Предложения по модернизации в сфере жкх. «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы

Социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), повышенное внимание к его проблемам и развитию со стороны государственных органов требуют от всей отрасли не только высоких темпов реформирования, но и серьёзных технологических и управленческих изменений. Проводимая реформа в соответствии с Программой модернизации ЖКХ подразумевает ее техническое перевооружение, повышение качества, надежности и доступности предоставления услуг.

Поставленные в рамках модернизации ЖКХ задачи требуют от отрасли разработки и внедрения оптимальной модели взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения его инвестиционной привлекательности, внедрения инновационных технологий, подготовки высококвалифицированных кадров и их переподготовки, формирование эффективного и ответственного собственника.

Внастоящее время жилищно-коммунальное хозяйство решает много проблем, вызванных прежде всего неэффективным управлением итяжелым финансовым положением, высокими затратами на текущий ремонт и техническое состояние, высокой степенью изношенности основных фондов, неэффективной работой коммунальных предприятий, большими потерями водных, энерго- идругих ресурсов. Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является приоритетной задачей для государства.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства представлена двумя основными взаимосвязанными элементами:

  • жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее – МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Основными проблемами многоквартирных жилых домов являются:

  • низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума;
  • неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;
  • сосредоточение функций управления и содержания объекта кондоминиума в деятельности органов управления;
  • слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;
  • отсутствие механизмов доступного кредитования органов управления объектами кондоминиума на ремонт общего имущества;
  • низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
  • недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;
  • высокий уровень потребления энергоресурсов.

Учитывая то обстоятельство, что основной жилищный фонд был построен еще в советский период, то естественным будет направить все усилия, прежде всего на проведение капитального ремонта домов.

Реализация намеченной программы модернизации ЖКХ требует проведения не только по капремонт, но и проведения определенных мероприятий по энергосбережению, экологии и «зеленым технологиям», эффективному менджменту, организационным, правовым и экономическим аспектам развития жилищных отношений.

Опыт таких стран как Эстония, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия показывает, что государство оказывает помощь собственникам квартир, финансируя проведение капитального ремонта от 10 до 50%.

Действительно, обновление и дальнейшее содержание жилых зданий – это, прежде всего, вопрос финансирования. Например, капремонт одного 9-этажного дома стоит в среднем 50 млн. тенге.

Фасад дома является общим имуществом собственников многоквартиного дома. Поэтому и решение по поводу его ремонта принимается на общем собрании собственников помещений. Фасад дома подвергается постоянным воздействиям солнечных лучей, ветра, атмосферным осадкам, поэтому он в скором времени теряет цвет, покрывается плесенью, внешний вид дома оставляет желать лучшего, а проживание в таком доме может негативно сказаться на здоровье людей. Своевременный ремонт является залогом того, что не возникнет необходимость производить капитальный ремонт. Если работы по ремонту крыши и фасадов выполнены в соответствии с требованиями нормативов и стандартов, то повторный ремонт нужно будет проводить не скоро.

Другая проблема фасада зданий наблюдается на стенах многоэтажных домов – это появление белых налетов, свидетельствующих о попадании и скоплении соли в раствор для кладки кирпичей.

Наружная отделка и утепление имеет ряд преимуществ, таких как защита от внешних воздействий: шум, конденсат, холод.

В соответствии со СНиП температура внутреннего воздуха в подъездах должна быть не менее +120С. Энергоэффективность проведения мероприятий по утеплению и герметизации окон и входных дверей в подъездах могут составлять до 5% от всей тепловой энергии, поступающей в систему отопления здания. При этом сроки окупаемости данного метода зависят от выбранного варианта реконструкции и могут составлять от 1 до 10 лет.

По данным акимата города Астаны, в соответствии с проведенными мерприятиями по термомодернизации зданий в рамках программы ЖКХ, были достигнуты следующие результаты: повышение энергоэффективности многоквартирных домов, увеличился класс их энергоэффективности, зафиксировано снижение энергопотребления отремонтированных многоэтажных домов (по тепловой энергии – до 50%, электрической – до 20%).

Программа модернизации жилого фонда города базируется на финансовой государственной поддержке, которая оказывается на возвратной основе. Выполненный акиматом Астаны расчет показал, что максимальная сумма финансирования капитального ремонта многоквартирного дома составила 65 млн. тенге. При этом охват жилищной помощью составил 29 млн. тенге. Сорок процентов общей суммы составили возвратные средства – 35 млн. тенге. Возврат средств жильцами, проживающими в квартире общей площадью 45 кв. метров, составил 5400 тенге за кв. метр. По другим, менее проблемным многоквартирным домам, суммы возврата значительно меньше (2000 тенге за кв. метр). При реализации Программы предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан для оплаты их расходов на проведение ремонта. На эти цели в виде финансовой помощи выделено 33,5 млн. тенге. Участниками программы в 2013 году стали 3,5 тысяч человек. Жилищной помощью охвачены 45% жителей домов вошедших в Программу.

Модернизация жилищного сектора, где основной задачей является обеспечение и содержание жилищного фонда, должна решать две задачи. Первое – формирование эффективного собственника, второе – внедрение оптимальной модели жилищных отношений.

Под термином «формирование эффективного собственника» понимается повышение ответственности собственников квартир. В Законе «О жилищных отношениях» ответственность собственников квартир содержит только единственный пункт – ответственность за несение расходов по содержанию общего имущества.

Государством предусматривается создание и развитие управляющих компании, в функции которого будет входить заключение договоров с подрядными организациями на ремонт домов и с сервисными компаниями – на оказание сервисных услуг.

Литература:

1. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473.

2. http://zhkh.kz/multimedia/2013/24/ Модернизация жилищного фонда: опыт Астаны.

3. В.А.Спектор, М.Б.Рыбальченко. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие, Москва, 2008г.

В титуле стройки фигурирует слово - «модернизация». По сути дела идет полная замена оборудо­вания и всех инженерных систем промышленного здания в пределах существующего цеха.

При определении стоимости работ у проектировщиков возник вопрос, как следует понимать и к че­му относить модернизацию? В частности, следует или не следует при определении стоимости работ применять коэффициента 1,15 и 1,25?

Ответ

Многие нормативные правовые акты начинаются с определений понятий и терминов, применяемых в документе. В тех случаях, когда для ключевых терминов нет четкого и однозначного определения, при­менение норм законодательства на практике вызывает массу вопросов и спорных ситуаций.

Для инженеров-сметчиков таким документом является, в первую очередь, «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» . В пунктах 3.2. - 3.8. даются определения нового строительства, реконструкции, технического перевооружения, капи­тального и текущего ремонта. В указанных пунктах «модернизация» упоминается при описании терминов «реконструкция» и «техническое перевооружение», но отдельной, детальной расшифровки термина «мо­дернизация» нет.

Упоминается «модернизация», но без детальной расшифровки, и в п. 2. ст. 257 Налогового кодекса РФ: «2. Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудова­ния, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соот­ветствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изме­нением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми ка­чествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико­экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях уве­личения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико­экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения пере­довой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производи­тельным ».

Более подробное определение «модернизации» приводится в «Правилах обследования несущих строи­тельных конструкций зданий и сооружений» СП 13-102-2003, принятых и рекомендованных к примене­нию постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. .4» 153: «Модернизация здания - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и об­новление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой по­стройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным па­раметрам жилых домов и производственных зданий ».

Близкое к такому определению «модернизации» (применительно к сфере ЖКХ) приведено в «Мето­дических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Госкорпора­цией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013).

«...Модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функцио­нально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к условиям проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов. Сущность модер­низации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повыше­ния уровня благоустройства, а также в приведении зданий в соответствие с функциональными тре­бованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов ...».

Итак: модернизация - это коренное переустройство сооружения в связи с его моральным старением. Модернизация направлена на полное обновление объекта недвижимости, приведение его в соответствие с существующими техническими условиями, нормами, требованиями, показателями качества. В сфере промышленности модернизация - это изменение имеющихся объектов с целью наладить выпуск совре­менной продукции и повысить конкурентоспособность конкретного завода, фабрики.

В отличие от реконструкции модернизация не приводит к увеличению объема здания или сооруже­ния. Проводимые работы нацелены исключительно на качественное изменение объекта, изменение его основного функционального назначения и всегда осуществляются в существующих габаритах объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, при определении стоимости работ модернизацию следует рассматривать, как частный случай реконструкции. Порядок применения коэффициентов К = 1,15 и К = 1,25 по пункту 4.7 при выполнении работ по модернизации должен быть таким же, как для работ по реконструкции.

Модернизация технологического оборудования – является лучшим решением для увеличения производительности промышленного оборудования и уменьшения затрат, при необходимости покупки нового.

Любое оборудование со временем морально устаревает. Чтобы промышленное предприятие сохраняло свою конкурентоспособность, на нем необходимо периодически модернизировать оборудование, с чем успешно справляются специалисты Компании «Синтез ТМК».

Проанализировав конкретную ситуацию, мы предлагает ряд мероприятий, направленных на увеличение производительности оборудования и уменьшение затрат без необходимости покупки новой техники .

Результатом выполнения модернизации является увеличение производительности, сокращение накладных расходов и производственных издержек, повышение качества производимой продукции. Вложения в модернизацию окупаются в кратчайшие сроки при выполнении полного цикла работ на высоком профессиональном уровне.

Для старого оборудования проводится комплекс работ по модернизации. Модернизация станков с ЧПУ может включать в себя оснащение модернизируемого оборудования новейшими системами ЧПУ, приводами, шпиндельными узлами, гидравликой.

Затраты такой модернизации составляют до 50% от стоимости нового станка , при обеспечении тех же функциональных и технологических возможностей.

При этом, модернизированное оборудование отвечает требованиям технологии на ближайшие 10 – 12 лет.












Основные направления модернизации технологического оборудования:

  • Доведение технических параметров до современных требований;
  • Создание типовых проектов для модернизации станков;
  • Оснащение станков современными системами управления;
  • Оценка состояния металлорежущего оборудования;
  • Увеличение количества управляемых координат;
  • Замена, автоматизация процессов, механических узлов.
  • Можно довести параметры оборудования до современных, более жестких требований, расширить его технологические возможности.
  • Существующие станки могут быть модернизированы, на них установлены новые системы управления с ЧПУ, гидравлические системы, шпиндельные узлы.
  • Работа оборудования автоматизируется, механические узлы заменяются.

Оборудование на промышленном предприятии довольно дорогое и чаще всего имеет большие габариты и вес. Если возникает необходимость усовершенствования цеха, полная замена станков потребует высоких затрат на покупку нового и демонтаж т утилизацию старого оборудования. Отправлять еще вполне добротное и работоспособное оборудование на переплавку дорого и непрактично. Но своими силами усовершенствовать и без того сложные станки практически невозможно.

Здесь потребуются знания конструкции оборудования, знакомство с мировыми тенденциями в данной отрасли, способность нестандартно использовать различные узлы и системы и в этом мы можем вам помочь.

В компании «Синтез ТМК» вы можете заказать техническое обслуживание следующих категорий промышленного оборудования:


– Черная и цветная металлургия
– Горнодобывающая промышленность
– Нефтеперерабатывающая промышленность
– Нефтедобывающая промышленность
– Тяжелое и легкое машиностроение
– Химическая промышленность
– Нефтехимическая промышленность
– Нефтегазодобывающая промышленность

Высокая квалификация рабочих, хорошие знания и способность их применения у инженерного состава позволяет использовать новые разработки на старом оборудовании для его усовершенствования. Наши специалисты проанализируют порядок работы станка, выполнят чертежи нового оснащения, предложат нестандартное использование некоторых узлов.

Наши сотрудники обладают разносторонними знаниями, а потому прекрасно справятся с модернизацией станков для металлургической, энергетической, химической и многих других отраслей. Наличие необходимых допусков в сочетании с опытом работы и специальными знаниями делают для наших специалистов возможной модернизацию стана, с предоставлением гарантий .

  1. Совершенствованию бюджетного финансирования жилищно -коммунального комплекса города Донецка

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    ... реформирования жилищно -коммунального хозяйства муниципального образования города Донецка. Данная Программа включает в себя комплекс мероприятий по внедрению в жилищно -коммунальное ...

  2. Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно коммунальные услуги

    Курсовая работа >> Экономика

    ... реформирования жилищно - коммунального хозяйства На уровне правительства принята специальная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно -коммунального комплекса ... системы управления ЖКХ малых муниципальных образования / И.В. Колесников // ЖКХ . – 2003 ...

  3. Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования

    Дипломная работа >> Экономика

    ... муниципального образования . Кроме того, стратегия развития муниципального образования свидетельствует о способностях муниципального образования ... Программы реформирования и модернизации жилищно -коммунального комплекса Республики... программа энергосбережения . ...

  4. Управление жилищно -коммунальным хозяйством города

    Закон >> Коммуникации и связь

    Город" - комплекса инновационных технологий энергосбережения , учёта... подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно -коммунального комплекса Российской Федерации» ... муниципальных образований очень своевременно вынес обсуждение вопроса реформирования ЖКХ ...

  5. Курсовая работа >> Экономика

    ... реформирования жилищно -коммунального комплекса . ... коммунальном комплексе 5.1. Создание органа регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее – органы регулирования) муниципального образования Администрации муниципальных ...

Введение

1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

2 Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостана

2.1 Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование

2.2 Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.

Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных и дополнительных источников инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфера ЖКХ.

Задачи при выполнении работы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.


1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства.

В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.

В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:

· практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;

· государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;

· ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;

· прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;

· значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;

· нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;

· привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;

· сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;

· большое количество текущих финансовых обязательств компаний;

· отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:

· реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;

· программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;

· производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:

1. Собственные средства:

o операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);

o амортизационная составляющая тарифа для потребителей;

o прибыль.

2. Бюджетные средства:

o средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);

o предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;

o Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляет более 500 млн. руб.

3. Внебюджетные привлеченные средства:

o кредиты российских и международных банков;

o кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн. руб.;

o энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;

o средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);

o лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;

o другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравших существенную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Задержка с их проведением приведет к росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде Российской Федерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат на его содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытие расходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемые потребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами. При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, а точнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд, суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решение проблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов и оптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишь при комплексной реконструкции жилищного фонда.

Поделиться: