Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права. Курсовая: Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права Выступление публичных образований в гражданском обороте посредством предст

Страница 1 из 2

Глава 6. ГОСУДАРСТВО И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

6.1. Государство как субъект гражданского права
6.2. Муниципальные образования как субъекты гражданского права

6.1. Государство как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).
Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:
1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);
2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;
3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;
4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).
Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.
Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Федерации осуществляют право собственности на принадлежащее им имущество. Возможно участие субъектов Федерации в договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Главный Закон нашей страны дал муниципальным образованиям самостоятельность в решении всех вопросов, касающихся жизнеобеспечения своей территории.
Именно эта основная цель выделяет хозяйственную деятельность муниципальных организаций из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ. В то же время необходимо обратить внимание, что применения общего понятия хозяйственной деятельности, субъектами которой являются физические и юридические лица, не может отождествляться с понятием хозяйственной деятельности, субъектом которой являются муниципальные организации. Если в понятии хозяйствующего субъекта обусловлено, что он является главным действующим лицом рынка и стержнем любой экономической системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурентных началах, то муниципальные организации осуществляют хозяйственную деятельность не в своих личных интересах, а в первую очередь в интересах населения муниципального образования в целом. Почему?
Во-первых, муниципальные организации не могут распоряжаться денежными ресурсами свободно так, как распоряжаются ими физические и юридические лица.
Во-вторых, полученная прибыль муниципальных органов также регулируется рамками местного бюджета и учитывается на специальном балансе. Прибыль не может быть направлена по свободному выбору, как это делают предприниматели, а только должна быть направлена на цели, которые установлены полномочиями муниципальных организаций.
К сожалению, до сих пор гражданское законодательство хозяйственную деятельность муниципальных организаций ставит на одну ступень с хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц. Поэтому правильное определение хозяйственной деятельности муниципальных организаций имеет важное практическое значение.
В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) муниципалитеты, как публичные образования, приобретают гражданские права и обязанности в соответствии с гражданским законодательством и именуются субъектами таких правоотношений. В то же время ГК РФ не определил в ст. 125 порядок участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, а передал эти права органам местного самоуправления, которые могут выступать от имени муниципальных образований, в связи с чем возникают некоторые проблемы в правоспособности быть участником гражданских правоотношений.
Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между ее субъектами.
Муниципальные организации могут выступать самостоятельно в договорных отношениях, если они обладают обособленным имуществом, не входящим в муниципальную собственность, а также муниципальные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. В другом случае, только по поручению собственника муниципального имущества, собственником муниципального имущества в соответствии с гражданским законодательством являются муниципальные образования.
Гражданская правоспособность муниципального образования и его муниципальных организаций наступает в соответствии со ст. ст. 49, 51 ГК РФ, так же как и правоспособность юридического лица.
Мы вначале уже высказывались о том, что нельзя признавать муниципальные образования правоспособными, предусмотренными для юридических лиц, так как муниципалитеты являются публично правовыми образованиями, и их правоспособность не может быть тождественна правоспособности различных юридических лиц. А вот муниципальные организации обладают правами юридического лица и могут выступать в гражданском обороте, но не самостоятельно, а от имени муниципального образования.
Заслуживает внимание и вопрос участия населения местных сообществ в гражданских правоотношениях.
Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 130, а также Закон о местном самоуправлении в п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 50 рассматривают население как самостоятельный субъект права муниципальной собственности в решении вопросов местного значения.
Между тем ни одно из законодательств не определяет форму владения, пользования и распоряжения населения муниципальной собственностью.
Хотя в ГК РФ в гл. 3 и предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанности, но такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона.
Местное самоуправление представляет собой важный социальный институт в организационном демократическом обществе. Это относительное обособленная социальная система, система органов и организаций, призванных самостоятельно решать вопросы местного значения, повышая эффективность экономического развития своей территории через договорные отношения. И в этом ему должен помочь не только ГК РФ, в котором необходимо предусмотреть специальный раздел, касающийся муниципальных образований, но и специальный закон о муниципальной собственности. Так как общие положения, которые предусмотрены в ГК РФ для граждан и юридических лиц, не могут применяться к местному самоуправлению, поскольку муниципалитеты не обладают правом свободного регулирования местного бюджета, а действуют только в его рамках.
Важным направлением в гражданских правоотношениях муниципальных организаций является момент заключения договора в соответствии с главой 28 ГК РФ. И здесь важно администрации муниципального образования правильно поставить работу по организационно-методическому руководству, в рамках которого она призвана оказывать методическую помощь подведомственным муниципальным учреждениям, предприятиям в договорной работе.

ББК Х623.110.4

Л.А. Бурылова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК) муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и ее субъектами выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Особенности муниципального образования как субъекта гражданского права обусловлены тем, что оно является субъектом конституционного и муниципального права и наделено специальной правосубъект-

Как субъект права, муниципальное образование существует в рамках и публичного и частного права. В рамках публично-правовых отношений муниципальное образование выступает как носитель публичной власти. Муниципальное образование принимает по предметам своего ведения нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться другие субъекты гражданского права, вступающие в правовые отношения с муниципальными образованиями по предметам их ведения.

Муниципальное образование участвует в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками оборота. В силу п. 2

177 Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

ст. 124 ГК к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов178.

Публичное предназначение средств местного бюджета обусловливает особые требования к их использованию; деятельность муниципального образования, связанная с гражданским оборотом, регламентируется, в том числе, положениями бюджетного законодательства. Статьей 117 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от

26.04.2007 № 63-Ф3) установлено, что от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и в порядке, установленном муници-

пальными правовыми актами.

Согласно п. 7 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» сделка по предоставлению государственной (муниципальной) гарантии при отсутствии этой гарантии на момент ее совершения в

перечне, установленном законом (решением) о бюджете на очередной

год, является ничтожной.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 21.05.2007 по делу № Ф09-2463/07-С5 счел обоснованными судебные постановления о признании ничтожным договора между администрацией муниципального образования «Акбулакский район», обществом «Фирма Карат» и колхозом «Новоуспеновский» о предоставлении муниципальной гарантии, поскольку предоставление муниципальной гарантии на эту сумму не было предусмотрено в решении о районном бюджете.

Статья 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-

178 Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

179 Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (Собрание законодательства РФ. 28.07.2008).

рации» (далее Закон № 131-Ф3) наделяет муниципальные образования правом регулировать порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Такой порядок устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда от

9.10.2007 № 5060/07 со ссылкой на Положение о муниципальном заказе, утвержденное постановлением Администрации города Волгограда, было признано обоснованным решение суда первой инстанции о возложении на казну муниципального образования обязательства по оплате работ, выполненных в рамках муниципального заказа. Высший арбитражный суд отметил, что у суда кассационной инстанции отсутствовали основания для вывода о заключении муниципальным учреждением указанного контракта «для собственных нужд»181.

Для уяснения статуса муниципального образования как субъекта гражданского права необходимо уточнить его понятие, порядок создания и государственной регистрации.

Понятие муниципального образования. Под муниципальным образованием согласно ст. 2 Закона № 131 -ФЗ понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

Поселение - городское или сельское поселение.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопро-

сов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы муниципального образования утверждаются законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона № 131-ФЗ). В таком же порядке производится наделение муниципального образования статусом городского округа (ч. 2 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).

Все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, подлежат внесению в государственный реестр.

Муниципальное образование не является юридическим лицом, однако имеет собственный устав, обладает на праве собственности обособленным имуществом и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.

Государственная регистрация устава муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан и подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (ст. 44 Закона № 131-ФЗ).

В развитие этой нормы принят Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07. 2005 № 97-ФЗ (далее Закон № 97-ФЗ).

Полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований утвержден Приказом Минюста РФ от 24.08.2005 № 139, зарегистрированным в Минюсте РФ 30.08.2005.

Для государственной регистрации устава муниципального образования глава муниципального образования представляет в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

После того как уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер на титульном листе каждого из двух экземпляров делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования

направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав и свидетельство о его государственной регистрации.

Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня указанной публикации обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования для включения этих сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования является основанием для включения соответствующего муниципального образования в государственный реестр.

Г осударственная регистрация муниципальных образований. Гражданская правоспособность муниципального образования возникает с момента включения его в государственный реестр.

Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации. В Пермском крае эту функцию осуществляет управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (до 1 сентября 2008 г. это ведомство входило в состав управления Минюста по Приволжскому федеральному округу).

Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет (на бумажных и электронных носителях) в орган ведения федерального регистра следующие документы:

а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

б) официальный текст закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения -официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

в) копию устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

г) копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

(Формы документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.08 2005 № 138.)

Государственная регистрация органов местного самоуправления как юридических лиц. В силу ст. 125 ГК от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренном законами, нормативными актами муниципальных образований, от их имени могут выступать юридические лица и граждане.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ). В силу ст. 41 указанного Федерального закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования и местная администрация обладают правами юридического лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. При этом в ст. 41 прямо указано, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Порядок и сроки государственной регистрации, перечень представляемых документов определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ).

Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Соответственно, государственная регистрация органов местного самоуправления осуществляется в территориальных органах МНС РФ по месту нахождения представительного органа или местной администрации.

В некоторых учебниках по административному праву утверждается,

что органы государственной власти и органы местного самоуправления

не подлежат государственной регистрации как юридические лица.

Такое утверждение противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимость государственной регистрации органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством наделяются статусом юридических лиц подтверждена письмом Министерства финансов РФ от 18.12.2006.

Правила ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) документ об уплате государственной пошлины.

182 Бахрак Д.Н. Административное право России: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2006. С. 154.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в том числе форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

С учетом установленных ст. 41 Федерального закона № 131 -ФЗ особенностей, основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

Устав муниципального образования;

Решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Для вновь образованных муниципальных образований в случае отсутствия у них устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц будут являться:

Протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица (для представительного органа муниципального образования);

Решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (для иных органов местного самоуправления).

Кроме того, при регистрации органов местного самоуправления как юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить подписанное заявление по установленной форме.

По общему правилу, согласно ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Такими уполномоченными лицами могут являться:

Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

Учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

Руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Причем, если уполномоченным лицом при государственной регистрации органа местного самоуправления будет уполномоченное лицо этого органа, то государственная пошлина при регистрации органа местного самоуправления не взимается. Соответствующая льгота предоставлена п. 10 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ,

подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Функциональные и территориальные органы местной администрации. Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица (п. 7). При этом в силу п. 8 указанной статьи в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Несмотря на указание Закона, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, структура местной администрации утверждается не ее руководителем, а представительным органом муниципального образования, правда, по представлению главы местной администрации.

Статья 41 Федерального закона № 131-ФЗ допускает возможность наделения органов местной администрации статусом юридических лиц.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Таким образом, нормы муниципального права вступают в явное противоречие с гражданским законодательством, определяющим признаки юридического лица и полномочия учредителей.

На практике возникают вопросы разграничения компетенции собственно администрации и ее органов, которые, являясь юридическими лицами, зачастую заключают гражданско-правовые договоры от имени муниципального образования. В соответствии с утвержденными положениями органы местной администрации нередко издают правовые акты, порождающие гражданско-правовые последствия для муниципального образования.

Статус функциональных и территориальных органов местной администрации, учреждаемых для решения вопросов местного значения по определенной отрасли или на определенной территории, должен быть четко определен федеральным законодательством.

Порядок разграничения полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом между представительным органом муниципального образования и местной администрацией законодатель-

ством не определен. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы правомочности сделок с участием органов местного самоуправления, влекущих возникновение обязательств муниципального обра-

Законодательство о местном самоуправлении не распространяет на органы муниципальной власти принцип разделения властей. Тем не менее разъяснения комитета по местному самоуправлению Государственной думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом свидетельствуют о позиции федерального законодателя, близкой по содержанию к конституционному принципу четкого разграничения полномочий между ветвями власти. В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что включает в себя порядок передачи имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, порядок утверждения планов приватизации. Принятие конкретных решений по вопросам управления и распоряжения имуществом относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соот-

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.


33. Объекты гражданских прав: понятие и виды.

Согласно ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

По своим свойствам указанные объекты различны. Одни существуют в материальной форме (вещи), другие представляют собой действия человека (работы), третьи могут быть восприняты лишь на уровне осознания (нематериальные блага).

С учетом этого объекты гражданских прав подразделяются на материальные и нематериальные (идеальные). К первой группе относят: вещи; работы и услуги, а также их результаты, имеющие овеществленный либо иной материальный эффект (например, ремонтные работы, услуги по хранению вещей); имущественные права требования (такие, как денежные средства на банковском счете, доля в уставном капитале). Ко второй группе причисляют: результаты творческой деятельности (изобретения, произведения искусства); способы индивидуализации товаров и их производителей (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и т.д.); личные неимущественные права (право на имя, право на защиту чести и достоинства, право на личную неприкосновенность и др.).

Признак оборотоспособности объектов гражданских прав влечет за собой их классификацию на полностью оборотоспособные, ограниченные в обороте и изъятые из оборота (ст.129 ГК РФ).

Большинство объектов гражданских прав являются полностью оборотоспособными : они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании сделок либо в порядке правопреемства (например, при реорганизации юридического лица, в порядке наследования).

Ограниченно оборотоспособными являются объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению или с соблюдением предусмотренных законом условий. Например, лишь на основании специальных разрешений осуществляется оборот оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ.

Изъятыми из оборота являются объекты, прямо указанные в законе. К ним относятся вещи, которые находятся, как правило, в федеральной собственности и не могут переходить в собственность иных лиц: например, земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Классификация вещей.

Вещами в гражданском праве признаются предметы материального мира, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются наиболее распространенным видом объектов гражданских прав.

Правовой режим той или иной группы вещей позволяет классифицировать вещи по различным основаниям.

1.По степени связанности с землей вещи подразделяются на движимые и недвижимые . Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Определяющим признаком, позволяющим отнести объект к недвижимому имуществу, является его прочная связь с землей. При отсутствии прочной связи с землей объект недвижимостью не является. Так, не относятся к недвижимому имуществу сборные павильоны, не имеющие фундамента; саженцы деревьев. Кроме того, ряд объектов, не имеющих связи с землей, ГК РФ также отнесен к недвижимому имуществу: это подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Помимо прочего, правовой режим недвижимости может быть распространен законом и на иные объекты, не имеющие непосредственной связи с землей. Например, законами к объектам недвижимости отнесены квартиры, комнаты в квартирах, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания (п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса); нежилые помещения, расположенные в зданиях и сооружениях (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость).

Особым объектом недвижимости ст. 132 ГК называет предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Это понятие предприятия не следует смешивать с другим значением указанного термина, используемого для обозначения организационно-правовой формы государственных и муниципальных унитарных предприятий - субъектов права (ст. 113-115 ГК).

Понятия и перечня движимого имущества гражданское законодательство не содержит. Вещи, не отнесенные законом к недвижимому имуществу, являются движимыми (п. 2 ст. 130 ГК). К движимым вещам, таким образом, относятся деньги, ценные бумаги, иные материальные объекты гражданских прав, прежде всего, разного рода товары, вещи бытового и индивидуального пользования.

Практическое значение данной классификации состоит в том, что сделки с недвижимым имуществом должны заключаться в письменной форме, а вещные права на него, их ограничения, возникновение, переход и прекращение этих прав, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК, п. 1 ст. 4 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Государственная регистрация осуществляется специально уполномоченными органами - создаваемыми в системе Министерства юстиции Российской Федерации учреждениями Федеральной регистрационной службы. Государственная регистрация производится путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В подтверждение регистрации правообладателю выдается свидетельство.

Государственная регистрация некоторых видов недвижимого имущества производится в порядке, установленном специальными законами, - ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на них не распространяется. Например, гражданские воздушные суда регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ (ст. 33 Воздушного кодекса РФ). Морские суда - в Государственном судовом реестре, в судовой книге или бербоут-чартерном реестре (ст. 33 КТМ РФ).

2.По степени индивидуализации вещи подразделяются на вещи, определенные родовыми признаками, и индивидуально-определенные.

Индивидуально-определенными обладают таким набором свойств и признаков, которые позволяют отличить их от других таких же вещей (например, один автомобиль всегда можно отличить от другого). Вещи, не обладающие индивидуальными признаками, определяемые мерой, весом, числом, являются родовыми (например, килограмм муки, метр ткани, тонна угля).

Практическое значение различия индивидуально-определенных и родовых вещей состоит в том, что индивидуально-определенные вещи являются незаменимыми: их гибель прекращает обязательство должника по передаче вещей кредитору ввиду невозможности исполнения. Гибель родовой вещи обязательство не прекращает, передаче в таком случае подлежит такое же количество вещей того же рода и качества. Кроме того, лишь индивидуально-определенные вещи могут быть истребованы из чужого незаконного владения посредством специального виндикационного иска.


Похожая информация.


    Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

    Формы участия государства в гражданском обороте.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо, следовательно в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В тоже время государство является многоуровненным образованием.

Государство подразделяется на субъекты:

    Российская Федерация

    Субъекты Федерации

    Муниципальные образования

Эти субъекты самостоятельны, имеют свою структуру, собственное имущество и не отвечают по обязательствам друг друга.

Государство может участвовать в гражданских правоотношениях обладает правоспособностью.

Государство является носителем власти, является суверенитетом, которые превращают его в особого субъекта гражданского права. Свойства:

    государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться другие субъекты;

    государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

    государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает на началах равенства гражданского правоотношения;

    государство пользуется иммунитетом;

    это особое положение государства отражает две тенденции:

а) уравнивание государства с другими субъектами;

б) использование полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло.

К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридического лица, остальные правила (о правоспособности, государственной регистрации, наименовании, видах юридического лица, реорганизации) не применимы.

    Государство как собственник в гражданском обороте выступает не только от своего имени, но и от имени созданных им юридическим лицом.

Гражданская правоспособность государства – не может быть тождественна правоспособности юридических и физических лиц. Ряд возможностей присуще только государству:

    приобретать имущество, не имеющее наследников

    выпускать государственные ценные бумаги, государственная монополия (экспорт-импорт отдельных товаров)

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав или возлагать на себя некоторые обязанности.

Во-первых, нигде исчерпывающий перечень полномочий государства не описан

Во-вторых, государство принимая законы, само может установить более широкий объем своих полномочий.

Правоспособность государства – целевая правоспособность, поскольку она вытекает из публичности власти, в целях процветания всего общества и каждого его члена.

Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права.

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов различных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданского оборота.

    Российская Федерация

    субъекты РФ

    муниципальные образования

    от имени РФ и субъектов РФ, выступают органы государственной власти, в рамках компетенции установленной законом.

Муниципальные образования не входят в систему государственной власти. Под муниципальном образованием понимают городские, сельские поселения, объединенная общей территорией, в пределах которых осуществляется самоуправление, имеют муниципальную собственность, бюджет, казну и выборочные органы.

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако в отличии от юридических и физических лиц не обладает сознанием и волей, необходимых для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов.

Государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны на юридических и физических лиц.

Государство не может быть: страховщиком, банком, поскольку государство не предприниматель.

Поделиться: