Действие системы человек на пути. Правила нахождения на ж.д

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
«Человек на пути»
Положение об организации
работы по системе
информации
«Человек на пути»
утверждено распоряжением
№ 410р от 14 марта 2016
года

Схема передачи информации по нарушениям требований
безопасности в системе «Человек на пути»

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« ЧЕЛОВЕК НА ПУТИ»

Перечень нарушений требований безопасности
при нахождении на железнодорожных путях

1. Несвоевременный уход работающих с пути на
безопасное расстояние,в том числе и при проходе
поезда по соседнему пути, если место работ не
ограждено сигналами остановки (при применении
экстренного торможения)

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»
2.Расположение людей сидящих на рельсах, на

Концах шпал, напольных и наземных устройствах,
пирамидах покилометрового запаса рельсов
3.Спрыгивание со стоящего подвижного состава в
междупутье при проходе поезда по смежному пути
4.Передвижение внутри рельсовой колеи в попутном
направлении движения поездов на перегоне (на
двухпутном участке)
5.Нахождение в междупутье во время прохода
поездов по смежным путям
6.Переход через путь перед близко идущим поездом
на станции
7.Подлезание под вагоны стоящего состава

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»
8.Протаскивание рабочих инструментов под вагонами

(кроме осмотрщиков вагонов под огражденным
поездом)
9.Работа людей на железнодорожном пути
без сигнальных жилетов или в жилете, не отвечающем
своему назначению (без светоотражающих вставок и
обозначения
принадлежности
владельца
к
соответствующему структурному подразделению)

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»

10. Нахождение в колее соседнего пути при
проходе поезда (кроме случаев, когда место
работ ограждено сигналами остановки или на
пути находится бригада контактной сети,
работающая с изолирующей съемной вышкой)
11. Работа без выдачи предупреждений на
поезда об особой бдительности локомотивных
бригад в случаях предусмотренных ПТЭ

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»
12. Работа без ограждения места работ

Установленным порядком (отсутствие сигналистов,
переносных сигналов и неполное или неправильное
ограждение места работ)

13. Не прекращение работ на соседнем пути в
"окно" при проходе поезда
14. Работа на пути в одно лицо (кроме путевых
обходчиков, обходчиков искусственных сооружений,
дежурных по переездам, бригадира пути или
мастера, выполняющих промеры пути)

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»

15. Отсутствие сигналиста в группе
работающих на станции
16. Перевозка путевого инструмента и
материалов на двухколесных однорельсовых
или одноосных тележках без сопровождения
монтерами пути в количестве, достаточном для
заблаговременного, до подхода поезда,
снятия с пути тележки (менее 2-х человек)

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
« РАБОТНИК НА ПУТИ»
17. Не ограждение дефектоскопной тележки или

Тележки для перевозки инструмента и материалов с
обеих сторон специально выделенными
сигналистами с красными флажками
18. Отсутствие на сигналистах сигнальных
нарукавников.

Наиболее распро­страненными нарушениями являются несвоевременный сход с пу­ти, неограждение места работ установленным порядком или рабо­та без сигналиста, невыдача на поезда предупреждения об особой бдительности локомотивных бригад. Работа без сигнальных жиле­тов, отсутствие записей в журналах осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о месте и вре­мени производства работ.

Действия локомотивной бригады.

Локомотивная бригада, следуя по станции или пере­гону, внимательно следит за свободностью пути. О каждом случае несвоевременного схода работающих с пути, по которому следует поезд или состав, также с соседнего пути (кроме бригады контактной сети, работающей с изолирующей съемной вышкой), рабо­ты персонала без сигнальных жилетов, ограждения, отсутствия предупреждения о работе людей на путях машинист локомотива или его помощник немедленно сообщают по радиосвязи дежурному по станции, а при следовании поезда но перегону - дежурному ближайшей станции.

Если при проследовании поезда на соседнем пути работы не прекращены, необходимо информировать по радиосвязи машини­ста встречного поезда о работающих на путях. Машинист, получив такое сообщение, принимает меры по предупреждению наезда (подает более частые оповестительные сигналы, снижает скорость или принимает меры к остановке поезда).

После окончания работы машинист производит за­пись о вскрытых нарушениях с указанием дежурного по станции, которому передана информация, в книгу замечаний, находящейся в депо. Машинисты, занятые маневровой работой на станциях - в журнал по сис­теме «Человек на пути», находящийся у дежурного станции.

Начальник депо или его заместитель направляют выписки из книги замечаний на предприятия, работники которого допустили нарушения правил техники безопасности при работе на путях, и техническому инспектору труда профсоюза на отделении дороги.

Действие дежурного по станции

Дежурный по станции, получив сообщение от машиниста ло­комотива или его помощника о нарушениях работающими на пу­тях правил техники безопасности, немедленно передает его де­журному по дистанции, вагонному депо, энергодиспетчеру или руководителю предприятия, со стороны работников которого до­пущены эти нарушения, и делает соответствующие запись в жур­нале по системе «Человек на пути».

Порядок разбора на предприятиях случаев наруше­ния правил техники безопасности, переданных по систе­ме «Человек на пути».

Дежурный по предприятию, получив сообщение о нарушени­ях работниками правил техники безопасности, немедленно ставит в известность об этом начальника предприятия или его заместите­ля и делает запись в журнале регистрации по системе «Человек на пути».

Начальник предприятия в суточный срок расследует случай нарушения правил техники безопасности и принимает соответст­вующие профилактические меры к их дальнейшему недопущению.

Результаты разбора оформляются протоколом или приказом. Копии документа направляются начальнику локомотивного депо для объявления машинистам о принятых мерах и техническому инспектору труда профсоюза на отделении дороги

Со всеми работниками, связанными с движением поездов, проводится внеплановый инструктаж об имевшем место наруше­нии правил техники безопасности.

Контроль за действием информационной системы «Человек на пути».

В отделении дороги.

Начальники отраслевых отделов еженедельно докладывают начальнику отделения об имевшем место случаях предотвращения наездов на работающих на путях, нарушениях правил техники безопасности, вскрытых локомотивными бригадами и о принятых к нарушителям на подведомственных предприятиях.

Главный инженер отделения дороги проводит разборы слу­чаев применения экстренного торможения с целью предотвраще­ния наездов на работающих на путях, ежемесячно проводит анализ действия системы «Человек на пути», при необходимости прово­дит селекторные освещения, издает указания или принимает дру­гие меры.

В управлении дороги.

Начальники служб ежемесячно рассматривают положение о действии системы «Человек на пути» на подведомственных пред­приятиях. При необходимости проводят заслушивание руководи­телей предприятия. Отдел охраны труда и техники безопасности совместно со службами при проведении комплексных проверок отделений и предприятий дороги рассматривает вопрос о внедре­нии на них системы «Человек на пути».

Каждый случай нарушения работниками правил безопасного нахождения на железнодорожных путях фиксируется в системе информации «Человек на пути». В ней задействованы все участники перевозочного процесса. К каким выводам приводят итоги работы системы в 2011 году - тема этого интервью с начальником службы охраны труда и промышленной безопасности Дальневосточной дороги Виктором Щербаковым (на снимке).

– Виктор Константинович, порядок обеспечения безопасности железнодорожников при работах на путях регламентируется целым рядом документов. Зачем еще нужна и особая система информации?
– Действительно, существует целый ряд нормативных документов, регламентирующих данную работу, однако допускаемые случаи нарушений и применение локомотивными бригадами экстренных торможений показывают, что требования эти зачастую не соблюдаются. Причем не делаются элементарные вещи, о которых все причастные работники хорошо знают, – одеть сигнальный жилет, своевременно отойти от пути на безопасное расстояние, во время работ выставить сигналистов.

До сих пор помню случай, допущенный в Юкталинской дистанции пути в 2009 году.

На перегоне Юктали – Тас-Юрях бригада в составе шести человек производила работы по выправки пути в кривой малого радиуса с применением электроинструмента. В нарушение всех действующих правил сигналисты руководителем работ были сняты и также работали в составе бригады. При этом сам руководитель за свободностью пути не следил и тоже работал на путях, чего делать права не имел. Грубые нарушения требований безопасности, спешка, шум от электроинструмента и другие неблагоприятные обстоятельства – и работники не смогли своевременно отреагировать на приближение подвижного состава.

В результате два монтера пути получили травмы, не совместимые с жизнью, бригадир пути тяжело травмирован, еще один работник – чуть легче. Для их родственников и всего коллектива дороги случившееся стало сильнейшим потрясением, ведь погибли отцы, мужья, коллеги…

Чтобы исключить такие случаи, обеспечить безопасность работ на путях, и существует система информации «Человек на пути».

– Что она собой представляет?
– Главное звено в ее работе – локомотивная бригада. Перед началом смены машинист получает предупреждение о местах производства работ на путях станций и перегонов. При приближении к ним машинист обязан подать оповестительные сигналы. Если путь, по которому следует поезд, своевременно не освобождается, он принимает меры к остановке поезда, в крайнем случае применяя экстренное торможение.

Машинист при следовании по перегону следит за свободностью путей и о каждом случае нарушений работниками требований безопасности немедленно по радиосвязи сообщает дежурному по станции и поездному диспетчеру. Эти сообщения фиксируются в соответствующем журнале, и информация передается всем причастным. Машинист по прибытии в депо также делает запись о выявленных нарушениях в журнале установленной формы.

Далее эта информация поступает в подразделения, чьи работники допустили нарушения. Их руководитель обязан расследовать каждый случай, провести разбор с вызовом причастных работников, в том числе и руководителя работ, допустившего нарушения, и принять меры. В дальнейшем локомотивные бригады должны быть проинформированы о результатах разборов.

– Какие замечания встречались чаще всего по итогам 2011 года?
– Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на путях очень большой. Есть как общие виды нарушений, относящиеся ко всем хозяйствам, так и специфичные, относящиеся к определенным хозяйствам.

К основным замечаниям можно отнести несвоевременный уход работающих с пути на безопасное расстояние, работу без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад в установленных правилами случаях, в том числе при работе в местах с плохой видимостью или с применением электро- и пневмоинструмента, работу без ограждения. А самое частое нарушение – это работа без сигнальных жилетов или же в жилете, но без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности к структурному подразделению.

– Машинист из кабины с какого расстояния может все это увидеть?
– Это зависит от многого: вида нарушения, погодных условий, времени суток, кривизны участка, времени года. Бывают и «мертвые» зоны, когда машинист может не видеть человека на путях, в первую очередь при работе на станциях. На каждый участок с плохой видимостью, особо сложными условиями у путейцев имеется схема ограждения. Руководителю работ предписано строго соблюдать установленный порядок расстановки сигналистов. Но это не значит, что нарушения не допускаются.

– Сколько их всего по итогам прошедшего года?
– По системе информации «Человек на пути» в 2011 году локомотивными бригадами было подано 490 замечаний, в то время как в 2010 году их было 348. Из этого количества по итогам расследований и разборов нарушениями требований безопасного производства работ на железнодорожных путях признаны 250.

– В региональном разрезе в 2011 году наибольшее количество нарушений было зафиксировано во Владивостокском регионе – 96, на 36 случаев больше, чем в 2010 году. Почему?
– Этот регион наибольший по количеству работающих. На реконструкции пути и в целом всей инфраструктуры задействованы большие ресурсы, да и движение поездов здесь интенсивней. На участке Смоляниново – Находка своеобразный профиль пути – сплошные кривые и гористая местность, существуют определенные сложности при планировании работ.

В связи с этим периодически у ряда руководителей и специалистов возникает желание доказать, что, если здесь работать с соблюдением всех правил, не будут обеспечиваться установленные объемы перевозок. Но ведь никто не дает права из-за этого подвергать работников опасности – в любом случае жизнь человека дороже, поэтому соблюдение правил и инструкций обязательно!

Здесь по прошлому году у нас «прославилась» Партизанская дистанция пути, где зафиксировано 14 нарушений, а в трех случаях с целью предупреждения наездов на работающих локомотивными бригадами применялись экстренные торможения.

– Кто еще в первых рядах в рейтинге нарушителей?
– Неудовлетворительное положение дел сложилось на ряде предприятий Тындинского региона. 16 нарушений по итогам 2011 года зафиксировано в Тындинской дистанции пути. В Юкталинской дистанции их 14, было применено одно экстренное торможение, в Пятой Хабаровской – семь.

Также отмечу Верхнезейскую дистанцию пути, где было допущено три нарушения, в двух из которых применялось экстренное торможение.

– А что можно сказать о таком показателе, как количество экстренных торможений?
– Основное, что может обезопасить тех, кто работает на путях, – безусловное соблюдение правил и инструкций. Поэтому применение экстренного торможения – это крайняя мера, и если она используется, значит, в организации и проведении работ на путях допускаются серьезные просчеты.

В 2011 году по количеству таких случаев мы примерно на уровне прошлого года. По результатам расследований их принято к учету 27, в то время как в 2010 году – 30. Значит, наша работа дает положительный результат.

– На ваш взгляд, машинисты активно участвуют в работе системы информации «Человек на пути»?
– Мы наконец добились того, что машинисты стали проявлять большую активность. Это можно объяснить постоянной работой с локомотивными бригадами, информированием их о принятых мерах по результатам расследований. Также за активное участие в работе системы информации по итогам года были поощрены 203 работника локомотивных бригад.

– А какое наказание понесли нарушители?
– Ста работникам был объявлен выговор, 56-ти – замечания, 138-ми снизили премии. Еще 133 человека были направлены на внеочередную проверку знания требований охраны труда, у 121-го изъяты предупредительные талоны по охране труда, а двое железнодорожников – бригадир и монтер пути – были уволены.

– На каких задачах вы намерены сосредоточиться в 2012 году?
– Разработан целый перечень корректирующих мер, изложенных в программе дороги по предупреждению наездов. Они направлены на то, чтобы работники выполняли требования регламентирующих документов. Продолжится работа по совершенствованию системы информации «Человек на пути».

А что касается работы непосредственно с персоналом – от наказаний, конечно, не уйти, но с людьми надо беседовать, объяснять, должна присутствовать обратная связь, диалог. По моему глубокому убеждению, это самый действенный метод в отличие от того, как иногда бывает: «распишитесь, что ознакомились», а читал ли он то, под чем подписывается?.. Так люди и привыкают работать на путях, как у себя на даче: без ограждения, без сигналистов. Я считаю, что у нас на дороге за последние годы сделано немало для того, чтобы переломить ситуацию, и эта работа будет продолжена.

Справка
Общее количество замечаний, принятых к учету как нарушение требований безопасного производства работ на железнодорожном пути на полигоне Дальневосточной дороги, в 2011 году распределилось так:
. по хозяйству Дирекции инфраструктуры – 148, из них по Хабаровскому региону – 41; Владивостокскому – 40; Комсомольскому – 16; Тындинскому – 43; Сахалинскому – 8, один случай принят за дорожной Дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
по хозяйствам дирекций центрального подчинения принято к учету 36 замечаний машинистов, из них по Дальневосточной дирекции управления движением – 22; Дальневосточной дирекции по ремонту пути – 11;
по филиалам дочерних обществ ОАО «РЖД» принято к учету 6 нарушений;
за подрядными организациями – 33 нарушения; за сторонними – 26.

ПОЛОЖЕНИЕ
по системе информации "Человек на пути"
1. Общие положения
1.1. Система информации «Человек на пути» направлена на усиление контроля за соблюдением работниками железнодорожного транспорта правил нахождения на пути (при приближении и пропуске поездов) и предупреждение случаев производственного травматизма (по причине наезда подвижного состава на работающих на пути людей).
1.2. Система информации «Человек на пути» эффективна только при проведении совместных действий по недопущению нарушений правил нахождения на железнодорожных путях работающими со стороны руководителей, специалистов и непосредственных исполнителей всех хозяйств дороги, включая аппарат ревизора по безопасности движения поездов.
2. Порядок действия по системе информации «Человек на пути»
2.1. Действия руководителей и специалистов, выявивших нарушения установленных правил
Руководители и специалисты хозяйств пути, движения, локомотивного, сигнализации и связи, энергоснабжения, вагонного и ревизорский аппарат по безопасности движения поездов отделений и дороги, при выполнении своих обязанностей находясь на путях станций и перегонов или при сопровождении поездов должны уделять повышенное внимание соблюдению работающими на путях правил и инструкций по охране труда, а также действием локомотивных бригад в рамках настоящей системы информации.
Наибольший объем контрольно-проверочной работы по системе информации «Человек на пути» отводится работникам службы пути, отделов пути отделений, руководителям и инженерам по охране труда дистанций пути и путевых машинных станций. С целью выполнения контрольных функций в работе системы информации инженерам по охране труда предоставляется право проезда на локомотивах:
- дистанций пути в пределах дистанции пути,
- путевых машинных станций в пределах обслуживаемого участка. При выявлении нарушений каждый специалист или руководитель должен немедленно сообщить о нем дежурному ближайшей станции и принять все возможные меры к устранению нарушения.
В течение суток лицо, выявившее нарушение правил и инструкций по безопасному выполнению работ на железнодорожных путях, должно передать сообщение (письменное, телеграфное или по телефону) о нарушении в отдел (сектор) охраны труда отделения дороги, на котором было выявлено нарушение, для принятия мер в соответствии с настоящим Положением.

2.2. Действия локомотивных бригад
Локомотивная бригада при следовании по установленному маршруту следит за свободностью пути. О каждом случае несвоевременного схода людей с пути, по которому следует поезд, и соседнего пути (кроме бригады контактной сети, работающей с изолирующей съемной вышки), о производстве работ без ограждения установленным порядком, без выдачи предупреждения на поезда, отсутствии сигнальных жилетов на работающих и находящихся на пути работниках дороги машинист локомотива немедленно по радиосвязи должен сообщить дежурному ближайшей станции.
Кроме того, если при проследовании поезда на соседнем пути работы не прекращены, необходимо информировать об этом "машиниста встречного поезда, который, получив такое предупреждение, должен принять необходимые меры по предупреждению наезда на людей: подача более частых оповестительных сигналов большой громкости, снижение скорости, экстренное торможение.
По прибытии в локомотивное депо машинист производит запись в журнале регистрации системы информации "Человек на пути", который " находится у дежурного по депо, о выявленных нарушениях.
2 .3. Действия дежурного по станции
Дежурный по станции при получении от лица, выявившего нарушение, сообщения о нарушении работающими на путях станций или на перегоне требований техники безопасности при производстве работ, а также выявив самостоятельно нарушения регламента переговоров, отсутствие записей предупреждения о выполнении работ и др., немедленно передает его дежурному по подразделению, работники которого допустили нарушение, а при его отсутствии - руководству подразделения и в отделение дороги - диспетчеру своего участка (узла), сделав об этом запись в журнале «Человек на пути» станции.
2.4. Действия дежурного по локомотивному депо
Дежурный по локомотивному депо, получив сообщение от локомотивной бригады о выявленном нарушении, повторно доводит его до сведения дежурного по подразделению, работниками которого допущено нарушение, а при его отсутствии - руководству подразделения. Выясняя в ходе своего сообщения своевременность поступления информации о настоящем нарушении от дежурного по станции (участка, узла), и делает запись в журнале о своевременности получения сообщения.
2.5. Действия дежурного участка (узла) и дежурного по отделению Дежурный участка (узла), получив сообщение о допущенном нарушении, доводит полученную информацию до дежурного по отделению дороги, который принимает необходимые меры по предупреждению возможных последствий и делает запись в журнале регистрации системы информации «Человек на пути» отделения дороги.
2.6. Действия руководителей подразделения, работники которого допустили
нарушение
Дежурный соответствующего подразделения, получив сообщение о нарушении работниками при нахождении на пути требований охраны труда, немедленно ставит в известность об этом лица, в непосредственном подчинении которого находятся люди, допустившие нарушение, и руководителя подразделения. В том случае, если информация поступает не по назначению, он принимает меры к выявлению настоящего нарушителя и ставит в известность об этом дежурного по подразделению, где, по его мнению, допущено нарушение и дежурного по отделению дороги.
Одновременно дежурный должен сделать запись в журнале регистрации информации «Человек на пути» с указанием должности и фамилии лица, передавшего сообщение.
После получения информации лицо, в непосредственном подчинении которого находятся люди, допустившие нарушение, обязано принять срочные меры по устранению нарушения, провести расследование и принять самые строгие меры к нарушителям: обсудить на рабочем собрании, ходатайствовать о лишении премии, наложении взыскания и др.. О проведенной работе по устранению нарушений и принятых мерах сообщается в письменном виде руководству подразделения, сообщившего о нарушении.
Руководители подразделений отделения дороги, работники которых связаны с движением поездов и проведением работ на железнодорожных путях, не реже одного раза в месяц совместно с представителями локомотивных депо рассматривают ход работы по системе информации "Человек на пути". Результаты разборов оформляются протоколом, в необходимых случаях - приказом по подразделению. По одному экземпляру протокола (приказа) направляется в отраслевой отдел и сектор охраны труда отделения дороги, а также в структурные единицы, работники которых выявили нарушения, для сообщения о принятых мерах.
3. Контроль за действием системы информации "Человек на пути"
3.1. На отделении-филиале дороги
Контроль за действием системы информации "Человек на пути" на отделении дороги осуществляется постоянно отделом (сектором) охраны труда и во время комплексных проверок, весенних и осенних осмотров состояния охраны труда.
Отделом (сектором) охраны труда ежеквартально разрабатывается график проверок по системе информации «Человек на пути» начальниками отраслевых отделов, специалистами отделения дороги, руководителями подразделений и инженерами по охране труда и контролируется его выполнение. Периодичность проверок не реже 1-2 раз в месяц. Результаты рассматриваются начальником отделения 1 раз в полугодие, главным инженером отделения ежеквартально с участием начальников отраслевых отделов.
Руководители отраслевых отделов ежеквартально рассматривают ход работы системы информации «Человек на пути» и заслушивают руководителей подразделений, работники которых допустили нарушения, используя сообщения секторов охраны труда, материалы проведенных проверок. Итоги разборов оформляются протоколами (приказами) по отделению дороги.
С целью повышения ответственности лиц, задействованных в работе системы информации « Человек на пути », рекомендуется организовывать комиссионные контрольные проверки эффективности работы системы путем создания на путях станций и перегонов искусственных ситуаций, информация о которых не должна быть оставлена без внимания. Результаты настоящих проверок должны детально рассматриваться руководителями отделений дороги с привлечением к ответственности лиц допустивших нарушения правил работы данной системы.
3.2. В управлении железной дороги
Контроль за работой системы информации "Человек на пути" должен осуществляться не реже двух раз в год во время весенних и осенних смотров состояния охраны труда, а также при расследовании случаев производственного травматизма.
Результаты проверок должны рассматриваться руководством дороги с заслушиванием начальников служб и отделений-филиалов дороги, допустивших неэффективную работу системы информации. По итогам разборов должны быть определены конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы системы информации «Человек на пути» и предупреждение наездов подвижного состава на людей, работающих на пути.
Руководителями причастных служб результаты работы по системе информации «Человек на пути» рассматриваются ежеквартально.
4. Материальное стимулирование работы системы информации, ответственность за невыполнение требований данной системы
Рекомендуется на отделениях-филиалах дороги с учетом местных условий разрабатывать системы:
1. Поощрения лиц, предотвративших возможный наезд на работающих на путях людей.
2. Ответственности, за невыполнение требований установленных настоящим Положением, в порядке установленном действующим законодательством.

Приложение 4
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник службы, филиала,
предприятия
подпись___________
Ф.И.О. ____________
дата _________200__г.

ГРАФИК

проверки подразделений по 4-й ступени контроля работниками аппарата служб, филиалов, предприятий дороги федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога» на 200__ г.

Главный инженер службы дороги
(филиала, предприятия дороги)

Поделиться: