Кариатида. Гипсовые Кариатиды – от древности до современности Кариатидами называют

Стоят они, навеки, уперши лбы в беду,
Не боги - человеки, привычные к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.

А.Городницкий, «Атланты», 1963.

Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.

Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.

Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.

В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Изготовление скульптуры можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко

Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 – 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм

Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир

Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс

Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко

В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика

Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн

При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм

Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир

В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок , оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.

Одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру .

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды , совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы , в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .

См.также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кариатиды" в других словарях:

    кариатиды - мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии (в области Лакония) . БАС 1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985. Кариатиды, женския статуи без рук, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КАРИАТИДЫ статуи, играющие роль колонн или подпорок, поддерживающих части… … Словарь иностранных слов русского языка

    Кариатиды - арх. эл т, введенный др. греч. зодчеством: опора балочного перекрытия в виде жен. фигуры (обычно задрапированной). К. могут использоваться в функции колонн, декорировать кронштейны или вообще не иметь конструктивной функции. В рус. архитектуре К … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изображение людей (собств. женских фигур), поставленных для украшения и поддержки балконов, выступов и т. п. вместо колонн (мужские фигуры назывались теламонами) Ср. ...Солнце золотит Равно своим лучом красу их карьятид И твой фасад с его… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Кариатиды - 1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Античный мир. Словарь-справочник.

    КАРИАТИДЫ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    КАРИАТИДЫ - 1. Жрицы храма Артемиды в Карий (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Список древнегреческих имен

    Каріатиды изображеніе людей (собств. женскихъ фигуръ), поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ (мужскія фигуры назывались теламонами). Ср. ...Солнце золотитъ Равно своимъ лучемъ красу ихъ карьятидъ И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Кариатиды - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания (балкон, галерею и подобное): ஐ ...с довольно интересными ножками они напоминали кариатид... Высокий замок … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Атланты и кариатиды Жанр … Википедия

Книги

  • Кариатиды. Роман , Александр Романовский. Персонажи романа Кариатиды живут и действуют в период кризиса бывшего СССР, результатом которого явился его полный развал. В борьбе за собственное благополучие ивыживание эти люди используют…

В его трактате, посвященном Октавиану Августу:

«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопоннесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев».

Витрувий, «10 книг об архитектуре». I: 1, 5

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы, и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.

В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко появляться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .

См. также

  • http://polit.ru/news/2014/09/11/ps_amphi_kar/
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Напишите отзыв о статье "Кариатида"

Отрывок, характеризующий Кариатида

– Готовься к следующему уроку, всё будет хорошо, – только и сказала учительница.
Я никогда не забуду того жутко-мучительного часа ожидания, пока мы ждали новостей из больницы… Было очень страшно и одиноко и это навечно отпечаталось кошмарным воспоминанием в моём мозгу. Я была виновата в «покушении» на чью-то жизнь!!! И не имело никакого значения, произошло оно случайно или осмысленно. Это была Человеческая Жизнь и по моему неусмотрению, она могла неожиданно оборваться… И уж, конечно же, я не имела на это никакого права.
Но, как оказалось, к моему величайшему облегчению, ничего страшного, кроме хорошего испуга с нашим «террористом-одноклассником» не произошло. Он отделался всего лишь небольшой шишкой и уже на следующий день опять сидел за своей партой, только на этот раз он вёл себя на удивление тихо и, к всеобщему удовлетворению, никаких «мстительных» действий с его стороны в мой адрес не последовало. Мир опять казался прекрасным!!! Я могла свободно дышать, не чувствуя более той ужасной, только что висевшей на мне вины, которая на долгие годы полностью отравила бы всё моё существование, если бы из больницы пришёл другой ответ.
Конечно же, осталось горькое чувство упрёка самой себе и глубокое сожаление от содеянного, но уже не было того жуткого неподдельного чувства страха, которое держало всё моё существо в холодных тисках, пока мы не получили положительных новостей. Вроде бы опять всё было хорошо… Только, к сожалению, это злополучное происшествие оставило в моей душе такой глубокий след, что уже ни о чём «необычном» мне не хотелось больше слышать даже издалека. Я шарахалась от малейшего проявления во мне любых «необычностей» и, как только чувствовала, что что-либо «странное» начинало вдруг проявляться, я тут же пыталась это погасить, не давая никакой возможности опять втянуть себя в водоворот каких либо опасных неожиданностей.
Я честно старалась быть самым обычным «нормальным» ребёнком: занималась в школе (даже больше чем обычно!), очень много читала, чаще чем раньше ходила с друзьями в кино, старательно посещала свою любимую музыкальную школу… и беспрерывно чувствовала какую-то глубокую, ноющую душевную пустоту, которую не могли заполнить никакие из выше упомянутых занятий, даже если я честно старалась изо всех сил.
Но дни бежали друг с дружкой на перегонки и всё «плохое страшное» начинало понемножечку забываться. Время залечивало в моём детском сердце большие и маленькие рубцы и, как правильно всегда говорят, оказалось по-настоящему самым лучшим и надёжным целителем. Я понемножку начинала оживать и постепенно всё больше и больше возвращалась к своему обычному «ненормальному» состоянию, которого, как оказалось, всё это время мне очень и очень не хватало… Не даром ведь говорят, что даже самое тяжёлое бремя для нас не столь тяжело только лишь потому, что оно наше. Вот так и я, оказывается, очень скучала по своим, таким для меня обычным, «ненормальностям», которые, к сожалению, уже довольно таки часто заставляли меня страдать...

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Греция во Второй мировой войне

    Греческие гостиницы

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Греческий мёд. Мёд в Греции

    Впервые пчелы появились на греческих украшениях около 4000 лет до н. э., а изображения ульев – около 3000 лет назад. Еще великий завоеватель Александр Македонский распорядился перевозить мясо, предназначенное для пропитания войска, в бочках с медом. Таким образом, оно долго сохранялось, благодаря своим антисептическим свойствам. Учитель Александра Македонского Аристотель считал мед эликсиром долголетия.

    Метеоры. Монастыри в Греции

    Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке.

Поделиться: