Права наблюдателя на выборах: самое важное. Рекомендации для наблюдателя Сведения о наблюдателях на выборах

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

Региональная общественная организация
«Лига Избирательниц Калининградской Области».

(выборы главы администрации (губернатора) Калининградской области, депутатов областной Думы, представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований Калининградской области 5 ноября 2000 года)

Калининград
2000 год

I. Статус и полномочия наблюдателя

Задачи наблюдения состоят в том, чтобы обеспечить:

Содействие законности проведения выборов;
- точность подсчета голосов;
- правильность составления протокола о результатах голосования;
- вскрытие фактов нарушения избирательного законодательства в день голосования;
- получить копии протоколов итоговых протоколов.

Статус наблюдателя

Законодательством предусмотрена возможность осуществления контроля на выборах:

Наблюдателями;
- членами избирательных комиссий с совещательным голосом.

В день голосования (в том числе и в день досрочного голосования) каждый зарегистрированный кандидат, избирательный блок, каждое общественное объединение вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию своих наблюдателей.

При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований наблюдатель может быть назначен группой избирателей. Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов.

Наблюдатель вправе носить значки или планки (не содержащие признаков предвыборной агитации), на которых обозначается кем он делегирован.

Полномочия наблюдателя

Полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет наблюдатель. В документе должны быть указаны:

Фамилия, имя, отчество наблюдателя;
- адрес места жительства наблюдателя;
- номер телефона (если имеется)
- номер избирательного участка (наименование избирательной комиссии), куда наблюдатель направлен.

Внимание! - Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

В случае, если наблюдатель назначен группой избирателей, он должен представить в соответствующую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 50 граждан РФ (при выборах главы муниципального образования) или 30 граждан РФ (при выборе депутатов представительного органа местного самоуправления), имеющих право голосовать соответственно на данном избирательном участке, в округе, в муниципальном образовании, а также предъявить свой паспорт или заменяющий его документ.

Предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется.

Документы, удостоверяющие статус наблюдателя могут быть предъявлены в соответствующую избирательную комиссию в любое время со дня первого заседания комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах выборов.

Наблюдатель вправе:

Знакомиться со списками избирателей;
- находиться в помещении для голосования избирательного участка в любое время с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования (в т.ч. и в день досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования (а также при повторном подсчете голосов избирателей);
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней ;
- визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов;
- наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов,
- обращаться по вопросам организации голосования со своими предложениями и замечаниями к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколами об итогах голосования;
- получать копии этих протоколов, а также иных документов, приложенных к данным протоколам. (По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии, либо выдать уже заверенные копии.)
- обжаловать решения и действия (бездействия) участковой избирательной комиссии непосредственно в территориальную избирательную комиссию, окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования, избирательную комиссию Калининградской области, Центральную избирательную комиссию или в суд.

Вмешательство наблюдателя в действия участковой избирательной комиссии не допускаются, так

Наблюдатель не вправе:

Выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
- заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
- предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- вести предвыборную агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.

Для осуществления нормального процесса контроля Вам необходимо постараться обеспечить деловые взаимоотношения с членами комиссии, построенные на сотрудничестве. Беспочвенная подозрительность мешает быть объективным, но и слепая доверчивость не поможет исполнить Вам задачи наблюдателя. Следует иметь в виду, что в большинстве случаев члены комиссии - добросовестные люди, и часто нарушения законов о выборах связаны с неопытностью членов комиссии, а не злым умыслом.

Прибыв на избирательный участок, представьтесь всем членам избирательной комиссии. Если члены комиссии относятся к Вам недоброжелательно, то необходимо им объяснить, что цель Вашего присутствия вовсе не конфликт, и Вы готовы содействовать комиссии в выполнении закона о выборах; а в некоторых случаях, например, если кто-либо необоснованно обвинит комиссию в каких-либо нарушениях, Ваши показания помогут разрешить недоразумение.

Необходимо помнить, что, хотя каждый наблюдатель представляет в первую очередь своего кандидата, общественное объединение, группу избирателей у всех наблюдателей есть и общие задачи, в т.ч. обеспечение честности проведения выборов обеспечение контроля за подведением итогов голосования. Целесообразно познакомиться в начале дня с другими наблюдателями и, по возможности, договориться по некоторым вопросам о взаимодействии.

III. Предварительная подготовка к работе в день голосования на избирательном участке

Для того, чтобы Вы были подготовлены к работе и чувствовали себя как профессионал:

Внимательно изучите Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в зависимости от того, за результатами каких выборов вы наблюдаете, законы Калининградской области « О выборах главы администрации (губернатора) Калининградской области», «О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», «О выборах в представительные органы местного самоуправления Калининградской области», «О выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления Калининградской области» до дня голосования (или хотя бы внимательно прочтите данные рекомендации и приложения к ним);
- заранее получите документы, удостоверяющие Ваш статус наблюдателя.

В день работы на избирательном участке у Вас с собой должно быть:

Удостоверение наблюдателя (для наблюдателей от группы избирателей - подписные листы),
- Паспорт или удостоверение личности, его заменяющее,
- Данные рекомендации для наблюдателя;
- Бумага, ручка;
- Часы;
- Калькулятор;
- Карманный фонарь (или свеча и спички);
- Еда (бутерброды), вода;

IV. Действия наблюдателя в день голосования

Открытие избирательного участка.

1. Наблюдатель должен прибыть на избирательный участок за 15 минут до его открытия - в 7 ч. 45 мин.

2. Необходимо сразу проверить следующее:

В помещении для голосования отсутствуют агитационные материалы;
- обеспечивает ли конструкция кабин (комнат) тайну голосования;
- обеспечены ли места для тайного голосования освещением, столами, письменными принадлежностями (за исключением карандашей);
- имеется ли в помещении стенд с образцами заполненных избирательных бюллетеней и информационными материалами обо всех кандидатах и избирательных объединениях, извлечениями из уголовного и административного законодательства РФ об ответственности за нарушение избирательных прав граждан РФ. Указанные материалы должны быть размещены таким образом, чтобы избиратели могли свободно с ними ознакомиться;
- имеются ли увеличенные формы протоколов об итогах голосования;
- находится ли место выдачи бюллетеней, кабины (другие места для тайного голосования) и ящики (как стационарные, так и переносные) для голосования одновременно в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. (Количество переносных ящиков не должно превышать 3-х.)

1. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего (военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемой органами внутренних дел, заграничного паспорта гражданина РФ для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ, паспорта моряка).
При получении избирательных бюллетеней избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или документа его заменяющего. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.
Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня, указывая свои Ф.И.О., серию и номер паспорта или его заменяющего документа.

2. Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

3. Избиратель заполняет лично избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетени, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя.
Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеней. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе Ф.И.О., серию и номер паспорта или документа лица, оказывающего помощь избирателю.

4. В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и устное, переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 4 часов до конца времени голосования (т.е. не позднее 16 часов в день голосования).
При этом:
- все заявления, как устные, так и письменные регистрируются в специальном реестре;
- при проведении голосования на дому по устным заявлениям у избирателя берется письменное заявление, в котором в т.ч. должна быть указана причина невозможности голосовать в помещении избирательного участка. В конце дня в избирательной комиссии должно быть столько письменных заявлений, сколько избирателей проголосовало на дому.
- члены комиссии, обходящие избирателей по месту их нахождения, получают под свою подпись необходимое количество избирательных бюллетеней, исходя из количества поступивших заявлений. По окончании проведения голосования по адресам составляется акт. Переносной ящик не вскрывается до общего подсчета бюллетеней.

Наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования на дому, но это целесообразно делать, если в это время на участке остаются другие наблюдатели. Избирательная комиссия обеспечивает для наблюдателей равные возможности с членами комиссии прибытия к месту проведения голосования.

Обратите внимание!:

В процессе голосования могут возникнуть различные нарушения. Обратите внимание на следующее: в день выборов любая агитация запрещена. Распространенное нарушение: кто-то из избирателей дает или пытается дать советы другим избирателям за кого именно голосовать. В данном случае наблюдатель должен потребовать от председателя комиссии (или лица его замещающего) восстановить порядок голосования.

Необходимо следить, чтобы списки избирателей не выносились из помещения для голосования, для исключения возможности фальсификации путем внесения в списки подложных подписей (особенно в последние часы голосования), наблюдатель должен следить, чтобы никто не делал записей в списках избирателей при отсутствии избирателей.

Во время голосования желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола или листе бумаги. Демонстративный подсчет избирателей значительно умерит желание манипулировать численностью проголосовавших.

Во время работы на избирательном участке необходимо выходить из помещения для голосования и оценивать обстановку рядом с помещением избирательного участка по следующим направлениям:

Не ведется ли агитация на подступах к избирательному участку;
- не подвозят ли массово избирателей к избирательному участку, если вы заметили, что подвозят, запишите номер автотранспорта и постарайтесь выяснить, кто организовал приезд избирателей.

Обратите внимание, не находятся ли около избирательного участка лица, которые ставят отметки на избирательных бюллетенях, вынесенных некоторыми избирателями с участка и отдают отмеченные бюллетени еще не проголосовавшим избирателям, как правило за деньги или водку (так называемая «петля Мавроди» или «мужик в кустах»).

Если Вы заметили данные нарушения вне помещения для голосования, обратитесь к представителю правоохранительных органов для прекращения нарушения, обратите внимание других наблюдателей на эти нарушения. Составьте заявление о выявленном нарушении. Сообщите координатору наблюдателей и в штаб по телефону _____________.

1. Голосование заканчивается в 20 часов. Председатель комиссии объявляет о закрытии участка и прекращает впуск избирателей в помещение для голосования. Обратите внимание - все избиратели, вошедшие ранее, должны проголосовать.
Подсчет голосов проводится без перерыва до установления итогов голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляют только члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены комиссии с правом решающего голоса должны проверить сохранность пломб на них, а также пересчитать и погасить, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, открепительные удостоверения.
Члены комиссии, кроме председателя (заместителя председателя), секретаря не имеют права пользоваться письменными принадлежностями.

3. Прежде всего вскрываются переносные ящики для голосования и определяется число бюллетеней в каждом переносном ящике. Если там число бюллетеней превышает число избирателей, проголосовавших на дому, то все бюллетени, имеющиеся в данном ящике, признаются недействительными. Избирательные бюллетени из переносных ящиков упаковываются отдельно и опечатываются. Затем вскрываются стационарные ящики.

4. Бюллетени сортируются и раскладываются в отдельные пачки по кандидатам,отдельно складываются бюллетени не установленной формы (изготовленные нетипографским способом или не имеющие печати и подписей двух членов комиссии), и недействительные бюллетени (т.е. такие бюллетени, по которым нельзя определить волеизъявление избирателя - например, с отметками в двух и более квадратах или без отметок). Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

5. С рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели.

Составление итоговых протоколов.

Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования: каждый протокол, который составляется, как правило, на одном листе. Если протокол составлен более, чем на одном листе, каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.

Для того, чтобы на этом этапе не были искажены результаты голосования, Вам необходимо:

3. По окончании составления участковой избирательной комиссией протоколов, необходимо сверить все данные протоколов с результатами голосования, которые записаны Вами.
После составления и подписания протокола членами участковой избирательной комиссии, Вы должны получить заверенную копию протокола.

Если Вы заметили нарушения

При выявлении нарушений Закона о выборах Вы должны:
- обратиться к председателю избирательной комиссии (заместителю председателя) с требованием устранить нарушение. Желательно, чтобы Вы точно знали какая именно статья соответствующего Закона нарушена;
- незамедлительно сообщить о нарушениях лицу, координирующему работу наблюдателей по телефону _________________ (и в штаб по телефону _______________).
- обратить внимание других наблюдателей на факт нарушения;
- составить заявление о нарушении Закона о выборах в 2-х экземплярах (копия заявления см. в приложении).

К заявлению прилагается акт о нарушении законодательства о выборах, в котором указывается:
- место совершения нарушения (номер участка, адрес помещения для голосования);
- дата и время нарушения и составления акта;
- описание факта нарушения;
- фамилии, имена, отчества, адреса наблюдателей, составивших акт;
- фамилии, имена, отчества свидетелей нарушений (если есть);
- подписи лиц, составивших акт, в том числе подписи свидетелей нарушения.

Один экземпляр заявления вместе с актом о нарушении необходимо приобщить к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии, направляемых в территориальную избирательную комиссию, другой экземпляр заявления передается в штаб вместе с копиями протоколов.

Что делать после окончания подведения итогов голосования на избирательном участке.

По окончании подведения итогов голосования на избирательном участке Вам необходимо незамедлительно сообщить координатору и в штаб о результатах голосования по телефонам ___________________________ и на следующий день передать им заверенные копии протоколов участковой избирательной комиссии и Ваш отчет о результатах наблюдения.

Приложение N1

Каковы должны быть действия наблюдателя, если он станет свидетелем следующих нарушений:

Описание возможного нарушения

Действия наблюдателя

Фальсификация результатов голосования.
Фальсифицировать результаты голосования на избирательном участке возможно путем подбрасывания заполненных фальсифицированных избирательных бюллетеней в ящики для голосования. Такое нарушение возможно только при участии членов избирательной комиссии. Для того, чтобы скрыть подброс бюллетеней, нарушителям необходимо подделать столько подписей избирателей о получении бюллетеней в списках, сколько фальшивых бюллетеней подброшено в ящики для голосования.
Косвенно на подобное нарушение может указывать то, что избиратель при получении бюллетеня увидит, что за него кто-то уже «получил» бюллетень и расписался в списке избирателей.

Для предотвращения подобных нарушений наблюдателю необходимо следить за тем, чтобы:
- списки избирателей не выносились из помещения для голосования до окончания подсчета голосов;
- никто не делал никаких отметок в списках при отсутствии избирателей;
- никто не опускал в ящик для голосования более двух бюллетеней.
Если Вы станете свидетелем подобного нарушения, Вам необходимо сообщить о нарушении председателю участковой избирательной комиссии (заместителю председателя) составить заявление о нарушении и сообщить о нарушении по тел.____________

Составить заявление о нарушении, сообщить в территориальную комиссию.

На избирательном участке находятся агитационные материалы (плакаты, листовки) кандидатов.

Обратиться к председателю комиссии (зам. Председателя) с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление о нарушении.

Нарушения процедуры голосования и подсчета голосов, установленной законом:
а. Ящики для голосования опечатаны до 8-00;
б. Неиспользованные избирательные бюллетени не погашены до вскрытия ящиков для голосования;
в. нарушен порядок вскрытия ящиков для голосования.

Обратиться к председателю комиссии с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление о нарушении.

Протокол избирательной комиссии составлен карандашом.

Обратиться к председателю комиссии с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление.

Комиссия отказывается предоставить заверенную копию протокола об итогах голосования.

Составить заявление о нарушении

Канцелярские ошибки при составлении протокола об итогах голосования.

Для того, чтобы предотвратить подобное нарушение, наблюдатель должен фиксировать промежуточные результаты голосования и, затем, сравнить их с данными протоколов. При расхождении необходимо предложить избирательной комиссии исправить ошибку, а в случае, если ошибка не будет устранена, составить заявление.

Приложение N2

Каким должно быть решение участковой избирательной комиссии, если...

1. Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на данной территории избирательного участка.

2. Избиратель не имеет при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей по предъявлению паспорта или заменяющего его документа (военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемой органами внутренних дел, заграничного паспорта гражданина РФ для лиц, постоянно проживающих вне РФ, паспорта моряка).

Избирателю, не имеющему указанных документов, избирательные бюллетени не выдаются.

3. Избиратель предъявляет несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за членов его семьи или других граждан, которые не могут прибыть на избирательный участок по уважительной причине.

4. Избиратель просит наблюдателя помочь заполнить избирательный бюллетень.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения (блока), их уполномоченного представителя, наблюдателя. Избиратель устно извещает избирательную комиссию о желании воспользоваться помощью другого лица. Об этом делается соответствующая запись в списке избирателей.

5. Избиратель при заполнении бюллетеня допустил ошибку и просит выдать новый бюллетень.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя и расписывается.

Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

В случае обнаружения в переносном ящик для голосования большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Все больше граждан выражают желание принять активное участие в контроле за выборами и стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель на выборах – сложная и ответственная общественная работа. Каждый гражданин, пожелавший стать наблюдателем на выборах, должен в первую очередь оценить свои физические силы. Ведь на избирательном участке придется провести минимум 12 часов во время голосования и от 4 до 7 часов при подсчете голосов. При этом нужно не терять бдительности ни на секунду.

Кроме знания закона, нужно знать, как именно составлять жалобу, если наблюдатель заметил нарушение. Как случайно не спровоцировать конфликт с избирательной комиссией или не оказаться спровоцированным посторонними лицами, что грозит удалением наблюдателя с участка. И конечно, нужно знать как можно больше возможных способов фальсификации выборов, чтобы суметь распознать и предотвратить нарушения.

Для всего этого существует памятка наблюдателя на выборах, которая выдается организацией, направившей своих наблюдателей на избирательные участки.

Безусловно, ни одна памятка наблюдателя не сможет предусмотреть все нюансы, однако иметь при себе ее необходимо. А в случае неразрешимых вопросов – контактировать с организацией, направившей наблюдателя на выборы и/или юристом.

Важно знать, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Памятка наблюдателя на выборах (основные положения)

Подготовка наблюдателя к работе

  1. Наблюдатель должен быть:
    • вежливым и корректным;
    • не мешать работе участковой избирательной комиссии;
    • оставаться объективным и беспристрастным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, делать взвешенные оценки;
    • записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего.
  2. Необходимо знать:
    • свои права и законодательство;
    • границы избирательного участка;
    • место расположения помещения УИК и помещения для голосования;
    • фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря участковой (территориальной) избирательной комиссии, их контактные телефоны;
    • кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение;
    • контактные телефоны своего предвыборного штаба.
  3. Иметь при себе:
    • направление от политической партии;
    • паспорт или заменяющий его документ;
    • нагрудный знак (бейдж);
    • памятку наблюдателя;
    • бланки актов и жалоб;
    • часы, калькулятор, фотоаппарат, несколько недорогих мобильных телефонов, где на быстром вызове находятся соответствующие номера телефонов, карманный фонарь, еду, воду, две авторучки и листы чистой бумаги.
  4. Знать основные виды возможных нарушений:
    • голосование за избирателей, не принимающих участие в голосовании, – это и «вброс» голосов без проставления подписей в списке избирателей, и голосование за других лиц;
    • неправильный подсчет голосов – это и неправильная сортировка бюллетеней, и неправильный подсчет в рассортированных пачках;
    • внесение в протокол об итогах голосования данных, не соответствующих результатам подсчета;
    • подкуп избирателей – частным случаем подкупа является технология «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень;
    • нарушение тайны голосования или нарушение добровольности голосования;
    • агитация избирателей во время голосования вне помещения для голосования или принуждение к голосованию путем «обхода» избирателей.
  1. Явиться в помещение для голосования за 15–20 минут до начала голосования (начало голосования в 8.00 по местному времени).
  2. Председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет переносные и стационарные ящики для голосования к осмотру наблюдателям и другим лицам, имеющим право присутствовать при этом.
  3. Ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что все сделано в соответствии с законодательством:
    • кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями; карандаши недопустимы;
    • в помещении для голосования вывешена увеличенная форма протоколов об итогах голосования. Она вывешивается до начала голосования и находится в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
    • информационный стенд должен содержать необходимую информацию обо всех кандидатах и/или списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях.
  4. Наблюдать за процедурой выдачи бюллетеней и голосования.
  5. Требовать от председателя УИК пресекать факты заполнения избирательных бюллетеней вне кабин для тайного голосования.
  6. Отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.
  7. Пресекать нарушение тайны голосования или попытки повлиять на волеизъявление избирателей.
  8. Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация.
  9. Следует убедиться в том, что не организована доставка (подвоз) избирателей для участия в голосовании.
  10. В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя УИК со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а также составить жалобу либо акт о допущенных нарушениях. Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями. Об этом также следует поставить в известность организацию, направившую наблюдателя.
  11. Обжаловать решение или действие (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящей избирательней комиссии или в суде.
  12. В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК:
    • сколько получено бюллетеней для голосования и как они хранятся;
    • как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования;
    • как ведется работа со списком избирателей – есть ли факты отсутствия избирателей в списке и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за этого;
    • были ли жалобы избирателей и как они решены.

Досрочное голосование

Вышестоящая избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.

В этом случае используются стационарные ящики для голосования, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляется сразу после окончания досрочного голосования и составляется протокол об итогах голосования.

Если досрочное голосование организовано и проведено для отдельной группы избирателей, включенной в список избирателей на соответствующем избирательном участке, то для голосования используются переносные ящики, число которых определяется УИК.

Наблюдатель имеет право:

  • ознакомиться в УИК с постановлением о разрешении проведения досрочного голосования;
  • ознакомиться с решением УИК о количестве переносных ящиков;
  • проверить наличие акта о предъявлении пустых переносных ящиков;
  • убедиться в наличии акта о проведении досрочного голосования.

Голосование вне помещения

Избирателю, который не сможет по состоянию здоровья и/или инвалидности прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность голосования вне помещения для голосования.

Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 16.00 в день голосования.

Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования. На выезде может присутствовать наблюдатель.

Наблюдателю следует проконтролировать, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:

  • опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
  • заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
  • заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать;
  • письменные принадлежности, кроме карандашей.

По возвращении в помещение для голосования членов УИК наблюдатель вправе убедиться, что составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней и другие сведения.

В списке избирателей обязательно должна быть сделана отметка «Голосовал вне помещения для голосования», внесены серия, номер паспорта или документа, его заменяющего, и заверены подписями членов комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования.

Нарушение права наблюдателя на своевременное получение копии протокола влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Примерный перечень избирательных документов, составленных в день голосования, либо ранее

  1. Акт о передаче ТИК списка избирателей данной УИК.
  2. Решение ТИК об определении количества открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней, переданных УИК.
  3. Акты о передаче ТИК открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней данной УИК.
  4. Акты о проведении досрочного голосования, а также о предъявлении и опечатывании пустого переносного ящика для досрочного голосования, если таковое проводилось.
  5. Заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступали.
  6. Доверенности на получение открепительных удостоверений, если они предъявлялись.
  7. Акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений.
  8. Ведомости передачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования и вне его.
  9. Реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
  10. Письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если таковые поступали.
  11. Акт(ы) о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось.
  12. Реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение федеральных законов о выборах, поступивших в УИК.
  13. Список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования.
В участковую избирательную комиссию

от зарегистрированного кандидата [избирательного объединения] 101

___________________________________________
НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направляю в качестве наблюдателя
(Ф.И.О.)

Паспорт:____________________________________________

Адрес:______________________________________________________________

Контактные телефоны:________________________________

Сообщаю, что назначение указанного лица не противоречит требованиям п.4 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

[Уполномоченный представитель

избирательного объединения]
____________________________________________________

Дата, подпись [, печать] /_______________/

Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению
в участковой комиссии в день голосования
и при подсчете голосов

на избирательном участке

ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ

Правовые и неправовые основы проведения выборов
Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов являются:

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (ниже – «ФЗГ ») в последней редакции (с момента принятия закона в него было внесено огромное количество поправок. На момент написания книги последнее изменение ФЗГ было осуществлено Федеральным законом от 24.07.2007)
Тексты этих законов должны находиться в участковой избирательной комиссии. Законы достаточно велики по объему, и Вам необязательно изучать их полностью. Кроме того, законы во многом дублируют друг друга, особенно в части процедур голосования и подсчета голосов. Но с теми разделами законов, которые относятся к дню голосования и подсчету голосов (глава IX ФЗГ и, а также ст.30 ФЗГ), надо обязательно ознакомиться.

Помимо законов участковая избирательная комиссия (ниже – УИК ) может использовать в своей работе различные инструкции, постановления, рекомендации. Это будет правильно ровно настолько, насколько эти рекомендации не противоречат упомянутым законам. К сожалению, бывает, что инструкции устанавливают излишние ограничения прав наблюдателей . Например, если вам скажут, что наблюдатель должен находиться не ближе пяти метров от членов комиссии и при этом сошлются на какое-то постановление, то можно смело утверждать, что это постановление не соответствует закону.

Часто руководители комиссий действуют не по закону, а «потому, что так было всегда», по традиции. Ссылка на закон обычно производит серьезное впечатление на руководителей комиссии.

Эти рекомендации предназначены всем лицам, которые имеют право присутствовать в помещении для голосования (п.1 ст.30 ФЗГ). В первую очередь они предназначены членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям.

Понятие «наблюдатель» и «член избирательной комиссии с правом совещательного голоса» являются терминами, которые определены в законе. Права этих лиц в участковой избирательной комиссии не очень сильно различаются, но Вы не должны путаться в этих терминах и должны точно знать, какой у Вас статус (это не позволит упрекнуть Вас в безграмотности).

По закону (п.42 ст.2 ФЗГ) «наблюдатель » – это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума». Член комиссии с правом совещательного голоса – это член комиссии, которому не предоставлены права участвовать в голосовании и выдавать бюллетени, но предоставлены все остальные права члена комиссии (выступать на заседании, знакомиться со всеми документами и снимать с них копии).


  • члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

  • наблюдатели и иностранные наблюдатели;

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;

  • зарегистрированные кандидаты;

  • доверенные лица кандидатов и избирательных объединений;

  • уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;

  • уполномоченные представители избирательных объединений;

  • представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь удостоверяющие их статус документы. Они должны быть внесены в специальный список. Заметим также, что присутствующие могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых устанавливается комиссией, организующей выборы (п.ж ч.10 ст.30 ФЗГ).

Что касается других лиц, например, «членов рабочей группы» вышестоящей избирательной комиссии, представителей администрации или организации, на базе которой организован участок, милиционеров и т.д., то закон ничего не говорит об их праве присутствовать на участке. Поэтому, если они присутствуют, то уж, по крайней мере, никак не должны влиять на работу комиссии. Тем более, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и вообще хоть как-то участвовать в работе комиссии.

Специфика текущих выборов

  • кого и как выбирают;

  • сколько будет бюллетеней и протоколов об итогах голосования;

  • наличие открепительных удостоверений или досрочного голосования;

  • применение технических средств голосования>
Основная цель наблюдения
Основная цель наблюдения – контроль за проведением свободного и тайного – без какого-либо принуждения или подкупа – голосования, а также за правильным подсчетом поданных голосов.

Существует немало способов повлиять на итоги голосования в день голосования и во время подсчета голосов. Некоторые из этих способов трудно обнаружить и зафиксировать, поскольку они применяются скрытно. Поэтому закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий, кроме одного – проставления избирателем отметок в бюллетене. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они позволяют воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и фальсификациям при подсчетах, а также обнаружить признаки фальсификаций, если они все-таки имели место.

Основными способами фальсификации в участковой избирательной комиссии являются:


  • голосование за избирателей, не принимавших участие в голосовании (за этих избирателей в списке избирателей должна быть поставлена фальшивая подпись и вброшен бюллетень (не обязательно в ящик, можно – и на стол при подсчете голосов));

  • неправильный подсчет голосов (подмена бюллетеней при подсчете или просто неправильный подсчет в рассортированных пачках);

  • внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета.
Существуют и другие способы нарушений в день голосования:

  • подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);

  • агитация избирателей во время голосования на дому;

  • массовое голосование по неучтенным открепительным удостоверениям.
Фальсификации на избирательном участке довольно трудоемки. При качественном наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.
Нарушения и их фиксация
Конечно, нарушение нарушению – рознь. Нарушения могут быть неумышленными – по забывчивости, или даже по незнанию. Председатель комиссии, например, может просто забыть предъявить внутренность ящиков для голосования перед их опечатыванием. Намного проще и во всех отношениях лучше напомнить комиссии о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики еще не опечатаны, или уже опечатаны, но избирателей еще не было, то вы должны потребовать показать внутренность ящиков. Конечно, если вы встретитесь с твердым отказом удовлетворить ваше законное требование, то надо составить заявление (жалобу) 102 о нарушении и передать его председателю или секретарю комиссии (иногда заявление надо составлять немедленно, иногда – в течение дня). Других способов влияния на комиссию нет: не надо кричать, устрашать председателя немедленными карами или пытаться собственноручно устранить нарушение. Помните: Вы пришли наблюдать , а не ликвидировать нарушения.

Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член комиссии «с согласия избирателя либо по его просьбе ». Обычно комиссия считает, что «согласие избирателя» – это «молчаливое согласие», отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.

Иногда члены комиссии, по российской привычке, искренне считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения (п.6 ст.66 ФЗГ). Не вступайте по этим вопросам в споры. Лучше заявите, что «закон есть закон» и напишите заявление.

Незначительные нарушения , по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками: во-первых, они не влияют на итоги голосования, а во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию. Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола, следует потребовать разместить ее в удобном месте, и только в случае отказа писать заявление.

Серьезные нарушения закона должны обязательно документально фиксироваться. Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах (удобно использовать копирку). Примерный текст такого заявления представлен в конце этих рекомендаций. Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.

Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьёзном нарушении попросите председателя участковой комиссии пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по Вашему мнению, существенно и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц.

Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. В заявлении необязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты.

Написав заявление, поставьте под ним свою подпись. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей; предложите им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен », указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем. С другой стороны, не затягивайте этот процесс до бесконечности.

Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ). Если председатель комиссии отказывается принять Ваше заявление, то следует написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался », затем обратитесь в штаб, чтобы вам помогли разобраться с этим нарушением.

Назначение наблюдателей и членов УИК с ПСГ
Каждый человек, который может присутствовать при голосовании и подсчете голосов, должен быть кем-то назначен и должен предъявить комиссии документ о своем назначении.

Наблюдатели, члены УИК с ПСГ, представители СМИ могут придти в помещение для голосования в день голосования и предъявить свои направления (уведомления) от тех, кто их направил.

Наблюдателя и члена УИК с ПСГ могут назначить : кандидат или избирательное объединение (партия, участвующая в выборах). Каждый кандидат, избирательное объединение могут назначить по несколько наблюдателей в одну комиссию, но не для того, чтобы они находились там сразу, а чтобы они сменяли друг друга (поэтому, обычно, назначается только один наблюдатель).

Что касается представителя СМИ, то закон не определяет, кто может направить представителя СМИ, но из самого названия ясно, что этот представитель должен иметь направление от СМИ (с подписью и печатью) или журналистское удостоверение.

О выдаче Вам правильно оформленных направлений должны позаботиться те избирательные объединения и кандидаты, которые направляют Вас в участковую комиссию. Обратите внимание на следующие моменты, связанные с Вашим направлением в УИК:


  • В направлении должны быть обязательно указаны все Ваши контактные телефоны, по которым можно было бы связаться с Вами в случае составления повторного протокола;

  • Направление действительно только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа;

  • Комиссия не вправе требовать от наблюдателя подтверждения подлинности направления, подписи кандидата и т.д. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

  • Направление может быть предъявлено председателю участковой комиссии или лицу, его замещающему в день голосования или до него;

  • Вы должны иметь копию направления. Оригинал сдайте председателю комиссии, а на копии попросите поставить запись «Получено, дата время» и подпись председателя (секретаря комиссии); оставьте копию себе. Заверенный экземпляр уведомления будет служить вам заменой удостоверения.
Чем отличается наблюдатель от члена УИК с ПСГ? Полномочия члена УИК с ПСГ
У члена УИК с ПСГ полномочия немного шире, чем у наблюдателя. У них два главных отличия:

  • Во-первых, член УИК с ПСГ может участвовать во всех заседаниях участковой избирательной комиссии с момента своего назначения. Он, в частности, может требовать от комиссии представления документов в любой день работы комиссии. Поэтому на члена УИК с ПСГ возлагается обязанность посетить комиссию в день, предшествующий дню голосования, заранее познакомиться с руководством и со списками избирателей.

  • Во-вторых, член УИК с ПСГ имеет право «знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами… соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий» (п. г ч.23 ст.29 ФЗГ). Наблюдатель же может знакомиться только с определенными документами (см.ниже).
Стоит, впрочем, заметить, что руководители участковых комиссий обычно не различают полномочия наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса.

Про члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса сказано, что он обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса за исключением (ч.22 ст.29 ФЗГ):

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом члену комиссии с правом совещательного голоса не может быть отказано присутствовать при совершении указанных действий.

Полномочия наблюдателя
Полномочия наблюдателей определены пунктами 3-10 ст.30 ФЗГ.

Наблюдатель вправе:


  1. знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов;

  3. наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

  4. присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

  5. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

  6. обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

  7. знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

  8. обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд;

  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Если Вас пытаются удалить с участка
Изредка бывает, что наблюдателей не пускают на участок , требуя от них дополнительные документы. В этом случае срочно звоните в вышестоящую комиссию или в штаб и составляйте заявление о нарушении. Ничего, кроме соответствующим образом оформленного направления и удостоверения личности, от вас требовать не должны.

Принципиальных и дотошных наблюдателей и членов УИК с ПСГ иногда пытаются выдворить из комиссии , мотивируя это тем, что они якобы мешают работе комиссии. Помните, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения (п.12 ст.64 ФЗГ). Поэтому не уходите с участка, пока Вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым вы можете обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Обязательно и срочно сообщите об инциденте в свой избирательный штаб.

Между прочим, за нарушение прав наблюдателя и члена УИК с ПСГ предусмотрен административный штраф.

Психологическая и организационная
подготовка наблюдателя
Подготовьтесь морально
Наблюдение в комиссии может быть связано с довольно большими психологическими трудностями, со стрессом. Члены комиссии и, в первую очередь, ее руководство могут воспринимать Вас как «инородное тело», как «надсмотрщика». Вы должны быть готовы к тому, что к Вам будут относиться с настороженностью. Уменьшить напряженность Вы можете, если проявите при наблюдении следующие качества:

  • Корректность в обращении . Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Старайтесь говорить уверенно.

  • Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь – это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели – люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь на участок, следует подготовиться теоретически, в первую очередь – иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.

  • Требуйте только то, что положено по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе). Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Но будьте настойчивы в своих законных требованиях.

  • Настойчивость . Когда Вы будете обращаться с законными требованиями о предъявлении документов комиссии, Вам будут говорить, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. В некоторых случаях, Вы должны проявить настойчивость (например, списки избирателей Вы должны просмотреть до начала голосования). Если дело терпит (например, с реестрами для голосования вне помещения), то можно проявить настойчивость чуть позже.

  • Не стесняйтесь , даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут.

  • Решительность. Выдолжны быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.

  • Общительность . Попробуйте найти точки соприкосновения с другими наблюдателями и членами УИК с ПСГ. После первых же Ваших законных обращений вам станет ясно, кто из них пришел наблюдать, а кто «отбывать номер». По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.
Что надо иметь при себе
Направляясь на участок, подготовьтесь организационно.

Возьмите с собой:


  • пакет документов, выданный Вам в штабе, по возможности – тексты Законов;

  • направление (уведомление о назначении) и паспорт;

  • бумагу (десяток листов А4, удобно – в крупную клетку) – для написания заявлений;

  • ручки и карандаши;

  • блокнот или записную книжку;

  • копирку – для изготовления копий заявлений;

  • калькулятор;

  • фотоаппарат, по возможности, – видеокамеру, диктофон;

  • папку, жесткий портфель или большую книгу: возможно, придется писать на коленях;

  • еду, питье или деньги;

  • фонарь (на случай внезапного отключения света);

  • контактные телефоны избирательного штаба и территориальной комиссии.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ФОРМАХ НАПРАВЛЕНИЙ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В соответствии с частями 7 и 9 статьи 7 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О избирательная комиссия Краснодарского края постановляет:

1. Одобрить формы направлений, используемых для назначения наблюдателей при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края (приложения NN 1, 2, 3), и форму списка наблюдателей (приложение N 4).

2. Рекомендовать зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, а также избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), зарегистрированный краевой список кандидатов, при назначении наблюдателей использовать формы направлений, списка, одобренные пунктом 1 настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 44/445-5 "О формах направлений наблюдателей при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва".

4. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии муниципальных образований.

5. Председателям территориальных избирательных комиссий довести настоящее постановление до сведения участковых избирательных комиссий.

6. Разместить настоящее постановление на официальном сайте избирательной комиссии Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Возложить контроль за выполнением пунктов 4, 6 и 7 настоящего постановления на секретаря избирательной комиссии Краснодарского края Н.Ю. Турищеву.

Председатель
избирательной комиссии
Краснодарского края
А.Д.ЧЕРНЕНКО

Секретарь
избирательной комиссии
Краснодарского края
Н.Ю.ТУРИЩЕВА

Приложение N 1. НАПРАВЛЕНИЕ

Приложение N 1
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края

от зарегистрированного

по ________________________________

(наименование округа)

одномандатному избирательному

округу N ____ кандидата в депутаты

Законодательного Собрания

Краснодарского края ________ созыва

(фамилия, имя, отчество кандидата)

НАПРАВЛЕНИЕ

выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" мною

назначен наблюдателем

Субъекта РФ, район,

город, иной населенный

_____________________________________

(номер контактного телефона)

участка N _______

Кандидат ___________________ ____________

(инициалы, фамилия) (подпись)

20___ г.

Примечание:

Кандидат, назначивший наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляет список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Приложение N 2. НАПРАВЛЕНИЕ

Приложение N 2
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края
от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

В участковую избирательную комиссию

избирательного участка N ________

от избирательного объединения _____

___________________________________

(наименование избирательного

объединения)

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О

выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края"

избирательным объединением

___________________________________________________________________________

(наименование избирательного объединения)

(Ф.И.О., адрес места жительства - наименование

субъекта РФ, район, город,

___________________________________________________________________________

иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры)

__________________________________________________________________________,

(номер контактного телефона)

который направляется в участковую избирательную комиссию избирательного

участка N _______

У назначенного наблюдателя отсутствуют ограничения, предусмотренные

частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов

Законодательного Собрания Краснодарского края".

Уполномоченный представитель

избирательного объединения ___________________ ___________

(инициалы, фамилия) (подпись)

20___ г.

Примечание:

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" направление наблюдателя действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В каждую избирательную комиссию может быть назначено не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также граждане Российской Федерации, которые не достигнут на день голосования 18 лет.

Избирательное объединение, назначившее наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляет список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Приложение N 3. НАПРАВЛЕНИЕ

Приложение N 3
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края
от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

В ____________________________________

(наименование ТИК, ОИК)

от ___________________________________

(указывается субъект назначения

наблюдателя - фамилия, имя, отчество

______________________________________

зарегистрированного кандидата либо

наименование избирательного

объединения)

______________________________________

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О

выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края"

___________________________________________________________________________

(инициалы, фамилия кандидата либо наименование избирательного

объединения)

назначен наблюдателем _____________________________________________________

(Ф.И.О., адрес места жительства - наименование

субъекта РФ, район, город, иной населенный

___________________________________________________________________________

пункт, улица, номер дома и квартиры)

__________________________________________________________________________,

(номер контактного телефона)

который направляется в ___________________________________________________.

(наименование ТИК, ОИК)

У назначенного наблюдателя отсутствуют ограничения, предусмотренные

частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов

Законодательного Собрания Краснодарского края".

Кандидат

(уполномоченный представитель

избирательного объединения) ___________________ ___________

(инициалы, фамилия) (подпись)

20___ г.

Приложение N 4. СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом

Приложение N 4
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края
от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

___________________________________________________________________________

(наименование территориальной избирательной комиссии, в которую

представляется список наблюдателей)

Выборы депутатов

Законодательного Собрания Краснодарского края ____ созыва

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом

___________________________________________________________________________
(наименование политической партии <*>/фамилия, имя, отчество кандидата)

Фамилия, имя, отчество

Адрес места жительства, контактный телефон <**>

Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участка

Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, предусмотренные частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края".

___________________________________________

(подпись уполномоченного лица политической

партии/кандидата либо его доверенного

лица, дата)

________________

<*> Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене для голосования.

<**> Контактный телефон указывается по желанию.

Поделиться: