Нюгди армянская церковь. Армянский храм в дагестанском Нюгди: память о первых христианах

21 августа армянская община Дагестана, по сложившейся традиции, совершила паломничество в селение Нюгди Дербентского района, где на месте гибели отрока Григориса (первого епископа Кавказской Албании) в 337 г. была возведена часовня.

Многие, наверное, в своем сознании никак не связывают Дербент с христианской культурой. А между тем, это уникальный город, где тесно переплелись три религии: иудаизм, христианство и ислам. Что касается христианства, то начало его распространения историки относят к первой половине IV века, ко времени существования государства Кавказская Албания. Кроме того, в V–VIII веках Дербент выступал как один из самых главных христианских центров на Восточном и Северном Кавказе, так как именно здесь находился патриарший престол главы албанской церкви. Вполне закономерно, что это повлекло строительство различных сооружений, олицетворяющих собой религиозные предпочтения проживающих на этой территории народов.

Немым свидетелем событий этого исторического периода является чудом сохранившаяся, затерянная в живописном уголке природы часовня Cвятого Григориса.

Кто же этот отрок, память о котором запечатлена в камне навеки?

По рассказам армянских историков, албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского правителя Трдата прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – сын Вартанеса Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании. Он прибыл в город Чора (согласно последним предположениям историков, это древнее название Дербента) и основал там церковь. Потом он отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану, который решил, что армянский царь умышленно подослал отрока для прекращения грабежей, учиняемых воинами массагетов, поэтому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить по берегу моря.

Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали сюда на поклонение. Считается, что именно в этой часовне захоронены части останков святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, привезенные в Кавказскую Албанию cвятым Григорисом. Примечательно, что и мусульмане чтили это место как святыню, иначе вряд ли мы могли любоваться ее величием в наши дни. И это подтверждает тот факт, что один из местных жителей долгое время хранил в своем доме каменную плиту с высеченной на ней надписью на армянском языке. А на смертном одре завещал сыну: «Верни ее хозяевам, когда они придут». Сын исполнил просьбу отца. Сейчас эта плита нашла пристанище внутри церковных стен и может рассказать о многом: когда и кем произведена реконструкция церкви, а также имена тех, кто вносил пожертвования на благое дело. Небезынтересно, что восстановительные работы велись в 1878 году при содействии подполковника Ивана Моисеевича Аствацатурова, служившего начальником Кюринского округа Дагестанской области, на пожертвования его тестя, купца первой гильдии Качкачева.

А последнее восстановление разрушенных стен, как гласит надпись, высеченная над центральными вратами церкви, относится к 1916 году.

В советское время церковь «одичала» без прихожан. В постперестроечный период возник замысел о ее новой реконструкции силами Армянской культурно-религиозной общины Дагестана под руководством председателя регионального отделения Союза армян России В.М.Даниляна. Эту инициативу поддержал комитет по религии и национальной политике Республики Дагестан. Саму кропотливую работу, требующую высокого художественного мастерства, выполняли строители из Еревана, нумеруя каждый камень разрушенной стены и вкладывая в него частицу своей души. Руководил их деятельностью архитектор из Армении Давид Погосян, известный в республике бескорыстным выполнением внутренних работ в Соборной Джума мечети Махачкалы.

В свою очередь, и местные жители, исповедующие ислам, с каким-то необъяснимым благоговением оказывают посильную помощь в восстановительных работах. К примеру, местный художник-мусульманин, консультируясь со священником, написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.

Внешний облик церкви значительно изменился, при этом не утрачены первозданность и дух старины. В стенах церкви время словно останавливает свой бег, и тебя охватывает необъяснимое чувство сопричастности к чему-то великому и таинственному, уносящему ввысь, в вечность. Возможно, желание ощутить это снова и снова приводит армян сюда в день Успения Богородицы.

С каждым годом ширится география мест, откуда приезжают верующие на поклонение. Не только представители армянской национальности в этот день собираются под сводами церкви. Традиционно люди, исповедующие другие религии, присоединяются к священному празднеству. Жертва, которая была принесена пятнадцатилетним проповедником христианства, как показывает время, не была напрасной.

В этом году знаменательным событием стал приезд главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви его преосвященства епископа Мовсеса Мовсесяна. Его сопровождали настоятель церкви Святых Саака и Месропа (г. Краснодар) священник Даниэль Кукуян и духовный пастырь армян Дагестана священник Тер Саргис Погосян. Владыка совершил молебен по душе убиенного отрока Григориса, а также освятил по традиционным церковным канонам купольный крест и храмовые иконы, произвел чин освящения винограда и той земли, на которой он произрастает. Почетным гостем мероприятия был вице-президент Союза армян России Г.Ананян. Он поздравил всех собравшихся и наградил за особый вклад в общественную деятельность золотой юбилейной медалью отличившихся членов армянской общины Дагестана.

Достопримечательность

Часовня Святого Григориса

Страна Россия
Страна Дагестан
Местоположение Нюгди
Конфессия Армянская Апостольская церковь
Епархия Юга России
Архитектурный стиль Армянский
Дата основания дата не установлена
Статус не действующая

Церковь Святого Григориса (арм. Նյուգդիի Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի ) - армянская часовня, возведенная в память о событиях IV века , в селе Нюгди Дербентского района Дагестана , в 37 км от Дербента .

История

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: "Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.". Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

В храме-часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.».

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян .

Часовня была возведена в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса - Григориса, причисленного к лику святых . Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании , что в итоге привело его к мученической гибели.

Как сообщают историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царем Вачаганом III Благочестивым.

Наверняка, многие туристы с удовольствием посещают исторические места и любят знакомиться с различными народами и их культурой. Дербент расположен на самом юге России, в центре Дагестана. Часто Дербент сравнивают с барьером, который Александр Великий построил на Кавказе, чтобы защитить местные народности от нападения варварских северных племен.

Еще в древности область, на которой расположен Дербент, была известна как ворота Кавказа , сам город был построен более 5000 лет тому назад. Местонахождение его было определено так, что город рос и развивался на небольшой территории между Каспием и Кавказскими горами.

Изначальная функция города была защитная, город был основан как крепость, охраняющую Шелковый путь, проложенный с юго-запада Европы до юго-запада Азии. Именно эту миссию город выполнял более 1500 лет и как крепость, он прожил гораздо дольше, чем другие. Название крепости звучало у разных народов по-разному. Арабы называли город Баб-аль-Абаб, что в переводе с арабского языка означает «ворота всех ворот».

В Дербенте расположено достаточно много исторических памятников, заслуживающих внимания приезжающих туристов. Это мечеть Джума, крепость Нарын-Кола, стена Даг -Бары, древнейшая христианская церковь, Албанский храм, домик Петра 1,кладбище Кырхляр, музей ковров и другие.

Крупнейшим памятником истории и культуры, расположенным в Дербенте, можно считать мечеть Джума. Этой мечети более 19 столетий . Она является древнейшим свидетельством развития ислама. На протяжении всего времени мечеть неоднократно перестраивалась, на сегодняшний день она насчитывает 46 башен и 9 ворот.

Построенная в 7 веке арабскими халифами, мечеть стала наследием арабского правления на Кавказе. Архитектура мечети была спроектирована по принципу христианской базилики, распространенного в тот период времени архитектурного решения. Именно из этой мечети началось распространение мусульманства по всей территории России. Эта мечеть крупнейшая на Кавказе и самая большая в Дагестане.

Местоположение: 7 магал — 10.

Еще одной древнейшей достопримечательностью некогда большого города Дербента принято считать крепость Нарын-Кала. Именно эта крепость стала основой «Закрытых ворот». Она имеет двойные стены, которые спускаются до самого Каспийского моря. С трех сторон крепость окружена мощными утесами, на протяжении всей стены крепости через каждые 25 метров расположены башни.

Крепость защищала проход в Персию. Сегодня крепость Нарын-Кала памятник истории и архитектуры и внесена в число памятников наследия ЮНЕСКО. Крепость занимала когда-то 4,5 гектар земли. Внутри крепости были, прежде всего, все необходимые для обороны сооружения. Например, в случае осады, в крепости находился огромный резервуар с питьевой водой. Этой воды в осажденной крепости хватало на полгода. Западные ворота крепости местные жители называют «воротами позора», так как через них ворота нерадивые военачальники, допустившие захват крепости, убегали прочь.

Местоположение: улица Рзаева — 7.

Территория крепости Нарын-Кола огорожена каменной стеной Даг-Бары, длина которой 42 километра . Стена начиналась от города и через рощи и долины уходила в горы. Именно поэтому обойти ее было невозможно. В настоящее время крепость и стена входят в состав музея-заповедника.

Город в древности был крупным портом. Впервые упоминание о порте появилось в арабских документах 9 века. Дербент окружен горами, до настоящего времени акватория его является опасной. На данном участке Каспия всегда сильные ветра и наличие маяка просто необходимо.

Маяк в Дербенте появился в 1851 году, так как именно тогда увеличились объемы морских перевозок, появилась пассажирская линия. Маяк является в России самым южным. Построен он как восьмиугольная башня с деревянным фонарем. Высота маяка составила 18,5 метров. За время существования маяк подвергался реставрации, так как был поврежден при землетрясении в 19 веке. Сегодня Дербентский маяк является частью исторического наследия.

Кроме ярких свидетельств мусульманства в Дербенте сохранились архитектурные здания, свидетельствующие о том, что здесь когда-то жили христиане.

В городе находятся руины древнейшего христианского храма, построенного в 300-х годах. Позже она была разрушена, превращена сначала в святилище зороастров, потом в мусульманский храм. Христианская церковь эта признана самым свидетельством христиан на земле Дагестана.

Помимо руин первой христианской церкви в Дербенте есть еще христианская святыня. Это Албанская церковь в селении Нюгди. Нюгди небольшое селение, расположенное рядом с Дербентом. Испокон веков в нем проживали азербайджанцы и другие мусульмане, которые всегда с уважением относились в этой христианской святыне. Храм был построен в 357 году и, был наиболее почитаем у представителей христианства на Кавказе. Именно этот храм положил начало распространения христианского учения.

Церковь была построена албанцами и посвящена святому Григорису, который в 330 году стал епископом албанским и Иверийским. В сане он пробыл 10 лет, но потом был убит предводителем гуннов. На месте, где был похоронен Григорис, сначала воздвигли часовню, а затем построили церковь.

Храм отличается своей выразительностью. Построен он по всем канонам эпохи позднего Средневековья, имеет строгую симметричность и пропорциональность, а купол в виде призмы. До революции в эту церковь съезжались паломники со всего света. В годы советской власти храм признали памятником архитектуры и оставили в запустении. Сегодня храм возрождается, и к нему снова спешат паломники из России и Армении.

Местоположение: под Дербентом, к югу от Белиджи.

Не менее интересен для туристов сохранившийся в Дербенте домик Петра 1. Этот музей был открыт сравнительно недавно, в 2015 году. Музей ассоциируется с именем Великого Российского Императора Петра 1.Многие недоумевают почему, однако, следует отметить, что Петр 1 побывал в Дербенте. Это произошло при персидском походе 1722 года. Царь возглавлял русскую армию и когда он прибыл в Дербент, местные жители приняли его радушно и дружественно.

Царь во время похода жил в землянке, но позже на этом месте в 19 веке был построен павильон с памятными колоннами и надписью над входом. Внутри павильона была установлена стеклянная витрина, сквозь которую можно было разглядеть фундамент той землянки, в которой жил царь. Сейчас на этом месте открыт музейный комплекс, в котором хранится много артефактов того времени и археологических находок, среди которых пули, монеты и даже украшения.

Местоположение: улица Зои Космодемьянской — 16а.

Приехав в Дербент, нельзя не посетить знаменитый ханский дворец. Он был построен при Фет-Али-Хане. Дворец построили на самой вершине, над городом. Он отличается богатейшим убранством и красотой.

Рядом с ханским дворцом расположена так называемая Ханская канцелярия. Это здание, которое находится над главными воротами крепости. Представляет собой целый корпус со служебными и парадными комнатами, приемной хана. Здесь в конце 18 века было устроено судилище. Со временем канцелярия была разрушена, а восстановили ее только лишь в 60-е годы двадцатого столетия.

Крепостные городские ворота

Крепость Дербент раньше была огорожена стеной, в которой было несколько ворот. До настоящего времени сохранилось трое ворот, которые когда-то служили въездом и выездом из города. Самые нарядные среди них средние ворота Орта-Капы(на фото сверху). Эти ворота построены в 6 веке, а в 11 веке они перестраивались.

На воротах имеются две большие квадратные башни. С южной стороны располагаются ворота Баят-Капы(на фото выше), основанные в 6 веке, а с северной стороны Кырхляр-Капы(на фото ниже), которые назывались воротами священной войны.

Старинное историческое кладбище. Место захоронения местных жителей эпохи 7, 9 веков. Появилось кладбище в 7 веке. Во время очередного похода арабов на Дербент, около 643 года. Существует легенда, что первыми на кладбище были захоронены 40 воинов, которые боролись с неверными, чтобы обратить их в мусульманство.

Погибшие воины арабы стали шахидами и были похоронены на образованном кладбище Кырхляр. В современном Дагестане кладбище не только является историческим памятником, но и главной мусульманской святыней Дагестана. По традиции на кладбище на протяжении долгих лет хранили только святых людей, которые совершали героические поступки за веру.

Среди музеев Дербента, существует один сравнительно небольшой, но заслуживающий внимание. Это музей ковров и прикладного искусства. Для многих туристов он является самым интересным. Музей расположен в центре города, в помещении старинной армянской церкви Святого Спасителя.

В музее собраны красивейшие ковры со всего Дагестана, а так же предметы народного творчества: изделия из металла, керамика, различные тканные и вязаные вещи, вышивка, изделия из кожи, чеканка. В этом же музее можно увидеть и являющиеся гордостью мастеров Дагестана украшения, оружие и посуду из серебра, меди и сплавов металла.

Местоположение: пер. Рзаева — 7.

Среди многочисленных рынков, мечетей и караван-сараев расположены старинные бани, созданные в эпоху средневековья. Это были центры общественной жизни. Бани работали для всех жителей города. Самой знаменитей является Девичья баня.

Музей-заповедник

Сегодня весь старый город является музеем-заповедником. Тем, кто отправляется сюда на отдых, следует знать, что в этом городе нет набережной. Здесь нет пляжей, но красота города одухотворяет. Старинный исторический центр, богатый памятниками архитектуры и истории, он является колыбелью исламской культуры России, а так же центром туризма на Кавказе.

Здесь расположено много исторических мест, заслуживающих внимания. Это настоящий рай для туристов, которые мечтают посетить древнейший город Дербент и познакомиться с его достопримечательностями. Экскурсии по Дербенту расскажут много интересного из захватывающей истории прошлого и не оставят приехавших туристов равнодушными.

Местоположение: улица.

), первый епископ Алванской Церкви , святой Армянской апостольской церкви .

По одной из версий, рукоположен в юном возрасте во епископа Албании Кавказской дедом Григорием или, по другой, дядей Аристакесом .

Ранее его рукоположения в Албанию вместе с царем Урнайром по благословению св. Григория прибыл другой «блаженный муж, рукоположенный во епископа в городе Риме», о дальнейшей судьбе которого ничего не известно. В одной из редакций Жития святителя Григория Просветителя говорится, что, «когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому епископу Фоме из города Саталы» .

Источники сообщают также, что Григорис взял с собой в Албанию частичку с кровью праведного Захарии , отца св. Иоанна Крестителя , и частицу мощей великомученика Пантелеимона . Святые мощи мучеников были помещены в церкви, построенной в городе Цри .

Оставив там иерея для служения и почитания мучеников Христовых, епископ взял с собой часть мощей святых и отправился в страну маскутов . Представ перед Санесаном (Санатруком), царем маскутов из местной династии Аршакуни , он проповедовал о Христе, все присутствовавшие с радостью уверовали в евангельское слово. Григорис увещевал народ не разорять дома, не грабить и не красть, но трудиться и быть блаженными в Боге. Маскуты же решили, что «это лукавство армянского царя, чтобы препятствовать опустошать Армению; чем же жить нам, если мы не станем грабить?»

Тело Григориса ученики перевезли в город Амарас в гаваре Миус-Абанд (Хабанд) и там положили в церкви близ престола с северной стороны. Место захоронения не было отмечено из-за опасения надругательства со стороны язычников и со временем забылось.

Армянская апостольская церковь отмечает день памяти Григориса в 3-ю субботу перед Рождеством Христовым или в 3-е воскресенье праздника Вардавар (Преображение Господне) вместе с памятью других сыновей и внуков Григория Просветителя, а также в понедельник после 5-го воскресенья по Крестовоздвижении (обретение мощей).

Литература

  • Моисей Каганкатваци. История агван / Пер.: К. П. Патканов. СПб., 1861
  • Моисей Хоренский. История Армении. / Пер.: Н. О. Эмин. М., 1893
  • Геюшев Р. Б. О могиле Григориса, католикоса Кавказской Албании. Баку, 1970. С. 7-8;
  • он же. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. С. 34;
  • DHGE. T. 21. Col. 1470-1471;
  • Алексий (Никоноров), иером. История христианства в Кавказской Албании. Баку, 2005. C. 68-71.

Использованные материалы

  • Иером. Алексий (Никоноров). Григорис Албанский. Православная Энциклопедия, Т. 13, С. 86-87
  • В.А.Шнирельман, Албанский миф. Из книги «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», М., ИКЦ, «Академкнига», 2003.

Мовсес Хоренаци. История Армении. III, 3

Мовсес Каганкатваци. История агван. I 14

На территории села Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента

В.А. Шнирельман. Албанский миф. Прим. 14

Мовсес Каганкатваци. История агван. II, 5

В Дагестане сохранилась древняя армянская часовня, которую местные армяне вместе с местными жителями горного села восстанавливают на свои средства. Раз в год дагестанские армяне собираются здесь на праздник святого Григориса. По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Многие из них — это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет.

Часовня святого Григориса находится в селе Нюгди Дербенского района Дагестана, это на юге республики. В этой местности вплоть до XVIII века проживала большая армянская община. Однако позже люди вынуждены были переселиться. Согласно историческим источникам, церковь была построена на месте, где в III веке принял мученическую смерть просветитель и миссионер святой Григорис.

Долгое время про часовню не знали даже в центре духовной жизни Армении, в Эчмиадзине. Однако благодаря стараниям энтузиастов о церкви знают и помнят. Сейчас часовня официально считается недействующей, и большую часть времени она пустует. Но несмотря на это время от времени здесь проходят службы. Специально для проведения богослужения сюда из Кисловодска приезжает духовный наставник армян Северного Кавказа, тер Саргис. Сам он родился в Дагестане, но давно здесь не живет. Армяне Дагестана очень дорожат святыней, они на свои средства проводят реконструкцию храма, устраивают тут субботники, всячески облагораживают территорию церкви.

У истоков реставрации часовни святого Григориса стоит председатель общины армян Дербента Виктор Данилян. При поддержке местных властей и группы единомышленников начиная с 2004 года Виктору Михайловичу удалось укрепить стены, часовни, привести в порядок купол и крышу, восстановить и частично заменить окна и двери. Во дворе церкви теперь растут фруктовые и хвойные деревья. Сама территория церкви обнесена оградой. Все это делается на личные средства Даниляна и пожертвования армян, живущих в республике. Посильную помощь в деле реконструкции церкви святого Григориса оказывают не только армяне. Жители села Нюгди и окрестностей очень почтительно относятся к армянской святыне. Так, например, когда началась активная реконструкция храма, они указали место, где в реке лежали затопленные ворота церкви. Там же были обнаружены части алтаря и некоторые другие каменные элементы внутреннего убранства церкви.

Над одним из входов в часовню сохранился камень с надписью на армянском языке. Много лет эта плита хранилась в доме одного из местных жителей села, перед своей смертью он завещал своему сыну отдать «этот камень хозяевам, когда придет время».

Как только церковь была немного отреставрирована, возродилась старая армянская традиция приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа. Это день поминовения святого Григориса, чье имя носит древняя часовня.

Тут накрываются столы, люди привозят с собой разные блюда армянской кухни. Люди целыми семьями проводят тут весь день, танцуют, поют, сидят вместе за столом, чествуют стариков и воспитывают молодежь.

Еще один большой армянский храм есть в Дербенте. Сейчас он используется для проведения концертов классической музыки, которые организовывает дербентское музыкальное училище. Кроме того, сюда несколько раз в год приезжает священник и проводит тут обряды крещения и венчания. По словам дагестанских историков, сложно ответить на вопрос, когда на территории Дагестана появились первые армяне и где они преимущественно проживали. В основном этим свидетельством являются древние археологические артефакты — надгробия с армянскими письменами. Кроме того, в Дагестане есть армянское село Карабаглы, где уже очень давно проживают армяне.

По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет, а есть армяне, которые приехали в Дагестан в 1990-е годы. В основном это беженцы из Азербайджана и Армении.

Поделиться: