Раскрытие преступлений прошлых лет. Правовое регулирование деятельности следователя по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет
нераскрытый преступление расследование обвиняемый
Нормативно-правовое понятие нераскрытого преступления в правоохранительной деятельности в разные годы определялось по-разному. В частности, как указывает Б.Я. Гаврилов и В.П. Лавров, в 1986 г. в Инструкции, утвержденной заместителем Министра внутренних дел СССР и заместителем Генерального прокурора СССР, давалось следующее определение: «Нераскрытым преступлением является преступление, дело о котором приостановлено за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Впоследствии приказом Министра внутренних дел, согласованным с Генеральным прокурором, к числу нераскрытых были отнесены преступления, где лица, их совершившие, известны, но скрылись от следствия и суда. Ранее такие преступления считались раскрытыми, если в отношении лица, скрывшегося от органов расследования, выносилось постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, и это лицо объявлялось в розыск Гаврилов Б.Я., Лавров В.П. Нераскрытые преступления прошлых лет: современное состояние и пути решения проблемы // Труды академии управления МВД России. М.: 2010. № 4. С. 14..
На следующем этапе формирования содержание определения нераскрытого преступления расширилось. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ к нераскрытым были отнесены также преступления, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.
В совместном приказе Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ, Минэкономразвития, ФСНК «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 указывается, что; нераскрытое преступление - преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.208 УПК РФ; преступление, предварительное следствие о котором ранее было приостановлено на основании п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 208 УПК РФ, исключается из числа нераскрытых после принятия решения о направлении уголовного дела в суд или его прекращения; в число нераскрытых включаются преступления, производство по уголовным делам о которых впервые приостановлено в текущем отчетном периоде по указанным выше основаниям, независимо от даты возбуждения уголовного дела и даты учета преступления. При этом подчеркивается, что данное понятие является обязательным для всех правоохранительных органов. Однако далее в этом же приказе указывается, что учету подлежат судебные решения по уголовным делам, поступившим в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением о применении мер медицинского характера к невменяемым), а также обвинительные приговоры по делам частного обвинения, вступившие в силу Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 5. 30.01.2006..
В настоящее время в уголовно-процессуальном законодательстве России до настоящего времени отсутствуют понятия раскрытого и нераскрытого преступлений. Нельзя не согласиться с В. П. Лавровым в том, что «для правоприменительной практики определения этих понятий всегда были необходимыми, особенно в управленческой деятельности по организации работы следственных органов и аппаратов, осуществляющих ОРД» Лавров В. П. Раскрытие преступлений прошлых лет - проблема, ставшая для России глобальной // Проблемы раскрытия нераскрытых преступлений прошлых лет: материалы межвузовского научного семинара. М., 2008. С. 16.. Ответ на этот вопрос частично можно получить из понятия «раскрытого преступления». В этой связи следует отметить, что в науке и практике термин «нераскрытое преступление» трактуется неоднозначно, так же как и понимание термина «раскрытие преступления».
По мнению одних ученых раскрытие преступления является оперативно-розыскным понятием, означающим, что личность лица, совершившее преступление установлено и, следовательно, нераскрытое преступление - это преступное деяние, совершенное неустановленным лицом и его необходимо разыскать. Все остальное, по их мнению, скорее характеризует стадию расследования преступление, чем его раскрытие, так как оно уже раскрыто (преступник найден) См, например: Зникин В.Г. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений субъектами военного права. М., 2005. С.38..
Сторонники второго подхода полагают, что раскрытие преступления - это установление данных о преступлении и виновном в его совершении лице в объеме, позволяющем предъявить обвинение. В данном случае момент раскрытия преступления связан с моментом вынесения постановления о предъявлении обвинения См., например: Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений. Волгоград, 1976. С.25; Лавров B. П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. М., 1972. С. 3-4..
Третья позиция ученых по данному вопросу заключается в том, что раскрытие преступления -- это не что иное, как установление всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, являющимся основанием для окончания предварительного следствия и составления обвинительного заключения См., например: Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. Крас-ноярск, 1988. С.116..
С позиции четвертых раскрытием преступления является весь процесс производства по делу, завершающийся вступлением в законную силу приговора суда, т.е. раскрытое преступление - преступление, по которому приговор вступил в законную силу См.: Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. М., 1969. С.16..
Анализ представленных подходов свидетельствует о том, что ключевым моментом в системе раскрытия преступления является лицо, подозреваемое в совершении преступления, так как именно субъект преступления требует установления и розыска.
В исследованиях, в которых рассматривается раскрытие преступлений прошлых лет, определение понятия не детализируется и не конкретизируется до такой степени, которая позволяла бы правильно понять смысл и содержание данного понятия. Такое положение приводит к тому, что отсутствует единая точка зрения на то, что же все-таки следует понимать под термином «нераскрытые преступления прошлых лет», хотя точное определение данного понятия имеет весьма важное теоретическое и практическое значение (процессуального, организационного и статистического характера).
Некоторые авторы считают возможным заменить термин «нераскрытые преступления прошлых лет» на «старые» преступления. Так, по мнению Б.И. Дергая, к «старым» преступлениям следует относить те, которые остались нераскрытыми в установленные законом сроки. Он полагает, что встречающееся употребление термина «преступления прошлых лет» нельзя признать удачным. По смыслу этого понятия, к нему не могут быть отнесены преступления текущего года, если прошло 10-11 месяцев со времени приостановления дела. В то же время им охватываются и те преступления, которые совершены незадолго до нового года Дергай Б.И. Трудно, но не безнадежно // Оперативно-розыскная работа: Бюллетень ВНИИ МВД СССР. 1972. №71. С. 14..
Однако, точка зрения Б.И. Дергая, с учетом современных реалий, малоубедительна, поскольку такая формулировка, во-первых, противоречит смыслу термина «прошлый», то есть предшествующий настоящему, минувший год. Во-вторых, установленный УПК РФ двухмесячный срок?расследования обязывает следователя приостанавливать производство по уголовному делу в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Таким образом, если согласиться с точкой зрения Б.И. Дергая, все приостановленные производством уголовные дела в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 УПК РФ (из-за неустановления лица, совершившего преступление) автоматически будут зачисляться в разряд преступлений прошлых лет или, как их называет автор, «старых» преступлений. Такое решение является ошибочным, так как картина раскрываемости преступлений (как текущего года, так и преступлений прошлых лет) будет еще менее ясной, чем теперь.
Для нас представляет интерес определение преступлений прошлых лет, предложенное Г.Е. Фирсовым: «Убийства прошлых лет - это нераскрытые убийства, выявленные, зарегистрированные в прошлые годы, в том числе и в истекшем календарном году, по делам которых предварительное следствие приостановлено» Фирсов Г.Е. Раскрытие убийств прошлых лет. Киев: Высшая школа МВД СССР, 1986. С. 9..
В данном определении за основу взято два критерия отнесения убийств к разряду убийств прошлых лет: истечение календарного года и приостановление предварительного следствия.
Однако сам факт приостановления предварительного следствия по уголовному делу как один из критериев отнесения нераскрытых убийств к числу преступлений прошлых лет Г.Е. Фирсов считает нужным применять лишь к нераскрытым убийствам, совершенным в конце истекшего года. Это, позволяет избежать искусственного завышения показателей раскрываемости убийств прошлых лет, совершенных, например, 31 декабря истекшего года и уже 1 января включенных в число убийств прошлых лет Там же. С. 10..
Следует принять во внимание мнение, что по раскрытию таких убийств работники оперативных и следственных аппаратов не успевают провести все необходимые и возможные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Но в статистическую отчетность они все-таки входят как нераскрытые преступления за истекший год, хотя предварительное следствие будет еще продолжаться по таким делам около двух месяцев в текущем году.
Вместе с тем Г.Е. Фирсов утверждает, что только в том случае, когда все возможные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия не дадут положительного результата и предварительное следствие будет приостановлено, нераскрытые убийства, совершенные в конце истекшего года, должны считаться убийствами прошлых лет. Фирсов Г.Е. Раскрытие убийств прошлых лет. Киев: Высшая школа МВД СССР, 1986. С. 10.
В таком случае все нераскрытые преступления из числа так называемых «переходных» не войдут ни в число показателей раскрываемости истекшего года (поскольку на 31 декабря они не были раскрыты), ни в число показателей раскрытия преступлений прошлых лет (поскольку они раскрываются до истечения сроков предварительного расследования).
Необходимо учитывать, что оценка, данная Г.Е. Фирсовым в отношении учета раскрываемости преступлений прошлых лет, может вызвать возражения со стороны практических работников как по форме, так и по содержанию.
Наиболее точное определение, по моему мнению, дает А.Г. Гнеушев. Он пишет: «Преступлениями прошлых лет следует считать нераскрытые зарегистрированные за все истекшие годы преступления, дела по которым приостановлены производством, если по ним не истекли сроки давности привлечения виновных к уголовной ответственности, а также нераскрытые преступления, выявленные и зарегистрированные в конце прошлого года, производство по которым продолжалось в начале текущего года» Гнеушев А.Г. О понятии преступлений прошлых лет // Научные труды Омской высшей школы МВД СССР. 1979. Вып. 31. С. 68.. Однако данное понятие содержит в себе два определения - «преступления прошлых лет» и «переходного преступления».
Таким образом, анализ всего изложенного позволяет сделать вывод, что нераскртытыми преступлениями прошлых лет следует считать зарегистрированные и нераскрытые преступления, совершенные в предыдущие годы, предварительное следствие по которым приостановлено, но не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
В качестве критериев отнесения преступления к категории нераскрытых преступлений прошлых лет, следует относить:
1) истечение календарного года;
2) приостановление производства по уголовному делу;
3)ненаступившие сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Одновременно в государственной статистической отчетности о состоянии преступности предусмотреть:
1) дополнительную графу о раскрытии преступлений из числа так называемых «переходных» нераскрытых преступлений, производство по которым продолжалось в текущем году;
2) дополнительную графу учета преступлений прошлых лет согласно вышеуказанному определению.
С точки зрения следственной и управленческой практики возможен и другой подход к определению содержания рассматриваемого понятия, связанный с наличием латентной преступности. «При таком подходе в понятие «нераскрытые преступления прошлых лет» необходимо включать и все совершенные до начала текущего года, но оставшиеся невыявленными, не известными ОВД и прокуратуре незарегистрированные преступления» Ревягин А.В. Признаки нераскрытого насильственного преступления // Право и политика. 2007. № 9. С. 9.. Такое содержание термина позволяет более полно определить существо проблемы и объем предмета исследования. Однако оно значительно затрудняет применение статистических методов исследования, поскольку латентная преступность в официальной статистике не фигурирует.
«Анализ исследованных нераскрытых преступлений прошлых лет позволяет сделать вывод о том, что на процесс раскрытия и расследования преступлений данной категории в большинстве случаев влияет наличие достаточного криминального профессионального опыта у неустановленного лица, совершившего преступление» Литвинов И.А. Расследование убийств прошлых лет // Законность. 2005. № 3. С. 12..
Как отмечает С.Н. Чурилов, «из данных первичного учета о совершенном и нераскрытом преступлении проблематично выяснить сведения о месте жительства преступника, его пол, возраст и другие социальные характеристики. Определенное количество информации о субъекте нераскрытого преступления можно получить при исследовании конкретного уголовного и уголовно-розыскного дела. Анализ данных дел по показаниям свидетелей, потерпевших и других данных позволяет сделать определенный вывод о том, кто мог совершить преступление, например, субъект с техническим образованием, или принадлежащий к определенной национальной группе, профессии, уроженец определенного района со специфичными традициями и т.д. Информация из карточек первичного учета позволяет составить некоторое представление о субъекте нераскрытого преступления по таким данным, как предмет преступного посягательства, личность потерпевшего, в отношении которого было совершено преступление, средства и способ совершения преступления. По таким данным имеется возможность судить о лице, совершившем нераскрытое преступление прошлых лет» Чурилов С.Н. Методика расследования преступлений. Общие положения. М.: Юстицинформ, 2009. С. 132.. Необходимо отметить, что данные сведения, хоть и в относительно общем виде, но могут дать психологический и интеллектуальный портрет личности неустановленного преступника.
Таким образом, полученный условный портрет лица, совершившего нераскрытое преступление прошлых лет, говорит о необходимости оперативной разработки не только в криминальной среде и среди лиц, состоящих на учете ОВД, но и среди социально благополучных слоев населения, не ограничиваясь при этом возрастными рамками. Аналогичного мнения придерживается X.Н. Там, утверждающий, что определенное социальное положение защищает таких лиц от подозрений, обстановка и окружение, в котором они живут, затрудняет условия наблюдения за ними, а определенная власть и финансовое положение дают им больше возможностей скрывать свое преступление Там X.Н. Преступность и уровень жизни. М.: Норма, 2005. С. 90..
Личность неустановленного преступника, по моему мнению, в большинстве случаев представляет собой конгломерат опыта и навыка в сокрытии следов преступления и ухода от ответственности и наказания как на стадии подготовки совершения преступления, так и после его совершения. Данный опыт используется при выборе способа и средств совершения преступления, временного промежутка его совершения, и именно в таких действиях проявляется преступная квалификация его обладателя. Обладатель высокой преступной квалификации обеспечивает себе возможность до определенного времени избегать привлечения к уголовной ответственности. Это также является одной из основных причин нераскрываемости преступлений. Проведение таких исследований указывает общее направление поиска личности, совершившего нераскрытое преступление.
Итак, в правоприменительной практике преступление считается нераскрытым, если производство по уголовному делу приостанавливается:
а) когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК);
б) когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК);
в) когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК).
Нераскрытые преступления прошлых лет с учетом латентной преступности в следственной практике - это в основном преступления, совершенные криминальными профессионалами, использующими средства и способы, позволяющие им избегать ответственности, а невыявленные преступники являются наиболее дерзкими и опасными. Это отражается в статистических характеристиках потерпевших, предмета посягательства, способа, места, времени и иных криминологических особенностях совершенных и нераскрытых преступлений.
На наш взгляд, нераскрытые преступления прошлых лет - это зарегистрированные и нераскрытые преступления, совершенные в предыдущие годы, предварительное следствие по которым приостановлено, но не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
И невозможности найти виновного в совершении преступления дело направляется в архив. Но в некоторых случаях его расследование может быть возобновлено. Расследование уголовного дела возобновляется при появлении вновь открывшихся обстоятельств.
Вновь открывшимися обстоятельствами выступают:
- установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля , заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств , протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;
- установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора , повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;
- установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи , совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела. В данном случае основаниями для возобновления расследования уголовного дела являются такие незаконные доказательства, приговоры и тому подобное, которые привели к тому, что преступление не было раскрыто.
Также расследование возобновляется при появлении подозреваемого, который не был найден ранее при расследовании уголовного дела. Например, при расследовании в качестве доказательств на месте преступления были обнаружены только отпечатки пальцев преступника, но он так и не был найден, а его личность не была установлена. При расследовании нового уголовного дела был обнаружен подозреваемый, у которого отпечатки пальцев проходят по старому уголовному делу. В этом случае расследование возобновляется.
Сотрудники следственных органов периодически обязаны проверять старые уголовные дела по нераскрытым преступлениям. При проверке проводятся повторные допросы лиц, проходивших при расследовании этого уголовного дела, – свидетелей, потерпевших. Положительный результат при проверке возможен при повторном осмотре места происшествия , хотя возможность такого результата очень мала из-за изменения обстановки с течением времени.
Новые доказательства могут быть получены при проведении экспертизы вещественных доказательств с использованием новых научно-технических методов. Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а в случае их громоздкости или иных причин передаются на хранение, о чем составляется протокол. Если доказательства не требуют особых условий хранения, то они хранятся в специальных помещениях при следственных органах. Если вещественные доказательства представлены документами, то они могут храниться в папке с уголовным делом в конвертах. При проверке нераскрытого уголовного дела может потребоваться повторный осмотр доказательства, при этом оно изымается из места хранения под расписку следователя.
Преступлений прошлых лет
П л а н
Введение.
1. Значение и основные условия деятельности следователя по
раскрытию преступлений прошлых лет.
2. Анализ материалов приостановленного дела.
3. Работа следователя по приостановленному делу.
4. Возобновление производства по делу о нераскрытом
преступлении и планирование расследования по
возобновленному делу.
5. Особенности тактики отдельных следственных действий по делам
о нераскрытых преступлениях прошлых лет.
Обязательная:
Дополнительная:
Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет
I. Значение и основные условия деятельности следователя по раскрытию преступлений прошлых лет.
Под раскрытием преступления в уголовно-процессуальной и криминалистической литературе обычно понимают установление всех общественно опасных действий и других относящихся к предмету доказывания обстоятельств, выявление и изобличение всех лиц, виновных в совершении преступления, установление всех эпизодов их преступной деятельности, выяснение причин и условий, способствовавших преступлению. С процессуальной точки зрения, для полного раскрытия преступления в равной степени важно доказывание всех перечисленных обстоятельств.
С точки же зрения тактической, под раскрытием преступления в первую очередь понимается установление события преступления и лица, его совершившего. Именно наличие или отсутствие в деле лица, которому предъявляется обвинение в расследуемом реступлении, на практике положено в основу признания преступления раскрытым или нераскрытым.
Раскрытым считается также преступление, когда материалы в тношении виновного лица переданы для применения к нему мер общественного воздействия, либо когда уголовное дело прекращено в связи с принятием к виновному мер общественного воздействия. И в этих случаях должно быть доказано по делу или установлено атериалами проверки наличие события преступления и лица, его совершившего.
Неустановление виновного лица образует основание для отнесения данного преступления к категории нераскрытых. Именно с этих позиций уголовно-процессуальный закон решает вопрос о приостановлении предварительного следствия и дальнейшей судьбе такого дела. Предварительное следствие приостанавливается в трех случаях:
а/ когда обвиняемый скрылся от следствия или суда или когда по
иным причинам не установлено его место пребывания;
б/ в случае психического или иного тяжелого заболевания обвиняе-
мого, удостоверенного врачом, работающим в медицинском
учреждении;
в/ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в ка-
честве обвиняемого.
Причины несвоевременного раскрытия преступлений, необнаружения виновных в установленный законом срок расследования в пределенной мере исследованы. Основные из них можно разделить на две группы:
1) недостатки и ошибки, допущенные в процессе дознания, предва-
рительного следствия и в ходе оперативно-розыскных мероприя-
тий по делу;
2) наличие объективных обстоятельств, затрудняющих расследова-
ние, осложняющих установление виновных лиц.
К первой группе следует отнести прежде всего несвоевременное начало расследования, невыполнение необходимых в конкретной ситуации первоначальных следственных действий, некачественный осмотр места происшествия, несвоевременные и неполные допросы потерпевших и свидетелей по делу; неудовлетворительное проведение комплекса неотложных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника по " горячим следам "; бесплановость работы на первоначальном этапе расследования.
Причиной несвоевременного раскрытия преступлений подчас бывает невыдвижение всех реальных, с необходимостью вытекающих из материалов дела следственных и оперативно-розыскных версий. Довольно часто, увлекшись проверкой одной, представляющейся ему наиболее вероятной версии, следователь не уделяет должного внимания другим версиям. В результате, когда проверяемая им версия не подтверждается, время для тщательной и полной проверки остальных бывает упущено.
Распространенной является и другая ошибка, когда правильная, оказавшаяся впоследствии соответствующей истине версия не была своевременно проверена до конца, и поэтому преступление не было раскрыто.
В ряде уголовных дел о нераскрытых преступлениях при глубоком их анализе обнаруживаются неиспользованные возможности следствия, а нередко и необоснованное приостановление производства по делу - до выполнения всех необходимых следственных действий.
Часто установление виновных лиц затрудняется из-за отсутствия правильно организованного, систематического взаимодействия между следователем, осуществляющим расследование, и органом дознания, принимающим оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступников.
Многие криминалисты справедливо отмечают, что процесс установления преступника в ряде случаев может быть осложнен самой обстановкой совершения преступления, характером действий преступника по подготовке, совершению и сокрытию преступления, невозможностью быстро собрать какие-либо исходные данные о будущем обвиняемом.
При совершении любого преступления, как известно, неизбежно возникают фактические данные, которые впоследствии фиксируются в установленной законом форме и приобретают по расследуемому делу значение доказательств. Процесс образования таких фактических данных и возникновения доказательств является закономерностью, поскольку он носит необходимый, повторяющийся, устойчивый и общий характер.
Другой важной закономерностью объективной действительности является принципиальная возможность обнаружения возникающих доказательств.
Закономерность обнаружения доказательств может не проявиться, остаться только потенциальной возможностью, если:
Процесс возникновения доказательств под влиянием тех или иных
условий протекал с отступлениями от присущих ему
закономерностей, носил случайный характер;
Доказательства уничтожены: изменения в среде исчезли, и потому
акт их вычленения из среды стал невозможным.
Такие " исключения из правил " на практике не столь уж редки и
образуют вторую группу обстоятельств, влияющих на воевременность раскрытия преступлений. Они имеют место, в частности, когда преступление совершается без очевидцев, когда опытный преступник применяет хорошо продуманные уловки, для достижения преступного результата и сокрытия следов преступных действий.
Часто обнаружение доказательств затрудняют несвоевременное выявление самого факта преступления, несвоевременное сообщение о нем органу расследования, отсутствие какой-либо взаимосвязи в прошлом (до преступления) между потерпевшим и преступником, отсутствие связи места преступления с местом жительства преступника и потерпевшего. К подобным объективным факторам относится и влияние неблагоприятных погодных условий как процесс возникновения фактических данных, отражающих преступление, так и на их исчезновение, уничтожение.
Характер и конкретное содержание работы по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет определяются влиянием ряда специфических факторов. Типичным является воздействие следующих из них:
1. Расследование по делу уже имело место ранее. Произведены как
первоначальные, так и последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, которые к установлению личности преступника не привели. Собрана информация об обстоятельствах совершения преступления. Доказан сам факт совершения преступления (иначе дело было бы не приостановлено, а прекращено).
Однако нередко получается, что собиранием доказательственной
информации занималось не то лицо, которому поручается спустя длительный промежуток времени дальнейшая работа по возобновляемому производством делу. Отсюда вытекают особенности оценки и использования имеющихся доказательств, а нередко и необходимость производства повторных действий с целью непосредственного восприятия новым следователем важных обстоятельств по делу и получения дополнительной информации.
2. Полностью или частично продолжают действовать объективные факторы, затруднившие в свое время раскрытие преступления, отсутствие очевидцев, отсутствие предварительной связи между преступником и потерпевшим, применение преступником уловок с целью сокрытия преступления и его следов, обнаружение преступления спустя длительное время после его совершения и т.д.
3. Ошибки и другие недостатки произведенного до приостановления дела расследования, которые обычно накладывают отпечаток на всю дальнейшую работу по раскрытию преступления. Последствия некоторых ошибок и нарушений часто бывают неустранимы. Для исправления других ошибок, ликвидации имеющихся пробелов приходится затрачивать во много раз больше времени и усилий, чем потребовалось бы на первоначальном этапе расследования.
4. Факторы психологического порядка, относящиеся к сфере
психологии нового следователя и преступника, на время избежавшего разоблачения.
5. Особенности процессуальной регламентации деятельности по
приостановленному делу о нераскрытом преступлении.
6. Фактор времени.
Методика расследования нераскрытых преступлений прошлых лет базируется на методологических основах криминалистики, разработанных в общей теории этой науки и конкретизированных в других ее составных частях - криминалистической тактике, криминалистической технике и криминалистической методике.
В работе по " старым " делам применимы общие положения методики расследования отдельных видов преступлений и каждой из конкретных методик расследования преступлений определенных видов. Основную массу нераскрытых преступлений прошлых лет составляют преступления против собственности и преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Поэтому определяющее значение в расследовании "старых" дел имеет соблюдение рекомендаций методик расследования краж,
грабежей и разбойных нападений, мошенничества, убийств, причинения телесных повреждений, изнасилований, дорожно-транспортных происшествий.
Многие специфические особенности работы по приостановленным или возобновленным делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет характерны и для расследования некоторых других категорий дел. Это прежде всего такие дела, когда между моментом совершения преступления и моментом возбуждения дела по тем или иным причинам прошел большой период времени либо когда преступление совершалось в течении нескольких лет.
Методика расследования " старых" дел характерна и для дополнительного расследования дел, возвращаемых следственным органам судами и прокурорами в порядке надзора, когда с момента окончания расследования и вынесения приговора нередко проходит много времени. Часто дело становится "старым" именно вследствие неоднократных возвратов его для дополнительного расследования либо в результате необоснованного прекращения его и последовавшей спустя длительное время отмены этого решения в порядке надзора.
Работа по раскрытию преступлений по всем делам указанных категорий должна начинаться с глубокого анализа уже имеющихся данных.
В зависимости от результата первоначального расследования и цели, поставленной перед повторным расследованием, различают:
а) повторное или дополнительное дознание;
б) повторное или дополнительное следствие;
в) дополнительное, повторное следствие в полном объеме.
А оттого, что предписывается выполнить органам расследования в ходе дополнительного расследования, будут определяться и его направления. В одних случаях - это осуществление повторных следственных действий и ОРМ, когда в письменных указаниях прокурора или начальника следственного управления указывается на недостаточную исследованность материалов дела в ходе первоначального расследования. В других - проведение дополнительных следственных действий и ОРМ, когда предписывается собрать дополнительные доказательства участия лиц в расследуемом преступлении или установить соучастников преступления. В третьих - проведение нового расследования (когда участвуют другой следователь и оперативные работники) в условиях, когда первоначальное расследование проводили лица с корыстными или иными негативными намерениями, неквалифицированными сотрудниками, либо ввиду отработки новых версий из-за изменившихся обстоятельств дела и т. д.
Итак, мы остановились на том, что в деле при первоначальном расследовании был допущен пробел, промах, неполнота или есть необоснованное решение следователя или дознавателя, что привело к приостановлению дел, к его прекращению за недоказанностью виновности обвиняемого. Следователь и оперативный работник поставлены перед фактом, в деле имеется процессуальное решение, свидетельствующее о невозможности дальнейшего продвижения дела в уголовном процессе. Повторное расследование необходимо начинать с тщательного кропотливого анализа, ревизии выдвигавшихся версий, разрабатывавшихся планов, результатов проведенных ОРМ и следственных действий.
Криминалистический анализ проведенного неудачно расследования помогает:
Установить необнаруженные ошибки и причины имеющихся ошибок;
Наметить направления повторного расследования и выработать новую тактику расследования;
Доказать в необходимых случаях необоснованность направления дела на его прекращение, либо неправомерность требований прокурора в своих решениях.
Причины непрекращающихся на практике и в юридической науке споров между субъектами доказывания, участвующими в решении вопроса об обоснованности приостановлении или прекращении уголовных дел, заложены изначально в субъективных оценочных категориях полноты расследования, доказывания, достаточности, достоверности, относимости и допустимости доказательств, предмета и пределов доказывания. Внутреннее убеждение прокуроров и следователей относительно оценок этих правовых понятий, охраняемое законом опирается в основном, на ненаполненные конкретным содержанием понятия, указанные в законе, а также на их личный профессиональный и жизненный опыт. Однако, если проблема не снимается, а имеет тенденцию к обострению, очевидно необходимо принимать дополнительные усилия, направленные на то, чтобы найти резервы для ее разрешения.
Для того, чтобы энергично и целеустремленно вести расследование, следователь должен по каждому делу, прежде всего, определить цель и наметить круг задач, которые необходимо решить.
Цели такого анализа материалов дела состоят:
В исследовании и оценке доказательств, собранных при расследовании;
В оценке их с учетом имеющихся в распоряжении следователя иных данных, особенно полученных после приостановления дела;
В установлении пробелов, ошибок и иных недостатков в расследовании и возможностей их устранения;
В определении задач и целей дальнейшей работы по приостановленному делу.
Важнейшей задачей этого анализа является вычленение и оценка данных о личности преступника. Чаще всего по таким делам прямых указаний на виновного не имеется. Однако нередко в материалах дела есть доказательства, в каком-то отношении характеризующие преступника и дающие возможность в будущем при определенных условиях идентифицировать его или отнести к определенной группе лиц (следы пальцев рук, следы обуви, описание внешних признаков, способ действия и т. п.). Выявление и систематизация этой информации, определение возможных путей ее использования составляют основу для дальнейшей работы по раскрытию преступления.
Объектом изучения в первую очередь должно быть приостановленное производством уголовное дело со всеми вещественными доказательствами и приложениями (например, магнитными звукозаписями допросов и других следственных действий). Необходимо также изучить планы расследования по делу, которые должны храниться следователем, поскольку расследование не окончено, а лишь приостановлено. Не могут также не учитываться оперативно-розыскные материалы, относящиеся к совершению данного преступления. Они анализируются оперативным работником, который сообщает следователю сведения, имеющие отношение к личности преступника и обстоятельствам совершения преступления. Целесообразно изучить материалы нескольких уголовных дел о преступлениях, аналогичных по способу их совершения (как нераскрытых, так и раскрытых).
Важным источником информации (и соответственно объектом изучения) являются материалы об отказе в возбуждении дела, относящиеся к потерпевшему, заподозренному лицу или месту совершения преступления.
Главной специфической целью анализа является вычленение любых данных о личности преступника и их систематизация, создание модели лица, совершившего данное преступление.
Объектами анализа должны быть все без исключения документы приостановленного дела, приобщенные к нему или находящиеся в иных местах вещественные доказательства, магнитные звуко- и видеозаписи. Тщательному изучению подлежит вспомогательная документация, отражающая организацию проведенного расследования; план расследования, планы отдельных следственных действий, схемы связей потерпевшего или подозревающегося по делу лица, диаграммы, графики и т.п. С помощью оперативного работника при анализе учитываются оперативно-розыскные материалы, относящиеся к совершению данного преступления.
Формами фиксации хода и результатов анализа могут быть:
а) конспектирование, при котором выписки, черновые записи, памятные заметки делаются непосредственно в ходе изучения дела;
б) составление аналитической справки, содержащей краткое обобщенное изложение основных результатов анализа с выводами;
в) заполнение анкеты - "контрольно-наблюдательной карты", представляющей типовую рабочую программу анализа;
г) составление графических схем связей потерпевшего, заподозренного по делу лица, графиков, диаграмм и иных графических выражений взаимозависимостей между установленными по делу фактами.
Все поисковые версии по приостановленному делу можно разделить на три группы:
1) старые версии, то есть выдвигавшиеся и проверявшиеся при расследовании, но оставшиеся не проверенными до конца;
2) новые версии, не выдвигавшиеся и не проверявшиеся ранее, но основанные на имевшихся в материалах расследования фактических данных;
3) версии, основанные на фактических данных, полученных уже после приостановления производства, например, о совершении нераскрытого преступления лицом, арестованным после приостановления расследования в связи с совершением им преступлений аналогичных нераскрытому, либо лицах внезапно выехавших в другой регион после приостановления расследования по уголовному делу.
План поисковых мероприятий по приостановленному делу должен включать в себя:
Беседы с потерпевшим и отдельными свидетелями с целью проверки имеющейся и получения дополнительной информации;
Личное ознакомление следователя с местом происшествия, если осмотр его в свое время производил другой сотрудник;
Повторное уведомление других органов внутренних дел и прокуратуры о нераскрытом преступлении с сообщением дополнительных сведений об обстоятельствах его совершения, новых данных, относящихся к личности преступника, похищенным вещам и т.п.;
Запросы в различные учреждения и организации с целью установления и проверки отдельных фактических данных;
Обращение к учетам органов внутренних дел;
Проверки в местах хранения и реализации вещей;
Изучение документов организаций, предприятий и учреждений непосредственно в местах их хранения;
Истребование и изучение архивных уголовных дел и иных архивных материалов органов внутренних дел;
Организация проведения по приостановленному делу криминалистических и иных специальных исследований;
Дача оперативному работнику поручений и указаний, направленных на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
Меры по обеспечению явки с повинной и проверке заявления явившегося с повинной;
Меры по использованию помощи общественности;
Изучение дел о новых преступлениях, совершаемых на территории, обслуживаемой органов внутренних дел;
Использование возможностей расследования по тем делам, по которым преступники установлены (особенно обысков и допросов).
По результату выполненные следственные действия и ОРМ можно разграничить на:
а) действия, в результате которых получена та же самая информация;
б) действия, при осуществлении которых добыта совершенно новая информация;
в) действия, при которых получена информация, опровергающая в какой-то части имеющуюся информацию.
Повторное расследование может включать в себя одну или несколько тактических операций, иногда все оно является тактической операцией, т. е. комплексом действий, разрабатываемым для достижения обшей цели. Очень часто повторное расследование - это результат мощного противодействия заинтересованных лиц, стремящихся уйти от уголовной ответственности. Отдельное следственное или оперативное мероприятие не может решить задачи по ликвидации такого противодействия, следовательно, возникает необходимость в разработке тактической операции.
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
В целях повышения эффективности работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" ,
приказываю:
1. Руководителям следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации (далее - следственные органы Следственного комитета, Следственный комитет):
1.1. Принимать исчерпывающие меры к установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, а также установлению местонахождения и розыску подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостанавливалось до начала текущего отчетного года по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , и 3 части первой статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - уголовные дела о преступлениях прошлых лет). Обеспечивать всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел указанной категории.
1.2. Создавать на постоянной основе в центральном аппарате Следственного комитета, главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета аналитические группы по раскрытию преступлений прошлых лет (далее - аналитические группы).
Повышать эффективность деятельности ранее созданных в подчиненных следственных органах Следственного комитета аналитических групп, при необходимости своевременно вносить изменения в их состав. Включать в аналитические группы наиболее опытных следователей, сотрудников подразделений процессуального контроля, следователей-криминалистов.
Шире привлекать к участию в аналитических группах ветеранов следственных органов, имеющих большой практический опыт следственной работы, а также иных необходимых специалистов.
Согласовывать с руководителями территориальных и иных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти включение в аналитические группы работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
1.3. При наличии большого количества уголовных дел о преступлениях прошлых лет создавать аналитические группы, действующие на постоянной основе, в следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.
Руководство работой аналитических групп возложить на заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета.
1.4. Организовать планомерное и постоянное изучение в аналитических группах уголовных дел о преступлениях прошлых лет, а также проверку фактического наличия приобщенных к ним вещественных доказательств.
В каждом случае определять полноту проведенного расследования и возможности получения новых доказательств с применением современных технико-криминалистических средств, производства различных видов судебных экспертиз, использования федеральных и региональных учетов информационных и экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
Привлекать к работе специалистов-психологов для активизации памяти свидетелей и потерпевших.
1.5. В целях раскрытия и расследования преступлений прошлых лет активнее использовать данные автоматизированного централизованного учета нераскрытых убийств, других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, расследуемых в Следственном комитете, а также данные систем дактилоскопического и геномного учетов, ведущихся в Главном управлении криминалистики.
1.6. Обеспечивать незамедлительное направление поручений в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , и 3 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . Устанавливать в поручениях периодичность представления информации о результатах оперативно-розыскной деятельности и контролировать своевременное исполнение поручений.
Используя полномочия входящих в состав аналитических групп сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оценивать полноту оперативно-розыскных мероприятий, проводившихся по уголовным делам о преступлениях прошлых лет. В необходимых случаях ходатайствовать перед прокурорами о проверке дел оперативного учета в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности.
1.7. При необходимости возобновления предварительного следствия принимать меры к отмене ранее принятых процессуальных решений, подготовке письменных указаний о направлении расследования и производстве отдельных следственных действий, подготовке и утверждению совместных с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения. Осуществлять надлежащий контроль за выполнением всех запланированных мероприятий. Исключить случаи повторного приостановления предварительного следствия до выполнения всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.
1.8. Решение о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, принимать только при наличии письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики (подразделения процессуального контроля) о выполнении всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.
1.9. Совершенствовать формы и методы взаимодействия аналитических групп разных следственных органов в целях своевременного выявления признаков, указывающих на совершение в прошлые годы серии преступлений одним лицом (группой лиц), в том числе на территории нескольких населенных пунктов, субъектов Российской Федерации, и раскрытия указанных преступлений.
1.10. Анализировать результаты работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет, в том числе эффективность деятельности аналитических групп, не реже одного раза в полугодие. Справки о результатах анализа направлять к 1 февраля и 1 августа в Главное управление криминалистики или Главное военное следственное управление в соответствии с компетенцией (с заполнением прилагаемой таблицы).
В необходимых случаях обсуждать работу по уголовным делам указанной категории на оперативных совещаниях с участием должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (по согласованию с ними). Наиболее актуальные вопросы выносить на рассмотрение коллегий следственных органов Следственного комитета.
2. Главному управлению криминалистики и Главному военному следственному управлению:
2.1. Оказывать практическую помощь следственным органам Следственного комитета в организации раскрытия и расследования преступлений прошлых лет.
2.2. Осуществлять координацию деятельности аналитических групп, в пределах компетенции систематически обобщать сведения о результатах работы следственных органов Следственного комитета по расследованию преступлений прошлых лет, изучать и распространять положительный опыт работы. При выявлении недостатков в работе ставить вопрос об ответственности допустивших их должностных лиц.
3. Признать утратившим силу приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 N 10 "Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы" .
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.Бастрыкин
Приложение. Сведения о работе следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет, следствие о которых приостановлено
Приложение
к приказу Следственного комитета
Российской Федерации "Об организации
работы по расследованию уголовных дел
о преступлениях прошлых лет"
Таблица
Сведения о работе _____________ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по ________________________ по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет, следствие о которых приостановлено по п.___ ч.1 ст.208 УПК РФ за _____________ 20__ год
Сведения о работе следственного органа Следственного комитета вносятся раздельно по каждому из пунктов 1 -3 части 1 статьи 208 УПК РФ .
Виды преступлений | Количество уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет, состоящих на учете: | Изучено аналити- | Отменено постановлений о приоста- | Заслушано аналити- | Раскрыто преступлений прошлых лет: по уголовным | Направлено в суд уголовных дел о преступлениях прошлых лет, по | Прекращено уголовных дел о преступлениях прошлых лет | Предвари- |
|
по состо- | по состо- | уголовных дел о преступ- | следствия/ | прошлых лет/ | делам, следствие по которым ранее приостанав- | которым постановлен обвинительный приговор (дела/преступления) | (всего/ | приоста- |
|