Что такое элементарная частица системы права. Элементарная частица

Страница 1 из 2

1. Понятие правовой нормы

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и фор­мой и в системообразующих процессах с другими нормами со­ставляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэто­му ей можно дать определение, идентичное по своему значе­нию определению права в целом.

Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило пове­дения, выражающее обусловленную материальными условия­ми жизни общества волю и интересы народа, активно воздейст­вующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Никакое государственно-организованное общество не мо­жет обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существен­ные черты поведения, т. е. рассматривает его как вид общест­венного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализа­ции.

Нормы права содержат указания на существенные при­знаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, ко­торые государство намерено подвергнуть правовому регулиро­ванию.

Во-вторых, норма права является повелительным предпи­санием независимо от того, каков его характер: запрет, обязы-вание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то преду­смотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом ме­тоды регулирования совершенно несхожи, как и сами отноше­ния. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невы­полнение обязанностей.

В-четвертых, норма права - общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкрет­ного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчи­тана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная мо­дель поведения предполагает ее неоднократное действие, а сле­довательно, и "захватить" в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления или должност­ных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующе­го закону или иному правовому акту акта государственного ор­гана или органа местного самоуправления, подлежат возмеще­нию Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причине­ния убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяю­щиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее тре­бования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков.

Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается одно­кратной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобя­зательное правило поведения.

Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, мно­гообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма пра­ва является научным, объективно обоснованным предписани­ем - моделью общественного отношения, отражающей интере­сы общества в развитии данного отношения.

Общий характер нормы права не вытекает из ее собствен­ной природы. Общее в праве в конечном счете есть отраже­ние того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их "истинность"; упорядочивается их структура и система в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому со­вершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязываю­щих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздейст­вия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совер­шенствования норм права, являются: точное отражение в пра­вовых предписаниях закономерностей развития государствен­но-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управле­ния общественными процессами.

Подведем краткие итоги: а) норма права может быть опре­делена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участниками общественного отношения данного вида юридиче­ские права и налагает на них юридические обязанности; б) пра­вовая норма является общим правилом поведения, т. е. его об­разцом, эталоном; в) правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как систе­мы; г) правовая норма - государственно-властное предписа­ние; д) правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

2. Структура правовой нормы

Правовая норма отличается единством, целостностью, не­делимостью. Для нее характерна особая структура, т. е, специ­фическая компоновка содержания, связь и соотношение ее эле­ментов.

При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой по­нимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элемента­ми, так и законы данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятель­ное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры - подразделе­ния права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в струк­туре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права: обеспе­чение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.

Структура нормы права оформляет ее внутреннее содер­жание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формиру­ются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма пра­ва представляет собой единство элементов-предписаний, вы­полняющих все указанные выше функции.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизнен­ных обстоятельств (события, действия людей, совокупность дей­ствий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;

б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т. е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечис­ленным в гипотезе;

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершенные рекомендуемые действия. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соот­ветствии с предписаниями нормы права.

Структура нормы права - это и есть связь между ее эле­ментами, или, точнее, способ связи, который состоит, в общем, и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а послед­няя - с санкцией, и наоборот.

На первый взгляд может показаться, что многие нормы права санкций непосредственно не содержат. Такие нормы име­ются в государственном, административном, земельном, про­цессуальном и некоторых других отраслях права. Но тем не менее за ними стоит возможность государственного принужде­ния. Обычно санкцию следует искать в нормах административ­ного, а в некоторых случаях - уголовного права, потому что эти отрасли как бы "специализируются" на регулировании от­ветственности за нарушение установленного государством по­рядка во многих сферах общественной жизни. Если следова­тель или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не про­цессуального права. Если совершены правонарушения, преду­смотренные нормами земельного права, то применяются санк­ции норм административного, а в некоторых случаях и уголов­ного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта.

Когда утверждают, что санкция - не обязательный эле­мент правовой нормы, то, no-существу, путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном ис­полнении норм права большинством членов общества с вопро­сом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности государственного прину­ждения.

Проблема структуры нормы права относится к числу дис­куссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа ав­торов (П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев и др.) полагает, что нор­ма права имеет три элемента, другая (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев) придерживается двучленной схемы.

С. С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание - два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. На наш взгляд, трехчлен­ная структура нормы права - объективная реальность, внут­ренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попыт­ки и дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Брат-ко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре эле­мента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемен­та: гипотезу диспозиции (т. е, гипотезу запрета) и гипотезу санк­ции. В итоге структура запрещающей нормы такова: условия применения запрета - запрет - условия применения санк­ции - санкция.

1. Употр. при выражении уверения, заверения; соответствует по значению сл.: честное слово. 2. Употр. как вводное слово, соответствуя по значению сл.: действительно, в самом деле.


Смотреть значение Право3 Частица Разг. в других словарях

Частица — крупица
капля (капелька)
кроха (крошка)
малая толика
Словарь синонимов

Частица — частицы, ж. 1. Маленькая доля, часть чего-н. Мельчайшая частица пыли. Я готова сию минуту лишиться детей, имения и всего, что хотите, если есть у ней хоть одна капелька, хоть........
Толковый словарь Ушакова

Право3 — вводное слово (разг.). Действительно, в самом деле. Не буду, маменька, Право, вперед не буду. Гоголь. гора хоть не гора, а, Право, будет с дом. Крылов. Удивительно, Право, как........
Толковый словарь Ушакова

Имущество, Бесхозяйное (бесхозное - Разг.) — -
имущество, которое не имеет
собственника или собственник его неизвестен. Как правило, Б.и. берется на
учет местным финорганом, и по истечении года со дня........
Экономический словарь

Кусающий За Лодыжки, Моська, Жучка (разг.) — Выпуск акций, рыночная капитализация (market capitalisation) которого составляет менее 500 млн. долл. Вообще говоря, подобные акции с малой капитализацией считаются спекулятивными........
Экономический словарь

Принять Предложение Наивысшей Иены, Предлагаемой По Акциям (разг.) — Например, если
цена
предложения акций составляет 50/4 долл., а
текущая цена
спроса - 50 долл., то
продавец принимает
предложение наивысшей
цены,........
Экономический словарь

Whoops: Разг. Название Системы Общественного Энергоснабжения Вашингтона (washington Public Power Sup — В конце 70-х - начале 80-х годов WHOOPS привлекла миллионы долларов путем предложения муниципальных облигаций (municipal bond) для профи-нансирования постройки пяти атомных электростанций........
Экономический словарь

Частица — -ы; ж. Уменьш.
1. = Часть (1 зн.). Ч. хозяйства. Ч. наследства. Земля - ч. Вселенной. Выделить частицу капитала. Небольшая ч. коллектива.
2. Отдельная мельчайшая невидимая........
Толковый словарь Кузнецова

Альфа-частица
Большой медицинский словарь

Вирусная Частица — отдельная особь вируса, обычно в форме вириона (см. Вирионы).
Словарь микробиологии

Бета-частица
Большой медицинский словарь

Абсолютно Нейтральная Частица — (истинно нейтральная частица) - элементарнаячастица или связанная система элементарных частиц, у которой всехарактеристики, отличающие частицу от античастицы, равны........

Альфа-частица — (a-частица) - ядро атома гелия, содержащее 2 протона и 2нейтрона.
Большой энциклопедический словарь

Кси-частица — , см. ГИПЕРОН.

Резонансная Частица — , ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА с высокой скоростью распада, которая производится в процессе высокоэнергетических ядерных реакций, происходящих в УСКОРИТЕЛЯХ элементарных........
Научно-технический энциклопедический словарь

Субатомная Частица — , см. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА.
Научно-технический энциклопедический словарь

Частица Резонансная — , см. РЕЗОНАНСНАЯ ЧАСТИЦА.
Научно-технический энциклопедический словарь

Клетка Крови, Частица Крови — (blood corpuscle) - любая клетка, обнаруживаемая в крови. Эти клетки могут быть разделены на два основных вида: красные клетки крови (эритроциты) и белые клетки (лейкоциты), в........
Психологическая энциклопедия

А́льфа-части́ца — ядро атома гелия, состоящее из двух нейтронов и двух протонов; длина пробега А.-ч. в воздухе составляет несколько сантиметров, в тканях - от десятков до сотен микрон.
Медицинская энциклопедия

Бе́та-части́ца — элементарная частица, испускаемая ядром атома радиоактивного изотопа при бета-распаде и представляющая собой либо электрон, либо позитрон.
Медицинская энциклопедия

α-части́ца — см. Альфа-частица.
Медицинская энциклопедия

β-части́ца — см. Бета-частица.
Медицинская энциклопедия

Клетка Крови (blood Cell), Частица Крови (blood Corpuscle) — любая клетка, обнаруживаемая в крови. Эти клетки могут быть разделены на два основных вида: красные клетки крови (эритроциты) и белые клетки (лейкоциты), в состав которых........
Медицинский словарь

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, - элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права. Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств). Норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е. рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации. Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи, как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей. Норма права - общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие. Абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков. Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобязательное правило поведения. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов. Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием - моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения. Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида. В современных условиях совершенствование норм права идет по двум

основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом. Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами. В процессе дискуссии о понимании права взгляд на правовые нормы как на основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права». Нормативное понимание критиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от практики реализации законов, за умаление значения (или недостаточное признание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами». Однако критика взглядов на право как лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало,

или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.

В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме

сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право

состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное,

«узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только

нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права,

законность и правопорядок и другие правовые, а также моральные явления

(«широкое понимание права»).

Критически анализируя взгляды сторонников «широкого понимания права»,

О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный

вопрос - субординированы или только координированы включаемые ими в право

разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно

системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право

Не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и

производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из

элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может

быть парализовано субъективными правами, как и действие прав - нормами, что

правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению

закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя».

Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или

применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон

не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности,

правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого

понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и

индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или

близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно

отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от

юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.

Экологическое право в системе российского права

В силу многообразия общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования экологическое право проникает во все сферы общественных отношений, регулируемых иными отраслями российского права.

Особая связь экологического права с конституционным правом обусловлена тем, что последняя отрасль права представляет собой основу для экологического права посредством закрепления конституционных норм в области охраны окружающей среды и определения предметов ведения РФ и ее субъектов. Экологическое право, в свою очередь, развивает основные положения конституционного права, обеспечивая, тем самым, их реализацию.

Экологическое право по многим позициям связано с гражданским правом. Так, необходимость в применении норм Гражданского кодекса РФ возникает при определении размера и способа возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Аналогичная взаимосвязь прослеживается и с законодательством об административных правонарушениях, и с Уголовным кодексом РФ, когда речь идет о привлечение виновного лица соответственно к административной или уголовной ответственности.

Взаимосвязь экологического права с административным правом заключается также в том, что последним определяется структура органов государственного управления в области охраны окружающей среды, основные задачи, полномочия и компетенция органов государственной власти в области охраны окружающей среды и ряд других важных вопросов.

Экологическое право также связано с финансовым правом, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Так, некоторые вопросы, касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую среду, регулируются бюджетным законодательством.

Экологическое право соприкасается также с гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих, как правило, из публичных правоотношений.

Глава 2. Система и источники экологического законодательства

Норма права - это, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. С этих позиций норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. Так, норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.*(13)



Следует отметить, что определение правовой нормы приводится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации"*(14), согласно которому "под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера, рассчитанное на многократное применение". Тем самым подтверждается ее законодательное закрепление.

Исходя из существующих определений правовой нормы можно выделить общие признаки, которыми должна обладать любая правовая норма:

Государственное происхождение;

Общеобязательность;

Обеспеченность государством;

Формальная определенность.

Признак государственного происхождения означает, что правило поведения устанавливается органом государственной власти и это демонстрирует государственно-властное происхождение нормы.

Общеобязательность означает, что, во-первых, созданное правило носит общий характер, во-вторых, представляет собой не рекомендацию, а властное веление, диктующее то или иное поведение.

Общий характер нормы проявляется в том, что она "рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия".*(15) Таким образом, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев. Она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Юридическая норма может быть общеобязательной лишь постольку, поскольку она обеспечивается силой и мощью государства. Следует подчеркнуть, что принуждение как таковое не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм со стороны государства, хотя принуждение, безусловно, является самым мощным рычагом государства. Еще Г. Еллинек писал, что "существенным признаком понятия права является не принуждение, а гарантия, одним из видов которой служит принуждение".*(16)

Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства. Так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие его к исполнению.

Формальная определенность. Данный признак находит свое выражение, во-первых, в наличие словесно-документального оформления правил в определенных нормативных правовых актов и, во-вторых, в доступности этих актов для правоприменителей и всего общества. Способы доведения правовых норм до общества состоят в опубликовании нормативных правовых или иных актов Российской Федерации в официальных изданиях.

Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

В свою очередь, под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - элемент эколого-правовой нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов "если...", "в случае...", либо подобные выражения подразумеваются. Выделяют следующие виды гипотез:

Простая гипотеза;

Сложная гипотеза;

Альтернативная гипотеза;

Абсолютно-определенная гипотеза;

Относительно-определенная гипотеза.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, в соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ "Об охране окружающей среды" "при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума". Таким образом, решение о размещении объектов принимается с учетом мнения населения или результатов референдума (диспозиция), только в том случае, если хозяйственная и иная деятельность при размещении объекта может причинить вред окружающей среде (простая гипотеза). Простая гипотеза содержится, например в п. 3 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" - "собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности"

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной. Сложная гипотеза содержится в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, согласно которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда". Таким образом, принцип презумпции невиновности в отношении обвиняемого действует до тех пор, пока одновременно не будет установлено два обстоятельства: пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке; и пока его виновность не будет установлена вступившем в законную силу приговором суда. В этом случае принцип альтернативности применения одного их указанных условий не применяется. Указанные обстоятельства должны наступить одновременно. Только при их одновременном наличии лицо, в отношении которого ведется уголовное судопроизводство, будет считаться виновным.

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Альтернативная гипотеза содержится в п. 3 ст. 13 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой "должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке". Таким образом, привлечение к ответственности должностных лиц достаточно при наличии одного из двух обстоятельств: либо если они препятствовали гражданам, общественным или иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; либо если они препятствовали гражданам, общественным или иным некоммерческим объединениям в реализации их прав. Примером альтернативной гипотезы может также служить п. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым "В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством".

Абсолютно-определенная гипотеза - когда условия применения норм исчерпываются, ничего нельзя внести, только определенный перечень.

Например, абсолютно-определенная гипотеза содержится в ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" - "Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления".

Относительно-определенная гипотеза - исчерпывающим образом эти условия не описываются. Это оценочная деятельность - возможность неоднозначного решения того или иного вопроса, возможной определенной свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 98 Конституции РФ "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей". Можно говорить о том, что в последнем предложении содержится именно относительно-определенная гипотеза, поскольку в данной норме не содержится конкретного перечня оснований, по которым бы в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы применяется задержание, арест, личный досмотр. Более того, данная норма содержит отсылочный характер.

Вторым структурным элементом нормы права является диспозиция - само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и впереди, и позади диспозиции.

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:

Простая диспозиция;

Описательная диспозиция;

Ссылочная (бланкетная) диспозиция;

Ограничивающая диспозиция;

Уполномочивающая диспозиция;

Простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его. Такая диспозиция называет определенное правило общеизвестным термином, не указывая при этом его отличительных признаков. Так, ст. 42 Конституции РФ закрепляет, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением". При этом законодатель не раскрывает содержания этих прав.

Описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения. Она не только называет правило поведения, но и указывает характерные для этого правила признаки. Так, ст. 49 Конституции РФ описывает признаки принципа презумпции невиновности.

Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона. Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает к нормам других законов либо инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д. Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Ограничивающая диспозиция, для которой характерен следующий принцип - "по общему правилу нельзя, но в исключительных случаях можно". Ограничивающая диспозиция содержится в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таким образом, из общего правила о том, что запрещается ограничивать права и свободы есть исключения.

Уполномочивающие диспозиции - определяют вид и меры поведения. Например, описывают полномочия, представляют единство прав и обязанностей. Так, ст. 5 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Третьим элементом нормы права является санкция. Как правило, санкцию определяют как меру государственного принуждения, предусмотренную за нарушение установленных нормой правил поведения. Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека.

Санкция - логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым - средством укрепления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы - понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

Меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.). В этом случае речь идет о видах юридической ответственности и установленных конкретными федеральными законами видах наказаний за совершение правонарушений или преступлений. Так, действующее законодательство предусматривает следующие виды юридической ответственности - дисциплинарная, гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная ответственность.

Меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и др.). В качестве примера можно привести меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, установленные главой 27 КоАП РФ.

Меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств) - они направлены на устранение допущенных нарушений законов, восстановления законности. Так, например, мера защиты предусмотрена в ст. 53 Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц".

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, выделив три группы:

Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Например, сокрытие или искажение экологической информации по ст. 8.5. КоАП РФ влечет в отношении граждан административное наказание в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Альтернативные санкции, где названы и перечислены соединительно-разделительные союзы "или", "либо" несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для решаемого случая. Например, в соответствии со ст. 8.29. КоАП РФ уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

В юридической литературе принято выделять следующие виды санкций:

Санкции, описывающие меры принуждения;

Поощрительные санкции.

Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой. Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классификации.

В зависимости от особенностей содержания выполняемых функций необходимо различать правонаделительные и правоохранительные нормы экологического права.*(17)

Если правонаделительные нормы устанавливают позитивные юридические права и обязанности, то правоохранительные нормы служат целям их гарантирования, охраны и защиты на случай возможного нарушения и направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав, включая гарантии.

По степени определенности правил поведения нормы экологического права можно разделить на конкретно-регулятивные и общерегулятивные (дефинитивные).*(18)

Характерной чертой первых является то, что в них четко сформулировано правило поведения, т.е. непосредственно и прямо указывается конкретное правомочие, обязанность или запрет на определенный вид поведения.

В отличие от конкретно-регулятивных дефинитивные нормы устанавливают такое правило поведения, которое не получает достаточно четкого выражения. Эти нормы определяют правовые цели, принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Правило поведения в таких нормах выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. Дефинитивные нормы не формулируют непосредственно юридических прав и обязанностей. Вместе с тем они обретают высокую ценность, если являются результатом научного познания и отражения объективных законов и закономерностей общественного развития. Так, например, дефинитивные нормы отражены в ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", раскрывающей основные понятия и определения в области охраны окружающей среды.

Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные и альтернативные (или рамочные). В этом ряду с известной долей условности могут быть выделены также поощрительные нормы. Речь идет в данном случае о форме, в которой воля законодателя адресуется участникам общественной жизни, о форме, определяющей характер их волевых поступков по выполнению правовой нормы.

Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила, не допускается замена предписаний этих норм по усмотрению участвующих в их применении лиц иными условиями их поведения. Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий.

Особенностью диспозитивных норм, отличающей их от императивных, является то, что предусматриваемое им определенное правило поведения применяется лишь постольку, поскольку участники отношений не выработали иных условий своего поведения.

Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять рамочные нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых. Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах.

Поощрительные нормы фиксируют определенную заинтересованность государства в осуществлении гражданами и их объединениями общественно полезной деятельности, а также устанавливают меры, стимулирующие достижение результатов, превосходящих обычные требования.

В связи с тем, что общественные отношения, регулируемые нормами экологического права, неодинаковы по своему объему, указанные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные.*(19)

Общие нормы регулируют все или несколько видов отношений. Так, в ФЗ "Об охране окружающей среды" в большей части сосредотачиваются общие нормы.

Характерной чертой специальных норм является то, что область их применения уже по сравнению с общими нормами, они регулируют лишь определенный вид отношений данного рода либо имеют особое, специальное назначение. Например, ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т.д.

Особенность исключительных норм экологического права состоит в том, что они определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах. Так, например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливаются исключительные основания, по которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

По действию во времени следует различать нормы, которые действуют в течение неопределенного срока - таких норм подавляющее большинство, и нормы с ограниченным сроком действия.

Нормы-приоритеты означают преобладающую меру юридической силы одного акта в сравнении с другими.*(20) Для норм-приоритетов характерна так называемая "признаваемая презумпция", когда установление критерия их однозначного выбора из суммы "сталкивающихся" норм предполагает официальное подтверждение.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. Так, например, в большей части регулятивные нормы содержатся в главе 2 Конституции РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина.

Охранительные нормы устанавливают меры принуждения, в том числе ответственности. Они вводят механизмы применения принудительных мер. Так, например, охранительные нормы закреплены в главе 27 КоАП РФ, определяющей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например, условия правосубъектности.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для экологического права ценности, направления и способы деятельности.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение прав, нормальной деятельности органов государственной власти.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".*(21)

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. В соответствии с ч. 2. Заключительных и переходных положений Конституции РФ "законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".*(22)

Нормы экологического права различаются по характеру основного назначения своих предписаний. В зависимости от того, предписывают ли они определенное обязательное поведение, содержат ли запрет определенного поведения или допускают его, предоставляя управомоченным субъектам возможность самим решать, следует ли воспользоваться этим правом, указанные нормы можно разделить на обязывающие, запрещающие, управомочивающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности совершать определенные действия.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций, должностных лиц воздержаться от четко описанного в них поведения.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.*(23)

Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства (федеральные нормы), или только на определенную ее часть (региональные нормы).

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, судей, депутатов, и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

Таким образом, классифицировать нормы экологического права можно по различным основаниям. При чем одни и те же нормы могут быть отнесены к разным видам, в зависимости от оснований их классификации. Особого внимания заслуживает классификация норм в зависимости от источников их закрепления.

Открыто более 350 элементарных частиц. Из них стабильны фотон, электронное и мюонное нейтрино, электрон, протон и их античастицы. Остальные элементарные частицы самопроизвольно распадаются по экспоненциальному закону с постоянной времени от приблизительно 1000 секунд (для свободного нейтрона) до ничтожно малой доли секунды (от 10 −24 до 10 −22 с для резонансов).

Строение и поведение элементарных частиц изучается физикой элементарных частиц .

Все элементарные частицы подчиняются принципу тождественности (все элементарные частицы одного вида во Вселенной полностью одинаковы по всем своим свойствам) и принципу корпускулярно-волнового дуализма (каждой элементарной частице соответствует волна де-Бройля).

Все элементарные частицы обладают свойством взаимопревращаемости, являющегося следствием их взаимодействий: сильного, электромагнитного, слабого, гравитационного. Взаимодействия частиц вызывают превращения частиц и их совокупностей в другие частицы и их совокупности, если такие превращения не запрещены законами сохранения энергии , импульса, момента количества движения, электрического заряда, барионного заряда и др.

Основные характеристики элементарных частиц: масса, спин , электрический заряд , время жизни , чётность, G-чётность, магнитный момент , барионный заряд , лептонный заряд , странность, изотопический спин , CP-чётность, зарядовая чётность .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ CERN: Стандартная модель физики элементарных частиц

    ✪ Кирпичики вселенной: Элементарные частицы из которых состоит мир. Лекция профессора Дэвида Тонга.

    ✪ Элементарные частицы

    ✪ Мир элементарных частиц (рассказывает академик Валерий Рубаков)

    ✪ Что такое Бозон Хиггса? / Физика элементарных частиц

    Субтитры

Классификация

По времени жизни

  • Стабильные элементарные частицы - частицы, имеющие бесконечно большое время жизни в свободном состоянии (протон , электрон , нейтрино , фотон , гравитон и их античастицы).
  • Нестабильные элементарные частицы - частицы, распадающиеся на другие частицы в свободном состоянии за конечное время (все остальные частицы).

По массе

Все элементарные частицы делятся на два класса:

  • Безмассовые частицы - частицы с нулевой массой (фотон , глюон , гравитон и их античастицы).
  • Частицы с ненулевой массой (все остальные частицы).

По величине спина

Все элементарные частицы делятся на два класса:

По видам взаимодействий

Элементарные частицы делятся на следующие группы:

Составные частицы

  • Адроны - частицы, участвующие во всех видах фундаментальных взаимодействий . Они состоят из кварков и подразделяются, в свою очередь, на:
    • мезоны - адроны с целым спином , то есть являющиеся бозонами ;
    • барионы - адроны с полуцелым спином, то есть фермионы . К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядро атома , - протон и нейтрон .

Фундаментальные (бесструктурные) частицы

  • Лептоны - фермионы, которые имеют вид точечных частиц (то есть не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10 −18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны , мюоны , тау-лептоны) и не наблюдалось для нейтрино . Известны 6 типов лептонов.
  • Кварки - дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались (для объяснения отсутствия таких наблюдений предложен механизм конфайнмента). Как и лептоны, делятся на 6 типов и считаются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.
  • Калибровочные бозоны - частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:
    • фотон - частица, переносящая электромагнитное взаимодействие ;
    • восемь глюонов - частиц, переносящих сильное взаимодействие ;
    • три промежуточных векторных бозона W + , W − и Z 0 , переносящие слабое взаимодействие ;
    • гравитон - гипотетическая частица, переносящая гравитационное взаимодействие . Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель элементарных частиц .

Размеры элементарных частиц

Несмотря на большое разнообразие элементарных частиц, их размеры укладываются в две группы. Размеры адронов (как барионов, так и мезонов) составляют около 10 −15 м , что близко к среднему расстоянию между входящими в них кварками. Размеры фундаментальных, бесструктурных частиц - калибровочных бозонов, кварков и лептонов - в пределах погрешности эксперимента согласуются с их точечностью (верхний предел диаметра составляет около 10 −18 м ) (см. пояснение ). Если в дальнейших экспериментах окончательные размеры этих частиц не будут обнаружены, то это может свидетельствовать о том, что размеры калибровочных бозонов, кварков и лептонов близки к фундаментальной длине (которая весьма вероятно может оказаться планковской длиной , равной 1,6·10 −35 м).

Следует отметить, однако, что размер элементарной частицы является достаточно сложной концепцией, не всегда согласующейся с классическими представлениями. Во-первых, принцип неопределённости не позволяет строго локализовать физическую частицу. Волновой пакет , представляющий частицу как суперпозицию точно локализованных квантовых состояний , всегда имеет конечные размеры и определённую пространственную структуру, причём размеры пакета могут быть вполне макроскопическими - например, электрон в эксперименте с интерференцией на двух щелях «чувствует» обе щели интерферометра, разнесённые на макроскопическое расстояние. Во-вторых, физическая частица меняет структуру вакуума вокруг себя, создавая «шубу» из кратковременно существующих виртуальных частиц - фермион-антифермионных пар (см. Поляризация вакуума) и бозонов-переносчиков взаимодействий. Пространственные размеры этой области зависят от калибровочных зарядов , которыми обладает частица, и от масс промежуточных бозонов (радиус оболочки из массивных виртуальных бозонов близок к их комптоновской длине волны , которая, в свою очередь, обратно пропорциональна их массе). Так, радиус электрона с точки зрения нейтрино (между ними возможно только слабое взаимодействие) примерно равен комптоновской длине волны W-бозонов , ~3×10 −18 м , а размеры области сильного взаимодействия адрона определяются комптоновской длиной волны легчайшего из адронов, пи-мезона (~10 −15 м ), выступающего здесь как переносчик взаимодействия.

История

Первоначально термин «элементарная частица» подразумевал нечто абсолютно элементарное, первокирпичик материи . Однако, когда в 1950-х и 1960-х годах были открыты сотни адронов с похожими свойствами, стало ясно, что по крайней мере адроны обладают внутренними степенями свободы, то есть не являются в строгом смысле слова элементарными. Это подозрение в дальнейшем подтвердилось, когда выяснилось, что адроны состоят из кварков .

Таким образом, физики продвинулись ещё немного вглубь строения вещества: самыми элементарными, точечными частями вещества сейчас считаются лептоны и кварки. Для них (вместе с калибровочными бозонами) применяется термин «фундаментальные  частицы» .

В активно разрабатываемой примерно с середины 1980-х теории струн предполагается, что элементарные частицы и их взаимодействия являются следствиями различных видов колебаний особо малых «струн».

Стандартная модель

Стандартная модель элементарных частиц включает в себя 12 ароматов фермионов, соответствующие им античастицы, а также калибровочные бозоны (фотон , глюоны , W - и Z -бозоны), которые переносят взаимодействия между частицами, и обнаруженный в 2012 году бозон Хиггса , отвечающий за наличие инертной массы у частиц. Однако Стандартная модель в значительной степени рассматривается скорее как теория временная, а не действительно фундаментальная, поскольку она не включает в себя гравитацию и содержит несколько десятков свободных параметров (массы частиц и т. д.), значения которых не вытекают непосредственно из теории. Возможно, существуют элементарные частицы, которые не описываются Стандартной моделью - например, такие, как гравитон (частица, переносящая гравитационные силы) или суперсимметричные партнёры обычных частиц. Всего модель описывает 61 частицу .

Фермионы

12 ароматов фермионов разделяются на 3 семейства (поколения) по 4 частицы в каждом. Шесть из них - кварки . Другие шесть - лептоны , три из которых являются нейтрино , а оставшиеся три несут единичный отрицательный заряд:

Поделиться: