Полумесяц на памятнике: значение, примеры. Молитва на памятник мусульманская Надписи на мусульманских надгробных памятниках

Самое подробное описание: молитва на памятник мусульманская - для наших читателей и подписчиков.

Памятники мусульманам. Про портреты и надписи.

Мусульманские памятники на могилу. Про изображение усопшего в сочетании с надписями на арабском.

Для каждого человека естественно желание похоронить усопшего согласно своим традициям. Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна. Только по памятникам можно понять кто именно тут лежит: православный или мусульманин. У каждой веры свое отношение к смерти. Если для православия характерна некоторая красочность похорон, то для мусульман это просто недопустимо. Ислам – строгая и особенная религия, при этом она интересна своей необычностью и древними устоями.

Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна.

Как ставят памятники у мусульман

Особенность ислама в отношении к самой смерти. Достаточно посмотреть какие бывают памятники мусульманские на могилу на фото, чтоб понять это отношение. Для мусульман смерть не может быть неожиданной или внезапной. Для них смерть – явление обязательное и неизбежное для вознесения в Рай Аллаха. Поэтому фото мусульманских памятников – надгробий не содержит никаких украшений. Максимум, что они могут себе позволить: изготовить верхушку памятника в виде минарета или же купола мечети.

По традиции памятник на могилу мусульманина должен быть максимально сдержанным, без фотографий. Изначально ислам строго запрещал изображать лица и даже сегодня шариат неумолим. Особенно это строго у татар, поскольку эта нация считается самой ревностной в исполнении канонов ислама. Фото татарских памятников на могилу показывает исключительно монолитные надгробия, в основном, из темного мрамора или гранита.

Однако современные веяния внесли поправку и мечеть стала разрешать делать изображения лиц и даже животных по желанию родственников. Обязательным осталась надпись на памятнике. Обычно это гравировка слово Пророка или выдержки из мусульманских сур на арабском языке.

Но согласно другим источникам:

Важно заметить, что для обозначения могилы не запрещено написать на ней имя (умершего). Однако мнения о вырезании аятов Корана различаются: от макруха (нежелательного) до харама (запрещенного). Следовательно, лучше не вырезать (на могиле) аяты Корана в знак уважения к Слову Аллаха.

Разрешено помечать могилы камнями или палками, как об этом сказано в хадисе, рассказанном Ибн Маджей. В этом хадисе Анас передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я смог узнать могилу Ибн Мазуна по камню, который ее обозначал».

В другой версии он также запретил наступать на могилы. В версии Ан-Нисаи Пророк запретил надстраивать что-либо над могилами, присоединять к ним что-либо, покрывать их штукатуркой и писать на них.

Это свидетельствует, что на могилах запрещено делать какие-либо надписи. Согласно мнениям имамов Ахмада и Аш-Шафии, предписание Пророка не писать ничего на могилах нужно понимать так, что подобные надписи являются макрух (нежелательными), что бы там ни было написано – аяты Корана или имя похороненного человека. Однако ученые школы Шафии добавляют, что если это могила известного ученого или праведника, то даже стоит написать на ней его имя или обозначить ее – и это будет похвальным делом.

Имам Малик считал, что написание аятов Корана на могилах – это харам, а написание имени и даты смерти – макрух.

Ученые школы Ханафи считали, что писать что-либо на могиле можно лишь для того, чтобы обозначить ее местонахождение, а любые иные надписи на ней вообще нежелательны.

А Ибн Хазм даже счел, что написание имени умершего на камне не является макрухом.

Согласно вышеупомянутому хадису, написание аятов Корана на могилах является запрещенным (харам), особенно если учесть, что эти могилы ровняются с землей и люди могут на них наступить.

Куда ставят памятник у мусульман и в какую сторону должен быть обращен – это важнейший момент. Памятник может быть установлен только таким образом, чтобы его лицевая часть была обращена только к востоку, к самой Мекке. Это незыблемая традиция и мечеть к этому относится строго.

Красивые мусульманские памятники на могилу шариат ставить не разрешает, если говорить о традиции. Вера учит тому, что красота, склепы, разные надгробия вносят раздор среди умерших правоверных и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным им Аллахом. Поэтому предписывается, чтобы все памятники были строгими и сдержанными по украшениям. Мечеть разрешает для мусульманок гравировать букет цветов по числу детей, для мужчин полумесяц.

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Молитва на памятнике мусульманину.

С уважением, Юрий.

Бисмилля рахмани рахим. – это начало всех начал. с этого начинается молитва. когда рождается человек, когда умирает. любое дело начинается с этого

Эпитафии религиозные

Религиозные эпитафии выражают веру в Бога и загробную жизнь. Надписи на памятник христианам, иудеям, мусульманам. Стихи и цитаты из Библии и Корана.

Кому ты дорог был при жизни,

Кому дарил свою любовь,

Те за твое упокоение

Молиться будут вновь и вновь.

Без настоящего, но с будущим!

Дай вам Бог стойкости и мужества!

Дай вам Бог единства, стойкости и добродетели!

Несть, Господи, грехов и злодеяний

Превыше милосердья Твоего!

Рабу /(рабе) земли и суетных желаний

Прости грехи за горести его /(ее) !

Ныне отпущаемые раба твоего /(рабы твоей) Владыко по глаголу твоему с миром.

Память его /(ее) довека в благословении!

Когда-то смерть примирила Иисуса с человечеством.

Во свете Твоем, Господи, мы видим свет!

Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; но в милости Твоей вспомни меня Ты!

Жизнь, как танец, как полёт

В вихре света и движенья.

Верю: смерть - лишь переход.

Знаю: будет продолженье.

В своей доброте Господь дарует нам что мы хотели Вся эпитафия:

Отныне каждый отвечает сам:

Я - перед Богом, вы - перед людьми!

Где добродетель? Где краса?

Кто здесь следы ее приметит?

Увы, здесь дверь на небеса:

Сокрылась в ней - да солнце встретит!

Зачем не к ликам, старостью измятым,

Пришла ты, Смерть, а сорвала мой цвет?

Затем, что в небесах приюта нет

Запятнанному тленьем и развратом.

Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!

Для Бога все живые!

Надежда моя на Тебя, Господи!

Сыны человеческие в тени крыл Твоих, Господи, покойны!

Плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде!

Южная мемориальная компания – Изготовление памятников

Мусульманские

ПАМЯТНИКИ МУСУЛЬМАНСКИЕ

Коллекция надгробий мусульманских памятников по канонам Шариата в современном исполнении.

В каталоге представлены мусульманские могильные памятники из чёрного гранита. По Вашему желанию, возможно изготовить надгробный памятник из мрамора , или из гранита других цветов (например из красного, серого или зелёного гранита) по эскизам каталога.

От 17 000р. От 17 000р. От 20 000р. От 21 000р. От 20 000р. От 25 000р.

ОФОРМЛЕНИЕ

Как оформить мусульманский памятник решать только Вам, а мы предлагаем Вам некоторые возможные варианты оформления мусульманского памятника .

Мусульманские памятники оформляются в лаконичном стиле . На мусульманском памятнике не пишут эпитафии, и прочие скорбные надписи, поскольку это противоречит самой идее восприятия смерти в Исламе.

На каменную стелу арабской вязью наносится надпись с мусульманским именем покойного и датой его смерти. Помимо этого, можно выгравировать на памятнике изображение полумесяца и выбранную Вами суру из Корана или молитву.

Мусульманские похоронные и поминальные обряды предполагают строгое и беспрекословное соблюдение традиций и законов Шариата с собственной системой правил переселения мусульман в загробный мир.
Над мусульманином, находящимся на пороге смерти, совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны и обязательно должны осуществляться под руководством духовных лиц и сопровождаться особыми молитвами.
Умерших мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается со страшной карой – горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: подвязать подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги, накрыть лицо и положить на живот что-либо тяжелое для избежания вздутия. Затем следует обряд омовения (тахарат) и обмывания водой (гусул), в котором должно принимать участие не менее четырех человек.

Шариат предписывает следующие правила захоронения. Хоронят мусульманина без одежды, тело заворачивают в саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить умершего следует как можно быстрее, на ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»). Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».
Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.

Современные мусульманские поминки проводятся в день похорон, на 7-ой или 9-ый день, 40-ой день и в годовщину смерти. В мусульманские поминальные обряды входит многократное проведение поминок, которые подразделяются на частные (по определенному покойнику) и общие.
Поминки по определенному покойнику включают в себя поминки на 3-ий день после похорон, на 7-ой (9-ый), 40-ой день и через год. Особых поминальных блюд в мусульманском обычае нет, при угощении подаются те же блюда, что и в другое время. Но существует особый порядок поминальных трапез. Во-первых, они должны быть кратковременными. Мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях, а если помещение одно и разделение невозможно, то в поминках участвуют исключительно мужчины. На стол сначала подаются сладости и чай, затем плов. Перед поминками читается молитва, сами поминки проходят в полном молчании. По окончании поминальной трапезы все молча встают и возвращаются на кладбище.
Общие поминки проводят каждый четверг до 40-ого дня. Для поминальной трапезы готовится халва. После кратковременного чаепития все уходят.
Считается, что поминальные сладости, подаваемые в дни поминок, символизируют сладкую загробную жизнь мусульманина.

По мусульманскому обычаю, горе следует переносить терпеливо, поэтому, хотя Шариатом не запрещается оплакивать умершего, делать это следует тихо. Пророк сказал, что когда умершего оплакивают близкие, он мучается. Не одобряет Ислам и профессиональных плакальщиц, которые вопреки строгим запретам все-таки существуют во многих мусульманских странах.
Главная особенность мусульманского кладбища – это то, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки, а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.
Проходя мимо кладбища, мусульманин читает суру из Корана, расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ТРАДИЦИИ УСТАНОВКИ НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ В Исламе высоко ценится поминание смерти и для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, это является одним из важных рекомендуемых (сунна) действий. Общеизвестно, что каждого из людей ожидает смерть, все мы смертны. Верующий во Всевышнего Аллаха человек осознает, что после смерти каждому придется держать ответ за свои поступки, совершенные в мире. По вероучению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предопределено Им и происходит по Его воле. Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предлагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще при земной жизни готовился к переходу в загробный мир. Аллах Всевышний сказал, что ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран, 21:36). Каждый человек вкусит смерть... Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена к Богу (Коран, 29:56). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Необходимо укрыть его саваном. Желательно, чтобы саван для умершей жены готовил муж, а для покойного супруга - жена, родственники или дети. Если же у почившего никого нет, похороны осуществляют соседи. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - это знак уважения к нему. Если усопший был беден, тканью все равно нужно укрыть все тело. Тело можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запрещено покрывать тело мужчины шелковой тканью. Правила проведения похорон по Шариату следующие. Рекомендуется как можно скорее (в течение суток) предать покойного земле, причем сделать это на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда усопшего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Киблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, читая на арабском языке айят из Корана (2:156) – «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и снова читают айят из Корана (20:57) – «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз». Особенность мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо, читают суру из Корана. Хоронить мусульманина на немусульманском, а не мусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременна, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки, считая их расточительством, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых жадность. В Гранитной Мастерской Александра Абрамова Вам окажут любую помощь по благоустройству мусульманского места захоронения. Мы изготавливаем гранитные памятники, кованые ограды, гранитную брусчатку, различные украшения и барельефы на могилу из натурального камня - гранита и мрамора. Наши гравёрные работы на граните славятся далеко за пределами Бишкека. Консультация по телефону - 0553 488 424

Мусульманские памятники, факты о которых вы не знали. Прежде всего, стоит знать, что в исламской религии имеется свое понимание смерти. Для мусульманина его кончина не является чем-то страшным, и она не может быть неожиданной. Людьми этой религии смерть воспринимается как неизбежное явление. Считается, что хороший мусульманин, который при жизни принадлежал Аллаху, после смерти возвращается к нему. Сожалеть по этому поводу запрещается. Мусульманские похороны должны проходить скромно и сдержанно. В отличие от христиан, у мусульман не принято открыто скорбеть и громко плакать. Лить слезы по умершим позволяется только женщинам и детям. Поскольку после смерти усопший попадает к Аллаху и ему даруется благоденствие, писать на мусульманских памятниках печальные слова о кончине умершего, сожаления и обещания долго скорбеть по нему запрещено. Мусульманский памятник на кладбище должен выглядеть скромно, без излишеств и пафоса. У него есть только одна функция – обозначить, что в этом месте захоронен человек. Традиция обозначать место захоронения берет свое начало в одном из хадисов. В нем сказано, что после смерти Усмана ибн Мазуна Пророк поставил на место его захоронения камень и сказал, что теперь он будет знать, где находится могила брата. Также Кораном запрещено наступать ногами на могилы и места захоронения мусульман. На могилах же простых мусульман разрешается указывать имя умерших только для их обозначения. Написание даты смерти является нежелательным (макрух), но дозволяется. Спорным является и вопрос о том, можно ли украшать могилы надписями из Корана или гравировать на них слова Пророка. В последнее время такие гравировки на мусульманских кладбищах встречаются очень часто. Но если обратиться к истории, становится понятно, что это харам (грех). Согласно одному из хадисов, гравировать слова Пророка, суры и аяты Корана нельзя, поскольку с течением времени могилы могут сровняться с землей и по ним будут ходить ногами. Слова Пророка, таким образом, могут быть осквернены. На могиле категорически не дозволяется строить склепы, мавзолеи и гробницы. Шариат запрещает возводить слишком красивые и демонстрирующие богатство родственников памятники. Считается, что разные памятники и пышно украшенные могилы могут стать причиной ссор между умершими. Это будет мешать им наслаждаться дарованным Аллахом благоденствием после смерти. Уже долгое время мечеть разрешает не только писать на памятниках имя умершего и дату его кончины, сейчас позволяется указывать некоторые символы. На мужских памятниках можно изображать полумесяц, а на женских - цветы (их количество означает количество детей). Вопрос о том, в какую сторону должен смотреть памятник, для мусульман является принципиально важным. Могилу нужно сооружать таким образом, чтобы была возможность расположить в ней умершего лицом в сторону Мекки. Эту традицию категорически нельзя нарушать, и мечеть относится к ее соблюдению предельно строго. Соответственно, и памятник устанавливается только лицевой стороной к востоку. По этой причине на мусульманских кладбищах все памятники обращены только в одну сторону. Проходя по этим кладбищам, очень легко определить направление. Восточная сторона всегда находится там, куда обращены лицевой стороной все сооружения на могилах.

Приезжая в Казань, невозможно игнорировать мусульманские традиции, которые тесно вплетены в историю этой российской республики уже несколько столетий. Свадебные и похоронные обряды здесь имеют свои особенности, во многом не совпадающие с христианскими традициями как на внешнем, так и на внутреннем (духовном) уровне.

Мне было интересно изучить эти моменты на примере темы смерти.


Все мусульманские праздники, обычаи и традиции тесно связаны с Кораном - священной книгой всех верующих в Аллаха. Шариат, правила которого основаны на священном писании, предписывает особенные правила захоронения, во многом отличных от наших.

Когда мусульманин находится на пороге смерти, над ним совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны и обязательно должны осуществляться под руководством духовных лиц и сопровождаться особыми молитвами.

Из особенностей. Умерших мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается со страшной карой - горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: подвязать подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги, накрыть лицо и положить на живот что-либо тяжелое для избежания вздутия. Затем следует обряд омовения и обмывания водой, в котором должно принимать участие не менее четырех человек.

Мусульманина хоронят без одежды, тело заворачивают в белый саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить умершего следует как можно быстрее, на ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»).

Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».

Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.

Мусульманское кладбище тоже имеет свои особенности. Современное место захоронений внешне уже практически не отличается от наших, а вот старые кладбища совсем другие.

В Казани несколько древних кладбищ. Мы посетили одно из них, расположенное на окраине города в Адмиралтейской слободе. Это очень красивое по расположению и очень древнее место Казани. Раньше этот район носил название Бишбалта, что в переводе означает "пять топоров" (пять как священная цифра мусульман - число ежедневных молитв и намазов и топоры как символ того, чем занимались здесь люди - тут жили плотники и лесорубы). Считается, что это место существовует не одну тысячу лет.

Кладбище, которое расположено с видом на Волгу, образовано в период расцвета Казанского ханства . Примечательно оно тем, что на нем имеются захоронения, датируемые 1320 г.

Долгое время кладбище никак не было обозначено и огорождено. Как описано на местном форуме "На территории древних захоронених царит хаос - разбитые и поруганные надгробия, на которых делают шашлыки, надгробия, выломанные и приготовленные кому-то под коттедж, затоптанные места захоронений, вырванные с корнем надгробные камни или просто сломанные пополам. Территорию древнего кладбища многие казанцы не почитают. Вандалы разбивают надгробия, предприимчивые люди потом на этих надгробиях жарят шашлыки. А три забора у входа уже давно, видимо, служат тиром, а стреляют здесь по пустым бутылкам".


Нам повезло увидеть все выше описанное, но спустя какое-то время. Забор появился, хотя сквозь него очень легко протиснуться внутрь. При входе стоит пямятник, рассказывающий, что это за место. В остальном, все как и рассказано - полная разруха, мусор, очень мало сохранившихся надгробий.


А ведь это исторический и культурный памятник. Через надписи на надгробных камнях можно было узнать много нового об истории: пару веков назад на камни наносили не только дату смерти, но и философские рассуждения о жизни. Эти надгробия - классический и самый правильный вариант того, как должен выглядеть надгробный камеь умершего мусульманина. Просто, без фотографии, с указанием предков до пятого колена, никаких слов скорби. Но об этом чуть позже подробнее.

Ощущение, что по кладбищу прошел бульдозер. Такого вандализма я не видела ни на одном старом кладбище. Даже все выглядит куда приличнее. А здесь земля перекопана, все камни разброшены. Надгробия побиты. Хотя местами чувствуется "рука благоустройства". Вот так например выложены тропинки вдоль кладбища. Только по ним можно пройти не споткнувшись о чью-то могилу.

Вот такой вид открывается с кладбища. Удивлена, что это место вообще не зачистили под строительство.

А это расположение кладбища на карте.

Для сравнения я не могла не посетить действующее современное мусульманское кладбище .
Главная его особенность - это то, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки, а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.

А теперь посмотрим как все на самом деле. Так, видим фотографии.

Вместо временных деревянных крестов, как это принято у нас, на таком кладбище ставят вот такие доски с табличкой. Иногда они так и не сменяются каменными надгробиями.

Довольно пафосно.

Снова фото.

Никаких крестов, только полумесяц. Но значит ли это, что тут похоронены только мусульмане? Учитывая несоблюдение традиций, не уверена. Либо люди сами себе разрешают такие послабления. К сожалению, так и не узнала точный ответ на этот интересный вопрос.

Еще из особенных моментов. Проходя мимо кладбища, мусульманин обычно читает суру из Корана, а расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.

Решая, что написать на памятнике для мусульманина, лучше остановиться на словах Пророка и известных сурах Корана. Нехарактерно и малоприемлемо обращение к усопшему со словами любви, обещаниями близких помнить и скорбеть о нём. Отношение к смерти в исламе более строгое и фаталистическое, нежели в православии: смерть не минует никого, и об этом нельзя забывать. Умирая, правоверный мусульманин возвращается к Аллаху, которому принадлежит и при жизни, и выражать сожаление по этому поводу в надписях на памятниках — недостойно.

Кроме этого, в оформлении надгробия приветствуются национальные узоры, часто имя усопшего пишется на арабском языке. Все это без излишеств.

Обнаружили несколько очень древних образцов. На татарском.

И на арабском. Традиционные надгробия, похожите на те, что мы видели на древнем кладбище.

И несколько пафосных, очень похожих на наши.

Со словами из Корана.


Немного устрашающе.

И в качестве заключения отмечу, что мне безумно интересно было все это узнать и увидеть.
Надеюсь и вам было занимательно.

Поделиться: