Развитие философии в эпоху классики. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

В историко-философской периодизации различают классическую, неклассическую и постклассическую философию. Началом классики является древнегреческая философия, завершает классику философия Гегеля. Неклассический этап – от Маркса до Гуссерля – развертывается до середины XX столетия и постклассический этап оформляется во второй половине XX в.и развивается в настоящем времени. Первоначально неклассическая, а затем и постклассическая философия развивается под знаком чрезвычайно интенсивной полемики с классической философской традицией. И эта полемика ведется в самом широком диапозоне: от полного отрицания классических философских ценностей до попыток использования традиций для решения собственных задач. Но это не разрушение классической философии, а только трансформации, продолжение ее в современность и приспособление к актуальным проблемам новой культуры. Для полного понимания сути полемики и принципиальных различий между классикой и постклассикой важно определить собственно черты классической философии.

Классическая философия конституировала себя в качестве теории, ориентированной на разум как высшую ценность. При этом разум представал в этой философии не только как существенная характеристика человека, но и как субстанциальная основа мира. Именно греки сформировали убеждение в том, что принципы строения мира совпадают с принципами функционирования разума, и это совпадение является гарантией возможности рационального познания мира. Эта античная идея достигает своего логического завершения в гегелевской идее тождества бытия и мышления.

Отсюда и другая черта классической философии – рационализация человека. Единственное свойство, отличающее человека от всего живого – это разум, способность к логическому мышлению. Этот разум не признает никаких авторитетов, а его цель – постижение истины. В связи с этим классическая философия рассматривала человека исключительно как разумное существо, призванием которого была познавательная деятельность. Познание – не только потребность разума, но и души, ибо только познание способствует и расширению возможностей человека в мире, и духовному освобождению.

Такое понимание человеческой природы вело к гносеологизации отношений человека и мира. Классическая философия эти отношения рассматривает исключительно как теоретико-познавательные, как отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета, а его разум – как единственно возможный способ видения мира. Результаты познавательной деятельности фиксируются с помощью точных и однозначных понятий и исключают всякие антропоморфные проекции. Отмеченное обстоятельство определяло и цели философии: поиск субстанциальных оснований бытия, постижение подлинной сущности мира как единой устойчивой целостности. Эта философия была ориентирована на выявление фундаментальных структур действительности, открытие и осмысление универсальных законов мира. Классическая философия, таким образом, имела ярко выраженный метафизический характер и онтологическую ориентацию, ей присущи объективизм, субстанционализм, признание тождественности бытия и мышления.


События 19 столетия обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни. С одной стороны, крах наполеоновской Франции поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции, обозначившее непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни. Но с другой стороны, триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. Однако та же наука, как и старая философия, оказались абсолютно бесполезными в плане объяснения социальных коллизий, что и послужило поводом для их критики и зарождению нового типа философского мышления.

Первым шагом на пути становления неклассической философии было радикальное ограничение принципа рационализма. Логицистские онтологические конструкции классической философии не имеют ничего общего с подлинной реальностью, для которой характерны дискретность, неоднородность и противоречивость. В мире разумного не больше, чем неразумного, а претензии классической философии на системно-рациональное постижение природы и человека, утверждение тождества бытия и мышления – только миф. Это было не отрицание разума или его познавательных способностей, а только ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве константы бытия и познания. Эта иррационалистическая традиция подкреплялась и изменениями в обществе. Кризис классической культуры и науки, массовое общество с его отрицанием традиционных ценностей, экономические кризисы, революции и войны, иделогизация социальных процессов порождали “кризисное сознание”, “растерянный разум”, восстающие против науки (этого воплощения разума), и иррациональность поведения человека переносят на строение мира, придавая иррационализму не только гносеологический, но и онтологический статус. С этой точки зрения наука и разум предстают как средства порабощения людей и их угнетения.

Под влиянием этих факторов происходит дерационализация человека. Неклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а тотальной категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Мир можно понять и оправдать не с точки зрения разума, а с позиций жизни. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Так меняется господствовавшее прежде представление о сущности и предназначении человека.

Вместе с этим происходит своеобразная дегносеологизация отношенийчеловека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для постклассической философии. Эта философия исходит из тезиса, согласно которому всякий раз, как человек осознает себя, он осознает себя здесь и сейчас, в этом месте, в этой среде. Это значит, что бытие человека – это бытие-в-мире и бытие-во-времени. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его, и только так этот мир может быть им помышлен.

Постклассическую философию можно характеризовать как “бессубъектную философию”, преодолевающую субъект-объектную дихотомию классической философской традиции. Это бытие-в-мире-и-во-времени не ограничивается одним только разумом, но имеет целью всю полноту существования. Поэтому для описания этого бытия недостаточно одних только рациональных понятий, это требует самого широкого спектра изобразительных средств, в том числе и иррациональных. Но в таком случае меняется и образ самой философии: из средства мышления мира в категориях разума она превращается в способ понимания действительности, адекватное познание которой средствами одного только разума невозможно. И эта действительность утрачивает статус объекта, ибо она – сфера нашей жизни, в которой мы всегда находим себя не только разумных и святых, но и глупых и развращенных. И цель философии – постижение смысла и значения нашего присутствия в мире. А поскольку это присутствие многозначно и разнообразно, то и философия утрачивает свое единство и целостность.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античной называется философия Древней Греции и Древнего Рима, она существовала с 7 века до н.э. до 5 века н.э. Характерной чертой античного мировоззрения был космоцентризм : мир понимался как живой, одушевленный космос, а человек – только часть его. Первых философов называли «физиками» (от слова «фюзис» – природа), их интересовали вопросы происхождения и устройства мира. Фалес утверждал, что все из воды, а Пифагор первоначалом всего сущего считал число, понимаемое мистически.

Гераклит ввел понятие «логос» – это мировой, универсальный закон, которому подчиняется все сущее. Главным признаком мира он считал развитие, источником которого является борьба противоположных начал. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Его современники, философы Парменид и Зенон занимали противоположную позицию, они утверждали, что движения и развития нет, это только иллюзия, обман наших чувств.

С Сократа начинается изучение человека и общества. Этот философ полагал, что природу изучать бесполезно, она нам не подвластна. Но мы владеем своей душой, можем ее исправлять и совершенствовать, от этого зависит наша жизнь. Философия должна учить человека жить достойно. И сам Сократ своей жизнью и смертью доказал свою верность философии, истине и добру.

Прочитайте биографию Сократа и объясните, почему в истории мировой культуры он считается воплощением мудрости.

Ученик Сократа Платон стал родоначальником объективного идеализма. Истинно существующими он считал вечные, бестелесные, умопостигаемые идеи, которые, соединяясь с мертвой, косной материей и порождают наш мир. Душа человека – это тоже идея, которая, находясь в телесной оболочке, забывает о своем происхождении, поэтому познание строится на процессе припоминания. Платон является автором одной из первых утопий: в трактате "Государство" он создал проект идеального общественного устройства, главными условиями при этом предполагается отсутствие семьи и частной собственности.

Демокрит – родоначальник атомистического материализма. Мир состоит из атомов и пустоты. Вещи возникают из сочетания разных по форме и размеру атомов, душа человека также состоит из легких огненных атомов.

Аристотель в своих трудах стремился обобщить достижения античной мысли, классифицировал науки, создал целый ряд новых (логика). Особого внимания заслуживает его полемика с Платоном по проблемам общественного устройства: Аристотель полагал, что не надо выдумывать идеального общества, а нужно улучшать существующее, приспосабливая государственное устройство к нуждам и потребностям людей.

Античная культура заложила основу всей европейской цивилизации, теории древнегреческих мыслителей были развиты впоследствии во многих областях жизни и деятельности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средние века в истории Европы – это период с 5 по 15 век, эпоха феодализма. Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения. Бог считается причиной возникновения и существования мира. Отношения религии и философии строятся по формуле: «Философия – служанка богословия». Средневековая философия (схоластика) своей главной задачей считает рациональное обоснование бытия божьего. Самый известный философ средневековья Фома Аквинский выдвинул пять доказательств, например: каждая вещь должна иметь причину, другую вещь, которая на нее действует, каждая причина должна иметь свою причину, и должна быть конечная причина всех причин – и это Бог.

В наше время слово «схоластика» имеет значение: учение, оторванное от жизни, далекое от наблюдений и опыта, оторванное от жизни. Приведите примеры таких учений из разных областей.

Какое философское направление лежит в основе средневековой философии?

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

15-16 века в истории Европы получили название эпохи Возрождения. Мыслители того времени считали, что они возрождают античную культуру, но на самом деле они создавали новое мировоззрение, главной чертой которого был антропоцентризм . Бог отодвигается на второй план, главное внимание уделяется человеку, его способностям и возможностям. В это время возникает понятие «гуманизм». Т. Мор создает произведение под названием «Утопия», где рисует свой план идеального общественного устройства. Появляются новые идеи в области естественных наук, в это время развивают свои учения Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Многие философы и ученые в эту эпоху отождествляли бога с природой. Такое учение называется пантеизм и оно послужило обоснованием интереса к изучению природы.

Что такое гуманизм? В чем он выражается? Существовал ли гуманизм до эпохи Возрождения?

Утопия (в переводе с латинского – «место, которого нет») – принципиально нереализуемый план идеального общественного устройства. Подумайте, почему утопии нереализуемы?

В чем суть учений Д. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея? Почему их научные идеи имели большое влияние на мировоззрение?

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 17-18 веке в Европе начинается эпоха буржуазных революций. На смену ремесленному приходит промышленное производство. Растет роль науки, причем главную роль начинают играть естественные науки. Идет процесс секуляризации – освобождения от влияния церкви во всех областях. Основной чертой мировоззрения в эту эпоху является рационализм. Разуму человека приписывали исключительное значение, его развитие считали основной причиной развития общества.

Английский философ Ф. Бэкон главной задачей философии считает помощь развитию науки. Для этого необходимо избавить сознание людей от заблуждений и разработать правильный метод научных исследований, таковым Бэкон считает индукцию. При исследовании мира нужно в первую очередь опираться на опыт (по латыни – эмпирия). Такое направление в гносеологии получило название эмпиризм . Система, разработанная Ф. Бэконом – метафизический материализм. Мир – часы, он устроен по законам механики, движение есть, а развития нет. Бог при этом понимался как часовщик, который сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается. Такая позиция получила название деизм.

Французский философ Р. Декарт полагал, что мир имеет два первоначала - протяжение и мышление. В теории познания он был рационалистом, т.е. считал, что главным источником познания является разум, только он может нам дать достоверные знания о мире. Отбрасывая средневековый догматизм с его слепой верой в авторитеты, Декарт выдвигал принцип сомнения: можно и нужно сомневаться во всем, даже в данных собственных органов чувств, единственное, что несомненно - наличие сомневающейся мысли. «Я мыслю, следовательно, существую».

Нидерландский философ Б. Спиноза утверждал, что у мира только одно начало и это материя. Она является причиной самой себя.

Известный немецкий ученый и философ Г. Лейбниц был сторонником плюрализма: мир состоит из множества неделимых первоэлементов бытия – монад. И эти монады имеют идеальную природу.

Сенсуализм – гносеологическое направление, которое главным источником познания мира считает ощущения. Английский философ Д. Локк говорил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». Наше сознание – это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена.

Не все философы в это время были гносеологическими оптимистами. Английский мыслитель Д. Юм, исходя из эмпиризма и сенсуализма, приходит к скептицизму: мне даны только мои ощущения, а что стоит за ними достоверно неизвестно.

18 век в истории Европы получил название эпохи Просвещения. Просвещение – идейное движение молодого класса буржуазии против устаревших феодальных порядков. Главной чертой человека и мира считался разум (онтологический и антропологический рационализм), поэтому основным способом улучшения жизни людей полагается распространение знаний, просвещение.

Мыслителей этого времени в первую очередь интересуют проблемы правильного, справедливого общественного устройства. Ж.Ж. Руссо развивает демократические идеи: власть должна исходить от народа и действовать в пользу народа, если она этого не делает, народ вправе расторгнуть «общественный договор» и свергнуть такую власть. Ш.Л. Монтескье поставил вопрос: как сделать, чтобы власть не превращалась в тиранию? И выдвинул идею: нужно разделить власть на три ветви, с тем, чтобы они ограничивали и контролировали друг друга.

На какие три ветви предложил Ш.Л. Монтескье разделить власть?

Английский философ Дж. Беркли главной задачей своей жизни считает борьбу с материализмом. Никакой материи нет, это выдумка. Реально существуют только наши ощущения, а различные их комбинации мы привыкли называть вещами. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Но ведь восприятие людей всегда ограничено. Беркли находит выход: мир существует в восприятии вечного и вездесущего Бога. Тем самым он опирает свой субъективный идеализм на объективный.

Каких ученых 17-18 веков вы знаете? Опишите созданную ими картину мира.

Почему в эпоху Возрождения в мировоззрении господствовали искусство и гуманитарные науки, а в Новое время ведущая роль переходит к естественным наукам?

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Германия в конце 18-начале 19 века была самой отсталой страной Европы, полуфеодальной и раздробленной, но в ней в это время происходит интенсивное духовное развитие, осмысление и усвоение тех революционных изменений, которые происходят в соседних странах. Поэтому немецкая классическая философия стала одной из вершин мировой философии.

И. Кант совершил переворот в теории познания, поставив вопрос: как вообще возможен процесс познания, как он происходит. При этом он рассматривает познание как активный, творческий процесс, а не просто отражение мира в голове человека. Хотя проблемы познания и устройства мира очень важны, но не они должны стоять на первом плане – только нравственность делает человека человеком. Поэтому Кант уделяет большое внимание разработке проблем этики.

Г.В.Ф. Гегель создал грандиозную и последнюю в своем роде систему объективного идеализма. Первоначалом мира он считает Абсолютную идею, которая, стремясь развернуть свое содержание, воплощается в природу, а затем в человеческую историю со всеми ее достижениями. Главным признаком этого процесса Гегель считает развитие. Философ превращает диалектику в стройную и последовательную теорию, доказывая, что развивающийся мир можно изучить, только применяя законы и категории диалектики. При этом возникает противоречие метода и системы: согласно диалектическому методу процесс развития вечен и бесконечен, а в системе Абсолютная идея, развернув свое содержание, замыкается на саму себя и развитие прекращает.

Л. Фейербах отвергал диалектику и был метафизическим материалистом. Но в его учении тоже содержались ценные и интересные моменты. Он считал человека центральной философской проблемой, такое направление получило название «антропологический материализм». Большое внимание этот философ уделял изучению религии. Причиной ее появления он считал «обожествление» людьми своих нереализуемых надежд и желаний (на вечную жизнь, абсолютную справедливость, бесконечное добро и т.д.), которые воплощаются в образах богов и которым люди поклоняются. Религия понимается не как результат обмана, а скорее самообмана людей. Она трактуется как сложное социальное явления, имеющее как негативные, так и позитивные стороны. Как говорил сам Фейербах, он был «материалистом внизу, идеалистом вверху»: материалистически понимал природу, но главной причиной развития общества считал сознание людей.

В широком смысле слова классической называется вся философия с античной до немецкой классической включительно. Для нее характерны вера в разумное устройство мира, разумность человека (при этом считается, что хорошо жить людям мешают только бедность и невежество), исторический оптимизм.

В каком смысле употребляется слово «классическая»?

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

К середине 19 века европейское общество вступает в новую стадию своего развития. Капитализм развивается на своей собственной основе. Ожидаемых «свободы, равенства и братства» буржуазные революции не принесли, наоборот, царят конкуренция, анархия производства, жестокая эксплуатация трудящихся. Противоречия в обществе углубляются, а положение человека еще более шатко и неустойчиво, чем это было в предыдущую эпоху: при феодализме человек был членом общины, цеха, мог надеяться на помощь и защиту, а при капитализме «каждый за себя, один бог за всех». Изменившееся мироощущение отражается в философии. Нарастает иррационализм. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считают мир проявлением слепой и беспощадной воли, Жизнь – это хаос, а все наши теории – иллюзии и самообман.

Как реакция на засилье гегелевского идеализма возникает вульгарный материализм. Его создали ученые- биологи и физиологи. Они вообще отрицали наличие идеального и все считали материальным, даже сознание.

Французский философ О. Конт стал родоначальником позитивизма. Он утверждал, что из философии нужно выбросить все неразрешимые проблемы (что первично, в чем смысл жизни и т.д.), она должна подобно науке заниматься анализом и систематизацией фактов. Это и будет позитивная (т.е. положительная) философия.

Но возникали и другие учения, которые стремились объяснить действительность на новом уровне и, в то же время, сохранить достижения рационализма, которые продолжали развивать линию гуманизма и оптимизма. К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, новый этап в развитии материалистического направления, важнейшей чертой которого было признание саморазвития и активности материи. Важнейшей заслугой их учения была разработка материалистического понимания общественного развития. Домарксовский материализм был материализмом только наполовину, поскольку материалистически рассматривал только природу, а в объяснении общества прибегал к воле и сознанию людей как определяющему фактору. Маркс попытался найти в жизни людей материальное, объективное начало, которое независимо от их воли и сознания определяет весь строй их жизнедеятельности, таким началом он считал материальное производство. Тогда получается, что люди творят свою историю не произвольно, в ней есть объективные законы. Пытаясь вычленить эти законы на материале европейской истории, К. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций и на ее основе прогнозировал неизбежную смену капитализма коммунизмом.

ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Одним из важнейших факторов развития европейского общества является наука. Поэтому естественным выглядит формирование философского направления, которое стремится поставить философию на службу науке и саму философию сделать наукообразной. Таким направлением стал неопозитивизм . Еще в 19 веке французский философ О. Конт создал позитивизм, главной задачей которого провозгласил анализ и классификацию фактов. При этом предлагалось выбросить из философии «неразрешимые» проблемы смысла бытия, сущности человека и т.п. В 20 веке это направление продолжало развиваться. Английский математик, логик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн задачей философии провозгласили логический анализ научных высказываний, а позднее расширили ее до анализа языка не только науки, но и обыденного мышления. Данное направление, разбившись на множество школ и учений, ныне существует под названием «аналитическая философия» и особенно широко распространено в англоязычных странах. Оно действительно во многом способствовало развитию науки и решению многих ее проблем, например искусственного интеллекта, машинного языка и т.д.

С другой стороны мировоззрение 20 века отмечено напряженным интересом к проблемам человека, ведь надежды мыслителей эпохи Просвещения на то, что человек разумное существо и, будучи избавлен от невежества и нищеты, станет жить справедливо и счастливо, не оправдались (стоит только вспомнить две мировые войны).

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция»- существование) считает, что традиционная философия неоправданно много занималась абстрактными проблемами мироздания, тогда как нужно изучать повседневную жизнь людей. Научные методы здесь недостаточны, так как понять жизнь человека можно только изнутри, прочувствовав, пережив ее. К этому направлению принадлежали французские философы Ж.П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд стал родоначальником нового направления в антропологических исследованиях. Он открыл, что наряду с рациональным началом в человеке существует бессознательное, в основе которого лежит влечение к наслаждению и к разрушению. Именно это начало, неосознаваемое и поэтому «невидимое» для человека, руководит его жизнью.

В мировоззрении 20 века можно наблюдать две крайние позиции по отношению к науке. Сциентизм – направление, которое считает науку способом решения всех проблем, безоглядно доверяет ей. Антисциентизм – направление, которое считает науку враждебной человеку и обществу, опасной.

Почему в философии 20 века так обостряется интерес к человеку? Чем это вызвано?

Можно ли привести доводы, на которые опираются сциентизм и антисциентизм?

Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX - XX в.

В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии.

Классическая философия отличалась: приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления.

Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:

Сциентистский (позитивистская традиция),

Иррационалистический («философия жизни», экзистенциализм),

Умозрительно-метафизический (религиозная философия),

Смешанный (психоанализ, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).

Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм как новое философское направление, фундаментальные основы которого закладываются в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Их идеи впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.

Иррационализм и философия жизни

Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1813-1900).

Датский философ Кьеркегор - предтеча экзистенциализма, основные работы «Или-или», «Страх и трепет». С точки зрения Кьеркегора вся рационалистическая философия была учением об отвлеченных всеобщих сущностях, она игнорировала существование (экзистенцию) - единственную действительность. Существование есть субъективность, индивидуальность, означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то. «Встреча» человека со своей субъективностью возможна в критические моменты жизни, когда возникает необходимость в акте выбора. Цель жизни человека - в его стремлении к спасению в трудностях, риске и выборе собственного существования. Решая проблему человеческого спасения, Кьеркегор выделяет три уровня существования, три стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.

На эстетической стадии (символ Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в чувства и стремится к достижению наслаждения (гедонизм). Скука и разочарование приводят к отчаянию, к необходимости порвать с эстетическим образом жизни.

На этической стадии (символ Сократ) человек отказывается от игры чувств и добровольно подчиняет себя нравственному закону. Распутству эстетика противопоставляется законный брак. Этик выполняет внутренний долг по отношению к себе и другим людям. Решающую роль здесь играет выбор, определяющий судьбу и жизненный путь человека. В акте выбора человек становится личностью, обретает свободу. Однако на этой стадии человек еще не полностью реализует свои возможности, отчаяние продолжает углубляться.

На религиозной стадии (символ библейский герой Авраам) человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и обращается к Богу, подлинному существованию. Эта стадия подчеркивает: индивидуальное существование выше общего, поэтому общее правило нравственности не всегда может быть обязательным для меня. Истина субъективна, ее критерий - искренность и страстность, с которой человек верит в нее и готов пойти на любые жертвы.

Переход от одной стадии к другой совершается через кризис отчаяния, через страх, отказ от разума. Страх как огонь пожирает все иллюзии, оставляет нас наедине с собой и пробуждает в нас новые возможности. Отказавшись от разума, человек находит свое спасение в вере.

Немецкий философ Шопенгауэр является идейным предшественником «философии жизни». Основная работа «Мир как воля и представление». По Шопенгауэру, мир не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, есть только воля. Волю надо понимать широко - как порыв, существующий в природе и в обществе. Эта воля слепа, она не имеет разумной цели, она иррациональна. Сама воля беспричинна, однако порождает все явления и процессы в мире.

Воля есть «воля к жизни». На человеческом уровне она выступает в виде страстей: властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д.

Воля как воля к жизни есть вечное стремление, не находящее окончательного удовлетворения. Отсюда всякая жизнь есть страдание. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир - это скорбь. Человек имеет три блага: здоровье, молодость и свободу, однако он осознает это лишь тогда, когда их теряет.

Если человеку на время удается избавиться от страдания, им овладевает скука. Страдание, скорбь и скука - неизменные спутники человека. Поэтому существующий мир Шопенгауэр называет наихудшим из возможных, а свое учение - пессимизмом.

Человек может избавиться от страданий, только искоренив в себе «волю к жизни». Здесь Шопенгауэр ссылается на индийскую философию, зовущую к отрицанию мира, к нирване. Вместе с жизнью тела исчезает и мир, жизнь человека превращается в ничто.

Основные идеи Шопенгауэра получили дальнейшее развитие в «философии жизни» - направлении неклассической философии, сложившемся в к. XIX- нач. XX вв. Его представители - Ф. Ницше, А. Бергсон и др.

Центральным понятием является «жизнь» как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Пытаться понять жизнь разумом бесполезно. Основные работы Ницше: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».

Исходный пункт философии Ницше - признание того, что современная ему Европа движется к катастрофе, к упадку. Признаками упадка являются: духовный вакуум, утрата веры в почитаемые ценности, нигилизм, пессимизм. Ницше пытается преодолеть эти симптомы и создать новое, оптимистическое учение. Он призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов моралью господ в христианско-гуманистическом смысле. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, ненасилие. Вторая несет искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие.

Рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие «волю к власти». Он полагал, что разум ничтожен, логика абсурдна, они противоречат динамике жизни. В истории нет цели и прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых. Современная культура находится в кризисе из-за преобладания в ней рационального начала над жизнью, инстинктами, свободой. Ницше за дионисийское начало в человеке, его мощь, силу, способность к выживанию.

Согласно Ницше, всему живому присуща тяга к самоутверждению - «воля к власти». Человек - высокомерное насекомое, вместе с тем он - проявление «воли к власти», воплощенной в жизни, поэтому не так уж глубока пропасть, отделяющая его от животного.

В своем стремлении выделиться, отойти от животного начала человек впадает в состояние болезненного бытия, заблуждения (истина, мораль, религия).

Идеалом Ницше становится прообраз освобожденного человека. Это сильный человек, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек» - человек по ту сторону добра и зла, это новая порода людей, отрезвленных нигилизмом, отвергших иллюзии относительно будущего счастья, победы добра и справедливости. Человек должен научиться жить в бессмысленном мире иллюзий, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.

Иррационалистические тенденции проявлялись в «философии жизни» А. Бергсона (1859-1941, соч.: «Творческая эволюция»), который жизнь отождествлял с целостностью, непрерывностью, порывом, потоком, где порождается и сохраняется неповторимое в природе. Материя, оказывая «сопротивление», подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира, природы становится «творческой эволюцией». В результате мир непрерывно развивается и рождает новые формы. В концепции Бергсона дается мировоззренческое обоснование активной социальной позиции личности, многомерности человека, актуальности идеи единого мира.

Учебная литература:

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учеб.-метод. комплекс для студентов фак. философии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В.В. Анохина. Мн.: БГУ, 2006. – 231 с. Философия в современном мире: Учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие для студентов гуманитарных и естественнонауч. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.И. Зеленков, И.А. Медведева, Е.И. Янчук; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 215 с. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с. Философия: Учеб.-метод. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.

Дополнительная литература:

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М.,. 1992. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6. т. Т. 1. М., 2000. Жильсон Э. Введение в философию Фомы Аквинского // Избранное Т. 1. Спб., 2000. Конт О. Дух позитивной философии. Спб., 2001. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990. Пирс Ч. Закрепление верованием. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1998. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. Юнг К.-Г. Коллективное бессознательное. М., 1995.

Опорный конспект:

Классика и современность в развитии европейской философии. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования

Современная западная философия являет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, репрезенти-рующих противоречивую динамику философского сознания на протя-жении последней трети XIX-XX вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как относительно автоном-ной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципи-альной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований классической философии.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середи-ны XIX в. до настоящего момента). Под классической философией имеет-ся в виду европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние фило-софии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая фило-софия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской тради-цией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентиро-ванной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности. Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональ-ной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные харак-теристики. Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отли-чает системы философской классики. Две эпохи в развитии европейской философии существенным обра-зом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшест-вующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Несмотря на широкое разнообразие идей и методологических ори-ентаций, концептуальных моделей и мировоззренческих установок, в рамках классической философии как архетипической целостности можно с известной долей условности выделить ее базовые принципы или ориентации мышления. Среди них важнейшими являются следующие:

1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истин-ных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных струк-тур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологи-ческой структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постиже-ния объективной реальности; 6) провозглашение истины универсаль-ным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и ин-струментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.

Классическая философия отличалась приверженно-стью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенци-ального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии бы-ло связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикально-го их переосмысления.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии ра-зуму, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характе-ризуется значительной фрагментацией проблемного поля. Она стремится к радикальным трансформациям, касающимся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, её аналитический инструментарий. Постклассика проявляет интенцию к новым духовным ориентациям и технологиям мышления, отражающим изменившиеся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.

Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия. Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства. В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.

Отрицая метафизику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания. Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля » (А. Шопенгауэр), «труд » (К. Маркс), «чувственность » (Л. Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С. Кьеркегор).

Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности. Выделенному из системы повседневных социально-экономических связей и зависимостей философскому субъекту приписывается способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме. Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.

Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиций вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).

Для классики характерно стремление к объективной «вечной истине», преодолевающее на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики.

Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна, прежде всего, согласовать экзистенцию с формами социальной организации, «приспособить» человека к миру.

В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системах непротиворечивого знания. Пафос классического философствования – это пафос системосозидания. Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражают системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.

Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным. Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенциалов), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция». Неудивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует такие средства как интуиция, «вчувствование». Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризм, символическая поэма, пьеса).

Исторические этапы развития постклассической философии

Процесс концептуально-содержательного и те-матического оформления постклассической философии, а также карди-нальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей фило-софствования исторически осуществлялись в несколько этапов.

Первый из них был связан с распадом гегелевской школы философ-ской классики и критическим переосмыслением задач и предмета фило-софской рефлексии. Обнаружила себя тенденция к освобождению философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторически конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф. Ницше, основателя «философии жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления. Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания волю.

Второй этап в становлении постклассической философии был свя-зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак-терные для классических систем и концепций, с другой - обнаружи-лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Кан-ту» оформляется неокантианство. Оно представлено двумя основны-ми философскими школами – марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало форми-роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд – в Англии; Р. Кронер – в Герма-нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле – в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо-лит – во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского – Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жильсон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ-ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Второй этап в становлении постклассической философии сущностно характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ-ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Она достигает свое-образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова-ния. Важнейшими из них являются: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально-феноменологическая; 3) аналитическая.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной фи-лософской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплици-рует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское позна-ние и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время). Классическая философия - это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля. Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире», обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Развитие постклассической философии осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической, экзистенциально-феноменологической и аналитической. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования. Так, экзистенциально-феноменологическая стратегия отвергает объективизм предшествующей философской традиции. Для аналитической стратегии актуальной становится критика субстанциализма философской классики. Социально-критическая стратегия сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической философии.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной философской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплицирует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское познание и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

Поделиться: