Российский некрополь. Поездка в Никольско-Трубецкое

Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви.

Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Михайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной.

Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда.

В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.

С родом князей Трубецких принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими была основана Балашинская мануфактура, ставшая со временем, как бы мы сейчас сказали, градообразующим предприятием. В знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона это единственное упоминание о Балашихе: «Балашинская (Балашихинская) бумагопрядильная мануфактура Московской губернии и уезда, в с. Никольском, принадлежит товариществу. На фабрике 3 паровых машины в 165 сил, 1 вод. колесо в 15 с. и 70 000 веретен. Выделывает 140 000 пудов пряжи от №3 до 46 на сумму 1 960 тыс. руб. Рабочих на фабрике до 1200 лиц. При фабрике 2 училища и больница на 30 кроватей». В краткую справку можно внести одно уточнение - рабочих по архивным данным было примерно вдвое больше.

Каменная церковь в Никольском была построена в 1858-1862 гг. и выдержана в «русском стиле», который вошел в моду благодаря грандиозным постройкам К.И.Тона. Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор - из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехре-Покровском.

Имя автора проекта неизвестно. Двусветный одноглавый четверик с пониженным трехчастным алтарем соединен небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. Проект был для середины девятнадцатого столетия «типовым». Деревянные вызолоченные иконостасы - их три - сохранились с 1860-х годов: храм в советское время не закрывался и не был разорен.

Храм в с. Никольском-Трубецком (так оно стало называться по имени владельцев) достраивался на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Отметим немаловажную особенность: многие из живущих близ фабрик крестьян оставляли свой нелегкий труд сельский и шли работать на фабрику. При этом, соответственно роду занятий, изменялись и взгляды на жизнь:

Во имя легкого труда
Он изобрел «машину века».
Она - послушна. Но беда:
В ней кандалы для человека,
Но не рук его иль ног,
А для духовного мышленья:
«Мозг - не природа, мозг - станок,
Прибор для мыслевыделенья».
И стала мысль его убогой
И продаваться за гроши.
И человек, утратив Бога,
Вдруг оказался без души.
(Протоиерей Владимир Бороздинов. Человек) .

Кроме упоминавшихся уже фабрикантов Каулина и Хлудова в истории церкви Рождества Богородицы сохранилось имя председателя правления Балашихинской мануфактуры Павла Григорьевича Шелапутина (1848-1914). Когда дела на основанной Трубецкими фабрике пошли неважно, потребовались новые инвестиции, мануфактуру пришлось продать купцу П.Ф.Молошникову; позднее (в 1874 г.) по инициативе П.Г.Шелапутина на основе мануфактуры было создано акционерное общество под его председательством, и именно его трудами фабрика пришла в блестящее состояние.

Но не экономические успехи потомственного почетного гражданина, возведенного в дворянское достоинство и получившего чин действительного статского советника Павла Григорьевича Шелапутина памятны нам - он был еще и многолетним ктитором Богородицерождественского храма. На этой своей общественной работе он прославился делами деятельного милосердия. Он основал целый ряд благотворительных и просветительских учреждений: три ремесленных училища, реальное училище, гимназию, педагогический институт. Большие пожертвования получали от него московские больницы глазная и Басманная, им был построен гинекологический институт, Покровская лечебница в Филях (под нее он отдал свое имение). Богадельня для старух, приют для детей-слепых и инвалидов, сирот из крестьянского сословия находились там же, в Филевском имении. Было устроено там и двухклассное училище. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, выпускницы которой преподавали в сельских школах. Педагогический институт получил от него в подарок уникальную научную и учебную библиотеку. На его средства был создан один из залов Музея изобразительных искусств императора Александра III (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина). А при Балашихинской фабрике П.Г.Шелапутин строил дома для своих рабочих, богадельню - приют для стариков и сирот - там содержалось более ста человек, больницу (это о ней упоминает энциклопедический словарь). Некоторые из построенных им зданий (в микрорайоне «Заречье») до сих пор служат людям.

П.Г.Шелапутин на дела милосердия потратил более трех миллионов рублей. В Российском энциклопедическом словаре, где есть сведения, к примеру, о террористах (Каляев, Перовская, Камо), палачах (Берия, Ежов), нет ни единого слова ни о Шелапутине, ни о многих других благотворителях, для Бога потрудившихся.

Под стать ктитору было и духовенство. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной Грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

Наступили страшные времена. И хотя церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в двадцатые годы в храме «свили себе гнездо» обновленцы. К обновленческому расколу примкнул бывший в двадцатые годы настоятелем храма протоиерей Владимир Померанцев. Знаменательно, что и его власти, поначалу не разобравшись, отправили было в ссылку, но вскоре отпустили: он, «обновленец по убеждению», был в 1933 году реабилитирован. Многие ли, верные матери-церкви, священники были в то время реабилитированы? Отбыв срок заключения или ссылки, они получали «минус» - не только запрет проживать и служить в столичных и крупных городах, но и приближаться к ним ближе, чем на сто километров. Какая там реабилитация! Обновленцы безбожным властям были нужны: в Никольское-Трубецкое верующие люди старались из-за обновленцев не ходить. Поэтому и следующим настоятелем Богородицерождественского храма (с 1936 г.) был обновленческий священник Василий Копытов.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм.

Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему (уже более четверти века) настоятелю, старейшему клирику Балашихинского благочиния протоиерею Владимиру Бороздинову. За годы своего пастырства на Балашихинской земле он сумел стяжать не только любовь прихожан, но и уважение властей - его избирали депутатом местного совета; его трудами построено при храме прекрасное здание церковно-приходской школы - живы традиции духовного просвещения в этой церкви! Отец Владимир не только пастырь, но и поэт: уже пять сборников его стихов разошлось по стране; он является членом Союза писателей России. На его добрых и глубоких стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания (уже более десяти лет), у которых

Перед глазами - мир безбрежный,
Затканный с неба до дорог;
Бесстрастный мир, воздушный, снежный,
Красивый, чистый - словно БОГ.
(Протоиерей Владимир Бороздинов. У Лавры)

Не только учат стихи, не только совершают паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру духовные чада протоиерея Владимира Бороздинова. Из под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает протоиерею Владимиру в деле духовного просвещения учащихся земской гимназии.

12 апреля 2003 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен крестильный храм в честь Равноапостольного великого князя Владимира, расположенный в здании воскресной школы. Чин освящения совершали благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Николай Погребняк, настоятель Богородицерождественской церкви протоиерей Владимир Бороздинов, настоятель Казанской церкви Реутова священник Максим Максимов и духовенство благочиния.

Эту поездку я совершил 19 мая 2009 года. Она состоялась в село Никольско-Трубецкое, ныне входящее в городскую черту города Балашихи Московской области, а также в этот день я посетил Калитниковское кладбище в городе Москве.
Собирая сведения об иерархах и священнослужителях Русской Православной Церкви, я узнал о месте погребения известного церковного деятеля XX века . Он погребён в оргаде церкви Рождества Богородицы в селе Никольско-Трубецком. Я задумал съездить туда и найти могилу, стал готовиться к поездке. Нужные мне сведения по проезду на место долго пришлось искать по Интернету, но наконец-то я собрал нужные материалы.
Итак, 19 мая 2009 года, в день 141-й годовщины со дня рождения (по новому стилю) российского императора Святого Николая II Александровича (6/19.V.1868-17.VII.1918), я отправился в путь. Шестичасовой утренней эликтричкой добрался от Твери до Москвы, затем на метрополитене до автовокзала на Щелковском шоссе. Там я также быстро съориентировался и нашёл стоянку маршрутного такси №447, которое как раз идёт мимо села Никольско-Трубецкого. Ещё на полпути случился такой случай: я вышел на остановку с надписью "Храм", но это оказалось не Никольско-Трубецкое, а храм Димитрия Солунского. Пришлось вновь ловить маршрутное такси №447 и отправляться в Никольско-Трубецкое. На этот раз я доехал нормально и вышел на остановке как раз напротив церкви Рождества Богородицы в Никольско-Трубецком.
Сразу направился к храму, находящемуся за забором. Местами забор сплощной, местами решёткой. За алтарём красивого храма из красного кирпича я нашёл искомую могилу митрополита Антония (Кротевича) и ещё могилы двух священников - и . В ограде храма сохранился небольшой некрополь. Большинство могил на нём середины XX века, но есть и несколько захоронений недавних лет. За оградой храма, с отдельным входом, также маленькое старое кладбище. Я посмотрел на него через решётку ограды и решил не посещать: обычные могилы, многие из которых не в лучшем состоянии. Затем я зашёл в церковь Рождества Богородицы, поставил свечи перед иконами, помолился. И отрправился в обратный путь в Москву, радуясь тому, что нашёл могилу митрополита Антония (Кротевича) , а также ещё двух священнослужителей.
Вскоре я сел в автобус того же маршрута №447 (*1) и отправился в Москву. Надо отметить, что во время поездки на Щербинском шоссе то и дело возникали пробки, в которых транспорту подолгу приходилось стоять. Но вроде бы для Москвы и Московской области это теперь обычное дело. Лучше всего, я думаю, ездить железнодорожным траспортом, но железные дороги, к сожалению, есть далеко не везде. Также по пути видел в окно автобуса какое-то кладбище у дороги. Сначало подумал, что может быть это Щербинское, но забор кладбища быстро кончился, кладбище небольшое, скорее всего какое-либо городское балашихинское. Впрочем точно я не знаю.
Когда добрался до Москвы, до м. Щелковская, то решил ещё съездить на Калитниковское кладбище. Там погребён архиепископ Алексий (Сергеев) (†6.IV.1968) . Вспомнил советы некрополиста Двамала как добираться до этого кладбища, которые он прислал мне в ответ на мою просьбу за день до моей поездки. Добрался до м. Пролетарская и затем пешком, московскими улицами, добрался до Калитниковского кладбища. Идти, кстати, пришлось весьма приличное расстояние. На кладбище я осмотрел территорию вокруг церкви. Нашёл несколько могил священнослужителей. Фотографии некоторых из этих могил у меня уже были, мне их прислали по mail московские некрополисты, но я обнаружил могилы ещё нескольких священнослужителей, фотографий которых не было ни на сайте , ни в моём архиве в очереди на загрузку на данный сайт. Побывал и на могиле главы обновленческой Православной церкви . Но в районе церкви могилу архиепископа Алексия (Сергеева) мне обнаружить не удалось. Зашёл в храм, но работники храма тоже не знают о могиле этого архиерея. В конторе кладбища сказали, что у них нет архивов по захоронениям по участкам. Один из работников кладбища заметил, что вроде бы видел могилу какого-то архиерея на семнадцатом участке, но точно не помнит. Я пошёл на семнадцатый участок, достаточно хорошо его обошёл, но могилу владыки Алексия , к сожалению, не нашёл. А ещё некоторое время походил по Калитниковскому кладбищу, в том числе заходил в глубь некоторые участков. Нашёл некоторые примечательные могилы и надгробия. Уже было немало времени, а мне надо было ехать обратно в Твери, надо успеть на электропоезд. Я покинул Калитниковское кладбище около 15 часов дня, с надеждой вновь через некоторое время продолжить поиски на этом кладбище.
Также пешком добрался до м. Пролетарская, проходя мимо Покровского монастыря. Успел на тверской электропоезд отправлением в 16.28, на котором и благополучно добрался обратно до Твери. align=center>

Дополнение - биографическая справка о митрополите Антонии.


АНТОНИЙ (Кротевич).

Эта статья опубликовна на сайте Фонда «Русское православие» , или набрать адрес статьи: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4178 . (*2)
Антоний (Кротевич Борис Николаевич) , митрополит Ивановский и Кинешемский.
Родился 1/14 августа 1889 г. в м. Шендеровка, Киевской губернии.
Окончил Киевскую 2-ю Классическую гимназию, затем был студентом Киевской духовной академии.
В 1914 году рукоположен во священника к Воздвиженской церкви пос. Пирогов, Киевской епархии.
В 1917 году был священником Екатерининской церк. Лукиановского кладбища г. Киева.
В 1919 году - настоятель Байково-кладбищенской церкви г. Киева, был благочинным 3-го Благочин. округа. В этом же году возведен в сан протоиерея.
В 1931 году - настоятель Софийской церкви на Софийской набережной р. Москвы.
В 1932 году награжден митрой.
С 17 августа 1932 г. был настоятелем Христорождественского собора г. Коврова и благочинным церквей Ковровского р-на.
В ноябре того же года за представленное сочинение "История страстной седмицы до образования студийского Устава" утвержден в степени кандидата богословия.
В 1933 году был настоятелем Введенской церкви г. Иваново.
В 1934 году был настоятелем Орехово-Зуевского собора и благочинным округа.
В 1935 году разведен с женой.
В 1937 году - настоятель церкви г. Перова Московской обл. и благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов.
В 1944 году - благочинный церквей Житомирской епархии.
10 июля 1944 г. определен постановлением Священного Синода епископом Житомирским, а 11 августа пострижен в монашество.
14 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского.
Хиротонию совершали митрополит Киевский Иоанн и архиепископ Днепропетровский Андрей в г. Киеве.
С 1946 года - епископ Костромской и Галичский, временно управлял Ярославской епархией.
25 февраля 1952 г. возведен в сан архиепископа.
16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой.
9 февраля 1954 г. возвратился на кафедру и назначен архиепископом Тульским и Белевским.
В сентябре 1958 г. поручено временное управление Ростовской и Новочеркасской епархиями.
25 февраля 1959 г. награжден крестом для ношения на клобуке.
16 марта 1961 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским.
5 июля 1961 г. уволен на покой.
12 января 1962 г. митрополит Орловский и Брянский.
28 мая 1963 г. уволен на покой по прошению.
30 марта 1964 г. митрополит Ивановский и Кинешемский.
Скончался 21 ноября 1973 года в посёлке Малаховка Московской области.

Богородицерождественская церковь. Г. Балашиха. Село Никольское-Трубецкое

История. Село Никольское возникло в 1660-е гг. по указу царя Алексея Михайловича. В плане село имело вид креста, а в центре его находился деревянный рубленный трехпрестольный храм во имя свт. Николая.

В начале XIX в. Никольское перешло Трубецким. С этим родом принято связывать возникновение г. Балашихи: в 1821 г. ими основана Балашихинская мануфактура. Церковь Рождества Богородицы сооружена из кирпича, вместо деревянной в 1858-1862 гг. в русском стиле на средства фабрикантов Н. Каулина и Д. Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками.

Двусветный одноглавый четверик храма с пониженным трехчастным алтарем соединен притвором с небольшой шатровой колокольней. В храме устроены два придела: во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Интерьер украшают три деревянных вызолоченных иконостаса 1860-х гг. Утварь и паникадила современны храму. На стенах и сводах - поновленная живопись, исполненная Я. Е. Епанечниковым в 1877 г.

Церковь Рождества Богородицы в Трубецком никогда не закрывалась, но все же пострадала: в 1920-е гг. храм захватили обновленцы. Лишь в годы Великой Отечественной войны храм вновь наполнился православными верующими.

Святыни. Чтимая икона свт. Николая , сохранившаяся с дореволюционных времен.

Храм Рождества Богородицы в Балашихе (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Богородице-Рождественская церковь в Балашихе - храм с многолетней историей и большой духовной силой. Она была построена на месте деревянного однопрестольного Никольского собора, первое упоминание о котором относят еще к 17 веку. На рубеже 18-19 столетий сюда перенесли Воскресенскую церковь, стоявшую до этого в Покровском дворцовом комплексе. В 19 веке, с развитием фабрики, деревянного храма для всех прихожан стало не хватать, поэтому в 1858-1863 гг. на средства богатых фабричных владельцев в селе Никольское был возведен современный каменный собор с двумя приделами. Интересно, что церковь работала и в советские годы, государству отошли только пристройки и здание приходской школы.

Что посмотреть

Храм выполнен в неорусском стиле, характерном для архитектуры середины 19 века, при этом по своей композиции он напоминает образцы русского зодчества 17 столетия. Церковь двухъярусная, колокольня украшена синим куполом с позолотой, на крыше установлены часы. Внутренняя обстановка довольно простая, с элементами, сохранившимися со дня основания храма. Например, с тех времен остались деревянные иконостасы с позолотой. В основании приделов - святителя Николая и апостолов Павла и Петра - положены мощи, сберегавшиеся в деревянной Никольской церкви.

В храме Рождества Богородицы можно увидеть две чудотворные иконы - Иерусалимскую и Смоленскую.

В церкви регулярно совершаются богослужения. При храме работает воскресная школа, где помимо религиозного воспитания, дети учатся рисованию и музыке.

Практическая информация

Адрес: Балашиха, квартал Никольское-Трубецкое, Трубецкая ул, 52-а. Веб-сайт .

Добраться до церкви из Москвы можно от станции метро «Щелковская» на автобусе № 447. Внутри Балашихи до храма ходят автобусы №№ 8 и 15. Остановка «Церковь».

Поделиться: