Особенности применения ндс при выкупе муниципального имущества. Ндс при приватизации Возмещение ндс при покупке муниципального имущества

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказала в иске о взыскании денежных средств в размере суммы НДС, поскольку если сумма налога не была выделена в договоре купли-продажи, то по умолчанию она включена в цену договора ().

В рассмотренном деле ВС РФ отменил постановление кассационной инстанции, оставив в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций об отказе региональному Управлению ФССП взыскать свыше 1 млн руб. НДС с территориального органа Росимущества на том основании, что на стоимость реализованного имущества должника не был начислен НДС.

Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель на основании исполнительного листа возбудил исполнительное производство в отношении должника. По заказу Управления ФССП была осуществлена оценка рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка) и составлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости. Так, наиболее вероятная величина рыночной стоимости комплекса объектов составила 28,5 млн руб. вместе с НДС.

В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам ч. 10 ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ " " (далее – Закон № 229-ФЗ) снизил стоимость арестованного имущества на 15%, до 24,1 млн руб.

На повторных торгах имущество было продано по цене 25,4 млн руб. При этом в договоре купли-продажи не было указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества. Вырученные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет региональному отделу ФССП, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов – налоговым агентом.

После чего Управление ФССП обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (около 1 млн руб). В обоснование было сказано, что при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС (). Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС и перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не согласились с такими доводами. Они посчитали, что стоимость реализованного имущества была определена в договоре купли-продажи без НДС, и Управление Росимущества, как организатор торгов и налоговый агент, исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества. При этом самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло бы значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость.

Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права ( , ), постановил взыскать с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 млн руб. По мнению судей, Управление Росимущества было обязано дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога.

В итоге ВС РФ указал на то, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ (). При этом начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества (). В то же время отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки (). В данном законе не предусмотрены ни право, ни обязанность независимого оценщика определять НДС при определении рыночной стоимости объекта оценки.

Таким образом, у суда округа не было предусмотренных оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому обжалуемое постановление, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, следует отменить, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – оставить в силе.

В то же время следует учесть, что передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями, облагается НДС (Письма Минфина России от 3 августа 2010 № 03-07-11/334, от 30 июля 2010 № 03-07-11/325, от 17 марта 2010 № 03-07-11/65).

Организации, приобретающие указанное имущество, признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и в соответствии с пунктом 3 статьи 161, обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом как выкупная цена имущества с учетом НДС (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ). Сумма НДС рассчитывается по расчетной ставке (18/118) согласно пункту 4 статьи 164. НДС уплачивается налоговым агентом в бюджет не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом (кварталом), в котором произведена оплата за имущество (ст. 163, п. 1 ст. 174 НК РФ). Подобное мнение содержится в письмах Минфина России от 19 марта 2010 № 03-07-11/72, от 07 июля 2009 № 03-07-14/64.

При исчислении НДС возникает вопрос правильности определения налоговой базы. По этому поводу существуют разъяснения финансового министерства. В письме от 23 июля 2009 № 03-07-11/175 указанно, что при определении налоговой базы по НДС в отношении муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что оценочная стоимость включает сумму НДС.

Следовательно, НДС по реализованному государственному (муниципальному) недвижимому имуществу исчисляется расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.

Пример

Организация приобретает на аукционе по продаже муниципального имущества здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Договорная стоимость приобретенного здания составила 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). В месяце приобретения организацией уплачены государственные пошлины за государственную регистрацию прав организации на здание в размере 15 000 руб.

Приобретенное здание учитывается организацией в бухгалтерском учете в качестве основного средства по первоначальной стоимости (п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 № 26н). В первоначальную стоимость здания включаются договорная цена здания (за вычетом НДС) и сумма государственной пошлины, уплаченная при приобретении здания (абз. 3, 8 п. 8 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации организация приобретает здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования и, как сказано выше, признается налоговым агентом по НДС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Отражены вложения в приобретение внеоборотного актива

Дебет 08-4 Кредит 60 - 500 000 рублей (590 000 — 90 000).

Отражена сумма НДС, по приобретенному зданию

Дебет 19 Кредит 60 - 90 000 рублей.

Удержана сумма НДС с доходов от реализации здания

Дебет 60 Кредит 68 НДС - 90 000 (590 000 х 18/118).

Перечислена выкупная цена здания (за вычетом удержанной суммы НДС)

Дебет 60 Кредит 51 - 500 000 рублей.

Уплачена государственная пошлина

Дебет 68 Кредит 51 - 15 000 рублей.

Государственная пошлина включена в состав первоначальной стоимости приобретенного здания

Дебет 08-4 Кредит 68 - 15 000 рублей.

Приобретенное здание принято к учету в составе объектов ОС

Дебет 01 Кредит 08-4 - 515 000 рублей (500 000 + 15 000).

Принята к вычету сумма НДС по приобретенному зданию (после перечисления НДС в бюджет)

Дебет 68 Кредит 19 - 90 000 рублей.

НДС при льготной («малой») приватизации

Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства , которые арендуют недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и выкупают указанное имущество в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение. С 1 апреля 2011 года указанные операции не признаются объектом обложения НДС. При этом операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Покупатели имущества в таком случае признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС независимо от даты оплаты имущества. Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 23 марта 2011 № 03-07-14/17.

До 1 июля 2013 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества при возмездном отчуждении такого имущества из государственной или муниципальной собственности (ст. 3, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ).


"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, N 13

Главой 21 НК РФ определен перечень операций, которые в силу п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС. С 01.04.2011 данный перечень пополнился - в него вошли операции по реализации (передаче) арендуемого государственного и муниципального имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ <1>, субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП).

<1> Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В этой связи у налогоплательщиков возникают вопросы о порядке применения НДС в отношении договоров купли-продажи муниципального имущества, заключенных как до, так и после указанного периода. В статье представлены официальные ответы Минфина и ФНС на некоторые из них.

Налоговая льгота для субъектов МСП

Итак, согласно пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, в целях гл. 21 НК РФ объектом налогообложения не признаются.

Это означает, что налоговая льгота, установленная пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ для субъектов МСП, распространяется не на все операции по реализации государственного или муниципального имущества, а только на операции, осуществляемые в рамках Федерального закона N 159-ФЗ.

Вместе с тем в отношении аналогичных, но осуществляемых вне рамок указанного Закона операций продолжает действовать норма абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ: в этом случае покупатели - арендаторы вышеуказанного имущества признаются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить НДС расчетным методом, удержать соответствующую сумму налога из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить его в бюджет.

Следовательно, льгота по НДС, установленная пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, заключается в том, что при выкупе арендуемого имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, субъекты МСП не признаются налоговыми агентами по уплате в бюджет НДС.

Условия реализации льготы

Из нормы пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ следует, что льгота по НДС применяется при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ для реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений субъектами МСП. Поэтому далее рассмотрим условия, которые необходимо соблюсти для применения преимущественного права выкупа муниципального имущества.

Во-первых , нужно отметить, что преимущественное право выкупа, следовательно, и льгота по НДС предусмотрены только для субъектов МСП, к которым относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям:

  1. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства <2>:
  • от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно - для малых предприятий;
  • до 15 человек - для микропредприятий;
  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, определенные Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 для каждой категории субъектов МСП (микропредприятия - 60 млн руб., малые предприятия - 400 млн руб., средние предприятия - 1 млрд руб.).
<2> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Во-вторых , не все арендуемые субъектами МСП помещения подпадают под освобождение от уплаты НДС, а только помещения, соответствующие требованиям:

  1. арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании арендатора непрерывно в течение двух лет и более до дня вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ (в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества);
  2. площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;
  3. арендуемое имущество не включено в утвержденные в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства Перечни государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

К сведению. В настоящее время указанные Перечни имущества в соответствии с Распоряжением Росимущества от 22.02.2011 N 184-р "Об утверждении перечней недвижимого федерального имущества для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" утверждены и размещены на официальном сайте Росимущества в Интернете по адресу: http://rosim.ru. Об этом сообщает Минэкономразвития России в Письме от 03.03.2011 N Д05-615.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ у арендатора не должно быть задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням):

  • на день подписания договора купли-продажи арендуемого имущества, заключаемого в течение 30 дней со дня получения субъектом МСП предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества;
  • на день подачи субъектом МСП в уполномоченный орган заявления о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

В-третьих , действие преимущественного права выкупа имущества, соответствующего вышеуказанным требованиям, не бессрочно - воспользоваться им разрешается с 01.01.2009 по 01.07.2013 (ст. 3 <3> Федерального закона N 159-ФЗ). Соответственно, налоговая льгота, предусмотренная пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, действует также в течение ограниченного времени - с 01.04.2011 по 01.07.2013.

<3> В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 N 150-ФЗ действие ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ продлевается до 01.07.2013.

Таким образом, с учетом сказанного можно сделать вывод: с утратой преимущественного права на выкуп арендуемых помещений субъекты МСП теряют возможность применить льготу по НДС, установленную пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой связи назовем случаи, указанные в п. 9 ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ (помимо несоблюдения вышеперечисленных условий), с момента наступления которых субъекты МСП утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

  1. отказ субъекта МСП от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;
  2. истечение 30 дней со дня получения субъектом МСП предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом МСП в указанный срок;
  3. расторжение договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом МСП.

И наконец, нельзя не отметить случаи, поименованные в п. 2 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ, на которые преимущественное право выкупа не распространяется, а значит, не распространяется и льгота по НДС:

  1. отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 209-ФЗ;
  2. отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  3. недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
  4. недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

Особенности применения льготы

Одной их особенностей применения льготы по НДС при реализации государственного или муниципального имущества, по нашему мнению, является механизм ее действия: норма пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ применяется только в отношении сделок, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) с 01.04.2011. Такой вывод следует из разъяснений Минфина России, содержащихся в Письмах от 12.05.2011 N 03-07-07/25, от 04.05.2011 N 03-07-14/44, от 23.03.2011 N 03-07-14/17.

Поэтому основной вопрос, который нуждается в дополнительных разъяснениях, состоит в следующем: применяется ли норма пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ при выкупе арендуемых помещений, передача которых произошла до 01.04.2011, а регистрация перехода права собственности на эти объекты - после 01.04.2011?

Так, в Письме N 03-07-14/17 специалисты финансового ведомства сообщают, что норма пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ применяется в отношении операций по реализации субъектам МСП государственного и муниципального недвижимого имущества, право собственности на которое перешло с 1 апреля 2011 г. Если же право собственности на выкупаемые объекты перешло до указанной даты, то такие операции подлежат налогообложению в ранее действовавшем порядке, установленном абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, независимо от даты оплаты имущества.

В Письме N 03-07-14/44 Минфин России уточняет, какой именно документ в целях гл. 21 НК РФ определяет дату перехода права собственности на выкупаемое в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, муниципальное имущество: в случае если в документе, подтверждающем передачу права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, указана дата после 1 апреля 2011 г., налог на добавленную стоимость при приобретении этого имущества уплачивать не следует независимо от порядка его оплаты.

Аналогичный вывод следует из Письма N 03-07-07/25, в котором Минфин России еще раз сделал акцент на том, что в случае реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло к субъектам МСП до 1 апреля 2011 г., за покупателями-арендаторами сохраняется обязанность налогового агента по уплате НДС. При этом не имеет значения, что уплата будет производиться после указанной даты.

Пример 1 . Организация, относящаяся к субъектам МСП и арендующая муниципальное имущество (складское помещение), выкупает его в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ. В феврале 2011 г. документы по данной сделке переданы на государственную регистрацию. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на складское помещение покупатель получил 4 апреля 2011 г. В нем значится, что регистрационная запись о праве собственности покупателя на приобретенное помещение внесена в ЕГРП 30 марта 2011 г.

Исходя из условий примера организация не имеет права воспользоваться налоговой льготой, установленной пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, поскольку запись о переходе права собственности в ЕГРП произведена 30 марта 2011 г., а данная норма действует с 1 апреля 2011 г.

Пример 2 . Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на складское помещение указано, что регистрационная запись о праве собственности покупателя на приобретенное помещение внесена в ЕГРП 1 апреля 2011 г.

В этом случае в силу пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ операция по реализации муниципального имущества освобождается от налогообложения, соответственно, субъект МСП при выкупе данного имущества не признается налоговым агентом по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Другая особенность применения льготы по НДС связана с порядком оплаты государственного или муниципального имущества, выкупаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение. Согласно ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ оплата указанного имущества осуществляется покупателями-арендаторами единовременно или в рассрочку . Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов РФ.

В этой связи возникает вопрос: подлежит ли исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011 в рамках договора, предусматривающего порядок уплаты в виде рассрочки, если государственная регистрация перехода права собственности на выкупаемое помещение произошла до 01.04.2011?

Официальная позиция по данному вопросу однозначна: операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло к субъектам МСП до 1 апреля 2011 г., подлежат обложению НДС в ранее действовавшем порядке, установленном абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, в соответствии с которым исчислять и уплачивать НДС должны налоговые агенты - покупатели имущества независимо от даты оплаты имущества (Письмо N 03-07-07/25).

Таким образом, если переход права собственности зарегистрирован в ЕГРП до 1 апреля 2011 г., то при реализации указанного имущества в целях гл. 21 НК РФ возникает объект налогообложения на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. В этом случае покупатель-арендатор при выплате доходов продавцу должен уплатить НДС в бюджет, в том числе из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011 по договору с рассрочкой платежа.

Порядок заполнения декларации

В силу Порядка заполнения налоговой декларации <4> операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС (далее - декларация). При этом в графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражаются Коды операций в соответствии с Приложением 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (далее - Перечень кодов).

<4> Утвержден Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Однако в настоящее время в имеющихся разделах Перечня кодов - разд. I "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" и разд. II "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" не предусмотрена льгота по НДС, установленная пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ.

ФНС России в Письме от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4782@ "продиктовала" следующий порядок действий: до внесения соответствующих изменений в Перечень кодов налогоплательщики вправе в разд. 7 декларации отразить операции, предусмотренные в пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, под кодом 1010815. Налоговики указали, что при сложившихся обстоятельствах использование налогоплательщиками кода 1010800 до момента официального установления кода 1010815 для указанных операций не будет являться нарушением.

О.А.Мазур

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Общество является плательщиком НДС. Оформление первичной документации в части НДС.

Вопрос: Вопрос: ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Фактически Общество является плательщиком НДС. В договоре общая стоимость так же указана - без учета НДС. При реализации и выставлении с-фактуры нужно начислить НДС сверху или определить его расчетным путем?

Ответ: Если сумма НДС в договоре не выделена, при этом в договоре прямо не сказано «Без НДС» или это не следует из условий договора, то сумму налога организации-продавцу нужно определить по расчетной ставке НДС.

Если же в договоре прямо указано, что объект договора НДС не облагается, то в этом случае сумму налога следует начислять сверх общей цены договора.

Обоснование

Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

Реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС . Перечень таких операций приведен в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Начислять НДС к уплате в бюджет нужно применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Налоговая база

В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке (). Это касается следующих ситуаций:

  • реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям ;
  • реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе ;
  • реализации имущества, которое ранее учитывалось с учетом НДС ;
  • реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленной у граждан ;
  • реализации автомобилей, приобретенных ранее у граждан для перепродажи ;
  • производства товаров из давальческого сырья ;
  • реализации имущественных прав ;
  • реализации посреднических услуг ;
  • реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг)

В январе текущего года ООО «Альфа» (продавец) отгрузило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) партию готовой продукции, облагаемой НДС по ставке 18 процентов. Себестоимость этой партии по данным бухгалтерского и налогового учета «Альфы» - 80 000 руб.

Цена готовой продукции (без НДС), согласно заключенному договору, - 100 000 руб. Эта цена соответствует рыночному уровню.

Таким образом, сумма НДС, предъявленная продавцом («Альфа») покупателю («Гермесу»), составляет:
100 000 руб. ? 18% = 18 000 руб.

Цена партии готовой продукции с учетом НДС равна:
100 000 руб. + 18 000 руб. = 118 000 руб.

По результатам этой сделки в I квартале текущего года бухгалтер «Альфы» должен начислить НДС в сумме 18 000 руб.

Авансов в счет предстоящей поставки продавец от покупателя не получал.

В бухучете продавца («Альфы») реализация готовой продукции была отражена так:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации партии готовой продукции;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 18 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-2 Кредит 43
- 80 000 руб. - списана себестоимость реализованной готовой продукции.

Ситуация: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком. Стоимость каждого объекта в договоре не выделена

НДС рассчитайте исходя из балансовой стоимости каждого объекта (здания и участка) с учетом поправочного коэффициента.

В рассматриваемой ситуации следует применять порядок, предусмотренный Налогового кодекса РФ. То есть налоговую базу по НДС нужно определить отдельно по каждому виду имущества (земельному участку и зданию).

Поправочный коэффициент рассчитайте так:

Поскольку реализация земельных участков НДС не облагается, налог нужно начислить только со стоимости здания.

НДС со стоимости здания рассчитайте по формуле:

НДС = Стоимость здания : 18/118

Реализацию участка вместе с расположенным на нем зданием оформите сводным счетом-фактурой. В нем укажите стоимость каждого объекта в отдельности. При этом в итоговой строке по графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего» укажите общую стоимость участка со зданием. Поскольку продажа земельного участка НДС не облагается, в графах 7 «Налоговая ставка» и 8 «Сумма налога» по строке, где указана стоимость земельного участка, поставьте прочерки. К сводному счету-фактуре приложите акты инвентаризации с указанием балансовой стоимости каждого из объектов (п. 4 ст. 158 НК РФ).

Так рекомендует поступать Минфин России в письме от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86 .

Пример: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком

ООО «Альфа» продает земельный участок вместе с расположенным на нем зданием склада. Общая цена реализации - 160 000 000 руб.

Балансовая стоимость земельного участка - 45 000 000 руб., здания склада - 72 000 000 руб.

Чтобы определить налоговую базу, бухгалтер рассчитал поправочный коэффициент:

160 000 000 руб.: (45 000 000 руб. + 72 000 000 руб.) = 1,36752137

Налоговая база по зданию склада равна:

72 000 000 руб. ? 1,36752137 = 98 461 538 руб.

С этой суммы бухгалтер начислил НДС по ставке 18/118 процентов.

98 461 539 руб. ? 18/118 = 15 019 557 руб.

Цена земельного участка равна:

45 000 000 руб. ? 1,36752137 = 61 538 462 руб.

Поскольку реализация земельных участков не облагается НДС, налог с него бухгалтер не начислял.

В сводном счете-фактуре бухгалтер отразил стоимость каждого объекта. При этом по земельному участку в графах 7 и 8 счета-фактуры бухгалтер поставил прочерки.

На стоимость реализованного участка с расположенным на нем зданием бухгалтер оформил сводный счет-фактуру .

2. Из Письма ФНС России от 05.10.2016 № СД-4-3/18862@

НДС: цена договора сформирована без НДС
Вопрос:
О ставке НДС при реализации услуг, если цена договора сформирована без НДС.

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу, касающемуся порядка применения нормы пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
Как следует из запроса, при реализации услуг налогоплательщиком необоснованно применена льгота, предусмотренная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса . Налоговая база определена налоговым органом как сумма реализации по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), умноженная на налоговую ставку 18 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 , и 4 статьи 164 Кодекса .
В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Кодекса , сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса , к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 , при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 Кодекса сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса , необоснованно.
Кроме того, пункт 4 статьи 164 Кодекса , устанавливающий перечень случаев применения расчетной ставки, не предусматривает такого основания для ее применения, как обложение налогом выручки (ранее не включенной в объект налогообложения) в связи с неправомерным использованием налоговой льготы (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.12.2012 по делу № А40-133513/10-129-398).
В этой связи при реализации услуг с применением освобождения от налогообложения НДС и формировании цены договора без НДС налог начисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 18 процентов.
При этом обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае в ходе мероприятий налогового контроля на основании доказательств в их совокупности и взаимной связи.

ФНС назвала случай, когда нужно доплатить НДС из денег компании

Надо доплатить налог по ставке 18 или 10 процентов сверх цены товара, если компания по ошибке освободила выручку от НДС. Такой вывод сделала ФНС России в письме от 05.10.16 № СД-4-3/18862@ (ответ на частный вопрос).

Операции, которые освобождены от НДС, названы в статье 149 НК РФ. Перечень закрытый, а потому применять льготу по любым сделкам нельзя. Но компания может ошибиться и определить цену в договоре без НДС, хотя операция облагается налогом. Например, путаница бывает с гарантийным и обычным ремонтом. Гарантийный НДС не облагается, а на услуги по обычному ремонту льгота не действует.

Если компания ошиблась, то налог надо доплатить. Но не ясно, как его рассчитать. Есть два варианта: начислять налог сверх общей цены либо выделить внутри стоимости по ставке 18/118 или 10/110.

В письме ФНС уточнила, что компания не вправе применять расчетную ставку, если в договоре изначально записала цену без налога. Например, уточнила — «без НДС» или «НДС не облагается». Поэтому начислите НДС сверх стоимости товара по ставке 18 или 10 процентов (п. , ст. 164 НК РФ).

Продавец может предъявить НДС покупателю. Но добиться оплаты налога сверх цены договора удается только в суде (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.16 № Ф09-2459/16).

На цифрах

В 2016 году компания ремонтировала оборудование. Общая стоимость услуг в договоре — 600 тыс. рублей. Организация записала, что цена услуги без НДС, поскольку считала, что ремонт гарантийный. С услуг надо начислить НДС сверх цены — 108 000 руб. (600 000 руб. ? 18%).

Расчетную ставку применяйте, если в договоре не записали, включает ли цена НДС (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Во врезке мы привели случаи, когда надо применять расчетную ставку.

Ст. 154 НК РФ), и др.

Поделиться: