Использование синквейнов на занятиях логопеда. Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

Наталья Рулёва

Цель : развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна .

Задачи :

Коррекционные :

Обогащение и активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

- закрепление понятий : предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные :

Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна .

Ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : лист ватмана для рисования схемы синквейна , плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе : лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна , клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов .

Организационный момент.

Что понравилось больше всего?

Какие подарки получили?

Чему научились за прошедшие выходные?

Основная часть.

Логопед :

Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн » . Синквейн состоит из пяти строк . Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

А теперь считайте строки вместе со мной : первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова :

Условные обозначения :

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»

3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___

делает?___

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн !

Новый год

Веселый, шумный

Приходит, дарит, радует

Новый год как белый лист.

Увидев одобрение детей логопед предлагает :

Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

Дидактическая игра «Укрась ёлочку» .

Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой) .

Логопед прикрепляет звезду . Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.

В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.

Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!

Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма : прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.

Работа по составлению синквейнов .

Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.


Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.


Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.

Логопед :

Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!

Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны .


Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.

Заключительная часть.

Кто вам может в этом помочь?

Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн ? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)


Заготовки для оформления открытки постараюсь опубликовать в следующей статье.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Путешествие в зоопарк». Интегрированная НОД по ФГОС, с применением мнемотаблицы и приема синквейн для детей 5–6 лет Возрастная группа: разновозрастная группа № 5(-4-6 лет) Форма проведения: интегрированная НОД Форма организации: подгрупповая (5-6 лет).

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Я воспитатель, но еще и мама. И не знаю как у других мам этой чудесной професии, но у меня никогда не хватает времени на своего ребенка.

Сформированность языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Поэтому возникла необходимость привнесения нового и в содержание логопедической работы, совершенствуя и оптимизируя коррекционный процесс, оставляя при этом приоритетным направлением формирование коммуникативных действий.

В настоящее время большинство детей, поступающих в первый класс, имеют ограниченный словарный запас, развитие лексико-грамматической стороны речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, что приводит к неумению анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Поиск новых идей, которые помогут совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс, сформировать коммуникативные навыки, повысить познавательную и речевую активность учащихся, привел меня к знакомству с дидактическим синквейем. (слайд 1)

Дидактический синквейн- прием технологии критического мышления (через чтение и письмо), направленный на активизацию познаавательной деятельности и развитие речи. Синквейн (в переводе с фр. — «пять строк»), это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. (слайд 2)

Правила составления дидактического синквейна: . первая строка - одно слово, существительное, отражающее главную идею; . вторая строка - два слова, прилагательные; . третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; . четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или составление предложения; . пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово, обобщающее понятие).

Обучая детей составлению синквейна, я решаю следующие задачи:

  • -придать безликим лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
  • - отработать знания о частях речи, о предложении;
  • - значительно активизировать словарный запас школьника;
  • - совершенствовать навык использования в речи синонимов;
  • - активизировать мыслительную деятельность;
  • - совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулировать развитие творческого потенциала учащихся.(слайд3)

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняя содержание понятий,
  • дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала,
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций(памяти, внимания, мышления),
  • позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

На подготовительном этапе с учащимися 1-х классов коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам. Для этого я подобрала дидактический материал, карточки - символы, систематизировала игры и игровые упражнения.(слайд4)

Дети закрепляют понятие «слово»:

. «слова-предметы»

. «слова-предметы неживые»

. «слова-предметы живые»

. «слова-признаки»

. «слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?)

4. Добиваться от детей нескольких ответов. (Самолет - летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая - лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит)

(слайд 5)

После того, как у детей усвоено представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия - закрепляем понятие «предложение» и правило его написания.

На этом этапе можно предложить графическую схему «написания» синквейна. По форме она напоминает елочку. (слайд 6)

Опыт показывает, что уже к концу первого полугодия большинство первоклассников овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. (слайд 7)

Основной - деятельностный этап - это непосредственно само составление синквейна.

Первое слово предлагается детям найти самим: отгадать загадку, прочитать слово наоборот, расшифровать слово. Последующие слова-прилагательные и глаголы -подбираем совместно с детьми, стараясь найти максимальное количество слов по этой теме. Понравившиеся ребенком слова записываются во 2 и 3 строке. Предложение и обобщающие понятия (4 и 5 строка) дети записывают самостоятельно, а потом совместно оцениваются.(слайды 8,9,10)

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Целесообразное использование синквейна:(слайд 11)

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.(слайд 12)

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.(слайд 13)

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. (слайд 14)

Могут быть использованы такие варианты работы:

— составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

— синквейна по прослушанному рассказу;

— коррекция и совершенствование готового синквейна;

— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить). (слайд 15)

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;
  • уметь подбирать синонимы;
  • понимать и задавать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, он воспринимается школьникам как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, умения выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе информационный, деятельностный и личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, я пришла к выводу, что синквейн - это упражнение, которое, с одной стороны, является формой свободного творчества, а с другой способствует формированию коммуникативных действий: (слайд 16)

  • воспитывает умение сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • обогащает и активизирует лексический запас учащихся;
  • уточняет грамматическое значение слова;
  • обучает синтезу, обобщению и анализу различных понятий;
  • формирует умение полно и точно излагать свои мысли и чувства,
  • развивает образное мышление и свободное творчество.

Считаю составление синквейнов источником неиссякаемого творчества для детей и себя, как учителя-логопеда. Поэтому эта работа будет продолжена.

Дружинина Анна Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 41
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга,

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. В России вводятся стандарты нового поколения. С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Дошкольное звено образования - важный и неотъемлемый этап развития личности. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Речь - это сложная психическая функция, которая формируется постепенно. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Но в то же время мышление, как и такиепознавательные процессы, как внимание, память, являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций.

Каждый ребенокпроходит определенные этапы в развитии речи: гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, появляется фразовая речь. Своевременное овладение правильной речью имеет огром-ное значение для формирования полноценной личности ре-бенка. Но бывает, что в силу определенных причин, у детей возникают речевые нарушения.Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте определяются как общее недоразвитие речи (ОНР).

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос-ледние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтомуработе по коррекции речи уделяется большое внимание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе и становление его как личности.Логопедических групп, как структурных единиц ДОУ и дошкольной педагогики, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно - ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и индивидуализация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Кроме того, в эпоху Интернета и электронных средств хранения информации, когда информация многократно увеличивается из года в год, особую ценность приобретает умение самостоятельного, быстрого поиска нужной информации. Таким образом, более актуальным становится не только формирование обширного базиса знаний, но и обретение способности постоянно обновлять эту базу, приспосабливать ее к постоянно изменяющимся условиям современного информационного пространства. Человек, получивший знания, но не научившийся самостоятельно искать и находить нужную информацию, очень быстро столкнется с проблемой устаревания его знаний и невозможности решить вновь возникающие задачи. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Исходя из вышесказанного, перед нами, учителями-логопедами, стоит задача, работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, находить такие специальные методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно, развивали бы лексико-грамматический строй языка и связную речь, позволяли бы применять личностно-ориентированный подход и осуществлять индивидуализацию педагогического процесса, т. е., соответствовали бы требованиям ФГОС и запросам современного информационного общества.

Для решения этих задач, как вариант,можно использовать образовательную технологию "Дидактический синквейн", которая на практике показала эффективность применения. Многие учителя-логопеды применяют активно эту технологию, так как благодаря ей создаются условия для развития личности, которая может критически мыc лить: отсекать лишнее и определять главное, обобщать, систематизировать, что важно для человека в быстроменяющемся современном мире.

Что же такое "Дидактический синквейн"? Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Кратко изложим правила составления дидактического синквейна.Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово). И хоть дидактический синквейн подчиняется определенным правилам, он все же является формой свободного речевого творчества. Вот пример синквейна:

Самолет.

Новый, серебристый.

Взлетает, летит, гудит.

Я люблю путешествовать.

Воздушный транспорт.

Кажется, все легко и просто. Но это просто, если мы знаем очень хорошо обсуждаемый предмет. Попробуемсоставить синквейн про танины. Человеку, знакомому с химией это не составит труда. А людям, не знакомым с данным термином, предстоит долгий и увлекательный путь сбора информации по данной тематике, прежде, чем составить нужный синквейн. Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии,- про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников- игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Естественно, что перед составлением дидактического синквейна проводится большая предварительна работа по развитию речевой базы. Дети знакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Уместно начинать использовать дидактический синквейн с дошкольниками с ОНР со второго полугодия первого года обучения. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка , при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора , основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности . Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развитияличности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности , предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив.В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить,выложить мозиаку, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

При помощи дидактического синквейна можно организовывать вариативное многофакторное поле выбора. Учитель-логопед создает для каждого ребенка реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории развития .

Таким образом, дидактический синквейн, такой вид деятельности, который способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Наталья Вяльцева
Cовременная технология «дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда

Развитие внимания у детей

Учитель - логопед МБДОУ "Детский сад № 139" Вяльцева Наталья Вадимовна

Педагогическая технология - относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев) .

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) .

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков) .

Технология - это искусство , мастерство, умение, совокупность методов обработки , изменения состояния (В. М. Шепель) .

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов) .

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов) .

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) .

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) .

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование : технос – искусство , мастерство, логос – учение.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам :

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда .

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий , и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии :

Нейропсихологические технологии ,

Кинезитерапия,

Гидрогимнастика,

Различные виды логопедического массажа,

Суджок-терапия,

Гимнастика Стрельниковой,

Дыхательный тренажёр Фролова,

Фитотерапия,

Аурикулотерапия,

Ароматерапия,

Музыкотерапия,

Хромотерапия,

Литотерапия,

Имаготерапия,

Сказкотерапия,

Песочная терапия,

Различные модели и символы,

Активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки .

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная : создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн . Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн .

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что :

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий , помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда .

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК , использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления) .

Правила составления дидактического синквейна

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) .

Например

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит , льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо :

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

Владеть обобщением,

понятиями : слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

научиться правильно , понимать и задавать вопросы,

Согласовывать слова в предложении,

Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна , упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги , не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн . Могут быть использованы такие варианты работы как :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна );

Коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко , но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна , полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные) .

Таким образом, технология «Дидактический синквейн » гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Поделиться: