Методические рекомендации к составлению самоанализа к аттестации. Самоанализ - это что такое? Самоанализ себя своей жизни и характера

Абсолютно все твои успехи и неудачи внутри тебя. Когда в последний раз ты пытался понять себя и занимался самоанализом? Поменять жизнь в нужном русле и стать более успешным позволит скрупулезный самоанализ.

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери

Мы живем больше по наитию и по инерции. Но мы редко задумываемся о самом себе. Мы думаем об окружающих, обстоятельствах, жизни, но редко о себе. Почему мы избегаем думать и анализировать себя? Мы боимся оказаться не такими хорошими, умными и успешными? Анализ внешних и личностных качеств поможет выбрать нужный путь развития. Самоанализ позволит выявить слабые места и акцентироваться на сильных сторонах.

Для успеха в жизни нужно проводить внутреннюю настройку регулярно. Как познать свою внутреннюю сущность и использовать это во благо? Мы составили тебе список для копания внутри себя. Выполни каждый пункт и обязательно сделай пометки в записной книжке.

Как проводить самоанализ?

1. Самоанализ лица

«Чтобы стать самим собой, нужно позабыть все прежние представления о себе» Пауло Коэльо

Подойди к зеркалу и внимательно рассмотри свое лицо. Не ленись и подойди! Что ты видишь в отражении? Представь что это незнакомец, а не ты. Опиши его несколькими предложениями. Что можно сказать по его прическе, улыбке, глазам, коже и выражению лица?

Результаты самоанализа. Тебе не очень понравиться этот «незнакомец»? Это нормально. Но что бы ты изменил в его внешности и как улучшил? Может нужно больше спать, вести более здоровый образ жизни или больше ухаживать за собой?

2. Самоанализ фигуры

Разденься догола. Окинь критическим взглядом свою фигуру и тело. У тебя подтянутая и спортивная фигура? У тебя нет лишнего веса? Твое тело выглядит здоровым и красивым? Как обстоят дела с растительностью на теле? Взгляни на себя со всех сторон и сделай выводы.

Результаты самоанализа. Все слабые стороны видны не только тебе, но и окружающим. Начни больше следить за своей фигурой, займись спортом, акцентируй приоритеты на здоровом питании и образе жизни. У тебя единственное тело и тебе жить с ним до самого конца. Не позволяй быть себе некрасивым, толстым, худым, неспортивным и несексуальным.

3. Самоанализ гардероба

Открой социальную сеть и просмотри свои фотографии. Ты все время в одних и тех же джинсах, рубашке, джемпере, костюме или куртке? Твоя одежда не поменялась за последние несколько лет? Это не очень хорошо. Загляни в шкаф и перебери вещи. Большинство ты никогда не используешь? Насколько твоя одежда опрятная, стильная и новая? Как обстоят дела с нижним бельем? Оно вызывает желание у противоположного пола или жалость?

Результаты самоанализа. В большинстве случаев тебе не понравиться твой внешний вид, но это стимул для его усовершенствования. В выходные выкинь ненужные вещи и посети магазин. Выбери себе парочку новых вещей. Это привычка будет хороша не только один раз. Каждый месяц покупай себе что-нибудь. Это позволит выглядеть модно, стильно и сексуально.

4. Самоанализ личной жизни

У тебя есть кто-то или ты один? Ты доволен существующими взаимоотношениями или отсутствием их? Почему ты один или несчастлив в любви?

Результаты самоанализа. Если ты один, то самое время найти подружку. Поставь себе за правило знакомиться с 5 новыми девушками за неделю. Ты можешь знакомиться с одной девушкой в день или делать это за сутки. Подходи к понравившимся девушкам и завязывай разговор. Отказы – это нормально. Хорошо если ты достигнешь успеха в 30% случаях. Если у тебя есть подружка, то проанализируй отношения. Что тебе не нравится? Что можно улучшить? Предприми шаги для исправления ситуации.

5. Самоанализ карьеры

«Ищи свое место. Когда ты найдешь его, тебе не нужно будет бороться» Бернар Вербер

Ты учишься в нужном месте? Ты достаточно получаешь знаний? Ты не лентяй? Если ты работаешь, что можешь сказать о своей квалификации, перспективах, карьере и зарплате? Что тебя устраивает, а что вызывает крайнее беспокойство?

Результаты самоанализа. Если хочешь быть профессионалом, то учились более прилежно. Пойди на курсы повышения квалификации или изучи иностранный язык. Недоволен работой? Начни искать новую работу не пассивно, а активно! Помести резюме, начни ходить на собеседование. Глупо быть неудачником, провести всю жизни на ненавистной и малооплачиваемой работе.

6. Самоанализ внутренних качеств

«На свете полно мест куда можно сбежать. Но иногда стоит заглянуть в себя» Майк Дилан Раскин

Что ты можешь сказать о себе самом? Насколько у тебя хороший характер? Сколько у тебя настоящих друзей? Как обстоят дела с чувством юмора? Ты бы дружил сам с собой?

Результаты самоанализа. Самоанализ внутренних качеств и черт характера достаточно сложен. Но именно в нем кроется причина многих наших взлетов и падений. Попробуй немного покопаться в себе и выйти с некоторыми результатами. Что можно улучшить, исправить и изменить?

Что делать после самоанализа?

«Что делать, когда разрушается вся твоя личность и все твои представления о себе? Как жить дальше, когда вдруг выясняется, что все это время ты жил неправильно?» Чак Паланик

Теперь прочитай пометки, которые ты сделал. Не все в порядке? Это нормально и вполне ожидаемо. Лучше честно найти ошибки и исправить их, чем жить в придуманном розовом мире. Проводи самоанализ регулярно и записывай результаты в специальную записную книжку. Что ты уже улучшил, а что еще обстоит сделать?

Вскоре ты обнаружишь, что жизнь налаживается, а ты становишься более удачливым и счастливым.

Самоанализ - основы самоизучения, как понять самого себя

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном. О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни. Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Для каждого счастье - это что-то глубоко интимное, личное, не поддающееся пересказу.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным. И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой.

Самоизучение и его методики

Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост - не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна конкретной личности со стороны кого бы то ни было.

Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного - это максимально снизить сопротивление.

Сопротивление — это естественная реакция вашей личности на ее изучение в силу сложившихся стереотипов, привычек, характера и так далее. Чем ниже уровень сопротивления — тем выше качество самодиагностики.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент. Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление.

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.

  • Мысленно и не спеша пройдите по все своей жизни, вспоминая и записывая все свои ошибки, грехи, все то, где ваша совесть была не чиста. Следует осознавать, что самая большая ошибка, которая блокирует все позитивные изменения − это гордыня, непризнание своих прошлых грехов. Записывайте каждую ошибку в отдельный пункт 1, 2, 3...
  • Далее, по каждому пункту письменно прощайте себя и отпускайте негатив (вину, зависть, обиду...). Отпускать негатив можно на зажженную свечу, у кого хорошо работает воображение, на ментальном экране можно создать голограмму (например ярко святящийся шар) и представлять как он забирает у вас все эту черноту.

Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.

Если ты сегодня в чем-то ошибся, то никогда не стоит себя упрекать и ругать. Самобичевание − очень порочная практика. Проведи анализ: к каким событиям привели позитивные эмоции, а к каким − негативные.

Материалы самоанализа работы учителя изобразительного искусства, второй категории

МОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа №2

Клейменовой Марии Валерьевны

(аттестуется на первую квалификационную категорию)

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Современная молодежь - специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Молодые люди сегодняшнего времени активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити.

Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ.

Я, Клейменова Мария Валерьевна, осуществляю педагогическую деятельность с 1991 года. В 1991 году я окончила Сызранское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» и начала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов. В 1996 году закончила Ульяновский ордена «Знак Почета» госпедуниверситет им. И.Н.Ульянова по специальности «Педагогика и методика начального образования».

С 1998 года работала преподавателем ОБЖ и воспитателем группы продлённого дня. С 2000 года дополнительно преподавала предметы природоведение (5 класс), географию (6-7 классы), биологию (6 класс).

С 2005 года стала преподавателем ОБЖ и изобразительного искусства, в то же время, являясь преподавателем дополнительного образования от РЦДТ.

С 2009 года являюсь заместителем директора по воспитательной работе. До 2011 года исполняла обязанности классного руководителя в 9 «Б» классе.

В Инзенской средней общеобразовательной школе №2 работаю 21 год. Возраст детей колеблется с 7 до 17 лет, поэтому при выборе форм подачи учебного и дополнительного материала, мною применяются технологии дифференцированного обучения, при котором учитываются возрастные особенности учащихся.

Для развития творческой индивидуальности детей мною применяется тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя коллектива (педагога) и его воспитанников. Я занимаюсь сферой обучения, и вношу в образовательный процесс свои новаторские идеи и педагогические наработки, которые помогают мне добиться положительных результатов в конкретном виде деятельности, а воспитанники, изучая преподаваемый материал, находят свои индивидуальные методы, которые помогают им осваивать его. Моя роль заключается в подборе теоретического и практического материала для различной по составу и уровню подготовленности учащихся, учитывая характер, темперамент и индивидуальные технические особенности воспитанников.

  1. ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ:

Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.

В основе моей педагогической деятельности лежит концепция развивающего обучения. Основная роль педагога в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

  1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, я должна знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных я конструирую педагогическое воздействие на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребёнка.
  2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
  4. Ребёнок является полноценным субъектом учебной деятельности.
  5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
  6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.

Основу развивающей системы обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности преодоления препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию. Содержание этого принципа соотносится с проблематикой в обучении.

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важно, чем отработка навыков. Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.

  1. Принцип осознания школьниками процесса обучения.

Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.

  1. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех. По традиционной методике обучения на слабых и неспособных к рисованию учеников, обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Но перегрузка лишь увеличивает их отставание и, что не маловажно, сводит на нет мотивацию к рисованию.

  1. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, остаётся технология проблемного обучения. Проблему я ставлю перед уроком, чтобы заинтересовать учащихся новой темой, а в конце урока возвращаюсь к проблеме опять, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Процесс обучения базируется на дидактических системах. Современная дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. В свою очередь, цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Мои выступления на школьном МО и РМО, на родительских собраниях по данным проблемам:

  1. «Развитие творческой активности учащихся» (на школьном родительском собрании). (см. Приложение 1)
  2. «Использование интернет - ресурсов при обучении изобразительному искусству» (ШМО). (см. Приложение 2)
  3. «Современный урок изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к уроку. Способы повышения творческой активности учащихся и качества знаний по изобразительному искусству». (РМО) (см. Приложение 3)
  4. «Работа с одарёнными детьми. Программа творческой деятельности» (РМО) (см. Приложение 4)

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На интегрированных уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, таких как информатика, изобразительное искусство, физика, литература, история и др., совершенно по-новому осмысливать события и явления. Интегрированные уроки изобразительного искусства имеют следующие преимущества: пробуждают интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

Результаты и достижения учащихся в творческой деятельности

Название деятельности (конкурса)

Дата

Занятое место

(см. Приложение)

Участие в областном конкурсе

С 2009

В своей работе я использую систему методов Ю.К. Бабанского:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения - методы формирования интереса;
  2. Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха - методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований;
  3. Метод проблемного обучения;
  4. Метод проектов;
  5. Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельные работы и работы под руководством учителя);
  6. Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);
  7. Приёмы, методы обучения;

Реализация творческого подхода к процессу обучения:

Использую такие приёмы как диалог с учащимися, работа с интерактивной доской, выпуски стенгазет.

Наличие дидактических материалов (карточек, технологических карт, иллюстрированного материала, индивидуальных и коллективных творческих заданий), используемых в учебном процессе для овладения учащимися:

  1. Системой знаний по изобразительному искусству;
  2. Предметными умениями и навыками;
  3. Способами познавательной деятельности (наблюдение за отдельными предметами окружающего мира, что даёт чёткое восприятие объекта);
  4. Способами информационно - коммуникативной деятельности (непосредственное общение между учащимися в процессе обучения, организация дружеской атмосферы, что способствует развитию речевых навыков);
  5. Способами рефлексивной деятельности (анализ работы своих товарищей и самоанализ своей работы, умение посмотреть на свою работу со стороны).

Формируя у учащихся рефлексивно - оценочные умения, учу их составлять композиции, работать с чертежами. Это способствует осмысленному восприятию учащихся окружающего мира, его красоты и гармонии, развитию аналитического мышления, осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности, осуществлению пошагового и итогового самоконтроля и взаимоконтроля.

Результаты учебных достижений за последние 3 года:

(мониторинг) (см. Приложение)

Творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.

Учебный процесс на уроках изобразительного искусства пронизан творческой деятельностью, как учителя, так и учащихся. Количество творческих работ по предмету увеличивается с каждым годом. Данные 2009 - 2012 годов позволяют сделать вывод о том, что и качество этих работ возросло. (см. Приложение..-…)

Рост мотивации к изучению предмета.

Каждый учитель понимает, насколько важно поддерживать интерес к предмету. Осознание того, что без повышения уровня мотивации не добиться положительных результатов в обучении изобразительному искусству, позволило мне сделать вывод о том, что необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало сам учебный процесс. А так же являлось составной частью урочной работы через интегрированные уроки и частью внеурочной работы через внеклассные мероприятия и кружковую деятельность.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Для успешной организации процесса обучения проверяю и анализирую несколько факторов :

  1. качество усвоения учебного материала,
  2. интенсивность накопления ребёнком социального опыта,
  3. освоение ребёнком навыков взаимодействия,
  4. уровень индивидуального развития учащихся.

На практике применяю такие методы , как

  1. повседневное наблюдение за учебной работой учащихся,
  2. устный опрос,
  3. выполнение творческих проектов как индивидуальных, так и групповых,
  4. практические работы и участие во всевозможных конкурсах, выставках, ярмарках и т.п.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе. Кроме того вырабатывается умение отличать простые, средние и более сложные задания. Формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения изобразительного искусства.

(см. Приложение)

Исходя из собственного опыта, действенными можно признать проектный, проблемный и поисково-исследовательский методы.

Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.

Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока. Перед учеником ставится задача подготовки конкретного этапа урока: доклад на заданную тему и создание сопровождающей этот доклад презентации или создание фильма на заданную тему. Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.

Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.

Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям , привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных неделях и фестивалях исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Мои ученики на протяжении многих лет участвуют и занимают призовые места в городских, областных и всероссийских конкурсах детского творчества и рисунка.

(см. Приложение)

Диагностирование позволяет осуществлять контроль, проверку, оценивание статистических данных, прогнозировать дальнейшее развитие обучения, воспитания, развития учащихся. Более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания.

  1. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

При прогнозировании результатов педагогической деятельности и обучающихся пользуюсь понятием «зона ближайшего развития» Л.С.Выготского.

Владея знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива, использую диагностические методы в определении перспектив развития каждого ученика.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя школа »

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Кащаевой Валентины Васильевны

Гришковка 2014

Кащаева Валентина Васильевна

Я, Кащаева Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гришковская средняя общеобразовательная школа» Немецкого национального района Алтайского края, окончила в 1976 году Барнаульский государственный педагогический институт. В МБОУ«Гришковская средняя общеобразовательная школа» работаю с 1976 года. Мой педагогический стаж составляет 37 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.Работаю в 5-11классах. В данный момент преподаю в 5 и 8 классах.

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5 классе обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, в 8 классе работаю по программе М.М.Разумовской. Обучение по литературе в 5 и 8 классах веду по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык :

  1. Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс.[Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Г.

Григорян, Т.А. Ладыженская: .– М.: Просвещение, 2011.

  1. Разумовская М.М. Русский язык. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Москва, Дрофа,2011.

Литература :

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. [Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях.

М. Просвещение, 2011.

2. Курдюмова Т.Ф.. Литература. 8 класс. [Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений. В 2 ч. .

М. Просвещение, 2011.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

1. Совершенствование форм организации учебно-воспитательной деятельности;

2. Использование в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

3. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

4. Создание условий для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;

5. Раскрытие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика, предоставление возможности проявить себя;

6. Привитие навыков самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

7. Формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой следующие задачи: как сделать урок радостным и интересным?; как активизировать деятельность учащихся на уроке?; как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Даю домашние специальные групповые и индивидуальные задания.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. В моей методической копилке для обеспечения деятельностного характера обучения имеются: лингвистический эксперимент; решение лингвистических задач; обращение к лингвистическим парадоксам; информационно-смысловая обработка текста; использование схем, таблиц; трансформация текста(жанровая, стилистическая, графическая).

Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока).

Например: урок-путешествие на незнакомую грамматическую планету, урок-исследование, урок-концерт, урок-игра, урок творчества. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности. Сочинение как вид творческой деятельности - это составление вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

Строю уроки литературы как диалог, который учащиеся ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. Каждому ученику нужно обратиться к тексту художественного произведения для того, чтобы его позиция была достаточно аргументированной..

При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщает биографические сведения, другая учит стихи, третья анализирует поэтические тексты. Так у каждого учащегося появляется возможность ощутить собственную состоятельность и успешность, что способствует повышению качества знаний.

Готовясь к занятиям, школьники могут заранее подобрать необходимую литературу, сделать выписки, подобрать материал по теме в Интернет-ресурсах, осуществить подбор цитатного материала по заданию, обдумать свои суждения. Это позволяет работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентируются в материале, легко понимают мысль учителя. Практикую составление индивидуальных программ для самостоятельного чтения учащихся с 5 класса обучения в школе.

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Эту работу начинаю с 5 класса. Она включает в себя следующие виды деятельности:

1. Создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;

2. Работа на основе готовых алгоритмов;

3. Создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

4. Дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;

5. Создание обобщающих алгоритмов.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка. Мои учащиеся имеют возможность использовать ИКТ в урочной и внеурочной деятельности: печатание творческих работ на компьютере, получение индивидуальных консультаций через социальные сети «одноклассники» и «Skype». Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

1. Факультативный курс по русскому языку для обучающихся в 8 классе

« На пути к ГИА».

2. Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов. . по УМК Ладыженской Т.А., Разумовской М.М., Курдюмовой Т.Ф.

3. Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 10-

11 классов «Учимся рассуждать» на основе одноименной работы методиста АКИПКРО Заречневой Е.Н.

4. Рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 класса «Организация работы с авторским текстом», 2012-2013 учебный год.

Успешность результатов ГИА и ЕГЭ обусловлена сочетанием коллективных, групповых и индивидуальных видов деятельности учащихся под руководством учителя.

О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

1. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ по русскому языку) 2009-2010 учебный год.

Учеб-ный год

класс

кол-во учащихся сдававших ЕГЭ

кол-во учащихся

преодолев-ших порог

Средний балл по региону

Кол-во уч-ся показавших рез-ты выше среднерегио-нальных

% показавших

2009-2010

54,91

87,5

Средний показатель результатов по ЕГЭ

60,25

Учебный год

кол-во учащихся сдавав-

ших ЕГЭ

кол-во учащихся

преодолевших порог

Средний балл по региону

Кол-во уч-ся показавших рез-ты выше среднерегиональ-ных

% показавших

результаты выше среднерегиональных

2010-2011

59,29

55.6

2011, литература

57,66

72 балла-результат ЕГЭ

2012-2013

81,1

6 100

100 баллов Лозовая АННА

  1. Качество знаний обучающихся по результатам ГИА 2010-2011 учебный год

3. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней

1. Школьная олимпиада по русскому языку

Учебный год

Уровень олимпиады

Ф.И. участника

Результат

2010-2011

школьный

Весна София

I место

школьный

Нечаева Яна

Цымбал Татьяна

I место

I место

2011-2012

школьный

Фишер Ирина

Ольшевский Николай

Звягтнцев Дмитрий

призер

I место

призер

2012-2013

школьный

Нечаева Яна

I место

школьный

Мадекша Ярослав

призер

  1. Участие в краевом конкурсе на звание стипендиата партии «Справедливая Россия». Весна С. (2011 г.)
  2. Участие в школьном конкурсе «Портфолио»(2011г.) Победитель в номинации «Лучшее содержание портфолио» Весна С..
  3. Участие в краевом конкурсе «Узнай свой край» Витт Л.
  4. Участие во Всероссийской олимпиаде для школьников «Покори Воробьевы горы!» по литературе. Победитель отборочного тура Весна София. Приглашение и поездка на заключительный этап в МГУ.(2011г.)
  5. Тест готовности к продолжению образования для уч-ся 11класса ИПО (Инновационный институт продуктивности обучения северо-западного отделения Российской Академии образования), русский язык,2013г. Результат: из 6-ти выпускников 3-удовлетворительный; 1-хороший; 1-очень хороший, 1-слабый.
  6. Участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» по русскому языку и литературе (2013г.).

Лучший результат: диплом и ценный приз(книга) Литвак Е.и Фриауф Д.; диплом ВиттЛ.(все 7 класс).

  1. Участие в муниципальном конкурсе «Малые Гумбольдские чтения».

Результат: III место, Витт Л., 6 класс, 2011г.

8. Ежегодное участие в Международной игре «Русский медвежонок» по

русскому языку.

Лучший результат: II место на уровне муниципалитета. Цымбал Т., 9

класс, 2011г.

  1. Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников

По русскому языку. Мадекша Ярослав, Фриауф Диана.

  1. Результат ЕГЭ по русскому языку-2013г. – 100 баллов Лозовая Анна.

Средний балл по муниципалитету - 62, 70; по региону – 62,98; по России – 63,3.

Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство, использую опыт коллег, достижения ИКТ, материалы сайтов Интернета, электронные материалы библиотеки «Кирилла и Мефодия», «Фразы», электронных проложений к учебникам, цифровых технологий. Делюсь опытом работы с коллегами через социальные сети Интернета, где имею регистрацию на сайтах: «Педагогическая газета», «Наша сеть работников образования», «Одноклассники»; выступаю на педагогических советах и заседаниях методических объединений школы и района., была руководителем МО учителей гуманитарного цикла в школе (до 2011г.). Мною проведены открытые мероприятия: урок литературы в 10 классе по теме «Тургеневская девушка» на основе произведений И.С.Тургенева о любви (2012г.); мероприятие, посвященное празднованию Дня славянской письменности в 7 классе(2013г.), факультативное занятие в 8классе в рамках проведения районного семинара по теме «О чем расскажет текст».

Работаю в системе «Сетевой город».


Поделиться: