Андрей рублев. Краткая биография андрея рублева Краткое сообщение об андрее рублеве

Андрей Рублёв (ок. 1360-1428) – величайший из древнерусских живописцев, автор икон, фресок и книжных миниатюр.

О его жизни до нас дошли лишь отрывочные сведения из летописей. Нет точных данных, где родился иконописец (вероятно, в Москве или Новгороде), но можно предположить, что он был выходцем из семьи ремесленников. На это намекает прозвище «Рублёв», поскольку «рубель» – инструмент кожевенного производства. Имя Андрей иконописец получил, приняв монашеский постриг в Андрониковом монастыре. Его мирское имя до нас не дошло.

Русская культура. Андрей Рублёв

В конце 1390-х годов Рублёв работал над украшением «Евангелия Хитрово», книжные миниатюры которого стали первыми дошедшими до нас произведениями мастера. В 1405 году он вместе с прославленным Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля . Очевидно, старшие по возрасту соавторы Рублёва были его учителями. Росписи Благовещенского собора просуществовали недолго: в 1416 году храм был полностью перестроен. Сохранился лишь иконостас, для которого Рублёв написал 7 икон праздничного чина.

В 1408 году Рублёв выполнял фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире, на пару со своим верным другом и сопостником Даниилом Черным. В 1410-х годах мастер работал над росписями и иконостасом Успенского собора на Городке в Звенигороде. Сохранились три иконы с изображением Спаса, архангела Михаила и апостола Павла, приписываемые кисти Рублёва. Сегодня они находятся в Третьяковской галерее.

Андрей Рублёв. Спас Звенигородский. 1400

В 1425-1427 годах Рублёв вместе с Даниилом Черным расписывал интерьеры Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря , основанного Сергием Радонежским , но эти фрески до наших дней не сохранились. Вероятно, икона «Троица », самая знаменитая из рублёвских икон, была написана для иконостаса этого храма.

Андрей Рублёв. Троица. Ок. 1411

Весной 1428 года Рублёв работал над росписью Спасского собора Андроникова монастыря. Возле колокольни собора он был похоронен осенью того же года, скончавшись во время эпидемии чумы.

Как мы видим, до нас дошли лишь считанные произведения Рублёва. Но даже то немногое, что мы имеем сегодня, позволяет безоговорочно судить о его творчестве как о вершине древнерусской живописи. В своем искусстве Рублёв соединил традиции византийской живописи, утонченной и благородной, но несколько суровой, мрачноватой и аскетичной, с характерными чертами московской иконописи, с ее светлым лиризмом и задушевностью.

Образы Рублёва не просто овеяны ореолом теплоты и человечности, они несут в себе большую внутреннюю силу, необычайную нравственную чистоту и духовность. На иконы Рублёва хочется смотреть подолгу, погружаясь в атмосферу благости, любви и покоя, всеобщего мира и согласия, созвучного душе любого русского человека. Безупречное чувство цвета и композиции, совершенство форм и пропорций, гармоничная мягкость живописной манеры заставляют говорить о произведениях Рублёва, как о лучших образчиках русской живописи.

Андрей Рублёв. Богоматерь Владимирская. Ок. 1408

Андрей Рублёв был знаменит ещё при жизни, а после смерти его имя буквально стало легендой. Почти все московские иконописцы XV-XVI веков испытали на себе влияние рублёвского стиля. В 1551 году на Стоглавом соборе иконы Рублёва были официально провозглашены образцом для подражания.

По свидетельствам современников, Рублёв отличался необычайной мудростью и праведностью. С XVI столетия его почитают как местного московского святого. В 1988 году Русская Православная церковь причислила Андрея Рублёва к лику преподобных святых.

В 1966 году «культовый» кинорежиссер Андрей Тарковский снял историческую дра­му «Андрей Рублёв» по мотивам жизни и духовных исканий великого иконописца. В ней он, к сожалению, не избежал пренебрежительного отношения к Древней Руси, которое упорно насаждалось тогда господствующей коммунистической идеологией.

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).

Творчество Андрея Рублева

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все - рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами - Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 - 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV - н. XV в.), иконы - “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” - все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека. Самой выдающейся работой Рублёва считается икона «Живоначальная Троица», изображающая трех ангелов и чащу в центре. Среди других знаменитых работ Рублёва – «Апостол Павел», «Спас из Звенигородского чина», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе. Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Андрей Рублев сообщение 5 класс кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации о жизни и деятельности русского иконописца. Доклад о Андрее Рублеве можно дополнить интересными фактами.

Андрей Рублев доклад

Иконописец Андрей Рублев для людей мирового православия является символом искусства и эталоном величия славянского духа. Его фрески и иконы дышат вселенной, безмятежностью, гармонией. Творчество мастера сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Лики святых, нарисованных рукой гения, истощают красоту, самопожертвование и величие человека.

Иконописец появился на свет на территории Московского княжества в 1360 году. Некоторые источники указывают, что местом его рождения был Великий Новгород. Сведений о семье, детстве и юности художника практически нет. Отталкиваясь от его фамилии, историки предполагают, что предками мастера были ремесленники.

В 1405 году было найдено первое письменное упоминание о нем.Согласно летописи чернец Рублев вместе с Прохором-старцем и , прибывшим из Кафы, расписал в Московском кремле стены Благовещенского собора. Поскольку такую работу могли доверить только талантливому и уважаемому мастеру, то ученые предполагают, что юный Рублев уже имел опыт художественной славянской иконописи. После работы с Греком и Прохором-старцем, он перенял некую технику мазков и выработал свой стиль иконописи. До наших дней в соборном иконостасе Благовещенского храма сохранилось 7икон, написанных его рукой.

Еще одно письменное упоминание о художнике датируется 1408 годом. В начале XV века вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев расписал под Звенигородом Успенский собор и Владимирскую церковь. В конце этого же года на Русь напало полчище татарского хана Едигея. Они разрушили Переславль, Серпухов, Ростов и Нижний Новгород, подошли к Москве. Татарское войско разрушило Троицкий монастырь, а в 1410 году разорили Успенский собор. Поэтому большинство работ Андрея Рублева было уничтожено.

Последующие 20 лет об иконописце ничего не слышно. Возможно, он пребывал все время в Андрониковом монастыре. В 1422 году началось восстановление Троице-Сергиева монастыря. Для росписи стен игумен Никон приглашает Рублева. Он создал икону «Троица» для собора, которая стала вершиной и шедевром творческого наследия мастера.

Великий иконописец Андрей Рублев скончался в 1428 году в Москве, где бушевала эпидемия чумы. Он умер в Андрониковом монастыре, где трудился с Даниилом Черным над фресками Спасского собора. Некоторые ученые утверждаю, что его не стало весной 1930 года.

  • Какое мирское имя было у Рублева неизвестно (Андреем он стал после монашеского пострига в монастыре на левобережье Яузы). Единственное о чем можно точно утверждать, так это то,что его отчество Иванович: на иконе того времени была найдена подпись «Андрей Иванов сын Рублев».
  • Художник в основном писал фигуры архангела Михаила и апостола Петра, мучеников Георгия и Дмитрия, святых Флора и Лавра. Его кисти принадлежат три фрески «Звенигородского чина», фреска «Преображение», икона «Спас», иллюстрации к «Евангелию Хитрову», иконы Владимирская Богоматерь», «Архангел Михаил» и«Апостол Павел».
  • В молодости он отказался от семьи и желания иметь детей, так как принял монашеский постриг.
  • После смерти Андрея Рублева вскоре умер и его друг Даниил Черный. Перед кончиной ему явился Рублев и призывал пойти с собой в рай.
  • Художника в 1988 году канонизировали и причислили к лику святых. Церковь учредила день его памяти 17 июля.

Надеемся, что сообщение о Андрее Рублеве помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке.

» (музыка К. Я. Листова), «Трое любимых» (музыка Ильи Жака), «Вальс дружбы» (музыка Арама Хачатуряна), «Чудесно живётся» (музыка Аркадия Островского , 1952), «Песня о чекистах» (музыка Николая Речменского), «Нам открыты все пути» (музыка Аркадия Островского), «Песня о родной стране» (музыка Анатолия Лепина), «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» (музыка А. Новикова), «Подарок Сталину от девочки из Вьетнама» (музыка З. Левиной), «Песня о китайском мальчике» (музыка З. Левиной), «Песня французского докера» (на музыку Никиты Богословского), «Слава отважным», «Письмо Наркому», «Песня о героях», «Жена командира», «Победоносная».

Написал пьесы «В дни мира» («Сёстры», с А. Ирининым, 1948), «Пропал без вести» (в 3-х действиях, 7 картинах, 1942), «Строгая любовь» (в 4-х действиях, 8 картинах, с А. Свириным, 1950), сценарий «Сказочное происшествие на письменном столе» («Как в сказке», 1954).

Жена - Антонина Николаевна - работала в Союзе писателей СССР, вторым браком замужем за поэтом и переводчиком Марком Максимовым .

Книги

  • Баллада о жизни. М.: Советский писатель, 1957.

Нотные издания

  • Пионеры едут в лагеря (музыка Льва Солина). М.: Музгиз, 1955.
  • Севастопольский вальс: Для среднего голоса с фортепиано (музыка К. Я. Листова). М.: Музфонд СССР, 1956.
  • Голос сердца отдадим: Для голоса и хора с сопровождием баяна (музыка Е. Курашова). Якутск , 1957.
  • Ариозо матери из кантаты «Нам нужен мир»: Для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано: des. 1-ges. 2 (музыка А. Г. Новикова). М.: Музгиз, 1963.
  • Мать (Из поэмы «Нам нужен мир»): Для среднего голоса в сопровождении фортепиано: des 1-ges. 2 (музыка А. Г. Новикова). М.: Музыка, 1964.
  • А. Г. Новикова). М.: Музыка, 1965.
  • Ариозо матери из кантаты «Нам нужен мир»: Для голоса в сопровождении фортепиано: d. 1-ges. 2. (музыка А. Г. Новикова). М.: Музыка, 1967.
  • Нам нужен мир: Поэма для чтеца, солистов, смешанного хора и оркестра (музыка А. Г. Новикова). М.: Музыка, 1977.

Напишите отзыв о статье "Рублёв, Георгий Львович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рублёв, Георгий Львович

Княжна ошиблась ответом.
– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Поделиться: