Ли денежное вознаграждение. Материальное поощрение за труд

Денежная форма представляет наиболее действенный инструмент, с помощью которого организация способна воздействовать на персонал Денежные вознаграждения представляют собой неизбежную и адекватную компенсацию работникам затраченных ими в процессе трудовой деятельности физических и моральных усилий.

Существуют противоречивые оценки количества денег, нужных для стратегии активизации деятельности персонала. Некоторые полагают, что важнейшее значение имеют нематериальные потребности людей, в то время как сторонники иных теорий

доказывают, что вознаграждения в денежной форме обязательно ведут к усилению мотивации. И, в конечном итоге, никто не может отрицать роль материального фактора в

формировании и удовлетворении потребностей работника.

В любом случае, очевидно, что денежная форма вознаграждения персонала имеет первостепенное значение. Методы воздействия на трудовую активность персонала, основанные на применении денежной формы вознаграждения, используются очень давно и во всех странах мира. Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с

эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании.

Сотрудник получает возможность заработать большее количество денег при условии

хорошей работы, а также ориентиры для оценки своей эффективности. Компания же

получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать

больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с

подходящей философией. Построить стратегию активизации деятельности персонала, не используя денежных стимулов, невозможно. Деньги являются основным из находящихся в распоряжении работодателя благ, способных вызвать у людей мотивы к трудовой деятельности. В то же время, следует помнить, что деньги нельзя рассматривать как универсальное средство удовлетворения потребностей, стимул абсолютного значения, и что проблему активизации труда невозможно решить только с их помощью. Повышение денежных выплат не приводит автоматически к усилению активности и росту результатов труда, хотя задержки и сокращения этих выплат почти неминуемо приводят к недовольству работой и снижению трудовых показателей; несвоевременность и ли отсутствие награды влияет на поведение интенсивнее, чем ее получение.

Денежные вознаграждения должны распределяться строго дифференцированно, денежная компенсация работникам должна как можно более точно отражать вклад каждого работника и напрямую зависеть от того, насколько активно и эффективно он работал; уравнительное распределение денежных вознаграждений малоэффективно.

Желанием получить деньги можно мотивировать(определенное время) каждого человека.


Деньги не имеют внутренней ценности, не являются конечным благом; они лишь инструмент получения человеком других материальных благ. Людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, сколько денежное вознаграждение в сравнении с другими людьми.

Существует множество потребностей, которые невозможно удовлетворить при помощи денег. В таких случаях менеджер должен искать другие стимулы для их удовлетворения.

Можно выделить следующие типы денежных вознаграждений:

Заработная плата, которая представляет собой минимально обязательную форму

денежного вознаграждения персонала. Это гарантированная базовая компенсация, на

которую может рассчитывать работник в обмен на свои трудовые действия.

Существует много различных способов исчисления ее конкретных размеров(систем

оплаты труда): повременная, сдельная, индивидуальная по результатам, с учетом

коэффициентов тарифно-квалификационной сетки. Оптимальной, по всей вероятности,

будет система оплаты труда, которая:

а)тщательно отработана с учетом потребностей фирмы и ее работников;

б)основана на ответственности на всех уровнях руководителей и рядовых

сотрудников;

в)закладывает основы дифференциации в оплате труда;

г)разработана, введена и поддерживается с участием представителей трудового

коллектива.

Надбавки(доплаты) к основным денежным выплатам могут назначаться

сотрудникам на основаниях: трудового стажа, личных заслуг перед компанией, за работу

в ночное время, в праздничные дни, сверхурочно, за выполнение дополнительны,

обязанностей, совмещение профессий, тяжелые условия труда и на других основаниях и:

размерах, определяемых руководством организации.

Условно их можно рассматривать как дополнительный элемент зарплаты,

находящийся между тарифами по действующей системе оплаты труда и премиями.

Премии, которые начисляются по итогам деятельности работников, обычно

определенной периодичностью.

Премии должны быть строго персонифицированной формой вознаграждения и

представлять собой базовый метод дифференциации в оплате труда, то есть напрямую

зависеть от трудовых показателей, результатов конкретное работника. Премия не должна

начисляться: по результатам работы, являющимися обязательными и покрываемым в рамках

зарплаты и надбавок; по мотивам, не связанными с трудом. Незначительное по размерам, но

частое и широкое по охвату сотрудников премирование превращается в привычную

доплату и стимулирующий эффект сокращается. Так же это могут быть премии за

верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации

определенное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам,

уход которых очень нежелателен для компании.

Участие в прибылях организации в прямой форме предоставляется сотрудникам не

всегда. Участие подразумевает зависимость размера денежного вознаграждения от

текущих прибылей(или право на долю прибыли). Так создается зависимость размеров

дополнительных денежных вознаграждений от итогов деятельности не только

конкретного работника, но и организации в целом.

Участие в акционерном капитале трудовых коллективов является очень

распространенным. В этом случае, связь между успехами организации и

дополнительными денежными доходами работника напрямую проявляется через

дивиденды по акциям.

Нематериальное стимулирование как инструмент создания системы мотивации

Под нематериальными(нефинансовыми) вознаграждениями понимают все методы,

не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые компании используют для

вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышения их мотивации и

приверженности к фирме.

В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации нематериальных

вознаграждений. Каждая организация самостоятельно разрабатывает и применяет

наиболее приемлемые для нее методы нематериального стимулирования.

признательности. Прежде всего, это элементарные комплименты сотрудникам за их работу.

Многие компании, и особенно крупные, не ограничиваются лишь устной похвалой.

В число наиболее распространенных форм признания отдельной личности можно назвать следующие:

1. профессионально-квалификационное продвижение по службе;

2. награды, ценные подарки от организации; специально отведенные стоянки

для машин; специальные статьи, помещаемые в прессе;

3. заметки на доске объявлений;

4. фотографии сотрудника на плакатах, стендах; специальные задания;

почетные знаки, вручаемые в присутствии коллег сотрудника;

5. объявление благодарности;

Признание важно не только для отдельного работника, но и для коллектива.

Признание дает группе сотрудников возможность ощутить свою особую причастность к успешной деятельности организации.

Очень важны с точки зрения стимулирования работников к повышению активности различные формы личного признания со стороны непосредственного руководителя.

Наиболее общепринятыми формами личного признания заслуг работников со стороны начальства являются: выражение благодарности за хорошо выполненную работу;

письмо, направленное на дом сотруднику руководителем, с выражением благодарности; открытки, направленные домой сотруднику по случаю дня рождения или

круглых дат трудовой деятельности, с выражением признательности за труд.

Кроме официального признания используются и неофициальные, которые признано для более частого поощрения. К формам неофициального признания относят:

вечера, общественные обеды; поездки, посещение других организаций; небольшие подарки; дополнительные выходные. Особый тип неофициального признания- повседневное признание. Его суть состоит в том, что работник выражает благодарность своему коллеге. Практика показывает, что люди очень высоко ценят такое личное признание со стороны коллег, хотя не всегда такая форма признания распространена в организациях.

Налогообложение поощрительных вознаграждений (выплат)

А.В. Даниленков ,
к.ю.н., г. Санкт-Петербург

1. Система оплаты труда

Включение или невключение стоимости ценного подарка (в том числе денежного вознаграждения) в налоговую базу по единому социальному налогу или по налогу на прибыль зависит от системы оплаты труда.

В разъяснениях налоговых органов при описании системы оплаты труда обычно до недавнего времени делалась ссылка на ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ), согласно которой под оплатой труда понималась система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В настоящее время под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тенденция расширения границ системы оплаты труда за счет поощрительных выплат (вознаграждений), не связанных с осуществлением трудовой функции, отмечалась и в п. 5.1 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (утратили силу в соответствии с приказом МНС России от 23.01.2004 N БГ-3-05/38@), где признавались объектом обложения единым социальным налогом выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, не за результаты трудовой деятельности, например, суммы призов, подарков, премий за участие в спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, за активное участие в общественной работе и т.п., только в случае, если эти работники были связаны с налогоплательщиком трудовым договором (контрактом) .

В то же время даже в период действия весьма несовершенных вышеуказанных Методических рекомендаций территориальные органы МНС России стремились обеспечить последовательность и логичность в определении критериев экономической обоснованности расходов - понятия, имеющего более универсальное и "налогоемкое" значение по сравнению с сугубо локальным институтом поощрительных выплат. При этом удавалось избегать детального перечисления всех возможных видов и подвидов поощрительных выплат. Так, в письме УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 24.11.2003 N 02-05/24139 разъяснялось следующее: "Учитывая, что для целей налогообложения прибыли признаются любые начисления работникам, связанные с режимом работы или условиями труда, организация вправе учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу, премии за высокие производственные показатели, поименованные в вышеуказанном нормативном акте и включенные в трудовой договор, заключенный с конкретным работником. Премии работникам, приуроченные к праздничным дням или юбилейным датам, не могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, так как не относятся к начислениям, связанным с режимом работы или условиями труда". Данный подход представляется правильным, основанным на законе.

Правда, немотивированно высокий уровень периодичности поощрительных выплат, например, стремление работодателя показывать свою сопричастность всевозможным "красным дням" календаря, может сыграть с самим работодателем злую шутку. Согласно части второй ст. 131 ТК РФ доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. Превышение этого лимита за счет поощрительных вознаграждений может быть квалифицировано налоговым органом как недобросовестность налогоплательщика, уклоняющегося от уплаты единого социального налога.

На практике порой возникают ситуации, при которых суммы поощрительных вознаграждений не могут быть отнесены к расходам, связанным с оплатой труда, но остаются при этом объектом обложения единым социальным налогом. Для предупреждения подобного развития событий налогоплательщику целесообразно при наличии любых сомнений в экономической обоснованности (с точки зрения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль) соответствующих выплат либо заблаговременно обращаться за разъяснением в налоговый орган, либо формировать для этих целей фонды специального назначения [п. 22 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)]. Безусловно, риск двойного налогообложения (одновременно - единым социальным налогом и налогом на прибыль) следует признать гипотетическим. Ведь согласно п. 3 ст. 236 НК РФ применительно к поощрительным выплатам единый социальный налог и налог на прибыль достаточно четко разграничены по основаниям начисления и уплаты. Однако возможность применения мер налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) или административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) все-таки нельзя недооценивать.

2. Формы поощрительных вознаграждений (выплат)

С точки зрения налоговых последствий форма вознаграждения (денежная или натуральная) не имеет значения, за исключением отдельных особенностей в порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (ст. 211 НК РФ).

Судебно-арбитражная практика идет по пути возможности признания ценных подарков в денежной форме в рамках трудовых правоотношений при субсидиарном применении положений гражданского и налогового законодательства [ст. 11 НК РФ, ст. 128, п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)]. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Как указал, в частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13.02.2006 по делу N А05-13852/2005-19, деньги могут быть предметом дарения, а следовательно, при выдаче работникам подарков в виде денежных выплат эти суммы не подлежат налогообложению в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ.

Аналогичная правовая позиция приведена и в письме Минфина России от 08.07.2004 N 03-05-06/176.

В соответствии с частью четвертой ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд. При этом в качестве существенного условия трудового договора законодатель упоминает только условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (часть одиннадцатая ст. 57 ТК РФ). Исходя из буквального толкования данной нормы в качестве существенных условий труда должны предусматриваться исключительно денежные формы выплат. Согласно части второй ст. 131 ТК РФ в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. При этом доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, ценный подарок в натуральной форме не может рассматриваться в качестве элемента системы оплаты труда и не образует объект обложения единым социальным налогом, поскольку:

Договор дарения предполагает безвозмездность. Так, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. По трудовому же договору предусматриваются встречные предоставления в виде обязательств работника лично выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 08.07.2004 N 03-05-06/176 допускает применение в отношении поощрительных выплат (вознаграждений) в рамках трудовых правоотношений положений ГК РФ, нормирующих договор дарения (глава 32 ГК РФ);

Применение к ценному подарку порога неденежных выплат согласно части второй ст. 131 ТК РФ необоснованно ограничивало бы право работодателя на предоставление работнику ценного подарка, стоимость которого превышает 20% от общей суммы заработной платы.

Определенные сомнения вызывает и возможность отнесения к элементам оплаты труда нерегулярных, не связанных с достижением определенных производственных показателей и не предусмотренных локальными правовыми актами работодателя премий (подарков в денежной форме). Это объясняется тем, что ценный подарок определяется в качестве одного из видов поощрений работников за добросовестный труд (наряду с премией, почетной грамотой, благодарностью и представлением к званию лучшего по профессии - часть первая ст. 191 ТК РФ). Согласно части четвертой ст. 22 ТК РФ для признания конкретного вознаграждения поощрением за труд необходимо, чтобы оно несло в себе двойную смысловую и нормативно-ценностную нагрузку как акта одобрения со стороны работодателя не только добросовестного, но и эффективного труда работника. Ценный же подарок служит мерой оценки работодателем не эффективности труда работника, а только соответствия последнего занимаемой должности, а также степени законопослушности одаряемого работника правилам внутреннего трудового распорядка. Поскольку добросовестное исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, само по себе входит в обязанности работника (абзац первый части второй ст. 21 ТК РФ), то закрепление права работника на получение ценного подарка в трудовом договоре вряд ли может рассматриваться как установление элемента системы оплаты труда.

Рассмотрим более или менее устоявшиеся в практике судебного и ведомственного правоприменения подходы к налоговому "размежеванию" премиальных, подарочных и иных аналогичных выплат (вознаграждений) между налогом на прибыль, единым социальным налогом и иными налоговыми платежами.

3. Налогообложение

3.1. Налог на прибыль

Для отнесения расходов на премирование (денежное или натуральное) на расходы, связанные с оплатой труда, необходимо соблюдение нижеследующих условий:

1) право работника (включая руководителя) на получение поощрения должно быть основано на трудовом договоре (контракте) и/или коллективном договоре. Эта позиция изложена, в частности, в письмах МНС России от 20.03.2003 N 05-1-11/127-К269 "О едином социальном налоге", УМНС России по г. Москве от 24.02.2003 N 28-11/11043, УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 24.11.2003 N 02-05/24139. Например, в письме УМНС России по г. Санкт-Петербургу разъяснено следующее: "Если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в вышеуказанных документах (коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах), либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли".

Кроме того, в трудовом договоре (контракте) и/или коллективном договоре целесообразно также указать конкретный размер поощрительной выплаты (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2006 по делу N А56-25980/2005). Для придания большей "системности" поощрительным выплатам не будет излишним прописать соответствующий вид поощрения в таком локальном нормативном акте, как правила внутреннего трудового распорядка организации (часть четвертая ст. 189 ТК РФ);

2) поощрения не должны выплачиваться за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 22 ст. 270 НК РФ; постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2006 по делу N А56-25980/2005);

3) поощрительные вознаграждения (выплаты) должны иметь стимулирующий характер;

4) поощрительные вознаграждения должны быть направлены на извлечение дохода (экономическая обоснованность вознаграждения) (п. 2 ст. 255 НК РФ). Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 по делу N А13-9766/2005-23 указано, что экономическая обоснованность расходов, понесенных налогоплательщиком, определяется не фактическим получением им доходов в конкретном периоде, а направленностью этих расходов на получение доходов. Ранее в соответствии с п. 5.6 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (утратили силу на основании приказа ФНС России от 21.04.2005 N САЭ-3-02/173), предусматривалось, что расходы не должны учитываться в уменьшение налогооблагаемых доходов, если они не были подтверждены документально, не были экономически обоснованны и (или) были связаны с деятельностью, по которой не получены доходы.

3.2. Единый социальный налог

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ поощрительные вознаграждения за труд (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

У налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде;

У налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Позиция налоговых органов заключается в следующем: если поощрительные материальные предоставления входят в систему оплаты труда работодателя, то они должны относиться к начисляемым налогоплательщиками (работодателями) выплатам и иным вознаграждениям в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), формирующим объект обложения единым социальным налогом согласно п. 1 ст. 236 НК РФ.

В случае соблюдения требований, предъявляемых к обложению единым социальным налогом сумм таких поощрительных выплат и вознаграждений, одновременно считаются выполненными условия их отнесения на расходы, связанные с оплатой труда, для целей исчисления и уплаты налога на прибыль.

Бытовавший ранее в практике взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков полемический вариант толкования нормы п. 3 ст. 236 НК РФ допускал (с точки зрения налогоплательщиков) возможность альтернативного налогообложения сумм поощрительных вознаграждений за труд: либо единым социальным налогом, либо налогом на прибыль.

В настоящее время данный вопрос утратил дискуссионность в связи с выходом официального разъяснения Президиума ВАС РФ, изложенного в п. 3 информационного письма от 14.03.2006 N 106. Фабула дела такова: в налоговом периоде хозяйственное общество при выполнении работ, обусловленных трудовым договором, выплачивало своим работникам премии за производственные результаты. Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ данные выплаты отнесены к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Общество вместо уменьшения на эти расходы налоговой базы по налогу на прибыль уменьшило на их сумму налоговую базу по единому социальному налогу, полагая, что п. 3 ст. 236 НК РФ предоставляет право такого выбора. Президиум ВАС РФ поддержал арбитражный суд, который при разрешении конкретного налогового спора указал, что норма, установленная п. 3 ст. 236 НК РФ, имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 НК РФ налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.

3.3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.

3.4. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Таким образом, поскольку в данном случае законодатель использует "зонтичное" определение "доход", которое охватывает любые имущественные предоставления, то поощрительная выплата независимо от ее вида и целевого назначения будет учитываться в базе для начисления страховых взносов.

3.5. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) доход, не превышающий 4000 руб., в том числе в виде стоимости подарков, полученных налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В случае предоставления подарка в натуральной форме датой получения дохода будет являться момент передачи подарка (подпункт 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Из вышеприведенных норм следует, что п. 2 ст. 223 НК РФ подлежит применению в случае, если подарок входит в систему оплаты труда.

В силу п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

В заключение необходимо отметить, что решение вопроса относительно включения или невключения поощрительных вознаграждений в систему оплаты труда должно оставаться за сторонами трудового договора - работником и работодателем. Общедозволительный метод регулирования (по типу: "разрешено все, что не запрещено"), безусловно, не распространяется на публично-правовые (в том числе налоговые) отношения. В этом смысле правовая позиция Президиума ВАС РФ, содержащаяся в п. 3 информационного письма от 14.03.2006 N 106, не допускает превратного истолкования. Однако соответствующий налоговый режим практически всегда является следствием избранной налогоплательщиком хозяйственной политики. В связи с этим представляются недопустимыми объективное вменение работодателю целей и мотивов предоставления поощрительных вознаграждений, а также оценка системы оплаты труда налогоплательщика исключительно с точки зрения его заведомой недобросовестности как налогоплательщика.

Предоставление ежегодного денежного вознаграждения за добросовестный труд, примерное исполнение служебных обязанностей (далее - вознаграждение) в размере до одного должностного оклада предусмотрено для педагогических работников ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII .

Условия такой выплаты урегулированы Порядком предоставления ежегодного денежного вознаграждения педагогическим работникам учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности за добросовестный труд, примерное исполнение служебных обязанностей, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.2000 г. № 898 (далее - Порядок № 898 ).

Итак, расскажем об этой стимулирующей выплате, выделив основные моменты.

Кому выплачивается денежное вознаграждение

Кроме того, в Положении можно указать о сроках (дате) выплаты вознаграждения, например, отметить, что эта выплата осуществляется ко Дню работника образования или в конце календарного года.

Можно ли выплатить вознаграждение частями, в течение одного года? Например, учитывая финансовые возможности учреждения, один раз выплатить в размере меньшем, чем должностной оклад, а впоследствии, при наличии средств, выплатить второй раз (до полного оклада)? По этому поводу специалисты Минсоцполитики в письме от 26.06.2015 г. № 7748/0-14-16/1 разъяснили: выплата денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени или дважды в год может иметь место только при условии, что это предусмотрено Положением учебного заведения. В иных случаях сам Порядок № 898 не позволяет этого делать.

Выплата денежного вознаграждения освобожденным и новопринятым работникам

Как вы уже поняли, все нюансы выплаты вознаграждения оговаривают в отдельном Положении . Поэтому, формируя такое Положение , целесообразным будет предусмотреть в нем порядок выплаты вознаграждения в случае увольнения работника.

Если в таком Положении будет указано, что в случае увольнения работника до момента выплаты денежного вознаграждения за ним сохраняется право на получение вознаграждения, то заведение обязано будет выплатить вознаграждение после увольнения.

Если же будет определено, что после увольнения работник теряет право на получение денежного вознаграждения, то уволенному работнику такое вознаграждение не выплачивается .

Кроме того, следует иметь в виду, что если вознаграждение было начислено до момента увольнения, то образовательное заведение обязано выплатить его работнику в день увольнения в соответствии со ст. 116 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г.

По поводу возможности выплаты ежегодного вознаграждения работникам, которые недавно приступили к исполнению своих трудовых обязанностей, отметим следующее.

Поскольку Порядком № 898 не установлены ограничения в отношении выплаты денежного вознаграждения работникам, отработавшим в учебном заведении менее года, то вопрос предоставления или непредоставления им указанной выплаты также нужно урегулировать в Положении о такой выплате.

В частности, в тексте Положения можно указать, сколько педработнику необходимо отработать в заведении, чтобы получить право на выплату денежного вознаграждения (полгода, 9 месяцев и т. п.). Или же указать, что денежное вознаграждение педработникам, отработавшим неполный календарный год, выплачивается, например, из расчета 1/12 годового размера вознаграждения за каждый полный календарный месяц пребывания на педагогической должности.

Все это в будущем позволит избежать трудовых споров, если недовольный работник обратится в суд с иском о неправомерной невыплате ему денежного взнаграждения или же выплате его не в полном объеме.

Что касается работников, принятых на работу в течение года по переводу, то для них в «вознаградительный» стаж может включаться предыдущая педагогическая работа в другом учебном заведении.

Денежное вознаграждение при расчете больничных и отпускных

Согласно п.п. «б» п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 05.02.95 г. № 100 , единовременные выплаты не учитываются в расчете отпускных . А денежное вознаграждение является ежегодным, значит, безусловно представляет собой единовременную выплату и носит разовый характер. Поэтому такую выплату не включают в расчет средней зарплаты во всех случаях ее сохранения, в частности, и для оплаты времени отпуска.

В свою очередь при расчете больничных ежегодное денежное вознаграждение следует учитывать . Об этом говорит п. 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 . Согласно указанной норме в расчет среднего заработка для оплаты периода нетрудоспособности включаются все выплаты, которые вошли в базу взимания ЕСВ. А к такой базе относятся и единовременные выплаты, в частности, ежегодное денежное вознаграждение. Исключением в этой ситуации будет только тот случай, когда месяц, в котором начислено денежное вознаграждение, полностью не отработан по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы). При этом, если месяц не отработан по уважительным причинам частично, вознаграждение включается в расчет среднего зароботка в полном размере.

Вывод: учителю общеобразовательного учебного заведения, работающему по основному месту работы с неполной недельной нагрузкой, ежегодное денежное вознаграждение за добросовестный труд, примерное исполнение служебных обязанностей предоставляется в размере должностного оклада с учетом установленных повышений. Выплата вознаграждения «новичкам» в размере меньше должностного оклада (например, пропорционально отработанному времени в заведении) допускается только в случае, если в соответствующем Положении учебного заведения предусмотрена такая норма.

Указанная выплата не учитывается при расчете средней зарплаты для оплаты отпуска и включается в расчет среднего заработка для оплаты периода временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам).

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 414
"О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых.

2. Установить, что выплата государственного денежного вознаграждения за открытие неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых) (далее - государственное вознаграждение) осуществляется Федеральным агентством по недропользованию за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

3. Установить, что государственное вознаграждение в расчете на одно открытое неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых), запасы полезных ископаемых которого поставлены на государственный баланс, выплачивается однократно и составляет:

9000000 рублей за открытие уникального месторождения полезных ископаемых;

5000000 рублей за открытие крупного месторождения полезных ископаемых;

500000 рублей за открытие среднего, мелкого месторождения полезных ископаемых или месторождения полезных ископаемых, для которого не установлена категория по величине (объему) запасов полезного ископаемого.

Определение категорий месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение".

4. Установить, что государственное вознаграждение выплачивается физическим лицам, участвовавшим в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых), запасы полезных ископаемых которого поставлены на государственный баланс, имеющим ведомственный знак отличия за открытие неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых, независимо от их последующего места работы и рода занятий, за исключением должностных лиц, осуществлявших в силу своих служебных обязанностей лишь общее руководство работами, в результате которых было открыто неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых.

5. Установить, что государственное вознаграждение, выплачиваемое одному физическому лицу, указанному в пункте 4 настоящего постановления, определяется как частное от деления размера государственного вознаграждения, установленного пунктом 3 настоящего постановления, на количество физических лиц, указанных в пункте 4 настоящего постановления.

6. Установить следующие сроки подачи заявления о выплате государственного вознаграждения:

а) в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых до 1 января 2015 г., - до 1 мая 2019 г.;

б) в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых после 1 января 2015 г., - 3 года с момента постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс.

7. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. N 646 "О порядке выплаты и размерах поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5047).

Правила
выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 414)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых), запасы полезных ископаемых которого поставлены на государственный баланс (далее соответственно - месторождение, государственное вознаграждение).

2. Физическое лицо, участвовавшее в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии месторождения и имеющее право на получение государственного вознаграждения (далее - заявитель), представляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию по месту расположения выявленного месторождения следующие документы:

а) заявление о выплате ему государственного вознаграждения с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, периода работы (в том числе на основании гражданско-правового договора) в организации, проводившей геолого-разведочные работы на участке недр, где открыто месторождение полезного ископаемого, банковских реквизитов счета, на который следует перечислить средства в случае принятия решения о выплате государственного вознаграждения;

б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) выписка из трудовой книжки, содержащая сведения о работе заявителя в организации, проводившей геолого-разведочные работы на участке недр, где открыто месторождение полезного ископаемого, или копия соответствующего гражданско-правового договора;

г) копия документа о награждении ведомственным знаком отличия за открытие месторождения.

3. Заявитель может представить документы, указанные в пункте 2 настоящих Правил, в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

4. Территориальные органы Федерального агентства по недропользованию в срок не более 3 месяцев со дня получения документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил:

а) рассматривают представленные документы;

б) формируют и уточняют списки лиц, претендующих на государственное вознаграждение;

в) подготавливают и направляют в Федеральное агентство по недропользованию предложения о выплате и размере государственного вознаграждения;

г) направляют заявителю информацию об отказе в рассмотрении документов с указанием причины отказа.

5. Основанием для отказа в рассмотрении документов является несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2 настоящих Правил, а также недостоверность содержащихся в них сведений.

Информация об отказе в рассмотрении документов направляется заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

6. Территориальные органы Федерального агентства по недропользованию по результатам рассмотрения представленных документов направляют в Федеральное агентство по недропользованию:

а) письмо за подписью руководителя территориального органа Федерального агентства по недропользованию с заключением о выплате и размере государственного вознаграждения и приложением документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

б) копию заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

7. Федеральное агентство по недропользованию рассматривает представленные территориальным органом в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил материалы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления в Агентство.

По итогам рассмотрения представленных материалов Федеральное агентство по недропользованию принимает решение о выплате государственного вознаграждения или об отказе в выплате.

8. Решение об отказе в выплате государственного вознаграждения принимается Федеральным агентством по недропользованию в следующих случаях:

а) заявитель представил недостоверные сведения о себе;

б) заявителю ранее выплачивалось государственное вознаграждение за открытие того же месторождения;

в) заявитель не относится к лицам, имеющим право на государственное вознаграждение.

9. Федеральное агентство по недропользованию информирует территориальные органы Федерального агентства по недропользованию о принятом решении в течение 7 рабочих дней.

10. Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию извещает заявителя о принятом решении о выплате государственного вознаграждения или об отказе в выплате в течение 7 рабочих дней со дня поступления решения Федерального агентства по недропользованию.

11. Федеральное агентство по недропользованию по истечении срока, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил, осуществляет формирование и утверждение перечня лиц, которым выплачивается государственное вознаграждение в очередном финансовом году, который содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

б) данные документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) реквизиты документа о награждении ведомственным знаком отличия за открытие месторождения;

г) размер государственного вознаграждения, подлежащего выплате заявителю.

12. Выплата государственного вознаграждения осуществляется не позднее 1 мая финансового года, следующего за годом, в котором истекают сроки, предусмотренные пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 414 "О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых".

Было отменено поощрительное денежное вознаграждение за выявление месторождения полезного ископаемого. Кроме того, теперь государственное денежное вознаграждение выплачивается только за открытие за счет бюджетных средств ранее неизвестного месторождения полезных ископаемых (кроме месторождения общераспространенных ископаемых). Речь идет о средствах федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части госбюджета СССР.

В связи с этим установлен новый порядок выплаты государственного денежного вознаграждения.

Теперь размер вознаграждения зависит от категории открытого месторождения. Так, за уникальное месторождение полагается 9 млн руб., крупное - 5 млн руб., остальные - 0,5 млн руб. Вознаграждение выплачивается Роснедрами за 1 открытое месторождение однократно.

Граждане, претендующие на вознаграждение, должны иметь ведомственный знак отличия за открытие неизвестного ранее месторождения. При этом их последующие место работы и род занятий значения не имеют (кроме некоторых должностных лиц). Вознаграждение выплачивается пропорционально количеству граждан, участвовавших в открытии месторождения.

Чтобы получить вознаграждение, физлицо должно представить в территориальный орган Роснедр по месту расположения выявленного месторождения необходимые документы (приведены). В их числе соответствующее заявление. Установлены сроки его подачи. Документы можно представить также в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Территориальный орган формирует списки претендентов и направляет их в Роснедра. Агентство принимает решение о выплате вознаграждения или об отказе в ней. Оно же формирует и утверждает перечень лиц, которым выплачивается вознаграждение в очередном финансовом году.

Вознаграждение выплачивается не позднее 1 мая финансового года, следующего за годом, в котором истекают сроки подачи заявления о его выплате.

Прежний порядок выплаты вознаграждения утрачивает силу.

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 414 "О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда. При комиссионном вознаграждении торговых работников оплата труда зависит от денежного оборота, от денежной выручки при продаже товаров.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ" в других словарях:

    Материальный стимул Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    денежное вознаграждение - ‘стимул’ Syn: материальный стимул … Тезаурус русской деловой лексики

    вознаграждение денежное - Вознаграждение в денежной форме. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, вознаграждения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. вознаграждать и вознаградить. 2. Плата за труд. Денежное вознаграждение. Вознаграждение натурой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (см. ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Вид материального обеспечения военнослужащих, установленного государством. Д.д. регулируется ФЗ РФ от 27 мая 1998 г. № 76 ФЗ О статусе военнослужащих и другими нормативными актами. Установлен круг лиц, имеющих право на Д.д. Состав Д.д. состоит из … Энциклопедия юриста

    Денежное денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда. При комиссионном вознаграждении торговых работников оплата труда зависит от денежного оборота, от денежной выручки… … Экономический словарь

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. вознаградить. 2. Плата за труд, за услугу. Денежное в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ДЕНЕЖНОЕ Большой бухгалтерский словарь

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ДЕНЕЖНОЕ - вознаграждение в денежной форме … Большой экономический словарь

Книги

  • , Пинк Дэниел. Многие руководители уверены, что лучший способ мотивировать сотрудника к высоким результатам - это денежное вознаграждение, бонусы за результат или иные «пряники». В конце концов, люди ведь…
  • Драйв. Что на самом деле нас мотивирует , Дэниел Пинк. Многие руководители уверены, что лучший способ мотивировать сотрудника к высоким результатам - это денежное вознаграждение, бонусы за результат или иные "пряники" . В конце концов, люди ведь…
Поделиться: