Украшение речи. Классификация средств украшения

Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

Источники богатства русского языка

Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

Не воздух, а золото,
Жидкое золото,
Пролито в мир.
Скован без молота —
Жидкого золота
Не движется мир.

Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

Драгоценные грани

Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

Усиление оттенков речи

Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

Фигура, прибавляющая смысл

Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

  1. фонетическая;
  2. морфологическая;
  3. лексическая;
  4. синтаксическая.

Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

Великая сила

Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.

Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности.

Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.)

Риторические средства позволяют представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, помогает активно воздействовать на слушателя.

«Фигурами речи называются предложения и комплексы предложений, которые, становясь типическими формами, идентично повторяются. Таковы меткие выражения, которые всегда на языке. Они необходимы, чтобы сделать сообщение более коротким, быстро запоминаемым» (Карл Ясперс).

Приводимые средства различны по своей ценности и потому используются в различной степени (например, сравнение чаще, чем преувеличение); эти средства дают большие возможности, но ни в коем случае не должны использоваться все вместе в одной речи; многие средства применяются в тесной взаимосвязи, даже если они в целях систематики приведены отдельно (например, цепь приводит к повышению, образ лежит в основе сравнения).

Обзор риторических средств и их воздействие на слушателя

Риторическое средство Воздействие

  • 1. Пример, подробность
  • 2. Сравнение
  • 3. Образ (метафора), образный ряд
  • 4. Рассказ Образность
  • 5. Повтор
  • 6. Разъяснение
  • 7. Рафинирование (обобщающий повтор)
  • 8. Призыв (восклицание)
  • 9. Цитирование
  • 10. Перекрещивание (хиазм) Убедительность
  • 11. Повышение напряжения (климакс)
  • 12. Противопоставление (антитеза)
  • 13. Цепь
  • 14. Промедление (запаздывание)
  • 15. Неожиданность
  • 16. Предуведомление Увлекательность
  • 17. Игра слов
  • 18. Намек
  • 19. Описание (парафраза)
  • 20. Преувеличение (гипербола)
  • 21. Кажущееся противоречие (парадокс) Эстетическое Образность
  • 22. Вставка
  • 23. Предупреждение или постановка возражения
  • 24. Мнимый вопрос (риторический)
  • 25. Переименование (синекдоха) Коммуникативность (подключение слушателей)

Самих фигур насчитывается около сотни, однако одновременное использование латинских и греческих названий, к которым добавились и наименования из новых языков привели к тому, что для обозначения этих фигур на протяжении веков стало использоваться значительно большее число дублетных или синонимичных терминов.

Тропы - (от греч. оборот речи) слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

Эпитет - определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: "румяная заря"; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: "дней моих суровых") и эпитету с противоположным значением - так наз. оксюморону (ср. Некрасова: "убогая роскошь").

Метафора - отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: "говор волн"; "шелковые ресницы"; "ситец неба голубой"; употребление слова в переносном значении: "ропот моря".

Метонимия - разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности: "Ликует буйный Рим" (М. Лермонтов); "Шипенье пенистых бокалов" (А. Пушкин).

Олицетворение -- вид метафоры, наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий, их качеств и свойств, признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: "Звезда с звездою говорит" (М. Лермонтов).

Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).

Антитеза - один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: "Кто был ничем, тот станет всем". : "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях - "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание".

Эвфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Гоголь: "обходиться с помощью платка".

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.



Человек, который слишком много знал

Человеку свойственно ошибаться

Человеческий фактор

Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки

Чем меньше женщину мы любим,
/ Тем больше нравимся мы ей

Через тернии к звездам

Черный юмор

Что и требовалось доказать

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Хлеба и зрелищ

Холодная война

Хорошо смеется тот, кто смеется последним

Хотели как лучше, а вышло как всегда

Хотите верьте, хотите нет

======================================== ======================================== ====================

Фабрика грез

Факты говорят сами за себя

======================================== ======================================== ====================

У последней черты

У сильного всегда бессильный виноват

Удар в спину

Узники совести

Умом Россию не понять

Услужливый дурак опаснее врага

Утраченные иллюзии

Утром - деньги, вечером - стулья

Уходя - уходи

======================================== ======================================== ====================

Там, где кончается асфальт

Там русский дух, там Русью пахнет

Там хорошо, где нас нет

Театр одного актера

Теперь или никогда

Только первый шаг труден

Торг здесь неуместен!

Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями в других

Точность - вежливость королей

Третьего не дано

Тщетная предосторожность

======================================== ======================================== ====================

Разделяй и властвуй

Разумное, доброе, вечное

Рассудку вопреки, наперекор стихиям

Растекаться мыслью по древу

Рвать и метать

Реальное соотношение сил

Рог изобилия

Рояль в кустах

Рыба гниет с головы

Рыцарь без страха и упрека

======================================== ======================================== ====================

Сюжет, достойный пера классика

Счастливые часов не наблюдают

Судьба играет человеком

Сто тысяч почему

Спокойно зрит на правых и виновных,
/ Не ведая ни жалости, ни гнева

Спешите делать добро

Соблазненная и покинутая

Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика

Смелого - пуля боится.
/ Смелого - штык не берет

Слух о моей смерти был сильно преувеличен

Служить бы рад, прислуживаться тошно

Служенье муз не терпит суеты

Слова и иллюзии гибнут, факты остаются

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Скромное обаяние буржуазии

Скованные одной цепью

Скандал в благородном семействе

Сизифов труд

Семя раздора, дало всходы..

Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня

Саша с уралмаша

Себе, любимому

Сгорая сам, свети другим

Заморы - Свободный труд свободно собравшихся людей

Свобода, равенство и братство

Свет в конце туннеля

Свежо предание, а верится с трудом

Сатана там правит бал

С этим что-то делать надо,
/ Надо что-то предпринять

С чувством, с толком, с расстановкой

С ученым видом знатока

С точки зрения вечности

С сильный не борись, с богатым не судись

С печатью власти на челе

======================================== ======================================== ====================

Пациент скорее жив, чем мертв

Пейзаж после битвы

Первый среди равных

Переоценка ценностей

Платоническая любовь

Плыви, мой челн, по воле волн

Плясать под чужую дудку

По большому счету

По главной улице с оркестром

По когтям узнают льва

Победителей не судят

Подливать масла в огонь

Подпольный миллионер

Пока дышу, надеюсь

Покой нам только снится

Положение обязывает

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит

Предложение, от которого нельзя отказаться

Привычка - вторая натура

Приподнять завесу тайны

Прогнило что-то в Датском государстве

Пройти огонь, воду и медные трубы

Проснуться знаменитым

Прост как правда

Путевка в жизнь

======================================== ======================================== ====================

О вкусах не спорят

О времена! О нравы!

О мертвых - или хорошо, или ничего

Обычай - деспот меж людей

Огнем и мечом

Один безупречный сонет стоит длинной поэмы

Одна ласточка весны не делает

Она исчезла, утопая
/ В сияньи голубого дня

Осел Останется ослом,
/Хотя осыпь его звездами;
/Где должно действовать умом,
/Он только хлопает ушами

Осетрина второй свежести

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!

Остаться при своем мнении

Остаться у разбитого корыта

Отряд не заметил потери бойца

======================================== ======================================== ====================

Не в бровь, а в глаз.

На всю оставшуюся жизнь

На заре туманной юности

На переправе лошадей не меняют

Наплевать и забыть!

Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую

Начало конца

Не болит голова у дятла

Не ведают, что творят

Не жалею, не зову, не плачу

Не мудрствуя лукаво

Не от хорошей жизни

Не продается вдохновенье,
/ Но можно рукопись продать

Не пустой для сердца звук!

Не уходи, побудь со мною

Не я первый, не я последний

Некто в сером

Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка

Неписаный закон

Нет царских путей к геометрии

Ни сна, ни отдыха измученной душе

Но это уже другая история

======================================== ======================================== ====================

Между молотом и наковальней

Много благородных слов,
/ А дел не видно благородных...

Мы не рабы, рабы не мы

Мягкотелый интеллигент

======================================== ======================================== ====================

Лучше быть мертвым, чем красным

Любовная лодка разбилась о быт

Любовь не вздохи на скамейке

======================================== ======================================== ====================

К добру и злу постыдно равнодушны

Каждый мнит себя стратегом,
/ Видя бой со стороны

Как в море льются быстры воды,
/ Так в вечность льются дни и годы

Как вспомнишь, так вздрогнешь

Как мало прожито, как много пережито!

Кающаяся Магдалина

Кому я должен, я всем прощаю

Конфликт хорошего с лучшим

======================================== ======================================== ====================

И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник

И вечный бой! Покой нам только снится

И дольше века длится день

И кончен бал

И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

======================================== ======================================== ====================

Закон джунглей

Заяц во хмелю

======================================== ======================================== ====================

Жалкий лепет оправданья

Жаль только - жить в эту пору прекрасную
/ Уж не придется - ни мне, ни тебе

Жвачка для глаз

Земную жизнь пройдя почти до половины,
/ Я очутился в сумрачном лесу

Змею на груди согреть

Знойная женщина - мечта поэта

======================================== ======================================== ====================

Его пример другим наука

Если бы молодость знала, если бы старость могла

Если двое делают одно и то же, то это не одно и то же

Если долго мучиться,
/ Что-нибудь получится

Если к другому уходит невеста,
/ То неизвестно, кому повезло

Если от многого взять немножко, / Это не кража, а просто дележка

Если это и неправда, то хорошо придумано

Есть от чего в отчаянье прийти

======================================== ======================================== ====================

Дама, приятная во всех отношениях

Даром только птички поют

Двадцать три года! И ничего не сделано для бессмертия

Делить шкуру не убитого медведя

Дело пахнет керосином

Держать порох сухим

Души высокие порывы

Дышала ночь восторгом сладострастья

======================================== ======================================== ====================

Возмутитель спокойствия

Время - лучший лекарь

Всосать с молоком матери

Вспышкопускательство

Вставайте, граф, вас ждут великие дела!

Вторая древнейшая профессия

Выпустить джинна из бутылки

Вянет лист, проходит лето,
/ Иней серебрится.
/ Юнкер Шмидт из пистолета
/ Хочет застрелиться...
.................Козьма прутков

Все жанры хороши, кроме скучного

Всем смертям назло

Всеми правдами и неправдами

Всерьез и надолго

Всё возвращается на круги своя

Всё или ничего

Всё сметено могучим ураганом

Вопрос, конечно, интересный

Ворон ворону глаз не выклюет

Вперед - без страха и сомненья

Времена не выбирают,
/ В них живут и умирают

Возьмемся за руки, друзья,
/ Чтоб не пропасть поодиночке

Визжать и плакать

Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Владелец заводов, газет, пароходов

Властитель дум

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

Воздушные замки

Ветер перемен

В детстве мамка ушибла

В единстве - сила

В одну телегу впрячь не можно
/ Коня и трепетную лань

В ритме вальса

В России две напасти:
/ Внизу - власть тьмы,
/ А наверху - тьма власти

В семье не без урода

В чем краткий смысл сей длинной речи?

Ванька-ключник - злой разлучник

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Вдали от шума городского

======================================== ======================================== ====================

Было гладко на бумаге да забыли про авраги, а по ним ходить.

Буря в стакане воды

Белокурая бестия

Бесконечный тупик

Блеск и нищета

Бронированный кулак

Будет буря, мы поспорим,
/ И поборемся мы с ней

Белеет парус одинокий

Без бумажки - ты букашка

Без вины виноватые

Безумству храбрых поем мы песню

======================================== ======================================== ====================

Аппетит приходит во время еды

Асфальтовые джунгли

Акела промахнулся

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

А судьи кто?

А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!

А ларчик просто открывался

А кроме того, никому не должен

А вы на земле проживете,
/ Как черви слепые живут:
/ Ни сказок про вас не расскажут,
/ Ни песен про вас не споют!

Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?

1. Красота - способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

Риторика возникла из потребнос­тей в воздействии на других людей, а потому красота речи не должна рассматриваться в связи с этой «генераль­ной» линией.

С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази­тельность речи - это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изоб­разительность речи - залог того, что содержание речи будет лучше усвоено.

2. Правильность - соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории.

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким каче­ством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное рече­вое поведение неуместно.

4. Ясность. Требование ясности - очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован впервую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем путипрепятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета русского адвоката П.С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорить, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас».

Приемы речи, основанные на тавтологии

Простой повтор – использование одного и того же слова дважды или трижды подряд.

Прочь, прочь отсюда!

Эпизевксис – фигура речи, по которой слово повторяется с эмфазой (повтор производится без паузы).

Я не смогу, не смогу простить такого предательства!

Анафора – повторение слова, словосочетания в начале ряда предложений или их частей.

Я точно знаю, что влюбилась,

Я точно знаю, что буду теперь страдать,

Я точно знаю, что это чувство останется без ответа!

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или после каждого из нескольких высказываний.

На улицах шумно, на работе шумно, в домах многоэтажных шумно!

Этимологическая фигура – фигура речи, состоящая в объединении в составе одного словосочетания двух этимологически тождественных слов.

Все шутки шутите!

Задание. Составьте фрагменты речи, употребив фигуры речи, основанные на тавтологии.

Приемы речи, основанные на перечислении

Градация – повышения (реже – понижение) силы выражения от слова к слову – членов синонимического ряда, тематической группы и т.д.

Я готова была наговорить ему гадостей, унизить его, уничтожить!

Эпитрохазм – фигура накопления кратких и выразительных слов, поспешное собирание характеристик, чаще осудительных.

Бестолковая, безумная женщина! Бестия!

Задание. Составьте фрагменты порицающей речи, употребив приемы речи, основанные на перечислении.

Приемы речи, основанные на контрасте

Антитеза – противопоставление двух противоположных мыслей или образов. Обычно антитеза строится на основе антонимов.

Бедность учит, а счастье портит

(Пословица)

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

(Грибоедов А.С. Горе от ума)

Синециозис – объединение противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывание одному и тому же предмету противоположных качеств.

Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.

(Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо)

Задание. Составьте фрагменты речи с противным, построенным на антитезе.

Задание. Сделайте из высказываний с антитезой высказывания с синециозисом.

Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

1. В чем-то он умен, в чем-то нет. 2. В результате нового повышения цен тем, кто живет за чертой бедности, придется туго; в меньшей степени пострадают те, у кого высокая зарплата.

Приемы речи, основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности

Риторический вопрос – восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-то утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

И какой же русский не любит быстрой езды?

(Гоголь Н.В. Мертвые души)

Как можно доверять человеку, который уже один раз предал? Уж раз предал один раз, предаст и другой!

Риторическое восклицание – высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

Ах, природа родного края! Сколько истинной красоты, волнующей душу! Загадок и тайн!

Задание. Составьте фрагменты речи на тему России, Родины, вуза и т.д., основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности.

Приемы речи, основанные на установлении контакта оратора с аудиторией

Обращение – то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в любой другой ее части).

Мои внимательные и не очень внимательные слушатели!

Коллеги! Как нам быть в данной ситуации?

Друзья! Поймите меня правильно… .

Субъекция – фигура обращения к слушателям как бы с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Оратор ставит вопрос, а затем отвечает так, как нужно ему.

Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

(Козьма Прутков)

Прозопопея – представление своей речи в ходе диалога.

Так что же такое любовь? Это настоящая тайна. Пытались ли ее разгадать люди на протяжении своего существования? Да, в нее жаждали проникнуть многие!

Задание. Установите контакт с аудиторией, используя перечисленные приемы.

Приемы речи, основанные на преувеличении или преуменьшении

Гипербола – нарочитое преувеличение в характеристике чего-либо, кого-либо.

Поделиться: