С целью возможного трудоустройства нигде не регистрировался. Правовой статус и правила регистрации безработных граждан

Анна Михайловская

Как известно, перейдя на упрощенную систему налогообложения (УСН), можно не платить НДС. Ведь перешедшие на этот спецрежим не признаются плательщиками НДС, а также освобождаются от уплаты большинства других налогов. Правда, перечислять таможенный НДС и выполнять обязанности налогового агента «упрощенцы» все же должны. Расскажем о плюсах и минусах данного способа ухода от налога.

Восстановленный НДС – в налоговые расходы

Как известно, при переходе на УСН «входной» НДС по неиспользованному в общережимной деятельности имуществу нужно восстановить. Таково требование подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Восстановить «входной» нужно до того момента, когда вещи начнут использоваться в спецрежимной деятельности. То есть в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН. При этом сумму к восстановлению по основным средствам и НМА рассчитывают, исходя из их остаточной стоимости в бухгалтерском учете. По неиспользованным материалам и непроданным товарам НДС восстанавливают в сумме ранее сделанного вычета. При расчете налога на прибыль восстановленный налог учитывают в составе прочих расходов (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, несомненным (хоть и косвенным) плюсом перехода на спецрежим является возможность увеличить налоговые затраты.

«Входной» налог

Перейдя на «упрощенку», компания не будет платить НДС с реализации. Но одновременно потеряет и право на вычет «входного» налога. Для фирмы, которая платит УСН-налог с доходов, это несомненный минус, поскольку она не сможет ни зачесть «входной» НДС, ни уменьшить на его сумму облагаемую базу по упрощенному налогу.

А вот те, кто в качестве объекта налогообложения выбрал разницу между доходами и расходами, практически ничего не теряют. Ведь «входной» НДС по приобретенным ценностям они вправе включать в состав УСН-расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Правда, здесь существуют некоторые ограничения. Так, «входной» НДС по приобретенным материалам компания вправе списать на расходы только после того, как эти материалы будут отпущены в производство (письмо Минфина России от 29 мая 2007 г. № 03-11-04/2/147). Налог по товарам включают в состав УСН-затрат в момент реализации этих товаров (письмо Минфина России от 7 июля 2006 г. № 03-11-04/2/140). А «входной» НДС по купленным основным средствам учитывают в стоимости этих объектов (письмо Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/44, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886).

Разумеется, во всех случаях купленные ценности (материалы, товары, ) должны быть оплачены поставщику.

Наша справка

Для недвижимого имущества предусмотрен особый порядок расчета налога к восстановлению (п. 6 ст. 171 НК РФ). Методика такова. Сначала определяют 1/10 часть «входного» НДС, который был принят к вычету. Затем в конце каждого года рассчитывают долю стоимости необлагаемых товаров (работ, услуг) в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Эту величину умножают на 1/10 от общей суммы «входного» налога. Полученный результат и есть та сумма, которую нужно восстановить по итогам отчетного года. И соответственно отразить в НДС-декларации за IV квартал. Описанный порядок не распространяется на полностью самортизированные объекты и имущество, которое эксплуатируется 15 лет и дольше.

Однако в случае перехода на УСН норма пункта 6 статьи 171 НК РФ не применяется (письмо Минфина России от 5 июня 2007 г. № 03-07-11/150). Значит, здесь действуют общие правила: налог восстанавливают пропорционально остаточной стоимости постройки.

Как удержать клиентов

Само собой, не будучи плательщиками НДС, «упрощенцы» не предъявляют налог покупателям и соответственно не выставляют им счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Клиентам это, конечно, невыгодно: зачесть налог по ценностям, купленным у «упрощенца», они не смогут. Исключение – розничные покупатели (население), которые приобретают товары для личного потребления, а не для использования в предпринимательской деятельности. Возможность вычета НДС их не волнует, поэтому для «упрощенцев», торгующих в розницу, проблема взаимоотношений с покупателями на предмет вычета НДС отпадает сама собой. То же можно сказать и о тех, кто работает с покупателями, перешедшими (переведенными) на какой-либо из спецрежимов (УСН, ЕНВД).

А вот тем, чьи партнеры – организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, придется принимать какие-то меры, чтобы удержать клиентов.

Cчет-фактура с НДС…

Многие УСН-компании решают проблему так: несмотря ни на что выставляют покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Однако если «упрощенец» выставляет своему покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, то всю сумму налога он обязан уплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Кроме этого придется представить в налоговую инспекцию и налоговую декларацию.

В составе декларации должны быть только титульный лист и раздел 1, в котором показывают выделенный налог, подлежащий перечислению в бюджет (п. 5 ст. 174 НК РФ). О том, что в данном случае «упрощенцу» необходимо отчитаться по НДС, говорится и в письмах Минфина России от 23 октября 2007 г. № 03-07-11/512 и ФНС России от 5 декабря 2007 г. № ШТ-6-03/939.

Тем не менее зачесть «входной» НДС «упрощенцу» все равно не удастся.

Ведь на вычеты имеют право только плательщики НДС, а организации, переведенные на УСН, таковыми не являются. Поэтому, несмотря на то что в данной ситуации «упрощенец» обязан уплатить НДС в бюджет, право на вычет налога у него не появляется (письмо Минфина России от 23 марта 2007 г. № 03-07-11/68).

А можно ли учесть добровольно уплаченный НДС в расходах при расчете единого «упрощенного» налога?

Если компания работает на УСН с объектом налогообложения «доходы», то все суммы, полученные от покупателей, являются доходами от реализации (ст. 346.15 НК РФ).

Уменьшение доходов «упрощенцев» на суммы НДС, уплаченные с этих доходов в бюджет, главой 26.2 НК РФ не преду-смотрено (письмо Минфина России от 7 сентября 2007 г. № 03-04-06-02/188). Иначе говоря, придется обложить единым налогом всю выручку, включая НДС.

Если – «доходы минус расходы», то в состав доходов также нужно будет включить всю сумму, полученную от покупателей (вместе с НДС). А вот учесть уплаченный налог в расходах не получится. В затратах УСН-фирмы учитывают «входной» НДС, уплаченный поставщикам за приобретенные товары, работы или услуги (ст. 346.16, 346.17 НК РФ). Добровольно уплаченный в бюджет НДС под нормы указанных статей не подпадает.

Таким образом, стремясь удержать клиентов при помощи счета-фактуры, «упрощенец» наказывает себя несколько раз: платит НДС в бюджет, при этом УСН-налогом облагает всю выручку вместе с уплаченным НДС (налицо двойное налогообложение). Зато в расходах учесть этот НДС не может, применить вычет «входного» налога тоже не вправе.

Пример 1

ООО «Паллада» занимается оптовой торговлей и применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения – «доходы»). Фирма отгрузила покупателю товары на сумму 236 000 руб. Покупатель оплатил поставку. По просьбе партнера компания выставила ему счет-фактуру, где отразила сумму НДС – 36 000 руб. Таким образом, в бюджет «Палладе» придется заплатить (больничные и пенсионные взносы для упрощения примера не рассматриваются):

– единый «упрощенный» налог в сумме 14 160 руб. (236 000 руб. × 6 %);

– НДС в сумме 36 000 руб.

Кстати, этот способ не очень хорош и для покупателя. В своих многочисленных частных разъяснениях чиновники заявляют: получив счет-фактуру с выделенной суммой НДС от неплательщика налога, фирма не имеет права зачесть налог по такому документу. Правда, в случае возникновения претензий со стороны фискалов покупатель может рассчитывать на поддержку в арбитражном суде. В этой ситуации главное, чтобы продавец представил в суде доказательства, что выделенный в счете-фактуре НДС действительно был перечислен в бюджет. Подобный прецедент рассмотрен в постановлении ФАС Уральского округа от 4 июля 2007 г. № Ф09-5029/07-С2. Правда, речь здесь идет о случае, кода поставщик-льготник по ошибке выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Судьи пришли к выводу: раз поставщик, выделив НДС, заплатил его в бюджет, то покупатель имеет право на вычет этого налога.

…и другие способы

Для тех, кто не хочет проблем ни себе, ни партнеру, подойдут другие способы.

Способ № 1: снижаем цену

Можно договориться с покупателем, что товар будет продаваться без НДС, зато дешевле на сумму налога (10 или 18%). Тогда партнер-общережимник ничего не потеряет. Если же покупатель сам применяет УСН или ЕНВД, цену снижать не надо. Как мы уже говорили, для таких компаний НДС-вычет интереса не представляет, поскольку они не платят этот налог.

Способ № 2: продавец превращается в посредника

Такой способ больше всего подойдет оптовым фирмам, которые закупают товар для его последующей перепродажи.

«Упрощенец»-оптовик превращается из продавца в посредника между покупателем и поставщиком, которые находятся на общей системе налогообложения. По условиям договора покупатель поручает «упрощенцу» (посреднику) купить для него товар. За эту услугу посредник получает вознаграждение. В результате купленное имущество УСН-компания приобретет для покупателя-общережимника с НДС. Значит, «входной» НДС покупатель сможет принять к вычету.

Кстати, такая ситуация взаимовыгодна. Ведь «упрощенец» будет включать в доходы лишь сумму комиссионного вознаграждения. А это значит, что вероятность превысить лимит выручки, позволяющий оставаться на «упрощенке», резко снижается. Кроме того, сокращается сама сумма доходов (доходом будет не вся выручка, а лишь вознаграждение), и, как следствие, снижается единый налог.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1.

ООО «Паллада» занимается оптовой торговлей и применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения – «доходы»). По договору комиссии покупатель (комитент) поручает ООО «Паллада» (комиссионеру) закупить у поставщика товары. Стоимость товаров составляет 236 000 руб. и включает в себя:

– НДС в сумме 36 000 руб.;

– вознаграждение посредника в размере 20 000 руб.

В бюджет «Палладе» придется заплатить единый налог на сумму (больничные и пенсионные взносы для упрощения примера не рассматриваются): 20 000 руб. × 6 % = 1200 руб.

От редакции

Компания потеряет право на «упрощенку», если нарушит хотя бы одно из ограничений, установленных пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Кроме того, покинуть УСН придется, если по итогам отчетного или налогового периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев, года) доходы фирмы превысят 20 000 000 рублей, скорректированные на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Напомним, что дефлятор на 2008 год составляет 1,34 (приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357). Таким образом, размер «УСН-критичного» дохода в текущем году – 26 800 000 руб. (20 000 000 руб. × 1,34)

Одним из тех моментов, которые привлекают организации, решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, является возможность не уплачивать НДС. Так ли это на самом деле, что об этом говорит законодательство, каковы правила оплаты данного сбора при ренте государственного имущества компаниями, выбравшими УСН, оплачивается ли сбор при упрощенном режиме при покупке государственного имущества, какие изменения по данным вопросам были внесены в 2018 году – можно будет узнать, ознакомившись с этой статьей.

Действует ли НДС при УСН?

Как гласит содержание пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели и компании, выбравшие упрощенный налоговый режим не являются плательщиками указанного сбора. Однако у данного правила есть некоторые исключения, когда платить в государственную казну все же придется.

Согласно положениям ключевого фискального законодательного акта страны, выплачивать указанный сбор при упрощенном режиме компании и ИП:

  • при ввозе товаров на российскую территорию, когда сбор уплачивается на таможенной границе;
  • при осуществлении сделок по некоторым видам соглашений, например, при простом товариществе;
  • упрощенцы становятся налоговыми агентами по данному платежу, если выступили как посредники в какой-либо сделке;
  • фискальное агентство по НДС, когда речь идет о ренте либо покупке муниципального имущества у иностранной компании, работающей на территории РФ;
  • при предъявлении счет-фактуры, где отдельно указывается задолженность перед налоговыми органами, при упрощенном или других специальных режимах налогообложения.

Если говорить о последнем возможном варианте уплаты НДС, то здесь речь идет о ситуации, когда предприятия, выбравшие УСН, по просьбе своих контрагентов выставляют счета-фактуры, указывая отдельной строкой сумму задолженности перед бюджетом. Однако зачастую руководители этих организаций не осознают, что при данных обстоятельствах они берут на себя обязательство о выплате обозначенного сбора в доход государства.

Нормативное регулирование

Как отмечалось выше, ключевым нормативно — правовым актом, регулирующим вопрос уплаты данного сбора при упрощенном режиме, является статья 346.11 НК РФ.

Помимо того, вопрос уплаты налога в государственный бюджет, когда упрощенцы осуществляют сделки по соглашениям о простом товариществе либо доверительном управлении, регламентируется положениями статьи 174.1 главного документа страны, регулирующего отношения между налогоплательщиками и государством.

В общем и целом, исключения, когда компании, работающие на упрощенке, приобретают статус плательщика НДС, обозначены в статье 161 НК РФ.

НДС при УСН в случае аренды госимущества

Согласно требованиям пункта 3 статьи 161 НК РФ, ИП и компании, функционирующие на упрощенной налоговой системе, признаются плательщиками НДС. В данном случае, принимая во внимание условия подписанного договора, следует выделить следующие возможные варианты расчета задолженности по налогу:

  • имущественным соглашением, предусматривающим аренду, ясно оговаривается сумма налога. В подобной ситуации упрощенцу перечисляют обозначенную сумму в доход государственной казны, а арендодатель получает плату за услуги за вычетом указанной суммы;
  • в договоре не оговаривается сумма задолженности перед фискальными службами. Тогда: по условиям контракта арендатор выполняет обязательства перед фискальными службами самостоятельно. При этом ставка налога составляет 18%. Арендодатель в данном случае получает всю сумму, оговоренную условиями контракта; в договоре может быть обозначено, что сумма обязательств перед бюджетом является частью стоимости аренды. В сложившейся ситуации муниципальные органы получают оговоренную плату без учета НДС, а сумма обязательств перечисляется на счет фискальной службы.

Налогоплательщики, выбравшие упрощенный режим, в случае аренды публичной собственности обязаны выставить счет-фактуру с указанием суммы платежа с учетом налога, а сам документ должен быть зарегистрирован в книге продаж.

Уплата НДС в случае приобретения госсобственности упрощенцами

Принимая во внимание положения пункта 3 статьи 161 НК РФ, следует сказать, что при продаже государственной собственности налоговая база представляет собой размер полученного от реализации дохода, в котором учитывается НДС. В данной ситуации плательщиком налога признается не реализующая сторона, а приобретатель собственности.

Однако уплаты НДС можно избежать, если выполняются условия покупки государственной собственности, оговоренные статьей 3 Федерального закона за №159 – ФЗ от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности», включая:

  • нахождение в аренде у организации на УСН публичной собственности в течение как минимум двух лет;
  • у упрощенца отсутствует обязательство по выплатам за аренду и другим связанным платежам;
  • арендуемое помещение не обозначено в утвержденном списке собственности, которое ориентировано на сдачу в аренду и свободно от притязаний со стороны третьих лиц;
  • на момент подписания соглашения об аренде — организация на УСН зарегистрирована в качестве субъекта малого предпринимательства.


Нововведения в 2018 году

Каких-либо радикальных изменений относительно выплаты НДС организациями, выбравшими упрощенную систему, в 2018 году не предусмотрено. Однако упрощенцы должны не забывать о том, что:

  • можно подписать письменное соглашение с контрагентами о том, чтобы не выставлять им счета-фактуры;
  • организации, выбравшие упрощенный режим, должны показывать в подаваемых декларациях данные, отраженные в предъявленных счетах-фактурах;
  • уполномоченные организации, выбравшие упрощенный режим и не признанные плательщиками налога на добавленную стоимость, при получении либо при предъявлении счетов-фактур должны до 20 числа месяца, который следует за отчетным, представить в фискальную службу журнал учета обозначенных бухгалтерских документов.

Заключение

Таким образом, упрощенцы не признаны плательщиками НДС помимо случаев, речь о которых шла выше. В сложившихся обстоятельствах такие организации и ИП обязаны тщательно следить за поступающими документами и выполнять свои обязательства перед бюджетом в случае возникновения таковых.

О безработных гражданах, признание безработным и правилах регистрации

Согласно ст.3 закона «О » безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4. регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

  • профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина;
  • условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума;
  • состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями;
  • Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать в течение 6 или 12 мес.

Для признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:
  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы. Для нее необходимы следующие документы:
  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие-справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же документы)
  2. перерегистрация безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.
  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).
  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

  • - правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы;
  • - правила регистрациии безработных граждан;
  • - требования к подбору подходящей работы О порядке регистрации граждан в поисках подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891//СЗ РФ, № 38, 17.09.2012 - ст. 5103.

Регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места жительства, а также пребывания на территории РФ

Постановка на регистрационный учет осуществляется гоудартвенными учреждениями службы занятости населения при придъявлении гражданами следующих документов:

  • 1. паспорта гражданина или документ, его заменяющий;
  • 2. для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
  • 3. трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
  • 4. документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. В том числе документы об ученых степенях и ученых званиях, документы связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность и документ об образовании;
  • 5. справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы Панина А.Б. Трудовое право. - М., 2008 - С. 80. ;
  • 6. документ подтверждающий прекращение гражданами трудовой и иной деятельности;
  • 7. документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поисках подходящей работы.

Работники-инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, выданные в установленном порядке Мышко Ф.Г. Трудовое право. - М., 2008 - С. 116.. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить, соответствующие, медицинские документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, ведется регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения. В нем производятся соответствующие записи (под роспись) о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы Смирнов О.В., Снигерева И.О. Трудовое право. - 3-е изд., М., 2008 - С. 207.. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Граждане, признанные безработные, обязаны посещать учреждения службы занятости не более 2-х раз в месяц для подбора подходящей работы. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность Мышко Ф.Г. Трудовое право. - М., 2008 - С. 119..

Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми, при отказе от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Также гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.

Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.

Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Требования к подбору подходящей работы. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.

Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

При подборе гражданам подходящей работы не допускается:

  • 1. предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессиональной подготовки дважды;
  • 2. направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;
  • 3. предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;
  • 4. предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • 5. предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке О порядке регистрации граждан в поисках подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891//СЗ РФ, № 38, 17.09.2012 - ст. 5103.

При отсутствии подходящей работы гражданам при их согласии могут быть предложены:

  • 1. направление на работу по смежной профессии (специальности);
  • 2. направление для участия в оплачиваемых общественных работах;
  • 3. участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
  • 4. профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;
  • 5. направление на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые О порядке регистрации граждан в поисках подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891//СЗ РФ, № 38, 17.09.2012 - ст. 5103.

Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от учебы время.

Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве согласовываются с работодателями.

Поделиться: