Институт археологии как поступить. Археология как профессия

Профессия – археолог

В рубрике «Университет в рассказах», посвященной пятидесятилетию Новосибирского государственного университета, – истории жизни выпускников НГУ, добившихся успеха в области науки и образования, рассказанные ими самими. Доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак – специалист в области археологии и древней истории Сибири. Широко известны ее исследования «замерзших» могил пазырыкской культуры на плато Укок в Горном Алтае, за открытие и исследование которых она была удостоена Государственной премии РФ в 2005 г. В настоящее время под руководством автора проводятся археологические работы в Северной Монголии в рамках большого проекта по изучению культуры хунну – создателей первой в мире кочевой империи

Одна очень умная и странная женщина, французская писательница и философ Симона Вейль однажды сказала: «Откуда придет к нам возрождение, к нам, загрязнившим и опустошившим весь земной шар? Только из прошлого, если мы его полюбили…»

Вещи переживают людей – и надолго: могут проходить тысячелетия, а вещь будет оставаться «живой». И когда мы впервые соприкасаемся с прошлым в буквальном смысле этого слова, с нами происходит нечто очень важное – мы получаем послание прошедших эпох, даже если в этот момент не осознаем этого. Вещи переживают людей, чтобы рассказать нам о своих владельцах, – в этом их великая миссия. Ведь никто из тех, кто многие века обживал нашу планету, не хотел быть забытым. Они оставляли после себя маленькие поселения и города, ирригационные каналы и крепостные валы, таинственные каменные выкладки и могилы, драгоценные украшения и керамическую посуду и многое-многое другое, неведомое нам. Поэтому главная цель исследователя – помочь древним вещам и памятникам «заговорить», восстановить с их помощью нити, ведущие в прошлое и связывающие нас с нашими предшественниками на Земле; осознать, наконец, что наше современное общество со всеми его проблемами и достижениями всего лишь одна из страниц Истории, скорее даже небольшой абзац на странице.

У археолога свой взгляд на материальных свидетелей прошлого. До раскопок «замерзших» погребений пазырыкского Укока я работала в Барабинской степи, где наши находки были не столь эффектны, как на Алтае, – в основном сотни фрагментов керамики и немногочисленные предметы древнего искусства. Но радость открытия того, что до тебя никто не видел и к чему ты прикоснулся первым после тех, кто много веков назад пользовался этими вещами, была огромной! Самая обычная, на первый взгляд, вещь может многое поведать. Это хорошо понимают люди творческие, даже далекие от археологии: «...Кто умеет видеть, тот даже по ручке дверного молотка сумеет восстановить дух века и облик короля», – писал Виктор Гюго.

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Гуманитарное воспитание

Когда я поступала в Новосибирский университет на отделение истории, я уже точно знала, что хочу быть археологом, о чем сообщила на первом же собеседовании. Реакция приемной комиссии на мой выбор была явно скептической, тем не менее я стала единственной девушкой на курсе, которая специализировалась по археологии. Кроме меня был еще один археолог – Виктор Добжанский. (Удивительно, но сейчас ситуация поменялась кардинально: в этом году на отделение археологии поступили одни девушки – археология стала просто какой-то девичьей мечтой.)

В моем университетском дипломе записано «историк», а не «археолог», и это точно отражает сильные стороны гуманитарного образования, которое давал НГУ в середине 1970-х гг. Известный ученый и писатель Н. Я. Эйдельман читал нам спецкурс о декабристах, Окладников однажды привез знаменитого немецкого этнографа и археолога К. Йетмара с лекцией о его исследованиях в Гиндукуше, а в Доме ученых, сидя на лестнице в проходе переполненного зала, можно было услышать самого Льва Николаевича Гумилева, который рассказывал о своей теории пассионарности – и весь зал конспектировал!

Но и наши преподаватели в НГУ были людьми необычными, каждый со своей непростой судьбой, способные навсегда поразить воображение вчерашних школьников. Сейчас я понимаю, как много взяла от учителей: и навыки по структурированию материала, и манеру его изложения, и привычку тщательно изучать все источники по теме, прежде чем написать что-то свое... И вот это последнее – самое главное. Ведь все наши преподаватели были известными учеными, у каждого уже были написаны множество книг и статей. На семинарах и в курсовых работах ценился не подбор цитат, а самостоятельные выводы и рассуждения, ценилось новое.

И хотя преподаватели различались характерами, научными взглядами и подходом к обучению, их объединяло одно – умение внушить студентам любовь к своему предмету. Чего стоили, к примеру, лекции Н. Н. Покровского по истории России или Н. В. Ревякиной по истории средних веков! Несколько раз мне даже приходила в голову шальная мысль начать специализироваться по средневековью. И до сих пор я покупаю и читаю всю литературу об этой эпохе – просто потому, что не могу пройти мимо и хочу все знать. Эта любовь привита навек.

Полевые семестры

После первого курса у гуманитариев была археологическая практика, обязательная для всех. И волею судьбы мы с Добжанским попали в отряд к В. И. Молодину, тогда очень молодому (всего 25 лет) кандидату наук. Экспедиция была не куда-нибудь, а в зону затопления Усть-Илимской ГЭС… Тайга, гнус, раскопки старинного острога; рядом – совершенно особый, интересный народ, строители будущей ГЭС. Ребята, с которыми я встретилась в экспедиции, стали моими лучшими друзьями на всю жизнь.

Может быть, в другом месте все сложилось бы иначе, но здесь я увидела людей потрясающе увлеченных, трудолюбивых, дружных, отзывчивых, у которых было чему поучиться. Когда наш начальник о чем-то рассуждал над открытым слоем, я думала: «Господи, я никогда в жизни так не смогу – что там можно вообще увидеть?!» Это было потрясение, чудо из чудес, восхищение профессионализмом. Я мечтала, что когда-нибудь тоже смогу вот так стоять над раскопом и понимать, что в нем скрывается. К концу экспедиции я уже точно знала, что эта работа – все, чего я хочу в жизни.

…Оглядываясь на свои студенческие годы, до сих пор искренне поражаюсь отношению преподавателей и руководства факультета к нам, двум единственным на курсе археологам. Нам шли навстречу буквально во всем, что касалось профессиональных надобностей и интересов. Начиная со второго курса нам позволяли сдавать сессию досрочно. В мае я уезжала на полевую практику и возвращалась только к октябрю – родители уже начинали разыскивать меня через деканат.

И никто из руководства факультета и преподавателей не упрекал за опоздание к началу учебного года. В деканате были свято уверены, что если студент способен наверстать пропущенный материал без ущерба для успеваемости, то не следует мешать его профессиональной подготовке. Такая уникальная ситуация, когда драгоценное время, необходимое для специализации, университет ценит и уважает не меньше, чем сам студент, вряд ли могла иметь место где-нибудь еще.

В результате я получила бесценный полевой опыт, успев во время учебы побывать на раскопках на Алтае, в Восточной Сибири, в Хакасии. После третьего курса университета руководила уже собственными раскопками, что тогда было большой честью, а сегодня попросту невозможно.

А бесконечные научные студенческие конференции, региональные и всесоюзные, на которые я ездила начиная со второго курса и которые оплачивались университетом! Москва, Свердловск, Сыктывкар, Кемерово, Барнаул – где мы только ни побывали! На этих конференциях мы проверяли себя, учились рассказывать о своих результатах, узнавали, кто, что и где раскапывает, знакомились… Многие из ребят остались в профессии, стали известными археологами, написали замечательные книги. Наш мир уже тогда был тесен, таким он остается и сейчас.

Между экспедициями много времени мы проводили в Институте археологии СО РАН (тогда Институте истории, филологии и философии). Наше место – чердак нынешнего Института экономики, бывшее хранилище и реставрационный центр, где перебирали, склеивали, рисовали и описывали целые горы найденной на раскопках керамики – самого «говорящего» исторического материала. Керамика – как древние письмена, и уметь их «читать на кончиках пальцев» должен любой образованный археолог. А при ее зарисовке открывается еще больше информации: свои статьи я иллюстрировала сама, тщательно зарисовывая все фрагменты.

Дипломную работу я написала по бронзовому веку Барабинской степи на основе собственного материала, который удалось получить за годы студенческих раскопок. Мне очень везло в том, что на каждом жизненном этапе, как по волшебству, вдруг появлялся человек, благодаря общению с которым я начинала расти. Тогда, в студенческие годы, таким человеком оказалась Айна Петровна Погожева – москвичка, археолог, занимающаяся одной из самых загадочных и красивых культур эпохи бронзы – трипольской. У нее за спиной было множество экспедиций, проходивших в самых разных местах, исследовавших самые разные эпохи. Я помню холодные весенние ночи на Кара-Тенеше в Горном Алтае, когда мы сидели у костра под колючим от звезд небом, а она рассказывала о раскопках пещерного буддийского храма где-то в районе Термеза и об исследовании знаменитых Бесшатырских курганов в Казахстане с их системой подземных ходов и многое-многое другое, о чем можно писать целую книгу. Благодаря ей археология приобрела для меня тот таинственный смысл, без которого, как я сейчас уже понимаю, трудно связать т. н. артефакты и людей, которые их создавали и которым они принадлежали. Перефразируя Б. Рассела, можно сказать, что без признания того, что существует реальность, выходящая за пределы повседневной тривиальности, невозможно сделать что-то значимое.

Петербургский ренессанс

Начало самостоятельной научной жизни оказалось непростым. Попасть в аспирантуру было трудно: это давало гарантию получения места в научно-исследовательском институте, что тогда вообще было счастьем и большой честью. И поэтому в аспирантуру просто так не брали. Для женщины же путь в наш археологический институт был практически закрыт.

Поэтому после окончания университета я работала по хоздоговорным темам в Средне-Енисейской комплексной экспедиции при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. По хоздоговору – это значит практически без заработка, причем каждые три месяца тебя увольняют и снова нанимают. Как следствие – проблемы с пропиской и жильем.

Так продолжалось три года. А потом была аспирантура – уже в самом Ленинграде. В то время в Археологическом институте был мощный по своему составу сибирский сектор (достаточно назвать имена таких известных ученых, как М. П. Грязнов, Д. Г. Савинов, Г. Максименко, Э. Б. Вадецкая, М. П. Пшеницына, Г. В. Длужневская), поэтому я со своей тематикой по раннему железному веку Барабы хорошо туда вписалась.

Это было незабываемое время – Ленинград кого угодно околдует. Мне в Сибири до сих пор не хватает его архитектуры – старинных особняков и дворцов, соборов и театров. В те годы город еще не был изуродован рекламой и новоделом и, если идти по Невскому и скользить взглядом по верхним этажам, легко можно было представить себя в Санкт-Петербурге XIX века или Питере начала 1920-х.

Эрмитаж был местом, куда я ходила как на работу, причем не только в его парадные залы, но и в скрытые от глаз фонды, где хранились настоящие археологические сокровища. А чего стоила одна библиотека в Институте археологии, который сам располагался во дворце, – маленький зал, обшитый дубовыми панелями, и окно, которое выходило прямо на Петропавловку, где в полдень грохотала пушка…

В Ленинграде я близко познакомилась с востоковедами; ходила на лекции к ученым, о которых раньше мне доводилось только слышать… Это были не просто другие люди – другая археология, далеко выходящая за рамки какой-нибудь узко специализированной «бронзы» маленького района. И опять новые люди, новые друзья...

Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Глебовичем Савиновым, одним из самых замечательных ученых энциклопедического знания. Он, будучи известным археологом, читал курс этнографии в Ленинградском университете, и на его лекции собирались не только гуманитарии. Гуляя вдоль Крюкова канала, мы обсуждали с ним практически нереальные возможности дальнейшего изучения фантастической по своей красоте пазырыкской культуры Горного Алтая. Так что начало «пазырыкского» этапа в моей жизни – это, конечно, Ленинград, Эрмитаж и Дмитрий Глебович.

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Командный успех

Никакое археологическое исследование не может быть успешным без команды. Успехом в исследовании памятников пазырыкской культуры я во многом обязана своему отряду. Уже после первого сезона в 1991-м студенты из Новосибирского пединститута, составившие костяк отряда, – Антон Лучанский, Саша Павлов, Костя Банников, Лена Кузнецова и другие ребята – были околдованы Укоком и стали ездить туда каждый год.

Они проработали со мной на этом высокогорном плато многие полевые сезоны. И ту работу, которую ребята проделывали в рекордные сроки и в самых экстремальных условиях, я иначе как подвигом назвать не могу. В этом смысле у меня и сегодня ничего не изменилось. Моя нынешняя команда – Женя Богданов и Людмила Петровна Кундо – такие же беззаветно преданные профессии люди. Пять месяцев, с мая до поздней осени, мы провели на раскопках 20-го Ноин-Улинского кургана в Монголии, и мне ни разу не пришлось услышать от них сакраментальную фразу: «Когда же мы наконец уедем отсюда?» И это всегда удивляло наших монгольских коллег, утверждавших, что российские археологи проводят в поле больше времени, чем все другие иностранные экспедиции, вместе взятые. Но профессия – это ведь образ жизни…

Большие удачи должны многому научить – например, ставить высокую планку и уже в соответствии с ней формулировать новые задачи... Это естественно – ведь человек растет в зависимости от целей, которые перед собой ставит. И последние должны быть всегда немного больше твоих сил – иного способа двигаться вперед не существует.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет

Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена. (Цитата немецкого историка Э. Церен.)

Без достаточной доли фанатизма, авантюризма и любви к истории люди в археологию не приходят.

Тяга к древним временам, странам, цивилизациям, интерес к давно ушедшим и таинственным временам — вот что движет любителями «покопаться в песочке».

Как уверяют сами археологи, стоит тебе найти хотя бы несколько черепков посуды, сохранившихся, скажем, со времен средневековья — жажда прикоснуться к истории никогда тебя не покинет.

А чем же на самом деле занимается археолог?

Ученый-археолог может, к примеру, изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Личные качества

Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в различных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы.

Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как индивидуальной, так и в команде.

В большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Образование (Что надо знать?)

Умея правильно использовать лопату и обладая должным энтузиазмом вкупе с наличием некоторых денежных средств в собственном кармане попасть на раскопки не очень сложно.

Но для того, чтобы стать настоящим специалистом в своей отрасли, необходимо уметь делать целый ряд вещей.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее.

Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Место работы и карьера

Основной род деятельности археолога — это проведение раскопок с целью поиска памятников старины и других исторически значимых объектов.

Археологи также находят себе применение в музеях, где занимаются обеспечением сохранности найденных при раскопках предметов, знакомят посетителей с находками и результатами их исследования, организуют выставки и подготавливают экскурсии.

А может вы войдете в историю как Генрих Шлиман, прославившийся своими находками в Малой Азии на месте античной (гомеровской) Трои, или как Говард Картер, который открыл гробницу Тутанхамона.

Родственные профессии:

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт социально-гуманитарных наук

Очная (4 года)

бесплатно (17 мест)
139 707

Профессию археолога можно смело отнести к тем специальностям, которые манят своей романтикой, таинственностью и, в некоторой степени, мистичностью. Многие люди уверены, что данную специальность можно сравнить с кладоискательством. В каком-то смысле, так и есть. Давайте разберемся, кто такие археологи, плюсы и минусы профессии, куда пойти учиться, чтобы стать археологом.

Археолог – это человек, который ищет ключики к прошлому, открывает занавес тайн. Одним словом, занимается раскопками и находится в вечном поиске источников для проведения исследований. Да, эту профессию можно сравнить с поиском кладов, но разница между ними есть.

Цель кладоискателя — найти, чем бы поживится, тогда как археолог отправляется на поиски древних реликвий. Одним словом, это люди, которые готовы жертвовать всем «ради искусства».

Археологическую деятельность можно сравнить с работой следователей, детективов. От тех и других требуются: внимание, творческий подход, хорошо развитое воображение и абстрактное мышление.

Звание первого искателя древностей принадлежит великому поэту и мыслителю Лукрецию, который еще в первом столетии до нашей эры рассказал о каменном, бронзовом и железном веке. Профессия археолога стала популярной в Древнем Риме и Греции.

Тогда также проводили масштабные раскопки, находили различные памятники архитектуры. Само понятие «археология» было придумано Платоном, который так обозначил «историю минувшего времени».

Важно отметить! Археология, как отдельная наука, была выделена лишь в начале XX столетия.

Сегодня выделяют три направления этой науки:

  • полевая – раскопки ведутся на суше;
  • подводная – древние артефакты ищут под водой;
  • экспериментальная – предметы, используемые нашими предками, реконструируют при помощи технологий и материалов, что применялись в исследуемой эпохе.

Самих же исследователей условно разделяют на группы специалистов, что изучают определенный исторический период и регион. Что делает археолог или какая его задача, спросите вы. Он занимается поиском артефактов, которые исследуют в лаборатории, реставрируют и делают выводы на основе полученных данных.

Еще одной из задач исследователей древности можно назвать обеспечение сохранности найденных древних реликвий, классификация и составление описаний.

Стоит подчеркнуть! Работа археолога связана с мелкими частицами большой мозаики, собрав которую можно раскрыть великую тайну прошлого.

Плюсы и минусы профессии

Работа исследователя древности – это профессия для настоящего энтузиаста, который готов посвятить все свое время изучению древних артефактов и открытию новых источников исследования.

Главным и весомым преимуществом специальности можно назвать возможность путешествовать со своими единомышленниками.

Еще к достоинствам можно отнести то, что исследователь много времени проводит на свежем воздухе. Условным плюсом можно назвать ненормированный рабочий день.

Почему условно? Потому что, зачастую, раскопки у человека занимают довольно много времени – большую часть суток.

Правда, минусов у такой специальности еще больше. Возможно, именно поэтому она становится менее востребованной.

Среди основных недостатков профессии стоит выделить:

    1. Физически тяжелая и монотонная работа, которая иногда не под силу даже сильным мужчинам.
    2. Маленькие зарплаты по причине малого финансирования самих раскопок и исследований артефактов. О том, какая зарплата археолога мы потом рассмотрим более подробно.
    3. Жизнь в весьма сложных условиях. Довольно часто археолог может спать едва ли не на земле, а есть дары природы и на протяжении многих лет.
    4. Многие сталкиваются с тем, что их жизнь прошла впустую и время потеряно. А все потому, что открытие было сделано коллегой.
    5. Построить нормальную личную жизнь весьма сложно из-за длительных экспедиций.

Необходимые знания

Для освоения специализации «археология» нужно получить образование историка. Если быть точнее, то
обучаясь на последнем курсе факультета истории можно освоить археологию.

Однако настоящий профессионал начинает готовиться к освоению профессии еще в школьные годы, поэтому и задаются такими вопросами: как можно поступить на археолога, каким предметам стоит уделить внимание.

Для того, чтобы успешно усвоить исследовательскую науку, рекомендуем обратить внимание на химию, физику, географию и историю в рамках школьной программы.

Дополнительно необходимо освоить историю цивилизации и культуры, геологию и антропологию. Если есть возможность в школьные годы выберите класс с историческим уклоном. Во время освоения профессии, связанной с историей, стоит желательно быть членом исторического клуба. Благодаря этому можно будет уже с первых дней обучения принимать участие в экспедициях и раскопках.

Проектам и конференциям по археологии международного масштаба стоит также уделить особое внимание. Умение рисовать и фотографировать станут еще одним плюсом в освоении этой специализации. Одним словом, решив поступить на археолога важно заниматься своим всесторонним развитием еще до поступления в вуз.

Какие экзамены сдавать в вуз

Вопрос о том, где же учатся в России на археологов интересует при выборе данной профессии. Сегодня в этом станут верными помощниками поисковые системы интернета. Благодаря им можно подобрать ВУЗ, который находится максимально близко в дому.

С представленного списка необходимо выбрать учебное заведение, где сможете получить диплом преподавателя истории. Обращайте внимание на ВУЗы с хорошей репутацией, многие из них имеют филиалы по России.

Важно! При выборе должна быть возможность подобрать кафедру со специализацией «Археология» по интересующему направлению исследований.

Теперь стоит разобраться с тем, какие нужно сдавать экзамены при поступлении. Первым делом нужно успешно сдать обязательные экзамены ЕГЭ: русский язык и математику. Остальные экзамены зависят от выбранного .

Как стать археологом без образования. Если говорить честно, то абсолютно никак. А все потому, что подняться по карьерной лестнице удастся лишь человеку, у которого имеет соответствующее высшее образование. Речь идет о руководящих должностях.

Даже если Вы обладаете всеми качествами и знаниями для освоения этой профессии, но не имеете соответствующего образования, добиться призвания будет весьма сложно. Вот поэтому на вопрос, как стать археологом без образования, ответ однозначный – никак!

Рабочий процесс

Работа данного специалиста интересная и увлекательная, состоит из нескольких этапов:

  1. Поиски места для проведения экспедиции. В работе используют разнообразные карты и древние папирусы. Данный этап может длиться месяцами.
  2. Получение разрешения на исследовательскую и поисковую деятельность.
  3. Закладка археологического «раскопа» — это начало работы. которое не позволит пострадать находкам.
  4. Изучение найденных реликвий.
  5. Передача материалов в тематические лаборатории для детального изучения.

Место проведения раскопок условно делят на небольшие квадратики, которые тщательно расчищают. Затем найденные предметы нужно отснять и обязательно «консервировать» в специально приготовленном растворе.

Если этого не сделать, то найденный артефакт под воздействием свежего воздуха и солнечных лучей может существенно пострадать. В работе используют не только лопату, но и другие инструменты, более тонкие. По времени исследования могут занимать, как считанные дни, так и многие годы.

Где трудятся исследователи

В основном люди с такой профессией работают преподавателями на тематических кафедрах в ВУЗах. Их с удовольствием возьмут на работу в музей.

Здесь их задача будет заключаться в том, чтобы следить за сохранностью реликвий, организовывать выставки и рассказывать посетителям о древних предметах, представленных в музее. Возможны вакансии и в частных фирмах. Относительно зарплаты то в России она весьма разная – от 13.300 рублей до 74 000 рублей.

Полезное видео

Вывод

Профессия археолог позволяет путешествовать, открывать увлекательные тайны наших предков не только для себя, но и всего мира. Правда, данная профессия может быть и опасной, поэтому тем, кому экстрим не по душе, лучше выбрать другую профессию.

Вконтакте

Поделиться: