Требования при приеме на работу судебным приставом. Работа судебным приставом: отзывы работников

Судебный пристав это состоящее на государственной службе
должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую
должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой
страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не
имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава
- высшего юридического образования), ранее судимое, либо не
способное по своим деловым и личным качествам, а также по со-
стоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Различают два вида судебных приставов:
- судебные приставы, обеспечивающие установленный поря-
док деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и ар-
битражных судов, или иначе - судебные приставы по обеспечению
установленного порядка деятельности судов, и
- судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные
акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению
установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов об-
щей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению су-
дебных актов и актов других органов, предусмотренных федераль-
ным законом об исполнительном производстве. В связи с чем судеб-
ные приставы наделяются определенным кругом полномочий.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка
деятельности судов обязан:
- обеспечить в суде безопасность судей, заседателей, участ-
ников судебного процесса и свидетелей;
- выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи
или председательствующего в судебном заседании, связанные с со-
блюдением порядка в суде;
- исполнять решения суда и судьи о применении к подсуди-
мому и другим гражданам предусмотренные законом меры процес-
суального принуждения;
- обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат
и судебных помещений в рабочее время;
- проверять подготовку судебных помещений к заседанию,
обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения су-
дебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и
их сохранность;
- поддерживать общественный порядок в судебных помеще-
ниях;
- взаимодействовать с военнослужащими воинской части
(подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей,
по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждать и пресекать преступления и правонаруше-
ния, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать
их с последующей передачей органам милиции;
- осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или
к судебному приставу-исполнителю;
- участвовать по указанию старшего судебного пристава в
совершении исполнительных действий;
- проходить специальную подготовку, а также периодиче-
скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с
применением физической силы, специальных средств и огнестрель-
ного оружия.
При исполнении данных обязанностей судебный пристав име-
ет право:
- обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов
безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные при-
ставы военных судов также к военному командованию;
- в определенных случаях применять физическую силу, спе-
циальные средства и огнестрельное оружие.
Условия применения физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению ус-
тановленного порядка деятельности судов закреплены в Федераль-
ном законе «О судебных приставах», согласно которому они вклю-
чают в себя следующие положения.


Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Судебным приставом может стать каждый человек, который имеет юридическое образование. В принципе, на текущий момент времени актуальность данной профессии стала более высокой, но все равно, студенты юридических учебных заведений не слишком и активно реагируют на вакантные должности. Впрочем, совершенно недавно ситуация в данной сфере деятельности и вовсе была критической. Все дело в том, что на должность пристава брали людей с любым высшим образованием. Правда, и заработная плата судебного пристава по тем временам была мизерной. Сегодня средняя заработная плата пристава составляет не менее 20 тыс.рублей. Также законодатель указал, что теперь на должность судебного пристава могут претендовать исключительно те граждане, которые имеют юридическое образование.

Кто именно может работать судебным приставом?

  1. Судебным приставом может стать любой гражданин страны в возрасте от 21 года;
  2. Обязательным условием является наличие юридического образования. На должность судебного пристава принимают граждан, которые имеют образование среднее специальное, и высшее по направлению юриспруденция или же правоведение;
  3. Немаловажным аспектом считается отсутствие судимостей, а также отсутствие судимостей родственником;
  4. Обязательно производится медицинская комиссия, которая способна определить возможность гражданской службы того или же иного претендента.

Как стать судебным приставом?

Обо всех вакантных должностях сообщается на официальном сайте ФССП. Если вы обратили внимание на предложенные должности, то вы можете посетить отдел кадров и узнать, какие именно документы вам следует собрать. Такие данные вам нужны, чтобы иметь возможность претендовать на вакантную должность. После сбора документов, вам в обязательном порядке нужно будет пройти медицинскую комиссию. Уточните в отделе кадров о наличии особых условий прохождения комиссии, если такие имеются. Например, в определенных городах существует требования о прохождении комиссии в четко определенных медицинских центрах, исключительно государственного значения.

После того, как в отделе кадров произведут проверку всех ваших документов, вас пригласят на прохождение стажировки. Обратите свое внимание на то, что результатом стажировки станет прием на работу, но исключительно в том случае, если вы сможете всецело соответствовать своей должности.

ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты, которые имеют существенное значение при отборе кандидатов на должность судебного пристава. Прежде, чем посетить отдел кадров, изучите данное законодательство, чтобы определить, сможете ли вы подойти на предлагаемую должность, и каковы перспективы вашего дальнейшего, профессионального роста в этом направлении.


После того, как решение суда приобретает законную силу, наступает стадия исполнения. Данная стадия основана на работе судебных приставов, и естественно именно в данный момент и...


ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» четко обуславливает все аспекты принятия на работу судебных приставов и требования к соискателям. В принципе, если изучить данный...

Судебный пристав - центральная фигура исполнительного производства. Важность задач, стоящих перед судебными приставами, в том числе перед судебными приставами-исполнителями, обусловили жёсткие требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на соответствующую должность. Эти требования установлены в ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»:

достижение 20-летнего возраста;

наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава - высшего юридического образования;

способность по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

отсутствие судимости.

Указанные обстоятельства подтверждаются: гражданство и возраст - данными паспорта; образование - аттестатом, свидетельством, дипломом о высшем образовании или другим документом об образовании; состояние здоровья - медицинским заключением; отсутствие судимости - соответствующей справкой органов внутренних дел.

К определению деловых и личных качеств кандидата на должность судебного пристава следует подходить из общепризнанных деловых, нравственных и моральных критериев. В частности, способности кандидата честно и добросовестно, с соблюдением норм права выполнять возложенные на него обязанности, выполнять общепризнанные правила поведения.

Кроме того, к лицам, претендующим на должность судебного пристава или находящимся на этой должности, наряду со специальными требованиями, установленными в ФЗ «О судебных приставах», применяются также общие ограничения, связанные с гражданской службой и установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.. В соответствии с положениями данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность

исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,

сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения

гражданства другого государства;

представления подложных документов или заведомо ложных

сведений при поступлении на гражданскую службу и др.

Судебный пристав, как государственный служащий, должен также соблюдать ограничения, установленные п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. он не вправе:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления

коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных ФЗ;

замещать должность гражданской службы в случае избрания или

назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей

вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных

обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». В соответствии с п. 1 данной статьи в процессе свей деятельности судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному

исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их

представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного

производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе

исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Перечень исполнительных документов, подлежащих принудительному исполнению, указан в ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный законом срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным законом, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанном в названном законе.

Исполнение исполнительного документа должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

В соответствии с п. 1 ст. 88 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, если его решения, принимаемые при совершении исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие), затрагивают интересы сторон и иных лиц. В постановлении должны быть обязательно указаны порядок и срок его обжалования.

Реализация прав сторон, права и законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, осуществляется также путем подачи соответствующих заявлений и ходатайств, которые должны быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в срок, установленный указанным законом или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.

Обязанность судебного пристава-исполнителя заявить самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, закреплена не только п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», но также и п. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он является родственником сторон исполнительного производства, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом (п. 3 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Реализация судебным приставом-исполнителем вышеуказанных обязанностей невозможна без соответствующего комплекса прав. В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую

информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном

производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или

принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать

арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника,

находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным

документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об

исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные права судебного пристава-исполнителя реализуются им строго в соответствии с законом и только в том объёме и в тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, и не должны быть направлены на неадекватное ограничение прав и законных интересов других лиц. Это положение, закреплённое ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», направлено в первую очередь на недопущение злоупотреблений со стороны судебных приставов при решении поставленных перед ними задач.

В частности, недопустимо разглашение ставших известными судебному приставу-исполнителю в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о банковских вкладах лица, в отношении которого производятся исполнительные действия. Что касается самого права требования предоставления вышеуказанных сведений, то его правомерность подтверждена п. 5 Мотивировочной части постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2003г. № 8 - П СЗ РФ, N 21, 26.05.2003.

Проведение у работодателей проверок исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов направлено на осуществление контроля со стороны судебного пристава-исполнителя за исполнением работодателями судебных актов, актов иных органов и актов, принятых судебным приставом-исполнителем. Например, при обращении взыскания на заработную плату работающего должника судебный пристав может контролировать своевременность и правильность удерживаемых сумм.

Наложение ареста на имущество осуществляется судебным приставом-исполнителем в течение одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.

При продаже арестованного имущества судебный пристав-исполнитель сам осуществляет его оценку, однако он вправе назначить специалиста, если оценка отдельных предметов затруднительна или заявлены возражения сторон исполнительного производства.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка относится к одним из важнейших полномочий судебного пристава-исполнителя, поскольку непосредственно связанно с активными действиями по исполнению исполнительных документов. Порядок объявления розыска должника, его имущества или розыска ребенка закреплен в ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. Как правило, вызов граждан и должностных лиц производится к месту работы судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий. Целесообразность вызова граждан и должностных лиц определяется целями исполнительного производства, необходимостью обеспечения в равной степени прав как взыскателя, должника, так и других лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в процессе исполнения исполнительного документа.

При уклонении от явки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о его приводе в порядке, предусмотренном ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполняемое судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 1 ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»).

Кроме того, стоит отметить, что ФЗ от 9 мая 2005г. № 45 - ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» “Российская газета”, N 100, 13.05.2005.

вводится порядок принудительного исполнения судебных актов об административном приостановлении деятельности. Постановление судьи о применении данной меры наказания исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно. Выполняя свои обязанности, он осуществляет комплекс мер, которые выражаются в наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. Очевидно, что нормы данного закона, а также нормы других нормативных правовых актов, содержащих положения об отдельных вопросах исполнительного производства, расширяют полномочия судебного пристава-исполнителя, наделяя его новыми правами и, соответственно, новыми обязанностями.

Необходимо отметить, что положения п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» на практике подлежат применению в нормативном единстве с положениями п. 1, 2 ст. 14 указанного закона, поскольку реализация прав судебного пристава-исполнителя невозможна без реализации принципа обязательности требований судебного пристава для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Без данной нормы задачи, поставленные законодателем перед службой судебных приставов, практически были бы не выполнимы, а действия судебных приставов в рамках публичной функции -- безрезультатными. Положения вышеуказанной статьи не просто закрепляют статус судебного пристава как федерального государственного служащего, исполняющего свои служебные обязанности, а подчеркивают властно-административный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации при исполнении судебным приставом своих служебных обязанностей. Более того, всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации информация, документы и их копии предоставляются судебным приставам в установленный срок, бесплатно, а в случае объективной невозможности представить запрашиваемые информацию или документы данные лица должны своевременно сообщить об этом судебному приставу с указанием причин невыполнения (п. 2 ст. 14 ФЗ «О судебных приставах»).

Виды и объем ответственности за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, конкретизируются в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ФЗ «Об исполнительном производстве».

В частности, в соответствии со ст. 87 вышеуказанного закона за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. Если же в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению, имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (п. 3 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.8, статьями 19.6 и 19.7 указанного Федерального закона (Приказ Минюста РФ от 06.04.2005г. № 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях») "Российская газета", N 95, 06.05.2005..

Перечень прав судебного пристава-исполнителя, определённый ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель как гражданский служащий имеет право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий,

необходимых для исполнения должностных обязанностей;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ

и со служебным контрактом;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,

включая обжалование в суд их нарушения;

государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья

членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

Таким образом, изучив права и обязанности судебного пристава-исполнителя, мы приходим к выводу, что они весьма разнообразны и не ограничиваются лишь теми, которые указаны в ФЗ «О судебных приставах». Важность задач, поставленных перед судебным приставом-исполнителем, и его полномочий подтверждается их закреплением на уровне соответствующих законов, а также наличием ответственности за несоблюдение законных требований судебного пристава-исполнителя.

Ситуация в стране меняется, а значит совершенствуется законодательство, принимаются новые нормативные правовые акты, которые расширяют полномочия и компетенцию судебных приставов-исполнителей.

Гражданский служащий, вступивший в государственную должность «судебный пристав», занимается принудительным исполнением решений и постановлений полномочных органов: судов, налоговых и правоохранительных органов.

История профессии

Упоминания об этой профессии уходят в глубь веков. На Руси приставы появились в XII веке. Само слово «пристав» имело тогда разные значения: в Новгороде они мирили вступивших в тяжбу, позже в Москве это были чины для особых поручений. Но большей частью приставам приходилось вызывать ответчиков и свидетелей на суд, проводить по его решению взыскания.

В XV-XVII веках судебных приставов называли недельщиками, поскольку те работали неделями, оповещая стороны о вызовах, доставляя их в суд и занимаясь поимкой преступников. В XVIII веке обязанности приставов стали исполнять полицейские чины, а в XIX (после судебной реформы, произошедшей в 1864 году) судебные приставы были приданы мировым судьям, окружным судам и другим судебным органам.

Обязанности приставов

По роду деятельности судебных приставов разделяют на основные группы:

  1. Приставов, следящих за порядком на судебных процессах: в их обязанности входит сопровождение документов из канцелярии в зал суда, обеспечение явки свидетелей.
  2. Приставов, которые исполняют судебные акты, ведут прием граждан по поводу оплаты или взыскания долгов и посещают должников на дому. У них ненормированный рабочий день: при необходимости приставов-исполнителей могут вызвать на работу ночью и в выходные, часто их сопровождает охрана.

Образование судебных приставов

Служить судебным приставом разрешено гражданам Российской Федерации. Им нельзя стать до наступления 21 года. Он должен иметь законченное среднее образование (общее либо среднее специальное). Старшим судебным приставом невозможно стать без высшего юридического образования, полученного в вузах, где готовят специалистов для:

  • правоохранительной деятельности;
  • юриспруденции;
  • правового обеспечения национальной безопасности.

Среднее профессиональное образование дают судебным приставам колледжи и техникумы, где есть базовая подготовка по специальности «правоохранительная деятельность».

Необходимые качества

Судебные приставы, исполняющие постановления судов, налоговых служб, органов внутренних дел, должны обладать терпением, уверенностью и полным самообладанием: они обязаны действовать по закону, не поддаваясь на часто случающиеся провокации должников и их родственников.

Судебным приставам-исполнителям необходима хорошая физическая форма, позволяющая им противостоять неадекватным поступкам должников. Приставам, обеспечивающим порядок в зале суда, нужно уметь длительное время работать с полной концентрацией внимания, позволяющей избегать процессуальных ошибок.

Карьерный рост приставов

Являясь государственными гражданскими служащими, судебные приставы получают классные чины, низшим из которых является младший юрист, а высшим – действительный государственный советник. Им положена форменная одежда, которая должна быть темно-синего либо черного цвета и иметь соответствующие классному чину знаки отличия.

Присвоение чина зависит от должности, а также стажа работы. Достичь вершины карьеры можно, возглавив службу судебных приставов, став ее руководителем.

Преимущества и недостатки профессии

Плюсы деятельности судебных приставов:

  • официальная работа, прописанная в законодательстве;
  • льготы;
  • наработка юридического опыта для дальнейшей карьеры (при наличии высшего образования можно впоследствии стать адвокатом).

Минусы работы судебных приставов:

  • необходимость изучения большого количества документов;
  • напряженность работы, вызывающая моральную и физическую усталость;
  • постоянное общение со многими людьми, испытывающими горе;
  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Зарплата судебных приставов

За тяжелый труд, во многом сходный с работой сотрудников правоохранительных органов, рядовые  в среднем получали в 2015 году около 15 000 рублей. По новому законопроекту, до сих пор находящемуся на рассмотрении, зарплата судебного пристава должна получить надбавки, которые будут начисляться в зависимости от нагрузки и режима работы каждого. Денежное вознаграждение должно вырасти на 50–150%. К сожалению, вышеуказанный проект закона все еще не принят.

Профессия судебного пристава повсеместно востребована

Образовательными учреждениями (в том числе высшими) ежегодно выпускается много специалистов, которые могут работать судебными приставами. Однако всегда есть вакансии этой профессии, постоянно востребованной рынком труда. В них нуждаются как государственные органы, так и частные фирмы, предприятия и организации.

Поделиться: