не были сторонниками единобожия, не считали Яхве единственным богом. Основная идея, которую они проповедовали, заключалась в том, что каждый народ должен поклоняться своему богу, а потому израильтяне - богу Яхве, а не другим богам. Естественно при этом, что Яхве, как всякий «свой» бог, считался наиболее могущественным, творцом мира и т. п. Ему приписывались черты мстительности и непримиримости по отношению к чужим культам.

Последующая редакция тщательно вытравляла из библейских книг, в составе которых до нас дошли речи «пророков», всякое указание на поклонение израильтян другим божествам, кроме Яхве. Однако мы знаем, что проповедь «пророков» еще не исключала существования культа других божеств, связанных с культом Яхве; равным образом имелись и другие места поклонения, кроме иерусалимского храма. Так, документально установлено, что иудеи, бежавшие в Египет после падения Иерусалима, уже после реформы Иосии, признавая свое религиозное единство с иерусалимской общиной, тем не менее почитали богиню Анат (может быть - как жену Яхве), а также некоторых других божеств и не знали никакой догмы о допустимости существования только одного «законного» храма Яхве - в Иерусалиме. Тщательный анализ некоторых наиболее древних культовых текстов в Библии, вероятно не очень понятных уже во времена создания канона «священных книг» и потому не подвергшихся достаточному изменению, в сопоставлении с известными теперь древнефиникийскими религиозными текстами показывает, что и в Израиле и в Иудее были распространены культы самых различных божеств.

Что касается обрядов и мифологических представлений, то они в течение всего периода царств мало отличались от ханаанейских, но человеческие жертвоприношения были постепенно заменены выкупом, а обрядовая проституция в культе Яхве, повидимому, не имела места; впрочем она вообще была распространена далеко не во всех культах и у ханаанеев. Господствовавшие в период царств обряды и представления после соответствующей переработки вошли и в иудаизм.

Таким образом, израильтяне не были приверженцами единобожия вплоть до оформления догматов иудаизма. Религиозные верования Израиля и Иудеи не составляли определенной системы и существенно не отличались от верований других народов древней Передней Азии. Однако конкретные условия исторического развития Израиля и Иудеи были таковы, что они способствовали сильному росту значения племенного бога Яхве в ущерб всем остальным почитавшимся божествам. Процесс постепенного выделения из множества богов одного главного происходил в той или иной мере повсюду в странах древнего Востока в связи с укреплением монархии.

Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины

Иудеи, переселенные вавилонским царем Навуходоносором II, не все были обращены в рабство. Многие из них осели в городах Вавилонии, занимаясь ремесленной и другой деятельностью. Значительную часть из них составляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они разрабатывали планы относительно того, как они вернутся на родину и снова займут господствующее положение. Среди них получило распространение религиозно-политическое движение, связывавшее себя с традицией «пророков». Наиболее значительным деятелем этого движения в середине VI в. до н. э. был Иезекииль (Иехезкиэль) - видный представитель иерусалимской знати.

В своем учении Иезекииль пытался определить основные черты будущего иудейского государства. Оно рисовалось ему как восстановленное единое царство, но управляемое иерусалимским жречеством во главе с «мессией» - потомком династии Давида, причем полноправными в этом государстве должны быть только приверженцы культа Яхве в той его форме, которая была выработана «пророческим» учением. Центром государства должен был быть Иерусалим с храмом Яхве, при полном исключении возможности существования каких-либо иных культов.

В таком виде идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они получили дальнейшее развитие участи пленных иудеев и были приспособлены к условиям, складывавшимся в то время в Передней Азии. Государство Яхве, согласно этим планам, должно было стать самоуправляющейся теократической храмово-городской общиной по образцу подобных общин, уже существовавших в Вавилонии,- фактически привилегированной организацией рабовладельцев, которая должна была эксплуатировать окружающее население. Такие организации рабовладельцев являлись опорой власти той державы, в состав которой они входили.

Персидский царь Кир, овладевший в 538 г. до н. э. Вавилонским царством, разрешил восстановление Иерусалима. Возможно, что Иерусалим должен был явиться опорным пунктом в борьбе против Египта, тогда еще не завоеванного персами. Несколько тысяч потомков выселенных вавилонянами иудеев отдельными группами возвратились в течение VI-V вв. до н. э. в Иерусалим, многие из них - с рабами. Новая храмовая община освобождалась от царских налогов и повинностей, а на построение города и храма отводились даже средства из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины дозволялось жить по собственным законам, а храму - собирать с общины определенные поборы. Местное население на территории, подчиненной общине, ставилось в неполноправное, полностью зависимое от нее положение и облагалось в ее пользу поборами и повинностями.

Идеологическим обоснованием отнесения всего местного населения к числу неполноправных явилось то, что они не принадлежали к числу «правоверных». Поэтому изоляция членов общины, «праведных» поклонников Яхве, от окружающего населения должна была быть закреплена правовыми и религиозными запретами.

Однако создание подобной привилегированной храмово-городской общины, разумеется, вызвало серьезное недовольство всего местного населения Палестины (так называемых самаритян - по имени Самарии, столицы Палестинского округа), состоявшего частью из потомков иудеев и израильтян, остававшихся в Палестине, частью из потомков жителей, переселенных сюда ассирийскими и вавилонскими царями. Среди персидской администрации также возникло опасение, что создание подобных автономных образований внутри державы может до некоторой степени ослабить персидскую государственную власть. Поэтому организация иерусалимской общины и восстановление города и храма происходили очень медленно и с большими перерывами. Они были завершены только в конце V - начале IV в. до н. э.

Оформление догматов религии иудаизма.

Прибывший в это время от персидского двора жрец Эзра провел окончательную реорганизацию иерусалимской общины и, в частности, установил строгое правило, запрещавшее членам общины браки вне общины. Он даже добился расторжения подобных браков, уже заключенных ранее. Таким образом, была завершена изоляция в правовом и религиозном отношении членов иерусалимской общины от внешнего мира.

Ко времени Эзры был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона {торы.), якобы написанный мифическим Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные жречеством Яхве «правоверными», а также правовые и обрядовые предписания, объявленные обязательными для общины. Всякое отступление от духа и буквы торы и тем более поклонение другим богам, кроме Яхве, и даже просто признание таких богов были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине, как навлекающие на общину «гнев бога». Бог Яхве приобрел теперь характер небесного подобия царя Персидской державы, в состав которой входила иерусалимская община. В установленных догматах большое внимание уделялось соблюдению обременительных обрядов и запретов.

Позже был произведен отбор различных, частью унаследованных от периода царств, частью новых, литературных и исторических произведений, а также речей «пророков», которые соответствовали задачам и характеру нового учения или могли быть к нему приспособлены путем соответствующей обработки (так называемые «Писания» и «Пророки»). Они также были объявлены священными, всякое же прочее литературное творчество, исключая только толкование «священного писания», бесповоротно осуждалось. «Закон», «Писания» и «Пророки» составляли вместе так называемую Библию (по-гречески библиа - книги).

Таким образом, деятельность руководителей верхушки пленных иудеев, а также главарей иерусалимской общины - организации, учрежденной с целью усилить позиции рабовладельцев,- привела впервые в Передней Азии к созданию религиозных догматов, основанных на писаном религиозном законе, резко отрицательно относящихся ко всем иным религиозным верованиям. Эта религия получила название иудаизма. Считалось, что приверженцы иудаизма независимо от того, где они находились, составляли единую религиозную общину.

Политической формой этой общины была иерусалимская храмово-городская община, состоявшая из определенных родов и управлявшаяся советом из числа верхушки городской знати и жречества; этот совет считался также хранителем религиозного закона. Разумеется, состав самой иерусалимской общины с самого начала не мог быть однородным, и ее социальное расслоение с течением времени усиливалось. В то время как верхушка общины обогащалась, рядовая масса беднела и все более разорялась. Религия же освящала власть богатых.

Идеологи иудаизма продолжали внушать своим приверженцам веру в грядущего избавителя - «мессию». Различные религиозно-философские системы, обещавшие прекрасное будущее (конечно, более или менее отдаленное), получили в это время значительное распространение в целом ряде стран древнего Востока. Мессианизм, откладывавший наступление лучшего порядка на неопределенное будущее и возлагавший надежды не на практическую деятельность угнетенных, а на их чудесное избавление грядущим царем-спасителем, был как нельзя более на руку господствующему классу.

Учение иудаизма не только в максимальной степени соответствовало интересам господствующего класса, но и умело использовало в этих интересах настроения забитых народных масс. Претерпевая с течением времени разнообразные видоизменения, учение иудаизма служило орудием идейного порабощения трудящихся евреев и в эпоху феодализма и даже в эпоху капитализма, вплоть до настоящего времени. Оно способствовало также в различных исторических условиях обособленности верующих евреев от прочего населения.

Впоследствии некоторые стороны иудаистического вероучения были развиты в новой религии, и по сей день являющейся мощным орудием идеологического воздействия господствующих классов на массы,- в христианстве. Канонические книги Библии под названием «Ветхого завета» целиком вошли в состав христианского «священного писания».

Состав и происхождение Библии

Библия, как мы видели, является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядово-религиозных и исторических сочинений, специально отобранных и переработанных жречеством, «книжниками», в целях утверждения и пропаганды учения иудаизма. Состав ее чрезвычайно разнороден. Выделение ее отдельных частей и определение даты их написания представляют собой трудную задачу.

Усилиями передовых ученых XVIII-XIX вв. было установлено, что так называемая тора (тора по традиции разделяется на пять книг и поэтому называется также «Пятикнижием») и примыкающие к ней «Писания» исторического содержания состоят по крайней мере из четырех источников, отнюдь не совпадающих с традиционным делением Библии на книги. Эти источники были использованы составителями в неодинаковой степени в различных частях «Пятикнижия» и «Писаний». К таким источникам относятся: «Яхвист» и «Элохист», называемые так условно, по употреблению автором того или иного обозначения для израильского божества (Яхве или Элохим), сборники легенд и исторических преданий периода разделенных царств, «Второзаконие» - обработка законодательства, созданного при Иосии, и «Жреческий кодекс» - продукт религиозно-политической литературной деятельности, повидимому, в основном времени вавилонского пленения. Кроме того, в текст включены отдельные фольклорные и другие отрывки (военные песни, пересказы эпоса), древнейшим из которых, как обычно считают, является «Песня Деборы» в «Книге судей» (конец XII - начало XI в. до н. э.).

Библия содержит остатки обильной, и. разнообразной древнееврейской литературы; некоторые ее части смело могут быть доставлены в один ряд с другими литературными произведениями древнего Востока. Это относится, в частности, к сборнику любовных и свадебных песнопений - «Песнь песней».

В Библии имеются указания на то, что в Израиле и Иудее существовали царские анналы. Они были в какой-то мере использованы и тенденциозно переработаны редакторами-жрецами при составлении истории Израильского и Иудейского царств («Книги Самуила» и «Книги царств», объединяемые также под названием «Книг царей»). Позже эта история была еще раз подвергнута столь же тенденциозной переработке («Книги хроник» или «Паралипоменон»). Обе переработки сохранились, и при сравнении их можно в ряде случаев наглядно показать методы обработки, а иногда и прямой фальсификации, применявшиеся редакторами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культура и религия Палестины.

Культура Израиля имела много общего с ханаанейской. Это очевидно по характеру его искусства, которое находилось под сильным влиянием Египта; произведения иудейских и израильских мастеров в этом отношении имеют лишь незначительные отличия от произведений финикийского искусства.

На израильскую литературу в значительной мере оказали сильнейшее влияние египетская, вавилонская и финикийская. Время появления у израильтян письменности нам неизвестно. К IX в. до н.э. восходят древнейшие еврейские надписи, которые написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского.

Израильскую и иудейскую литературу мы знаем лишь в том уже переработанном виде, в каком ряд ее произведений вошел в состав Библии. По имеющимся данным известно, что ее культовые песнопения (псалмы) похожи на аналогичные вавилонские сочинения, что некоторые поучения имеют схожие и значительно более древние аналогии в египетской литературе. Дошедшие до нас мифы о сотворении богом мира из хаоса за шесть дней, о первобытном блаженстве первых людей и их грехопадении, о всемирном потопе и спасении Ноя в ковчеге также имеют аналогии в вавилонской и шумерской литературе. Очевидно, это частью более ранние семитические мифы, а частью - заимствования от вавилонян. В литературах более развитых стран Древнего Востока “пророческие” поэтические речи имеют свои прототипы.

Что касается образного языка израильской поэзии, то он стилистически родственен поэзии других стран Востока, чего нельзя сказать о художественной прозе, которая имеет ряд очень характерных отличий, что позволяет судить о ее оригинальности. Особенно очевидно это в легендарных и исторических повествованиях, которые отличаются динамикой и живостью. В преданиях о жизни израильтян до перехода к оседлости запечатлены сцены патриархального строя семьи.

Естественно, что древние легенды и мифы, многочисленные памятники исторической и повествовательной литературы позже были переработаны в классовых интересах иерусалимских рабовладельцев, с многочисленными вставками и добавлениями, исказившими первоначальный облик этих произведений. Произведения литературы дошли до наших времен в составе Библии, то есть в тенденциозной религиозной переработке.

Религия Израиля и Иудеи

В первый период своего расселения на территории Палестины израильтяне были ниже ханаанеев по своему культурному уровню. Поэтому общий характер ханаанейской культуры был воспринят ими, тем более что по своему происхождению и языку они были близки к ханаанеям. Есть некоторые основания полагать, что в состав израильского племенного союза вошли и отдельные племена, которые задолго до этого момента находились на территории Палестины. Для ханаанеев и израильтян многие культы были общими; поклонение деревьям, каменным столбам и др. также было характерно и израильтянам, как и ханаанеям. Но есть ряд отличительных особенностей культа, которые были характерны только для израильтян, так как были связаны с их кочевым племенным бытом предшествующего времени. Известно, что рядом с другими божествами существовал общий бог всего израильского племенного союза - Яхве; израильтяне не знали храмов, а поклонялись своим божествам на высотах гор или в шатрах.

Среди израильтян существовал древний обычай обрезания, который, возможно, был связан с распространенным у большинства первобытных племен обрядом посвящения мальчиков в члены родовой общины. Впрочем, этот обычай имел место не только у израильтян, но и у других народов Востока. Впоследствии обрезание стало внешним признаком принадлежности к иудейской религиозной общине.

Длительная вражда между израильтянами и покоренными ханаанеями привела к тому, что все, свойственное ханаанейским обычаям, даже в случае, если оно исконно известно и израильтянам, так как между религией израильтян и религией ханаанеев было много общего, со временем стало запрещаться, объявляться неизраильским, чуждым; поклонение тем же богам, каким поклонялись и ханаанеи, впоследствии рассматривалось как отход от того, что считалось чисто израильским.

Роль бога Яхве с образованием царства увеличилась; теперь он считался покровителем этого царства. С точки зрения царя и его людей, местная знать, считавшаяся зачастую очень влиятельной и могущественной, была связана с местными культами, и в интересах центральной власти было выделять значение и роль единого столичного культа. К тому же распространение культов, имеющих много общего с верованиями, которые были распространены в более развитых государствах, способствовало усилению иноземного влияния на израильское население.

В своей проповеди “пророки” выступали за поддержание единого культа Яхве, против других местных культов. На самом же деле “пророки” боролись не только против культов, которые считались общими у израильтян и ханаанеев (как палестинскими, так и финикийскими), но и против некоторых чисто израильских культов. Надо отметить, что “пророки” не были сторонниками единобожия, не считали единственным богом Яхве. Они выдвигали основную идею, которая заключалась в том, что у каждого народа должен быть для поклонения только один свой бог, поэтому израильтянам нужно поклоняться богу Яхве, но не другим богам. Очевидно, что при таком порядке вещей, Яхве, как всякий “свой” бог, был наиболее могущественным, творцом мира и т.п. Он был мстительным и непримиримым по отношению к другим культам.

Впоследствии из библейских книг, дошедших до нас, в составе которых содержатся речи “пророков”, были изъяты любые указания на поклонение израильтян другим божествам, кроме Яхве. Но известно, что проповедь “пророков” ни в коей мере не исключала существования культа других божеств, которые были связаны с культом Яхве. Наравне с иерусалимским храмом имелись другие места поклонения. Документально установлено, что иудеи, которые после падения Иерусалима бежали в Египет, уже после реформы Иосии, почитали также и богиню Анат (возможно, как жену Яхве), и ряд других божеств и не знали никакой догмы о допустимости существования только одного “законного” храма Яхве - в Иерусалиме. Вместе с тем, беженцы признавали свое религиозное единство с иерусалимской общиной. Тщательный же анализ некоторых наиболее древних культовых текстов в Библии, которые, возможно, не были достаточно доступны во времена создания канона “священных книг” и потому не настолько изменены, в сопоставлении с известными сейчас древне-финикийскими религиозными текстами, свидетельствует, что в Иудее и Израиле уживались культы самых разных божеств.

Обряды и мифологические представления на протяжении всего периода существования государств мало отличались от ханаанейских, но человеческие жертвоприношения постепенно заменялись на выкуп, а обрядовая проституция в культе Яхве, скорее всего, не имела места; хотя надо отметить, она была распространена не во всех культах и у ханаанеев. Те обряды и представления, которые господствовали в период царств, после должной обработки вошли и в иудаизм.

Из сказанного выше следует вывод, что израильтяне не были приверженцами единобожия вплоть до оформления догматов иудаизма. Религиозные верования Израиля и Иудеи не составляли определенной системы и глазным образом имели мало отличий от верований других народов древней Передней Азии. Условия же исторического развития Израиля и Иудеи способствовали высокому росту значимости племенного бога Яхве в ущерб всем другим почитавшимся богам. С укреплением монархии был необходим процесс постепенного выделения из множества имеющихся в то время божеств одного главного, причем этот процесс происходил повсеместно в странах древнего Востока.

Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины.

Не все иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Большую часть из них представляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись вернуться на свою родину и снова занять там господствующее положение. Среди них нашло свое отражение религиозно-политическое движение, которое связывало себя с традицией “пророков”. В середине VI в. до н.э. значительным и видным деятелем этого движения был Иезекииль (Иехезкиэль) - представитель иерусалимской знати.

Основные черты будущего иудейского государства пытался выделить в своем учении Иезекииль. Это государство представлялось ему как крепкое единое царство, но управлять им должны иерусалимские жрецы, во главе с “мессией” - потомком династии Давида, но полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве, в той его форме, которая давно была выработана “пророческим” учением. Центром в этом государстве должен был быть обязательно Иерусалим с главным храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью, и за это могла последовать жестокая расправа. В такой форме идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они получили дальнейшее развитие у части пленных иудеев и были приспособлены к условиям, которые складывались в то время в Передней Азии.

Государство Яхве, соответственно с этими планами, должно было стать самоуправляющейся теократической храмово-городской общиной по образцу общин, которые уже существовали в Вавилонии, - фактически привилегированной организацией рабовладельцев, которая создана была для жесткого эксплуатирования окружающего населения. Такая система организации рабовладельцев являлась опорой власти той державы, в состав которой они входили.

В 539 г. до н.э. могущественный персидский царь Кир овладел Вавилонским царством. Он разрешил восстановление разрушенного Иерусалима, возможно потому, что Иерусалим должен был явиться опорным пунктом в борьбе за покорение Египта, тогда еще не захваченного персами. Несколько тысяч потомков выселенных вавилонянами иудеев в течение VI - V вв. до н.э. отдельными группами возвратились в Иерусалим. Многие из них захватили с собой рабов. Новая храмовая община была освобождена от налогов и повинностей, а на построение города и нового храма отпускались средства даже из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины дозволялось жить по созданным ими же законам, а храму - собирать с этой общины определенные поборы. Местное население на территории, которая подчинялась этой общине, ставилось в неполноправное, полностью зависимое и подчиненное положение и облагалось в ее пользу поборами, налогами и повинностями.

Обоснование всех этих поборов и зависимости подчиненного населения идеологически обосновывалось тем, что они не принадлежали к числу “правоверных” и потому не могли быть полноправными гражданами этой страны. Поэтому изоляция членов общины, “праведных” приверженцев Яхве, от окружающего населения должна была быть закреплена правовыми законами, религиозными запретами и ограничениями.

Создание подобной привилегированной храмово-городской общины вызвало острое недовольство у всего населения Палестины (так называемых самаритян - по имени города Самарии, столицы одного из палестинских округов), состоявшего частью из потомков иудеев и израильтян, которые остались в свое время в Палестине, частью из потомков жителей, переселенных сюда ассирийскими и вавилонскими царями.

Персидская администрация также опасалась, что создание подобных автономных расширенных образований внутри державы может постепенно ослабить персидскую государственную и царскую власть.

В связи с этим организация иерусалимской общины, восстановление города и строительство храма происходили очень медленно и с большими перерывами. Завершено это строительство было только в конце V - начале IV в. до н.э.

Оформление догматов религии иудаизма.

Иерусалимская община постепенно проводила изоляцию в правовом и религиозном отношении членов своей общины от внешнего мира. Проводил эту изоляцию прибывший в это время от персидского двора жрец Эзра. Он установил строгое правило, которое запрещало членам данной общины браки вне общины. Он даже добился расторжения уже состоявшихся подобных браков. Таким образом, была завершена изоляция.

Ко времени Эзры был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы), который считался написанным мифическим Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные жречеством Яхве “правоверными”, а также правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для общины.

Любое отступление от духа и буквы Торы и тем более поклонение другим богам, кроме Яхве, и даже просто признание существования таких богов были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Это каралось не только изгнанием из общины, так как считалось, что это навлекает на общину гнев бога, но и устраивались судилища.

Бог Яхве приобрел теперь характер небесного подобия царя Персидской державы, в состав которой входила иерусалимская община. В установленных догматах большое внимание уделялось следованию букве закона обременительных обрядов и запретов.

Позже был произведен отбор различных, частью унаследованных от периода царств, частью новых, литературных и исторических произведений, а также речей “пророков”, которые соответствовали задачам и характеру нового учения или могли быть к нему приспособлены после соответствующей обработки (“Писания” и “Пророки”). Они также были объявлены священными, не подлежащими сомнению и обсуждению. Всякое же прочее литературное творчество, кроме только толкования “священного писания”, безоговорочно осуждалось.

“Закон”, “Писания” и “Пророки” составляли вместе ту книгу, которая называлась и называется по сей день Библия. В переводе с греческого библиа - книги.

Таким образом, деятельность высшей касты руководителей пленных иудеев, а также верховной власти главарей иерусалимской общины - организации, созданной с целью усилить власть рабовладельцев, - привела впервые в Передней Азии к созданию и учреждению религиозных догматов, основанных на писаном религиозном законе, резко отрицательно относящихся ко всем иным религиозным верованиям.

Эта религия получила название иудаизма.

Считалось, что приверженцы иудаизма, независимо от того, где они проживали в данное время, составляли единую религиозную общину и подчинялись только ее догмам.

Политической формой этой общины была иерусалимская храмово-городская община, состоявшая из определенных родов, которая управлялась советом из числа верхушки городской знати и жречества; этот совет считался также хранителем религиозного закона.

Само собой разумеется, что состав иерусалимской общины изначально не мог быть однородным, ее социальное расслоение с течением времени усиливалось. В то время, как верховная власть общины обогащалась, рядовая масса беднела и все более разорялась. Религия выражала интересы богатых.

Идеологи иудаизма продолжали внушать своим приверженцам веру в грядущего избавителя - “мессию”. Различные религиозно-философские системы, обещавшие прекрасное будущее, само собой разумеется отдаленное, получили в это время значительное распространение и укрепились в целом ряде стран древнего Востока.

Мессианизм, откладывавший наступление лучшего времени на неопределенное будущее и возлагавший надежды не на практическую деятельность угнетенных и рабов, а на их чудесное избавление грядущим царем-спасителем, был как нельзя более на руку господствующему классу.

Учение иудаизма не только в максимальной степени соответствовало интересам господствующего класса, но и умело использовало в этих интересах настроения угнетенного населения. С течением времени учение иудаизма претерпевало разнообразные видоизменения, которые как нельзя лучше служили орудием идейного порабощения трудящихся евреев и в эпоху феодализма и даже в эпоху капитализма, вплоть до настоящего времени. Оно способствовало также в различных исторических условиях обособленности евреев от прочего населения.

Канонические книги Библии под названием “Ветхого Завета” целиком вошли в состав христианского священного писания и по сей день являются мощным орудием идеологического воздействия.

Таким образом, несмотря на то что иудейская религия охраняла свои догматы, все равно произошло проникновение одной религии в другую.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/

Поделиться: