Эссе на тему слово в коммуникации. Сочинения по русскому языку и литературе


6

Вступление

"Самая большая роскошь - роскошь человеческого общения", - сказал кто-то из мудрых. Большинство людей, я полагаю, разделяет это мнение.

Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие.

Общая тема разговора зависит от повода, по которому собрались люди, от культурного уровня собеседников и от общности их интересов. Чем развитее человек, тем интереснее с ним беседовать. Когда беседуют высокоинтеллектуальные люди, их разговор может доставить большое удовольствие не только им самим, но и окружающим.

Психология общения

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Ни для кого не секрет, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим".

Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается в конечном счете необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому. Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Беседа должна быть интересна для всех присутствующих. Малознакомым людям разумно завести разговор о новом кинофильме, спектакле, выставке, об актуальных политических событиях, о новинках литературы, об интересных поездках и конечно же о погоде - ее капризах, прогнозах и т.д.

Тому, кто любуется закатом, не следует рассказывать о своих планах работы, а обсуждающему план работы - о своей вчерашней вечеринке. В обществе не принято рассказывать о своих сердечных делах или домашних ссорах. Доверенные вам тайны другим не передаются.

В комнате больного не говорят о смерти и о том, что он неважно выглядит, наоборот, стараются подбодрить его. Только циник заведет разговор о воздушных катастрофах в самолете, а за столом - о вещах, которые могут испортить аппетит.

Не принято спрашивать о возрасте женщины. Еще неприличнее подшучивать над нежеланием некоторых дам говорить о своих летах.

Можно ли говорить о работе? Безусловно, если большинству этот разговор интересен и носит общий характер, а не превращается в чью-либо лекцию. Можно ли говорить об общих знакомых? Пока разговор ведется в корректном тоне - бесспорно. Но если вы почувствовали, что он превращается в пересуды и сплетню, лучше деликатно сменить тему.

Сочинение на тему «Общение» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Возможность общения — огромная ценность, которой наделены люди. Мало кто об этом задумывается, но даже представить невозможно, что станет с миром, если все люди потеряют возможность общаться друг с другом. Даже маленькие дети, которые не умеют нормально разговаривать, обмениваются невнятными звуками, различными движениями, взглядами и общаются таким образом. Вырастая, дети учатся разговаривать и уже вскоре используют для общения преимущественно свой язык. Их жизнь продолжается в обществе, где крайне часто возникает необходимость решать какие-то вопросы и проблемы, и это всегда делается с помощью общения. Люди хранят потребность в общении в течение всей жизни. При этом абсолютно неважно, содержательное общение, или это просто пустой разговор ни о чем.

Все формы деятельности человека тем или иным образом связаны с общением. Мотивом для него может быть не только желание эффективного сотрудничества и обмена информацией, но и желание продемонстрировать свою власть, произвести на кого-то впечатление и многое другое. Не стоит забывать и о том, что человек в принципе — существо сугубо общественное. Если поставить над человеком жестокий эксперимент и полностью лишить ее общения в любой форме, вскоре можно будет констатировать, что человек потерял практически все ранее характерные для нее черты и превратилась чуть ли не в дикого зверя или даже во что-то другое, так и дикие звери общаются между собой.

Существует несколько средств для общения. Самым главным и наиболее часто используемым является язык. Сначала в обществе она возникла для координации совместной работы людей, сегодня же она используется во всех сферах жизни. Кроме языка, также существуют и невербальные формы общения, такие как мимика, жестикуляция, язык тела, визуальный контакт и проксемика. Все эти средства общения используются реже языка, но они не менее важны и в некоторой степени уникальные в своем специфическом применении.
Говоря о конкретных отдельно взятых людей, можно отметить, что все они отличаются и могут иметь различные предпочтения относительно общения. Кто-то не привык доверять взглядам, другие сомневаются в правдивости языка тела и жестикуляции. Есть и такие люди, которые мало говорят, потому что понимают ситуацию и без устного выяснения. Следует понимать, что все эти люди тем или иным образом общаются с окружающим миром и удовлетворяют свою потребность в общении в сугубо индивидуальных формах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Правительство Российской Федерации

Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Кафедра общего менеджмента (Пермь)

Дисциплина: Психология

Эссе

на тему: « Общение как условие развития личности »

Выполнила :

студентка учебной группы М-14-4

Курепина Полина Сергеевна

Проверил :

Голдырева В.А

Введение

Общение является одним из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Виды и формы общения очень разнообразны. На протяжении многих тысячелетий люди обменивались различной информацией, накапливали и сохраняли ее. Именно благодаря этому, люди имеют современные научные и житейские знания.

Также именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших ее свойств и мировоззрения.

Для меня эта тема очень интересна. Это дает возможность понять, почему общение так важно для становления личности.

Я считаю, что общение - это один из главных путей становления личности. Каждый из нас имеет своего кумира или просто того человека, на которого хотелось бы равняться. Именно благодаря общению, мы можем узнать как можно больше об этом человеке, обменяться с ним каким-либо опытом и так далее.

В этой работе мне хотелось бы подробнее изучить роли общения. И также разобрать главный вопрос этой темы: «Общение как условие развития личности».

1. Понятие общения

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение можно заменить словом коммуникация. Обычно в зарубежных публикациях речь идет только о коммуникативных процессах, так как в англоязычной культуре слово «общение» не существует. В русском же языке эти слова имеют различный смысл. Коммуникация - это более деловое взаимодействие субъектов. Но в своей работе я буду использовать слова «общение» и «коммуникация», подразумевая одинаковый смысл.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Например: вербальный общение беседа коммуникация

1. Социализации. Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.

2. Познавательная. Познание людьми друг друга.

3. Психологическая. Воздействие на психическое состояние человека.

4. Организационная. С помощью нее люди организовывают совместную деятельность.

Из этого можно сделать вывод, что общение выполняет самые важные функции в нашей жизни. Практически каждый день мы знакомимся с новыми людьми. С помощью общения мы пытаемся узнать о незнакомцах как можно больше. Также ни одна из фирм не сможет обойтись без общения. Ведь именно благодаря общению, мы может получить задание от начальников или наоборот дать задание подчиненным, попросить помощи у коллег или просто собрать команду для выполнения какой-либо задачи. Это все очень важно!

Средства общения бывают вербальные и невербальные. В вербальном основным средством является язык - система словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения используются как дополнительные к языковым средствам. Например, жесты, мимика и т.д.

Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. В материальном общении обмен информации происходит при помощи естественных природных объектов и предметов, созданных человеком. Они несут определенную информацию в связи с их способом существования.

Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть как письменным, так и устным. Этот вид общения позволяет получить информацию о мыслях, чувствах, мечта и желаниях индивида.

Письменное речевое общение основано на использовании определенных знаков.

Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций.

2. Роль общения в психическом развитии личности

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного индивида в результате его социализации. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни. Через активное общение с развитыми личностями, человек сам становится личностью, благодаря тому, что получается полезную информацию, которую в дальнейшем применяет на практике и постоянно совершенствуется.

Если человека с рождения лишают такой возможности, то возможно он никогда не станет цивилизованным и культурно развитым человеком. Например, можно вспомнить историю о Маугли. Именно она свидетельствует о том, что очень важно с самого детства общаться именно с людьми. От родителей ребенок перенимает определенный опыт. Я думаю, что каждый из нас помнит, как в детстве мама говорила тебе: «Не трогай утюг! Будет больно!», а папа учил побеждать всегда и везде. Да, они делали ошибки, они знают, как тяжело их исправлять. И с помощью общения родители учат нас постоянно быть готовыми к неожиданным ситуациям.

Очень важно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребенком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становление и развитии личности.

Еще раз подробнее рассмотрим виды общения и их роль в формировании личности.

Деловое общение. Это общение является средством приобретения особых знаний и навыков. Также помогает человеку развить его способности, совершенствовать организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми.

Личностное общение. Дает возможность человеку обрести определенный привычки, интересы, определить цели в жизни. То есть формирования человека как личности.

Когнитивное общение(процесс обработки информации мозгом). Позволяет обмениваться информацией с собеседником и, следовательно, пополнять свои знания в определенной области.

Мотивационное общение. Представляет собой особый источник дополнительной энергии, которая стимулирует человека на продуктивную деятельность. В дальнейшем это сказывает на развитии личности. В результате такого общения человек может получить новые цели, интересы.

Социальное общение. Такой вид общения позволяет человеку почувствовать себя частью чего-то целого, а главное знать, что он играет особую роль в достижении общего результата.

Практически все эти виды общения мы используем каждый день. Какое-то в большей степени, какое-то в меньшей.

Заключение

Главной задачей моей темы было понять, почему же общение является условием развития личности. В итоге я пришла к выводу о том, что без общения человек вряд ли вообще станет личностью, так как именно благодаря общению, мы приобретаем знания и навыки, которые помогают нам стать личностью. Также именно из общения мы черпает энергию, для того, чтобы постоянно совершенствоваться, ставить перед собой новые цели и добиваться их.

Для нас, менеджеров, очень важно уметь общаться. Особенно для нас важна такая функция общения, как организационная. Так как мы очень часто работаем в команде. Для нас важно находить общий язык с коллективом. Именно это и поможет добиться поставленных целей, а также делать свою работу как можно лучше и эффективнее.

Список литературы

1. Обществознание: полный справочник/П.А. Баранов - Москва:АСТ:Астрель,2014. - 542с.

2. Основы психологии/П.А.Сорокун - Псков:ПГПУ,2005 - 312с.

3. Психология общения и межличностных отношений:пособие/Е.П. Ильин - Спб:Питер.2009. - 576с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Взаимодействие человека с окружающим его миром. Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми, последствия дефицита общения.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Изучение понятия и видов социальных отношений. Особенности правовых, экономических, производственных, нравственных, этических, политических и религиозных отношений. Анализ процесса передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Понятие общения и межличностных отношений. Общение. Перцепция. Рефлексия. Качества личности, влияющие на процессы общения. Факторы определяющие форму и содержание общения. Психологический облик человека. Особенности личностных типов, темперамент.

    реферат , добавлен 21.11.2008

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Выявление патопсихологической роли дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств ребенка. Разработка основных направлений экспрессивной психокоррекционной работы с заикающимися старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2011

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Деловое общение, его виды и формы. Нормативно-правовая основа делового общения. Определение, структура и стороны, функции, уровни и виды общения. Психологические особенности непосредственных участников делового общения. Возможные структуры деловых бесед.

Эссе на тему: «Анализ категории общение»

В настоящее время в нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выделяют, описывают и классифицируют характеристики общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Как и все метапсихологические категории, проблема общения является междисциплинарной и привлекает внимание социологов, педагогов и философов. Понятие общения разрабатывалось многими исследователями. Рассматривая общение с различных точек зрения, они дают и разные определения самому понятию «общение». На наш взгляд, наиболее объёмно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Следуя трактовке М.И. Лисиной , наиболее полно и обстоятельно отражающей психологическую сущность данного процесса, мы склонны рассматривать общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединений усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В отечественной психологии общение интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, мы имеем возможность выделить следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты. Анализ общения как деятельности позволяет чётко определить законы формирования коммуникативной деятельности в ходе онтогенетического развития. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Восприятие и понимание людьми друг друга . Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Г.М. Андреева указывает на то, что передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения .

Коммуникативная сторона общения , или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнёр по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющий интерес для общающихся людей .

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Каждый участник межличностного взаимодействия вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понятна партнёрам по общению .

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. «В процессе общения его участники пытаются по некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике, характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить характер своего партнёра и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые формы общения и поведения» .

Естественно, что эти три термина весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. В научной литературе психологами (В.А. Сластёнин, А.В.Мудрик, А.Б. Добрович, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко и другие) представлены и другие функции общения, основные из них: прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция. Проблема общения также рассматривалась в трудах отечественных психологов В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым и др. Все они подчеркивают, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Е. В. Андриенко выделяет три уровня общения:

Фатический (от лат. fatuus - глупый) – наиболее примитивный уровень общения. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности;

Информационный - на этом уровне происходит обмен представляющей интерес для собеседников информацией. Этот уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей;

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный.

В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения.

По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

По целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов;

По средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников).

По виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное. Как видим, классификации достаточно разнообразны, но присутствуют, несомненно, и общие характеристики.

Таким образом, в современной психологической науке можно отметить усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным прикладным проблемам категории общения. Причина возросшего интереса понятна. Без научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов этого многомерного полифункционального процесса, каковым общение является, нельзя создавать общей теории формирования психики человека и развития его как личности.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  3. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Москва, 1986.
  5. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2007. – 248 с.
Поделиться: