2 сравнительная характеристика экономических школ в макроэкономике. Основные экономические школы

Макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений.

Наиболее значимыми представляются классическая концепция, кейнсианство и монетаризм. Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам интерпретации исходных посылок функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними и, конечно, по вопросам экономической политики.

Классическая школа

То, что в настоящее время получило название классической школы, в действительности не является какой-то целостной концепцией макроэкономики, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков по проблемам, имеющих макроэкономический характер.

Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас и другие. Однако и по подходам, и по методологии, и по выводам их взгляды зачастую существенным образом различаются. Тем не менее можно утверждать, что существует определенное направление в макроэкономике, которое принято называть классическим ("ортодоксальная" классика). В наиболее законченном, систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршалла и других экономистов "Кембриджской школы".

Основные постулаты классической концепции следующие:

  • · Экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы.
  • · Цены в экономике абсолютно гибкие. Гибкость цен означает, что они могут меняться в коротком периоде как в сторону повышения, так и в сторону понижения, причем это касается цен как на блага, так и на факторы производства. Кроме того, цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагируют на взаимные колебания.
  • · Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды.
  • · Разделение экономики на два автономных сектора: денежный и реальный (классическая дихотомия). При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги же не имеют самостоятельной ценности и служат лишь счетной единицей и средством обращения.
  • · Экономика является саморегулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов, среди которых важнейшими являются гибкие цены, гибкая ставка процента и гибкая номинальная ставка зарплаты.
  • · Ведущая роль в модели "совокупный спрос - совокупное предложение" отводится совокупному предложению.
  • · Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выпуска (национального дохода полной занятости).
  • · Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.

Вышеперечисленные постулаты определяют характерную особенность классического подхода, а именно: к исследованию макроэкономических проблем широко применяются методы микроэкономического анализа. В результате классические макроэкономические модели четко формализованы, а в качестве параметров в них выступают наблюдаемые и четко специфицируемые переменные, что делает классический подход объективным, то есть лишенным субъективных оценок и суждений.

Появление кейнсианства существенно поколебало позиции классической школы, тем не менее, данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию .

Развитие неоклассической концепции связано с именами таких известных экономистов, как Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уоллес и другие. Основное методологическое отличие неоклассической концепции от традиционной классики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.

Кейнсианская школа

Кейнс является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классиками как некоторая абстрактная, "идеальная" экономика, не отражающая реальных процессов.

Основные положения кейнсианства следующие.

  • · Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Более того, несовершенство рынков, в первую очередь, рынка труда, является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, имманентно присущим реальной экономике.
  • · Цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий).
  • · Экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь руководствуясь субъективными факторами, такими, как традиции, требования среды, психология поведения и т. п.
  • · Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.
  • · Все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках.
  • · Ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость номинальной зарплаты).
  • · Факторы производства невзаимозаменяемы.
  • · Ведущая роль совокупного спроса в модели "совокупный спрос - совокупное предложение".
  • · Экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.

Кейнсианские модели в большей степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.

Кейнсианство, так же как и классическое направление, находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства, как Р. Клауэр, Р. Барроу и другие.

Монетаризм

Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины.

Монетаризм, появление и развитие которого связано с именем М. Фридмана и его последователей, не является всеохватывающей концепцией, какими можно считать неоклассику и посткейнсианство, тем не менее монетаризм является самостоятельным и одним из самых интересных направлений современной макроэкономики.

В основе монетаризма лежат концепция перманентного дохода и фридмановская теория денежного спроса. Основными постулатами монетаризма можно считать следующие.

  • · Экономические субъекты действуют в соответствии с концепцией адаптивных ожиданий.
  • · Домашние хозяйства планируют свое потребление исходя не из текущего, а из постоянного (перманентного) дохода.
  • · Деньги являются не просто богатством, а одним из элементов широкого набора активов.
  • · Денежный рынок взаимодействует с реальным сектором не только через косвенные механизмы, но и непосредственно, через механизм оптимизации структуры портфеля активов.
  • · Деньги нейтральны только в долгосрочном периоде, в коротком периоде деньги не нейтральны, причем изменения в денежном секторе первичны по отношению к изменениям в реальном секторе.

Основные научные направления макроэкономической теории:

  • 1. Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода.
  • 2. Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики.
  • 3. Анализ природы инфляции.
  • 4. Изучение механизма и факторов экономического роста.
  • 5. Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.
  • 6. Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.
  • 7. Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

В отличие от микроэкономики, в которой существует монистический (единый) взгляд на экономические проблемы. В макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в трактовке макроэкономических процессов и явлений: классический и кейнсианский (а в современных условиях соответственно неоклассический и неокейнсианский) и поэтому существуют две макроэкономические модели, отличающиеся друг от друга системой: 1) предпосылок 2) уравнений модели 3) теоретических выводов и 4) практических рекомендаций. Главное различие между школами состоит: 1) в трактовке вопроса о степени гибкости цен и скорости их адаптации (adjustment) к изменению рыночной конъюнктуры, скорости уравновешивания рынков (market clearing) и 2) необходимости, степени и инструментов государственного вмешательства в экономику.

Основные положения классической модели следующие:

  • 1. Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка заемных средств и товарного рынка.
  • 2. На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers».
  • 3. Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда - номинальной ставке заработной платы; и к цене заемных средств - номинальной ставке процента; и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов.
  • 4. Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»).
  • 5. Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет».
  • 6. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов).
  • 7. Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый «закон Сэя», предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Так, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса, собственником которого он является, т.е. труда, а с другой - покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. (Условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы, как известно из микроэкономики: МС = МR (предельные издержки равны предельной выручке), т.е. W = P ? MPL, где W - номинальная заработная плата, P - цена продукции, производимой фирмой и MPL - предельный продукт труда) . А его доход равен сумме расходов. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг) и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции, она расходует на покупку факторов производства. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.
  • 8. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей - процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно. Поэтому классическая модель - это модель, описывающая долгосрочный период (модель «long-run»).

Абсолютная гибкость цен и взаимное уравновешивание рынков наблюдается только в долгосрочном периоде. Рассмотрим, как взаимодействуют рынки в классической модели.

Реальных рынков в классической модели три: рынок труда, рынок заемных средств и рынок товаров (рис.3)

Рассмотрим рынок труда (рис.3(а)). Поскольку в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда (LS - labour supply curve) вертикальна, и объем предлагаемого труда равен LF (full employment). Спрос на труд зависит от ставки заработной платы, причем зависимость обратная (чем выше ставка номинальной заработной платы (W - wage rate), тем выше издержки фирм, и тем меньшее количество рабочих они нанимают). Поэтому кривая спроса на труд (LD - labour demand curve) имеет отрицательный наклон. Первоначально равновесие устанавливается в точке пересечения кривой предложения труда (LS) и кривой спроса на труд (LD1) и соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству занятых LF. Предположим, что спрос на труд снизился, и кривая спроса на труд LD1 сдвинулась влево до LD2. При номинальной ставке заработной платы W1 предприниматели наймут (предъявят спрос на) количество рабочих, равное L2. Разница между LF и L2 есть не что иное, как безработица. Поскольку в ХIХ веке не существовало пособий по безработице, то, по мнению представителей классической школы, рабочие, как рационально действующие экономические агенты, предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого. Номинальная ставка заработной платы снизится до W2, и на рынке труда вновь восстановится полная занятость LF. Безработица в классической модели поэтому имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего работать за данную ставку номинальной заработной платы (W2). Таким образом, рабочие добровольно обрекают себя на безработное состояние.

Рынок заемных средств (рис. 3.(б)) - это рынок, на котором «встречаются» инвестиции (I - investment) и сбережения (S - savings) и устанавливается равновесная ставка процента (R - interest rate). Спрос на заемные средства предъявляют фирмы, используя их для покупки инвестиционных товаров, а предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Инвестиции отрицательно зависят от ставки процента, так как чем выше цена заемных средств, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, то кривая инвестиций имеет поэтому отрицательный наклон. Зависимость сбережений от ставки процента положительная, так как чем выше ставка процента, тем больше доход, получаемый домохозяйствами от предоставления в кредит своих сбережений. Первоначально равновесие (инвестиции = сбережениям, т.е. I1 = S1) устанавливается при величине ставки процента R1. Но если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то при прежней ставке процента R1 часть сбережений не будет приносить доход, что невозможно при условии, если все экономические агенты ведет себя рационально. Сберегатели (домохозяйства) предпочтут получать доход на все свои сбережения, пусть даже по более низкой ставке процента. Новая равновесная ставка процента установится на уровне R2, при которой все кредитные средства будут использоваться полностью, так как при этой более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций увеличится до I2, т.е. I2 = S2. Равновесие установлено, причем на уровне полной занятости ресурсов.

На товарном рынке (рис. 3.(в)) первоначальное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой совокупного предложения AS и совокупного спроса AD1, чему соответствует равновесный уровень цен Р1 и равновесный объем производства на уровне потенциального выпуска - Y*. Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда (что ведет к снижению уровня дохода), и рост сбережений на рынке капитала обусловливают снижение потребительских расходов, и, следовательно, совокупного спроса. Кривая AD1 сдвигается влево до AD2. При прежнем уровне цен Р1 фирмы не могут продать всю продукцию, а только ее часть, равную Y2. Однако поскольку фирмы являются рациональными экономическими агентами, то они в условиях совершенной конкуренции предпочтут продать весь произведенный объем производства, пусть даже по более низким ценам. В результате уровень цен снизится до Р2, и весь произведенный объем производства будет продан, т.е. равновесие опять установится на уровне потенциального выпуска (Y*).

Рынки уравновесились сами собой за счет гибкости цен, при этом равновесие на каждом из рынков установилось на уровне полной занятости ресурсов. Изменились только номинальные показатели, а реальные остались без изменения. Таким образом, в классической модели гибкими являются номинальные показатели, а реальные показатели - жесткие. Это касается и реального объема выпуска (по-прежнему равного потенциальному объему выпуска), и реальных доходов каждого экономического агента. Дело в том, что цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому отношение W1/P1 = W2/P2, а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен есть не что иное, как реальная заработной платы. Следовательно, несмотря на падение номинального дохода, реальный доход на рынке труда остается неизменным. Реальные доходы сберегателей (реальная ставка процента) также не изменились, поскольку номинальная ставка процента снизилась в той же пропорции, что и цены. Реальные доходы предпринимателей (выручка от продаж и прибыль) не снизились, несмотря на падение уровня цен, так как в той же степени снизились издержки (расходы на оплату труда, т.е. номинальная ставка заработной платы). При этом падение совокупного спроса не приведет к падению производства, так как снижение потребительского спроса (в результате падения номинальных доходов на рынке труда и роста величины сбережений на рынке капитала) будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса (в результате падения ставки процента на рынке капитала). Таким образом, равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков друг с другом, и, следовательно, в экономике в целом. Из положений классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма - через механизм изменения цен.

Но в конце 1929 года в США разразился кризис, охвативший ведущие страны мира, длившийся до 1933 года и получивший название Великого краха или Великой депрессии. Этот кризис был не просто очередным экономическим кризисом. Этот кризис показал несостоятельность положений и выводов классической макроэкономической модели, и прежде всего идеи о саморегулирующейся экономической системе. Во-первых, Великую депрессию, длившуюся четыре долгих года, невозможно было трактовать как временную диспропорцию, как временный сбой в действии механизма автоматического рыночного саморегулирования. Во-вторых, о какой ограниченности ресурсов, как центральной экономической проблеме, могла идти речь в условиях, когда, например, в США уровень безработицы составлял 25%, т.е. каждый четвертый был безработным (человеком, который хотел работать и искал работу, но не мог ее найти).

Но следует иметь в виду, что несостоятельность положений классической школы - не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения классической модели разрабатывались в ХIX веке и отражали экономическую ситуацию того времени, т.е. эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономике первой трети ХХ века, характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив собственную макроэкономическую модель.

Основные положения кейнсианская макроэкономическая модели:

1. Реальный сектор и денежный сектор тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принцип нейтральности денег, характерный для классической модели, заменяется принципом «деньги имеют значение» («money matters») , что означает, что деньги оказывают влияние на реальные показатели. Денежный рынок становится макроэкономическим рынком, частью (сегментом) финансового рынка наряду с рынком ценных бумаг (заемных средств).

  • 2. На всех рынках несовершенная конкуренция.
  • 3. Поскольку на всех рынках несовершенная конкуренция, то цены негибкие, они жесткие (rigid) или, по терминологии Кейнса, липкие (sticky), т.е. залипающие на определенном уровне и не изменяющиеся в течение определенного периода времени. Например, на рынке труда жесткость (липкость) цены труда (номинальной ставки заработной платы) обусловлена тем, что:
    • · действует контрактная система: контракт подписывается на срок от одного года до трех, и в течение этого периода номинальная ставка заработной платы, оговоренная в контракте, меняться не может;
    • · действуют профсоюзы, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая определенную величину номинальной ставки заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют право нанимать рабочих (поэтому ставка заработной платы не может быть изменена до тех пор, пока условия коллективного договора не будут пересмотрены);
    • · государство устанавливает минимум заработной платы, и предприниматели не имеют право нанимать рабочих по ставке, ниже минимальной. Поэтому на графике рынка труда (рис.3.(а) - см. статью "Классическая модель") при сокращении спроса на труд (сдвиг кривой LD1 до LD2) цена труда (номинальная ставка заработной платы) не снизится до W2, а останется («залипнет») на уровне W1.

На товарном рынке жесткость цен объясняется тем, что на нем действуют монополии, олигополии или фирмы-монополистические конкуренты, которые имеют возможность фиксировать цены, являясь price-makers (а не price-takers как в условиях совершенной конкуренции). Поэтому на графике товарного рынка (рис.3.(в)) при сокращении спроса на товары уровень цен не снизится до Р2, а сохранится на уровне Р1.

Ставка процента, по мнению Кейнса, формируется не на рынке заемных средств в результате соотношения инвестиций и сбережений, а на денежном рынке - по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Поэтому денежный рынок становится полноценным макроэкономическим рынком, изменение ситуации на котором оказывает воздействие на изменение ситуации на товарном рынке. Кейнс обосновывал это положение тем, что при одном и том же уровне ставки процента фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, поскольку инвестиции и сбережения делаются разными экономическими агентами, которые имеют разные цели и мотивы экономического поведения. Инвестиции производят фирмы, а сбережения делают домохозяйства. Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, по мнению Кейнса, является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи от инвестиций, то, что Кейнс называл предельной эффективностью капитала.

Инвестор принимает инвестиционное решение, сравнивая величину предельной эффективности капитала, которая, по мнению Кейнса, является субъективной оценкой инвестора (по сути речь идет об ожидаемой внутренней норме отдачи от инвестиций), со ставкой процента. Если первая величина превышает вторую, то инвестор будет финансировать инвестиционный проект, независимо от абсолютной величины ставки процента. (Так, если оценка предельной эффективности капитала инвестором равна 100%, то кредит будет взят и по ставке процента, равной 90%, а если эта оценка составляет 9%, то он не возьмет кредит и по ставке в 10%). А фактором, определяющим величину сбережений, является также не ставка процента, а величина располагаемого дохода (Вспомним, что РД = С + S). Если располагаемый доход человека невелик, и его едва хватает на текущие расходы (С), то делать сбережения даже при очень высокой ставке процента человек не сможет. (Чтобы сберегать, нужно по меньшей мере иметь, что сберегать). Поэтому Кейнс считал, что сбережения не зависят от ставки процента и даже отмечал, используя аргументацию французского экономиста XIX века Саргана, получившую в экономической литературе название «эффекта Саргана», что между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму в течение определенного периода времени. Так, если человек хочет обеспечить к пенсии сумму в 10 тыс.долл., он при ставке процента 10% должен ежегодно откладывать 10 тыс.долл., а при ставке процента 20% - только 5 тыс.долл.

Графически соотношение инвестиций и сбережений в кейнсианской модели представлено на рис.3.2 Поскольку сбережения зависят от ставки процента, то их график представляет собой вертикальную кривую, а инвестиции слабо зависят от ставки процента, поэтому могут быть изображены кривой, имеющей небольшой отрицательный наклон. Если сбережения увеличиваются до S1, то равновесную ставку процента определить невозможно, так как кривая инвестиций I и новая кривая сбережений S2 не имеют точки пересечения в первом квадранте. Значит, равновесную ставку процента (Rе) следует искать на другом, а именно - на денежном рынке (по соотношению спроса на деньги МD и предложения денег МS) (рис. 3.3)

Рис.3.2 Инвестиции и сбережения в кейнсианской модели

Рис.3.3.Денежный рынок

3. Поскольку на всех рынках цены жесткие, то равновесие рынков устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов. Так, на рынке труда (рис.3.(а)) номинальная ставка заработной платы фиксируется на уровне W1, при которой фирмы предъявят спрос на количество рабочих, равное L2. Разница между LF и L2 - это безработные. Причем, в данном случае причиной безработицы будет не отказ рабочих работать за данную номинальную ставку заработной платы, а жесткость этой ставки. Безработица из добровольной превращается в вынужденную. Рабочие согласны были бы работать и по более низкой ставке, но снизить ее предприниматели не имеют права. Безработица становится серьезной экономической проблемой.

На товарном рынке цены также залипают на определенном уровне (Р1) (рис.3.(в)). Снижение совокупного спроса в результате снижения совокупных доходов из-за наличия безработных (заметим, что пособия по безработице не вылачивались), и поэтому снижения потребительских расходов ведет к невозможности продать всю произведенную продукцию (Y2 < Y*), порождая рецессию (спад производства). Спад в экономике влияет на настроение инвесторов, на их ожидания относительно будущей внутренней отдачи от инвестиций, обусловливает пессимизм в их настроении, что ведет к снижению инвестиционных расходов. Совокупный спрос падает еще больше.

  • 4. Так как расходы частного сектора (потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм) не в состоянии обеспечить величину совокупного спроса, соответствующую потенциальному объему выпуска, т.е. такую величину совокупного спроса, при которой можно было бы потребить объем выпуска, произведенного при условии полной занятости ресурсов. Поэтому в экономике должен появиться дополнительный макроэкономический агент, либо предъявляющий свой собственный спрос на товары и услуги, либо стимулирующий спрос частного сектора и таким образом увеличивающий совокупный спрос. Этим агентом, разумеется, должно стать государство. Так Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики (государственного активизма).
  • 5. Главной экономической проблемой (в условиях неполной занятости ресурсов) становится проблема совокупного спроса, а не проблема совокупного предложения. Кейнсианская модель является моделью «demand-side», т.е. изучающей экономику со стороны совокупного спроса.
  • 6. Поскольку стабилизационная политика государства, т.е. политика по регулированию совокупного спроса, воздействует на экономику в краткосрочном периоде, то кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде (модель «short-run»). Кейнс не считал нужным заглядывать далеко в будущее, изучать поведение экономики в долгосрочном периоде, остроумно заметив: «В долгосрочном периоде мы все покойники» («In long run we are all dead»).

Кейнсианские методы регулирования экономики путем воздействия на совокупный спрос (в первую очередь мерами фискальной политики), высокая степень государственного вмешательства в экономику были характерны для развитых стран в период после II мировой войны. Однако усиление инфляционных процессов в экономике и особенно последствия нефтяного шока середины 70-х годов выдвинули на первый план и поставили особенно остро проблему стимулирования не совокупного спроса (поскольку это еще больше провоцировало инфляцию), а проблему совокупного предложения. На смену «кейнсианской революции» приходит «неоклассическая контрреволюция». Основными течениями неоклассического направления в экономической теории являются: 1) монетаризм («monetarist theory»); 2) теория «экономики предложения» («supply-side economics»); 3) теория рациональных ожиданий («rational expectations theory»). Основное внимание в неоклассических концепциях уделяется анализу микроэкономических основ макроэкономики.

Отличие взглядов представителей неоклассического направления от идей представителей «классической школы» состоит в том, что они используют основные положения классической модели применительно к современным экономическим условиям, анализируя экономику со стороны совокупного предложения, но в краткосрочном периоде. Представители неокейнсианского направления в своих концепциях также учитывают инфляционный характер современной экономики. Поэтому в современной макроэкономической теории речь скорее идет не о противопоставлении неоклассического и неокейнсианского подходов, а о разработке такой теоретической концепции, которая наиболее адекватно отражала бы и теоретически объясняла современные экономические процессы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВПО «Оренбургский Государственный Аграрный Университет»

Кафедра экономической теории и управления

Реферат на тему:

Основные макроэкономические школы

Выполнила:

Студентка 25 группы

«Экономика и управление»

Емельяненко Алёна Сергеевна

Проверил:

Рахматуллина Леся Ильдаровна

Оренбург, 2011

Введение

Основные макроэкономические школы. Кейнсианство

Неоклассическая макроэкономическая теория

Монетаризм

Новая классическая экономика

Институционально - социологическое направление

Историческая школа

Заключение

Список литературы

В ведение

Вторая отрасль экономической теории - макроэкономика - занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных показателей. Она исследует результаты совместной экономической деятельности всех участников общественного производства одновременно. Макроэкономика отвечает на такие вопросы, как: что такое деньги и какую роль они играют в экономике; от чего зависит уровень цен и чем определяется их динамика; чем определяется степень использования ресурсов; как происходит экономический рост; какое воздействие на экономику оказывает государство; какова роль зарубежной экономики в развитии национального хозяйства.

Цель экономической теории - объяснить поведение людей в процессе производства, распределения и использование материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

За макроэкономическими показателями в настоящее время заинтересованно следят самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы.

Целью данного реферата является описание основных макроэкономических направлений, теорий, школ (кейнсианское направление, институционально - социологическое направление, неоклассическая макроэкономическая теория, теория экономики предложения, новая классическая экономика, монетаризм, историческая школа).

Основные макроэкономические школы

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце 19 и в начале 20 веков. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли:

· Кейнсианское направление.

· Неоклассическая макроэкономическая теория.

· Монетаризм.

· Новая классическая экономика.

· Теория экономики предложения.

· Институционально - социологическое направление.

· Историческая школа.

Кейнсианство - направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 г.г.) - С его именем связано рождение кейнсианского направления. В 1936 году Кейнс выпустил книгу « Общая теория занятости, процента и денег» она произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа. Двигателем экономического развития, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Но рыночный механизм как раз и не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса, поскольку последний определяется ожиданиями предпринимателей на предстоящий период.

Эти ожидания способствуют определению объема инвестиций. Решения же осуществлять инвестиции в зависимости от прогнозируемого спроса зависят от соотношения процентной ставки (стоимости наличных денег, необходимых для финансирования инвестиций) и предельной эффективности капитала, которая определяется предпринимателем. Соотношение этих двух показателей определяет объем инвестиций.

Что касается сбережений, то они представляют собой остаток, получаемый после выделения части дохода на потребительские расходы. Таким образом, как показал Кейнс, в современной рыночной экономике присутствует ряд факторов, обусловливающих сохранение дефицита совокупного спроса, а следовательно, недостаточный объем производства и неполную занятость. Поэтому для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать соответствующую бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Такая политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.

Кейнсианцы (неокейнсианцы) считают, что государство, используя инструменты стимулирующей политики, способно добиться полной занятости. Кроме того, сокращая совокупный спрос, оно может смягчить давление инфляции. Для увеличения совокупного спроса предлагалось расширять государственные расходы или снижать налоги, для борьбы же с инфляцией требовалось прямо противоположные меры: уменьшение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов.

Когда идеи Кейнса были внедрены в политическую практику, это оказалось настоящим переворотом в экономической политике, что заставило экономистов заявить о «Кейнсианской революции».

Неоклассическая макроэкономическая теория

Эта научная школа сформировалась в 70-е годы в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Неоклассики выдвинули весьма продуктивную гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, удостоился Нобелевской премии по экономике в 1995году. Согласно данной гипотезе, ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: компаний, организаций и даже отдельных семей. До этого подобные расчеты нередко строились на произвольной или даже статистической основе. Так ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющимися данными.

С точки зрения неоклассиков, даже в долгосрочном периоде любые меры по стимулированию экономического роста оказываются полностью ожидаемыми населением и фирмами, которые скорректируют свое поведение таким образом, что хозяйственные показатели в реальном выражении не изменяться. В частности, если правительство увеличит государственные расходы ради создания дополнительных рабочих мест, налогоплательщики, осознавая, что при этом придется платить более высокие налоги в будущем, будут сокращать свои текущие расходы на соответствующие суммы, для того чтобы сэкономить средства на оплату будущих налоговых счетов. При этом дополнительные средства, вложенные в хозяйство, повысятцены и вызовутинфляцию.

Монетаризм

Представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в циклическом движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой денежно-кредитной политики, используемой в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования экономики. Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого процента по кредитам.

Зачатки идей монетаризма просматривается еще в экономических учениях в древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода прослеживаются и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давидом Юмом (1711-1776г.г.) количественная теория денег, связавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности, со стороны Д. Риккардо. Но современный вариант концепции монетаризма наиболее ярко выражен в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (1912г.)

Достижения Фридмена в области монетаризма так или иначе связаны с анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен.

Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по монетарской истории США, показал, что все крупные изменения связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец»- так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен, чистой инфляции. Поэтому Фридмен предлагает отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, поскольку изменения денежной массы сказываются на развитии экономики не сразу, а с некоторым опозданием и это может привести к непредсказуемым результатам. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста валового национального продукта. В этом состоит так называемое денежное правило Фридмена, соблюдение которого, по мнению автора, позволяет обеспечить устойчивость цен и стабильность экономического развития.

Новая классическая экономика

макроэкономика кейнсианский монетаристский

Представители новой классической экономики (Дж. Мур, Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Р. Барро. и др.) попытались построить более цельную теорию путем подведением единого микроэкономического основания под анализ макропроблем. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации (теория рациональных ожиданий). Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.

Последовательно отстаивая неоклассические постулаты сторонники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную рыночную модель.

Теория экономики предложения - завоевала популярность в 70-80годы. Ее появление было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который, с полной силой проявился в начале 70-х годов. Западная экономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшее, опирались главным образом на манетаристские взгляды и неоклассические подходы. В самом название теории - «экономика предложения» - авторы противопоставляют ее кейнсианству, в центре внимания которого лежит регулирования спроса. С их точки зрения, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Среди наиболее ярких представителей теории экономики предложения можно выделить

Р. Холла, Г. Талока, Й. Броузона, М. Ротбота, А. Лаффера (США). Последний был одни из главных участников претворения теории в жизнь наряду с заместителем и помощником министра финансов в администрации президента США Р. Рейгана П. Робертсом.

Одним из основных постулатов теории экономики предложения были ослабление вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам: снижению налогов, сокращению государственных расходов, уменьшению количества денег, в обращении с помощью соответствующей политики в области государственного кредита.

В обосновании практических рекомендаций в области экономической политики авторы теории экономики предложения центральное местоотводят налоговой системе. Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать сильное благотворное влияние на экономику. Один из главных их аргументов состоит в том, что высокие налоги на доходы снижают стимулы к труду и соответственно уменьшают количество труда, предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами.

Представители этой школы также считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен, что, в конечном счете перекладывается на потребителей. Повышение налогов порождает импульсы, создающие инфляцию издержек. Кроме того, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, вложение средств в новые технологии, в перестройку и совершенствование производства.

Исходя из этих рассуждений, сторонники новой налоговой теории сформулировали два «нравственных» вывода. Первый вывод заключался в том, что, насколько увеличивается налог, настолько уменьшается товарный труд, т.е. настолько увеличивается стремление отдельного человека к вложению труда в сферы деятельности, не подлежащие обложению налогами. Второй вывод устанавливал зависимость между налогами и сбережениями: налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. «Нравственные» выводы теории экономики предложения ярко демонстрировали, что одним из главных способов обеспечения экономического подъема является уменьшение налогов.

В своих аргументах о вреде политики высоких налогов представители теории экономики предложения опираются на налоговую кривую Лаффера (прилож.1), получившую название по имени американского экономиста А. Лаффера, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Согласно суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налогов на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям техническому переоснащению производства, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на доходах государственного бюджета. При налоговой ставке Т1 (оптимальная ставка) обеспечиваются максимальные поступления в бюджет. Дальнейшее повышения налогов снижает стимулы к труду и предпринимательству, а 100/-м налогообложении доход государства равен нулю, поскольку никто не станет работать бесплатно.

Положения и выводы теоретиков экономики предложения стали одним из важных элементов политики «рейгономики» в США в 80-е годы, при которой произошло резкое уменьшение подоходного налога. Рост дохода вызванный усилением стимулов к труду, по утверждению сторонников теории предложения, должен был с лихвой компенсировать сокращение поступлений вследствие уменьшения ставки налога. Но в реальности все обернулось по-другому: общие налоговые поступления уменьшились и бюджетный дефицит США значительно увеличился. Однако это обстоятельство не поставило под сомнение концепцию кривой Лаффера. На самом деле, как считают многие экономисты, ошибка состояла в предположении, что ставка налога в американской экономике была выше Т1 до снижения налогов в начале 80-х годов.

Институциональн о - социологическое направление

Представителями этого направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Свое имя это течение получило по названию книги Дж. Коммонса «Институциональная экономика», вышедшая в 1924 году в Нью-Йорке. Однако основателем институционально-социологического направления считается Т. Веблен (1857-1929), доктор философии Йельского университета, выпустивший в 1899г. книгу «Теория праздного класса». Буквально термин, «институционализм», происходит от понятий «институция», (обычай, заведенный порядок» и «институт», (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения).

Представители институционализма подошли к исследованию экономических проблем с нетрадиционных позиций. По существу, их метод явился реакцией на метод классической и неоклассической школы, исходным пунктом которого был человек экономический (состоящий из мельчайших психологических элементов, сведенных в единое целое). Институционалисты предложили исследовать человека «не изолированно, а с учетом его среды».

Историческая школа

Историческая школа- это направление экономического анализа, основанного немецкими экономистами в середине 19 века. (Рошер, Гидельбранд и Книс) и развитого в период после 1870г. Шмоллером, Вагнером, Брентано, Бюхером и др. Эти экономисты предлагали изучать экономические явления с учетом места, времени и среды. Институционалисты, считают, что окружающая человека среда состоит главным образом из институтов в самом широком смысле этого слова, т.е. из совокупности писаных и неписаных законов и установок, которых придерживаются хозяйствующие субъекты какого-либо сообщества, а также из совокупности органов, учреждений, социологических и административных групп, которые формируют структуру этой среды. В круг институтов попадают такие понятия, как государство, семья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы, различные экономические явления и механизмы. Сюда же можно отнести общественное мнение, моду, высшее образование, свободное предпринимательство, частную собственность, кредит и т.д.

З аключение

Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определяется по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание социальные аспекты этой политики. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

В данной работе были рассмотрены основные макроэкономические направления, теории и школы:

Кейнсианство - направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Институционально - социологическое направление - исследование человека «не изолированно, а с учетом его среды»

Монетаризм - течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики.

Теория экономики предложения - обеспечения экономического подъема с помощью уменьшения налогов.

Новая классическая экономика - теория подведения единого микроэкономического основания под анализа макропроблем.

Историческая школа - изучает экономические явления с учетом места, времени и среды.

А также были выявлены различие и схожесть в основных направлениях, и влияние этих макроэкономических школ, направлений, теорий на политику государства.

С писок литературы

1.Агаапова Т.А., Серегина С.Ф, Макроэкономика: Учебник. - М.: «Делоисервис»,2008

2.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2009

3.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ под ред.А.Г.Грязновой,Н.Н.Думной.-М.:КНОРУС,2007

4.Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева.-М.:ВЛАДОС,2008

5.Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.:ИНФРА-М,2008.

6. Экономика: Учебник. - 3 изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук., проф.А.С.Булатова.-М.:ЮРИСТЬ,2009

7.Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Макроэкономика. - СПБ.: Питер, 2007

8.Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: Учеб. Пособие.-М.:КНОРУС,2009

9.Р..М. Нуреев курс Макроэкономики. Из-во. «Норма» Москва 2008

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление предмета экономики в древние и средние века. Трактовки предмета экономической теории школами экономистов в XVII – середине XIX вв. Анализ взглядов неоклассической школы, кейнсианского направления и институционально-социологического учения.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2016

    Характеристика экономики страны. Основные макроэкономические показатели и их роль. Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры. Динамика основных макроэкономических показателей в России. Методы регулирования макроэкономических показателей.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2008

    Основные макроэкономические показатели. Потоковые величины. Показатели запасов и показатели экономической коньюктуры. Методы расчета ВВП. Роль макроэкономических показателей. Динамика основных макроэкономических показателей в России.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2003

    Возникновение институционализма: понятия, развитие и представители теории. Институционализм и другие школы. Институционально-социологическое направления Гелбрейта. Институционализм мысли Гелбрейта. Технократические идеи Гелбрейта. "Новый социализм".

    курсовая работа , добавлен 25.03.2008

    Понятие и виды благ: материальные и нематериальные. Рассмотрение макроэкономических агрегированных рынков и их взаимодействия. Особенности рынка благ в системе агрегированных рынков. Товарный рынок Российской Федерации его проблемы и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Обеспечение экономической безопасности как гарантия независимости. Система макроэкономических показателей. Определение общих и пороговых показателей экономической безопасности страны. Характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории.

    реферат , добавлен 28.05.2009

    Понятие макроэкономических показателей и их виды. Особенности и состав системы национальных счетов. Государственные инструменты создания благоприятных условий для экономического роста. Сравнение макроэкономических показателей РФ с другими странами.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Сущность и субъекты экономической безопасности. Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. Основные тенденции, факторы и условия социально-экономического развития РФ. Пути интеграции России в мировую экономику.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Анализ макроэкономических показателей. Валовой продукт. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Занятость и безработица. Инфляция. Методы регулирования макроэкономических показателей. Кредитно-денежная политика. Фискальная политика.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2004

    История происхождения и развития экономической теории, ее истоки и основные этапы. Основные научные школы, направления и разделы в современной экономической теории. Предмет, метод и функции экономической теории. Проблема экономической преступности.

Министерство образования РФ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет

«Экономика и управление»

Реферат по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

«Сравнительная характеристика экономических учений»

Киселев Максим

Москва

Введение……………………………………………………………………3

Теория предельной полезности……….……………………………..4

Трудовая теория стоимости ………….……………………………….8

Заключение……………………………………………………………….10

Библиография…………………………………………………………….11

Введение

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Зачатки знаний о том, как устроена хозяйственная жизнь людей, появились еще в глубокой древности.

Крупный вклад в развитие и накопление знаний о производственной внесли мыслители Древней Греции – Ксенофонт и Аристотель. Именно они ввели в оборот термин «экономия», который в буквальном переводе означает «наука о ведении домашнего хозяйства» («домоведение»).

Название точно соответствовало содержанию. Экономия у греков – это свод рассуждений и советов по управлению домом и хозяйством. Под «домом» понималось рабовладельческое хозяйство, а главное содержание рассуждений сводилось к рациональному варианту эксплуатации рабов и обеспечению за счет этого приращение богатства «дома». Вместе с тем в книгах древнегреческих философов содержится немало интересных сведений, гипотез и догадок о роли разделения труда в хозяйстве и обществе, правилах обмена товарами, роли и сущности денег.

Попытка осмыслить принципы организации уже не отдельного, а общенационального хозяйства, были предприняты много лет спустя. В этой связи наука получила новое название – «политическая экономия», т.е. учение о государственном хозяйстве, о том, какую политику должна проводить власть для богатства государства.

Одной из первых книг на эту тему стал «Трактат политической экономии», написанный в 1615г. Антуаном де Монкретьеном. В нем он изложил свои соображения по сбору налогов и таможенных платежей, а также способах развития ремесел, мануфактур и торговли, строительства государственного бюджета.

В разное время существовал определенный взгляд на развитие экономики, что привело к возникновению различных экономических школ – меркантилизма. Физиократии, маржинализма и т.д. Представители этих школ разрабатывали свои способы совершенствования процесса воспроизводства и управления производительными силами. В данной работе делается сравнительный анализ двух экономических школ – австрийской (теория предельной полезности) и классической (экономическая теория Маркса).

Австрийская школа и ее теория предельной полезности

“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты ист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политической экономии”, а в 1887 г. – “Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ”. Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах “Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884), “естественная ценность”(1889), “Закон власти”(1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 – 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – “Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886), “Естественная стоимость ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику “Капитала” К. Маркса заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.

Учение австрийской школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений. Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы является маржинализм. Он предполагает примат потребления над производством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связи со всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главной задачей политической экономии объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями человека и средствами для их удовлетворения.

Законы общественной жизни австрийская школа выводила из исследования отношения изолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, “хозяйственного субъекта” австрийская школа рассматривала не исторически, абстрагируясь от общественных отношений, независимо от характера общественного строя. Для австрийской школы характерно использование робинзонад, т.е. рассмотрение “хозяйства” Робинзона. Визер, например, упрекает Маркса за то, что он считал отношения между Робинзоном и его вещами простыми и прозрачными. Визер утверждает, будто хозяйство Робинзона требует глубокого изучения, т.к. в нем скрыт ключ к решению всех задач ПЭ. Он пытается доказать, что изучение хозяйства Робинзона дает ответ даже на такие вопросы, как прибыль, рента, зарплата…. в основе метода робинзонады лежит рассмотрение капиталистической экономики как суммы “хозяйственных атомов”. Такой угол зрения приводит сторонников этой школы к выводу, что противоречия в капиталистическом обществе исчезают, а капиталистические категории объявляются “вечными” и “естественными”.

При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине 19-в. Согласно ним, в ходе “постепенного насыщения потребностей ” полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление - как единственный объект исследований, заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией.

Менгер при решении проблемы цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида. Поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако оно платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе.

Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал Бем-Баверк. В работе “Основы теории ценности хозяйственных благ”, используя “законы Госсена”, он стремился доказать, что меновая стоимость, как и потребительная, определяется “предельной полезностью” товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции.

Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, - от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности ”, а “высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами. Под предельными парами он понимал, с одной стороны, последнего покупателя, согласного купить товар, и первого продавца среди тех, кто может принять участие в процессе обмена, с другой – наиболее слабого продавца и первого покупателя, кто в данной рыночной ситуации исключается из обмена.

”. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось о соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия австрийской школы дать монистическое определение источника ценности благ не увенчалась успехом.

Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что бы купить новое пальто.

Но противоречивость присуща и субституционной стоимости. Не спасает ссылка на самые маловажные нужды при определении предельной полезности. Ведь у бедного субституционная стоимость утерянного пальто будет определяться предельной полезностью необходимых продуктов питания, а у богатого – предельной полезностью предметов роскоши. А это в свою очередь будет зависеть от структуры цен на различные предметы потребления. Выходить, что сама субституционная полезность зависит от цен. Это еще раз свидетельствует о невозможности вывести из полезности меновое отношение, и даёт основание сделать вывод о теоретической несостоятельности австрийского варианта концепции предельной полезности.

Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ности относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. Теоретики австрийской школы обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие, невоспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и попытка решать проблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь очевидно, что сама предельная полезность предполагает наличие запасов у продавца, что в свою очередь предполагает постоянное их производство. Следовательно, использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решения проблемы ценности неприемлемо.

Но авторы теории предельной полезности не только игнорировали производство, они искажали и картину обмена. Австрийская школа исходила из условий, нетипичных для массового производства и обмена при капитализме. Её теоретики произвольно утверждали, что для продавца реализуемые им товары – только потребительные стоимости, которые удовлетворяют его собственные потребности. В действительности для продавца его товар не имеет непосредственной полезности. Для него имеет значение лишь стоимость товара, связанная с затратами труда. На рынке уровень цен на товары устанавливается в зависимости от общественно-необходимых затрат труда, а продавцы и покупатели в своих субъективных оценках исходят из этого уже существующего уровня цен. Следовательно, сами субъективные оценки имеют производный характер. Не субъективные оценки определяют цены на товары, а, наоборот, они сами определяются этими ценами.

Представители австрийской школы сделали попытку разработать с позиций субъективно-психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. С этой целью Бем-Баверк сконструировал такие категории, как “настоящее благо” (например, заработная плата) и “будущее благо” (средства производства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница между оценкой “настоящих” и “будущих благ”, причем “настоящее благо” оценивалось выше, чем “будущее благо”. Капиталист авансирует капитал и отказывается будто тем самым от “настоящего блага” во имя “будущего блага”, он получает прибыль якобы потому, что должен выжидать, чтобы реализовать благо. Другими словами, прибыль выступает здесь не как результат эксплуатации рабочих капиталистами, а как результат “ожидания капиталиста”. В действительности ни ожидание, ни время само по себе не могут быть источником стоимости, создаваемой исключительно трудом рабочих.

Отмечая методологические и теоретические изъяны теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне.

Карл Маркс и трудовая теория стоимости

Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818-1883) оставил глубокий след во всех экономических науках. Но все же в первую очередь он был экономистом, поскольку главным предметом его исследований являлась политическая экономия.

Фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах шотландского экономиста Адама Смита, однако Маркс внес в нее принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным» и «конкретным». Абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми; конкретный же труд создает материально-вещественную форму товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительскую стоимость. Первая из них определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, полностью оплачивая его стоимость, одновременно заставляя пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. Весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Таким образом, хотя внешне отношения капиталиста и наемного рабочего выглядят равноправными, в действительности за ними скрывается факт эксплуатации наемного труда капиталом. Та часть стоимости, которую капиталист присваивает в результате эксплуатации, называется «прибавочной стоимостью», а теория прибавочной стоимости составляет краеугольный камень его экономической теории.

Главный вывод, сделанный Марксом из теории прибавочной стоимости, состоит в том, что интересы буржуа и пролетариев диаметрально противоположны и нет никакой возможности примирить их в рамках капиталистической системы, которая постоянно делит общество на собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего кроме этой рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голоду.

Такое положение, утверждал Маркс, будет сохраняться не вечно. Дело в том, что в процессе накопления капитала постоянно возрастает та его часть, которая представлена «прошлым трудом», т.е. для производства товаров требуется все больше машин, механизмов, технологических линий и все меньше живого человеческого труда. Этот процесс Маркс назвал ростом органического строения капитала. Происходит он потому, что, в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологии и машины, заменяя ими менее производительный живой человеческий труд.

Такая стратегия экономического поведения капиталиста имеет далеко идущие последствия. Во-первых, она ведет ко все большей концентрации капитала и производства в руках немногочисленной верхушки общества, которая несказанно обогащается на фоне обнищания многочисленного большинства; во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию; в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, ибо новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше. Итог этого процесса. Как считал Маркс, будет печальным для буржуазии и капиталистического строя. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с капиталистической оболочкой – она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности, экспроприаторов экспроприируют.

Таким образом, у Маркса учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обоснование революционного перехода к социализму. Экономическое учение Маркса, несомненно, - глубокое направление экономической мысли, которое имело огромное значение для социалистов разных стран и поколений.

Вместе с тем, Маркс не оставил своим последователям сколько-нибудь ясного представления о том, как будет выглядеть грядущее социалистическое общество. Из его трудов можно сделать лишь общий вывод о том, что оно должно базироваться на общественной собственности и некой плановой экономике, исключающей «анархию» и «хаос» рынка. А заодно и присущие ему социально-экономические противоречия и прежде всего – непримиримое противоречие между трудом и капиталом.

Заключение

На современном этапе сложились объективные предпосылки для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд является определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам, на первое место выходит маржинализм, причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности.

Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.

Принципиальное отличие теории Маркса от предшествующих прежде всего в том, капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Напротив, он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс. Свое отрицание капитализма Маркс выводил не из нравственного негодования, возмущения и протеста, которые, несомненно, вызвало у него капиталистическое общество. Он доказывал, что капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему противоречий, которые нельзя разрешить без изменения самого экономического и в целом общественного устройства. Обоснованию этого положения посвящены, по существу, все остальные труды Маркса, и прежде всего – знаменитая книга «Капитал», первый том которой вышел в 1867г., а остальные два – после смерти Маркса; их издательство осуществил его близкий друг и соратник Фридрих Энгельс.

Библиография

1. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе» Москва, 1994г.

2. Маркс К., Энгельс Ф. «Собрание сочинений». Том 23.

3. Каратаев М. «Экономическая теория» Курс лекций. Москва, 1989г.

4. Мамедов О. «Современная экономика. Пособие для студентов ВУЗов» Ростов-на-Дону, 1998г.

5. Борисов Е. «Экономическая теория» Москва, 2002г.

6. «Всемирная история экономической мысли» Том 3.

Министерство образования РФ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Факультет «Экономика и управление» Реферат по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» на тему «Сравнительная характеристика экономических учений»
Поделиться: