Налог на здания юридических лиц в. Ставка налога на имущество юридических лиц

С приходом 2017 года большое число организаций может затронуть резкое увеличение налога на недвижимость. При этом минимальная площадь отдельно стоящих зданий, которая будет подлежать налогообложению, уменьшится — с 2000 кв. метров до 1000 кв. метров.

Нельзя сказать, что эта новость обрадовала владельцев зданий и помещений в Москве, поэтому они стараются найти все больше информации о налоге на имущество организаций в 2017 году . Если вы относитесь к этой категории граждан, то данная статья будет вам, наверняка, полезной.

Что такое налог на имущество организаций?

Под понятием “налог на имущество организаций” понимают налог, который распространяется на движимое и недвижимое имущество предприятий. Налог на движимое имущество взимается в том случае, если оно было приобретено до 1 января 2013 года.

Что касается недвижимого имущества, то налогом облагается не только личное имущество, но и то, которое было взято в аренду или находится в доверительном управлении. Однако уже с 2013 года вступили в силу изменения в законе “О налоге на имущество организаций”.

Отныне все налоговые обложения на движимые средства организации отменные. В первую очередь, это касается транспортных средств компании.

Последние новости

Исходя из поправок в законе “О налоге на имущество организаций”, с 2017 года все владельцы офисных и торговых центров в Москве станут платить налоги, которые будут рассчитываться на основании кадастровой стоимости зданий. На сегодняшний момент, эти нововведения коснутся только крупных торговых и деловых центров, с площадью больше 3000 кв. метров.

Кроме этого, все отдельно стоящие здания, отведенные под магазины и рестораны, будут облагаться налогом по новой схеме, которая будет распространяться уже на 1000 кв. метров, а не на 2000 кв. метров, как это было до 2017 года.

В данном законопроекте также указывается, что ставки налогов в 2017 году не станут расти по той схеме, которая была предписана ранее. Их рост несколько замедлится и в 2016 году составит 1,3% (планировалось 1,5%), в 2017 — 1,4%, а в 2018 — 1,5%.

Объекты для оценки

После принятия кадастровой оценки имущества, ее “влияние” распространяется на такие объекты:

  • Помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, общепита и торговли.
  • Жилые помещения, не являющиеся основными средствами, а как правило, покупаются для перепродажи.
  • Торговые и офисные центры.

Начиная с 2016 года, в каждом регионе этот список может расшириться или, наоборот, уменьшиться, ведь администрации разрешено определять окончательный список типов имущества, который подлежит оценке и налогообложению по кадастровой стоимости.

Кроме этого, субъект федерации вправе установить ограничения, благодаря которым некоторые компании будут платить налог по старым правилам. Обычно, это небольшие фирмы, владеющие маленькими помещениями.

Возможные последствия

После того, как введут изменения в процесс налогооблажения, увеличится нагрузка на отечественный бизнес, отметил член президиума “Опора России” Алексей Небольсин.

Пока тяжело оценить насколько велико будет давление, ведь в 2016 году по всей столице планируется полная переоценка недвижимости. Небольсин вспоминает, что в 2014 году после перехода бизнеса на уплату налогов по кадастровой стоимости, эта кадастровая стоимость превышала балансовую на 4,5 раза.

Член президиума уверен, как только начнется практика уплата налога по кадастровой стоимости, многие владельцы ресторанов и магазинов вынуждены будут закрыться. “Опора России” даже обратилась в Минфин с прошением об исключении этих видов деятельности из-под налогообложения по кадастровой стоимости.

Отметим, что налог по балансовой стоимости удерживается по большей ставке, которая составляет 2,2%. По мнению замглавы комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты Марины Карповой, это выгодное решение, ведь налог взимают, учитывая его износ.

Это значит, что чем больше здание находится в пользовании, тем меньше заплатит владелец. Марина Карпова переживает, что из-за того, что в кадастровой стоимости подобная зависимость не предусмотрена на старые здания нагрузка увеличится в несколько раз. Такое решение приведет к тому, что московская недвижимость станет невосстребованой и будет простаивать.

Председатель отделения “Деловая Россия” по оценочной стоимости Елена Петровская, утверждает, что в Москве проводить кадастровую оценку не выгодно и не целесообразно. По ее словам, подобная оценка не в состоянии показать реальную стоимость здания, да и в самом кадастре недвижимости зачастую встречается неправильная информация.

Исходя из заявлений Елены Петровской, для начала необходимо провести полную инвентаризацию, а уже после нее переходить к кадастровой системе налогообложения. Она предостерегает, что в противном случае бюджет страны может потерять большие суммы.

Чтобы выровнять налоговую нагрузку на владельцев зданий, требуется расширить круг объектов, облагаемых налогов по кадастровой стоимости. Для этого в 2017 году следует внести более 7000 новых объектов.

Специалисты утверждают, что торговые и офисные здания, имеющие небольшую площадь, лучше заполняются, а значит, у них увеличивается доля полезных площадей, что ведет к дальнейшему положительному развитию и перепрофилированию.

Налог на имущество для организаций в 2017 году можно по праву назвать и считать региональным. По поводу всех основных этапов и порядка его уплаты, а также исчисления, то есть всю подробную информацию можно найти и узнать в главе 30 Налогового кодекса РФ.

Стоит сразу сказать, что этот вид налога подразумевает большое множество различных тонкостей и особенностей, знание которых для многих будут очень важной и полезной информацией.

Кто обязан платить налог?

Согласно законодательству, компании, которые в своём распоряжении имеют движимое и недвижимое имущество официально признаются и считаются налогоплательщиками на имущество организаций. Что касается российских организаций, то в этом случае, объектам налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество, которое учитывается и рассматривается на балансе в качестве основных средств. По поводу иностранных организаций можно отметить, что здесь объектами налогообложения признаётся также движимое и недвижимое имущество, включая то, которое было получено согласно концессионному соглашению.

Что не является объектом налогообложения?

Этот список включает в себя достаточно большое количество объектов. Это:

    1.Объекты, которые являются и официально имеют статус объекта культурного наследия народов России.
    2. Суда, которые юридически зарегистрированы в международном реестре судов.
    3. Земельные участки и объекты природопользования.
    4. Ледоколы, суда атомно-технологического обслуживания и суда, имеющие в комплектации ядерные энергетические установки.
    5. Космические объекты.
    6. Объекты, относящиеся к категории основных средств, которые по закону включены в первую и во вторую амортизационную группу.

Основные изменения в законе для юридических лиц.

Уже с 2017 года, а, точнее, в нынешнем году, налог на имущество организаций будет рассчитываться совершенно иным способом согласно новым поправкам и изменениям. Иными словами, налог просто-напросто будет раскладываться из специальных ставок, которых устанавливаются субъектами России. Для того чтобы контролировать весь этот процесс и ставки не были максимально высокими, в Налоговом кодексе уже предусмотрена и прописана специальная ставка, то есть тариф, равный 2,2%. Хотя, в каждом регионы местные власти имеют полное право установить собственные дифференцированные ставки налога на имущество для юридических лиц, которая будет напрямую зависит от того, какая категория налогоплательщиков или видов имущества осуществляется.

Будут ли льготы? И какие?

В соответствии с законом РФ о налоге на имущество предусматривается ряд льгот, которые частично или же в полной мере освобождают от уплаты налога. Какие же это льготы, и кто имеет на них право?

  • Во-первых, религиозные организации, а, если быть точнее, то имущество, которое напрямую используется для создания религиозной деятельности.
  • Во-вторых, все учреждения и организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе. В основном это имущество и объекты, которые необходимы для создания возложенных на них функций и без которых невозможно просто-напросто осуществление всей этой деятельности.
  • В-третьих, имущество и объекты, относящиеся и принадлежащие к собственности адвокатов, юридических консультаций и адвокатских бюро.
  • В-четвёртых, общероссийские организации инвалидов, которые имеют официальный статус.
  • В-пятых, государственно-научные центры и все фирмы, организации относящиеся к ним.
  • В-шестых, фирмы и организации, основной деятельностью которых является производство фармацевтической продукции. Это также касается всего того имущества, которое напрямую используется для создания и разработки ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями.

Как происходит расчёт налога?

Для определения и уточнения принципа расчёта налога на имущество в отношении юридических лиц, необходимо следовать чётко прописанному и установленному алгоритму действий, состоящему из следующих последовательных операций и этапов.

  • Шаг 1. Определить перешёл ли регион, в котором находится имущество на использование кадастровой отметки.
  • Шаг 2. Уточнить, относится и попадает ли объект под рамки установленного закона.
  • Шаг 3. Уточнить находиться ли объект в списке перечня имущества, налогообложение которого будет осуществляться непосредственно по новым правилам. Такой список можно найти официальном сайте каждого отдельно взятого региона.
  • Шаг 4. Произвести самостоятельно примерный расчёт, при этом постараться учесть следующие показатели. В том случае, если фактическая площадь, используемая под торговую или же деловую деятельность меньше 20% от суммарной площади, то организация имеет полное право, на оплату налога исходя из остаточной стоимости.
  • Шаг 5. Провести независимую экспертизу. Иными словами, при помощи независимого оценщика организация можно в значительной степени повлиять на снижение завышенной стоимость, которая, как правило, используется в качестве базы налогообложения. Для этого необходимо просто написать и подать соответствующее заявление в Росреестр.

Налог на имущество организаций в 2017 году, который будет основываться на кадастровой стоимости является ещё одним хорошим способом и вариантом в значительной степени увеличить поступления денежных средств в казну. Ведь те, кто уже на прямую столкнулись с новыми изменениями заявляют, что оплата налога увеличилась в несколько раз и порой достигает достаточно высоких цифр, тем самым вызвав бурю негативных и отрицательных эмоций.

Основание и правовые основы

Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог - он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога - в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

Налогоплательщики

Налогоплательщики - организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы - об этом см. пункт "Налоговые льготы".

Обращаем внимание!

  • организации - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
  • организации - маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).

Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

  • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Объект налогообложения

Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не являются объектами налогообложения:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
  • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Налоговая база

Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
  • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
  • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
  • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
  • унитарные предприятия.

Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговый период - календарный год.

Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

Налоговая ставка

Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ - с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы

Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  2. религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов:
    • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  4. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
  5. организации:
    • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
    • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
    • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра "Сколково";
    • получившие статус участников проекта "Сколково" по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
  6. имущество:
    • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
    • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
    • государственных научных центров;
    • и другие - полный список см. в статье 381 НК РФ.

Обратите внимание!

  • реорганизации или ликвидации;

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

  • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • облагаемого по разным налоговым ставкам.

Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода - I квартала, полугодия и 9 месяцев.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

Обращаем внимание!

Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Зачисление

100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

  • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
  • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
  • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев - в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
  • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан - в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
  • организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
  • органы местного самоуправления - в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
  • гаражно-строительные кооперативы - в отношении находящегося на их балансе имущества,
  • и еще ряд довольно приличный список организаций - полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
  • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
  • С 1 января 2016 года организации - в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Налог на имущество организаций в Москве

Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

  1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
  4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

  • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
  • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
  • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
  • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
  • и ряд других организаций - полный список см. в статье 4 закона.

Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Налог на имущество организаций в Ленинградской области

Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, - в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например:

  • бюджетные и автономные учреждения Ленинградской области жилищные кооперативы;
  • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
  • религиозные организации;
  • некоторые организации поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • организации народных художественных промыслов;
  • и другие предприятия - их полный перечень установлен в статье 3-1 закона 98-оз.

Налог на имущество организаций: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации;
  • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Субъект РФ

Налогоплательщики

льготники

Льготы и ее размер

Нормативный акт

Астраханская область

Организации, которые работают в сфере добычи нефти и газа на местонахождениях в российской части дна Каспийского моря

Закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ

Владимирская область

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Владимирской области от 27.12.2017 № 135-ОЗ

Волгоградская область

Все организации

Закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД

Вологодская область

Организации, которые зарегистрированы на территории Вологодской области и инвестируют в объекты основных средств более 100 млн. руб.

Полное освобождение от налога

Закон Вологодской области от 28.12.2017 № 4269-ОЗ

Все остальные компании Вологодской области

Налоговая ставка — 1,1 процента

Еврейская автономная область

Организации здравоохранения, в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств

Налоговая ставка - 0,1 процента. Применять такую ставку можно в течение пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию

Закон Еврейской автономной области от 20.12.2017 № 196-ОЗ

Все остальные организации

Налоговая ставка — 0,5 процента

Закон Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 194-ОЗ

Ивановская область

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Ивановской области от 11.12.2017 № 94-ОЗ

Калининградская область

Все организации, кроме тех, которые перечислены в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Калининградской области от 28.11.2017 № 118

Организации, перечисленные в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336

Полное освобождение от налога

Камчатский край

Все организации

Закон Камчатского края от 02.10.2017 № 147

Курская область

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Курской области от 24.11.2017 № 78-ЗКО

Ленинградская область

Организации, которые владеют объектами, с даты выпуска которых прошло не больше трех лет

Полное освобождение от налога

Закон Ленинградской области от 29.12.2017 № 92-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Липецкая область

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ

г. Москва

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон г. Москвы от 21.02.2018 № 4

Московская область

Все организации

Налоговая ставка - 0 процентов

Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ

Нижегородская область

Организации, которые занимаются:

обрабатывающим производством;

научными исследованиями и разработками;

автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области

Полное освобождение от налога

Закон Нижегородской области от 08.11.2017 № 152-3

Учреждения, созданные Нижегородской областью и муниципальными образованиями Нижегородской области и финансируемые за счет средств областного бюджета, Территориального фонда ОМС Нижегородской области и местных бюджетов

Полное освобождение от налога. Льгота не распространяется на имущество, сданное в аренду

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Пензенская область

Все организации

Налоговая ставка - 0,55 процента

Закон Пензенской области от 20.12.2017 № 3127-ЗПО

Республика Бурятия

Организации в отношении железнодорожного подвижного состава и контейнеров, принятых на учет не ранее 2013 года. Льготой могут воспользоваться компании, которые осуществляют деятельность из подклассов 49.1, 49.2 ОКВЭД 2

Полное освобождение от налога

Законы Республики Бурятия от 10.10.2017 № 2568-V и от 01.12.2017 № 2748-V

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Республика Татарстан

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Республики Татарстан от 22.12.2017 № 97-ЗРТ

Рязанская область

Компании, которые получают не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг.

Компании - получатели господдержки в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении, заключенном согласно региональному закону

Полное освобождение от налога

Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 86-ОЗ

Все остальные организации

Налоговая ставка — 0,6 процента

Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 87-ОЗ

Санкт-Петербург

Организации в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Полное освобождение от налога

Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Саратовская область

Организации в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе

Налоговая ставка — 0 процентов

Закон Саратовской области от 28.11.2017 № 112-ЗСО

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Свердловская область

Компании, которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 Закона от 07.12.2017 N 124-ОЗ

Полное освобождение от налога

Закон Свердловской области от 07.12.2017 № 142-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Смоленская область

Только инвесторы и резиденты

Полное освобождение от налога

Законы Смоленской области от 15.11.2017 № 137-з и от 06.10.2017 № 95-з

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Смоленской области от 15.11.2017 № 144-з

Тульская область

Все организации

Закон Тульской области от 30.11.2017 № 82-ЗТО

Тюменская область

Все организации

Налоговая ставка — 0,55 процента

Закон Тюменской области от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2017 № 92-ОЗ

Челябинская область

Компании, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лизинговые компании

Полное освобождение от налога

Закон Челябинской области от 27.12.2017 № 649-ЗО

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Чеченская Республика

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Чеченской Республики от 27.11.2017 № 45-рз

Чукотский автономный округ

Местные органы власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения, которые финансируются из местного бюджета

Полное освобождение от налога

Закон Чукотского автономного округа от 19.12.2017 № 103-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Ярославская область

Организации в отношении имущества, которое приняли на учет позже 2015 года

Полное освобождение от налога в течение четырех лет начиная с года постановки имущества на учет

Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

В 2017 году расчеты по налогу на имуществу можно сдавать по новой форме или по старой форме.

Уже третий год по налогу на имущество организаций в отдельных регионах считаются две налогооблагаемые базы: со среднегодовой остаточной стоимости основных средств (остатки по счетам 01, 03, 79 за вычетом начисленной амортизации (износа в НКО) и с кадастровой стоимости недвижимого имущества . Поэтому бухгалтеру приходится делать два расчета.

Расчет налога на имущество со среднегодовой стоимости

Так, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств , признается объектом налогообложения . Но при этом указанное имущество подлежит льготированию , за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Также льгота не будет распространяться на случаи передачи движимого имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с положениями ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2015 года п. 25 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: - реорганизации или ликвидации юридических лиц; - передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Кроме того, с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения объекты основных средств , включенные в первую и вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, п. 26 ст. 381 НК РФ предусматривается предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, начиная с 1 квартала 2015 года, налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пунктам 25 и 26 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (по строке 130 раздела 2 налогового расчета по авансовому платежу) должен быть указан присвоенный налоговой льготе код: - «2010257» - в отношении движимого имущества ; - «2010258» - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны.

Максимальная ставка налога на имущество , определяемого со среднегодовой стоимости основных средств, составляет 2,2% для любого имущества, за исключением имущества, учитываемого по кадастровой стоимости .

С 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти. Опубликован Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Субъект РФ может издать соответствующий закон - и на его территории будет применяться федеральная льгота. Если регионального закона нет - налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 %.

Изменения порядка налогообложения коснутся только движимого имущества организаций, учитываемого на балансе с 1 января 2013 года как объект основного средства.

В Москве сохранена льгота в отношении движимого имущества, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Важно, что это имущество должно быть принято на учет не в результате реорганизации или ликвидации, и не от взаимозависимого лица. Закон опубликован 28 февраля 2018 года, но действует он с 1 января 2018 го (Закон города Москвы от 21.02.2018 N 4).

В Еврейской автономной области в отношении движимого имущества организаций, указанного в п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка установлена на 2018 год в размере 0,5 процента.

Астраханская область установила на 2018 год ставку 0,5% для компаний в сфере добычи нефти и газа на месторождениях в российской части дна Каспийского моря. Ставки для остальных компаний регион не определил, а значит, налог считается по ставке 1,1%.

Владимирская, Ивановская, Липецкая области полностью сохранили льготу на 2018 год.

В Волгоградской, Смоленской областях, Республике Татарстан ставка для всех компаний на 2018 год - 1,1%.

Вологодская область решила, что налог не должны платить организации, которые инвестируют в объекты основных средств, при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество. Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

В Еврейской автономной области компании за 2018 год должны будут платить налог по ставке 0,5%. Более низкие ставки предусмотрены для организаций здравоохранения и резидентов ТОР.

В Калининградской области налог за 2018 год не должны платить компании, которые получают более 70% выручки от определенных видов деятельности (например, от строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса). Остальные уплатят налог за 2018 год по ставке 1,1%.

Камчатский край установил ставку для всех компаний на 2018 год 0,6%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,7%.

В Курской области ставка для всех компаний - 1,1%.

Ленинградская область сохранила льготу на 2018 год для объектов, с даты выпуска которых прошло не больше трех лет. С остального движимого имущества надо платить налог. Регион еще не установил свою ставку, так что действует 1,1%.

В Московской области организации не будут платить налог (ставка 0%) за 2018 - 2020 годы.

Нижегородская область оставила льготы на 2018 - 2020 годы для компаний, ведущих деятельность, указанную в разделе C и в классе 72 ОКВЭД 2, либо занимающихся перевозкой льготников, учащихся и студентов по регулярным маршрутам на территории области. При этом имущество должно быть принято на учет не раньше 2016 года. Ставки для остальной "движки" не установлены - действует 1,1%.

В Пензенской области установили пониженную ставку 0,55%.

Республика Бурятия оставила льготу для железнодорожного подвижного состава и контейнеров, принятых на учет не ранее 2013 года. Для остального движимого имущества действует федеральная ставка 1,1%.

В Рязанской области налог не должны платить фирмы, получающие не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг; а также компании - получатели господдержки в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении. Ставка для остальных на 2018 год - 0,6%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,7%.

Санкт-Петербург сохранил льготу для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. С остального имущества нужно заплатить налог по федеральной ставке 1,1%.

В Саратовской области налог за 2018 - 2020 годы не нужно платить (ставка 0%) только в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе. Для другого движимого имущества ставка на 2018 год составляет 1,1%.

В Свердловской области льгота в 2018 году положена некоторым компаниям, перечисленным в областном законе. Остальные организации за 2018 год обязаны платить налог по ставке 1,1%.

Тульская область установила на 2018 год пониженную ставку 0,55%.

Тюменская область поступила так же в отношении текущего года, и добавила к этому ставки на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,65%.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра установил ставку на 2018 - 2020 годы в размере 1,1%.

В Челябинской области льгота при соблюдении ряда условий сохраняется для субъектов малого и среднего предпринимательства и лизинговых компаний. Уменьшить сумму налога с бывшего "льготного" имущества могут в определенных случаях компании, которые провели мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, пониженная ставка предусмотрена для организаций, которые заняты в сфере междугородних и международных железнодорожных перевозок. Ставка для остальных компаний на 2018 год - 1,1%.

Чеченская Республика полностью сохранила льготу.

В Чукотском автономном округе налог не должны платить (ставка 0%) только органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора. Для остальных пока действует общая ставка 1,1%.

В Ярославской области льготу сохранили в отношении имущества, которое компании приняли на учет позже 2015 года. Налог не платится в течение четырех лет начиная с года постановки имущества на учет. С бывшего "льготного" имущества, принятого на учет в 2013 - 2015 годах, налог платится по ставке 1,1%.

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ НАЛОГОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Порядок согласования представления одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации

Согласно пункту 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, далее - Порядок), в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация (далее - Декларация) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации.

Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

При вышеуказанном согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим УФНС России по субъекту Российской Федерации до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна Декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании, с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа.

При этом согласование с налоговым органом по субъекту Российской Федерации представления одной Декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, в общем порядке должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется такая Декларация.

ФНС России рекомендует налоговым органам проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного пунктом 93 Административного регламента ФНС России (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

Согласно подпункту 3 пункта 6.2 Порядка строка с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 (кадастровый номер) или строке с кодом 020 (условный номер) раздела 2.1 Декларации.

При этом по строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН), в т.ч. в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (утверждена приказом Минюста России от 08.12.2004 N 192), или в соответствии с Порядком присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765).

В случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости, по строке с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации указывается инвентарный номер.

При этом в качестве инвентарного номера объекта недвижимости может заполняться инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2010 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", либо инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами (организациями) технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации (например, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества", приказом Госстроя России от 26.08.2003 N 322 "Об утверждении Правил проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения", приказом Госстроя России от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства").

В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Согласно пункту 6.2 Порядка, по строке с кодом 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 Декларации указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.

При этом предусмотренный формат заполнения строки 040 раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - Классификатор ОК 013-2014) - XXX.XX.XX.XX.XXX.

При этом согласно пункту 2.4 Порядка заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк.

Учитывая изложенное, в случае заполнения раздела 2.1 Декларации в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), рекомендуется заполнять строки с кодами 040 с учетом указанных положений пункта 2.4 Порядка, без учета разделителей в виде точек.

В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

4. Вопросы заполнения строки с кодом 050 раздела 2.1 Декларации в случае учета нескольких объектов недвижимого имущества в качестве одного инвентарного объекта.

По строке с кодом 010 - кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);

По строке с кодом 020 - условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;

По строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, - инвентарный номер объекта недвижимого имущества;

По строке с кодом 050 - остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

При этом, учитывая обязанность налогоплательщика указать отдельную информацию по каждому объекту, имеющему отдельный кадастровый номер, в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 - 050 следует указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

В случае сложившегося в бухгалтерском учете организации порядка отражения данных в одной инвентарной карточке (с исчислением одной остаточной стоимости), полагаем целесообразным указание в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухгалтерского учета.

5. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен статьей 381.1 Кодекса.

С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 160 указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии с приложением N 6 к Порядку.

Вторая часть показателя по строке с кодом 160 Раздела 2 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).

Во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

Таким образом, в случае, если в субъекте Российской Федерации в 2018 году продлено действие льготы по пункту 25 статьи 381 Кодекса, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого - 2012000, а вторая - реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подпункте 5 пункта 5.3 Порядка.

В аналогичном порядке заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 Декларации в случае применения в субъекте Российской Федерации начиная с налогового периода 2018 года льгот по пунктам 21 и (или) 24 статьи 381 Кодекса в порядке, предусмотренном статьей 381.1 Кодекса.

6. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, установленных в виде понижения налоговых ставок в отношении отдельных видов имущества.

Согласно подпункту 9 пункта 5.3 Порядка строка с кодом 200 раздела 2 Декларации заполняется только в случае установления законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения налоговой ставки, указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

В случае, если для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта Российской Федерации не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 раздела 2 Декларации ставится прочерк.

При этом, согласно подпункту 10 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 210 раздела 2 Декларации отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

Так, например, пунктом 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 27.11.2003 N 83-з "О налоге на имущество организаций" на 2018 год установлена налоговая ставка в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой их частью, в размере 1,9%. Следовательно, организация при заполнении Декларации за 2018 год, заполняемой в отношении указанных объектов, должна указать в строке с кодом 210 налоговую ставку 1,9%, поставив в строке с кодом 200 прочерк.

Переименование ЗАО, ОАО в АО, ПАО не лишает права на примнение льготы по налогу на движимое имущество (Письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111).

Собранное основное средство из материалов, полученных от взаимозависимой организации, льготируется и не включается в базу для исчисления налога на имущество, даже если оно будут относиться к 3-10 амортизационным группам (Письмо Минфина РФ от 13.03.2015 г. № ЗН-4-11/4037).

ФОРМА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВА с 1 квартала 2015 года (Налоговый расчет) или Новая форма (можно сдавать с отчетности за 1 квартал 2018 г.)

ФОРМА ГОДОВОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО с 2015 года

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО С КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

г. Москва

Если в собственности организации имеются объекты недвижимости (в том числе части помещения), возможно придется исчислять налог на имущество с кадастровой стоимости объекта. В этом случае остаточная стоимость таких объектов основных средств исключается из налогооблагаемой базы, исчисляемой со среднегодовой стоимости. Причем плательщиками налога на имущество с кадастровой стоимости будут даже организации, применяющие спецрежимы (упрощенку и/или вмененку). Кроме того, платить налог на имущество с кадастровой стоимости придется не только с объектов, которые учтены на счете 01 "Основные средства", но и с имущества учтенного на счетах 41, 43, 45 и др. В этом случае организации целесообразнее предусмотреть в учетной политике порядок организации раздельного учета имущества для целей исчисления налога и предусмотреть расширенную аналатику по счетам учета.

С 1 января 2014 года в городе Москве налог на имущество организаций в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них (с 2015 г. - от 3000 кв.м), а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов.

Налоговые ставки для Москвы, устанавливаются Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» и составляют:

1) 0,9 процента - в 2014 году;

2) 1,2 процента - в 2015 году;

3) 1,3 процента - в 2016 году;

4) 1,4 процента - в 2017 году;

5) 1,5 процента - в 2018 году.

Как узнать, включен ли ваш офисный или торговый центр в 2015-2017 гг. в перечень объектов недвижимости в г. Москва, для которых налог на имущество считается с кадастровой стоимости? Для этого вы можете обратиться к перечню Постановления Правительства г. Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП.

Обратите внимание: перечень объектов в Постановлении № 700-ПП носит закрытый характер. То есть, если вашего помещения в этих списках нет, то налог нужно платить с не с кадастровой, а с балансовой стоимости (компании на УСНО в данном случае налог не платят).

Новый перечень объектов недвижимости на 2016 год - перечень объектов недвижимости для целей исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости (Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г № 786).

Московская область (ставка налога на имущество)

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 20.12.2013 №1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"

Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" - устанновлены налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в размере:

2014 г. - 1,0%;

2015-2016 гг. - 1,5 %;

- 2017 г. и последующие годы - 2,0%.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество с кадастровой стоимости в 2017 году?

С 1 января 2016 года отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам по строке "Отчетный период (код)" указывается код отчетного периода, за который представлен расчет (письмо ФНС от 25 марта 2016 г. № БС-4-11/5197).

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Специального порядка отражения сумм авансовых платежей по налогу на имущество в бухгалтерском учете не установлено. Организация, руководствуясь п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, должна установить такой порядок самостоятельно и закрепить его в учетной политике .

Суммы начисленных авансовых платежей по итогам отчетных периодов, а также сумма налога по итогам налогового периода могут признаваться расходами по обычным видам деятельности организации в соответствии с п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Об отражении расходов организации на уплату налога на имущество в бухгалтерском учете см. п. 3 Письма Минфина России от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16, Письмо Минфина России от 05.10.2005 № 07-05-12/10.

Бухгалтерские записи, связанные с начислением и уплатой в бюджет авансовых платежей по налогу на имущество организаций, производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

Дебет 26 (44) Кредит 68.8

Не будет ошибкой, если сумму налога на имущество включить в состав прочих расходов:

Дебет 91.2 Кредит 68.8

Так как гл. 30 НК РФ не устанавливает источник уплаты налога на имущество организаций, организации самостоятельно определяют, к каким расходам относится сумма налога (авансовых платежей по налогу) на имущество. При этом порядок отражения налога на имущество в бухгалтерском учете прописывают в учетной политике.

При расчете налога на прибыль авансовые платежи по налогу на имущество и сумма самого налога на имущество включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и признаются на даты их начисления к уплате в бюджет (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Это косвенные расходы, они формируют налоговую базу того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены (пп. 2, абз. 9, 10 п. 1, п. 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Льгота в отношении энергоэффективного имущества

Организация не платит налог в отношении энергоэффективного имущества класса А, А+ или А++. Такая льгота по налогу на имущество установлена в отношении вводимых в эксплуатацию объектов, которые имеют высокий класс энергоэффективности. К таким объектам относится имущество класса А и дополнительных классов А+ и А++ (Письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-03-06/1/10868).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество крупнейшими налогоплательщиками

Начиная с расчета по авансовым платежам за I квартал 2016 года, организации - крупнейшие налогоплательщики подают отчетность по налогу на имущество в территориальную инспекцию, за исключением налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг. В территориальную инспекцию после 1 апреля нужно будет представлять и уточненные декларации (расчеты) за прошлые периоды (Письмо ФНС ФНС России от 23.03.2016 № БС-4-11/4891@) .

Часто задаваемые вопросы по налогу на имущество:

- Нужно ли подавать налоговый расчет, если основные средства полностью самортизированы?

- Куда подавать налоговый расчет, если налог на имущество по зданию считается с остаточной, а не с кадастровой стоимости?

- Нужно ли включать в налогоблагаемую базу имущество, являющееся неотъемлемой частью зданий, по которым налог платится с кадастровой стоимости, но учтенное как отдельный инвентарный объект?

- Нужно ли включать в налогооблагаемую базу имущество 1-й и 2-й амортизацинных групп, приобретенное до 1 января 2013 года?

- Нужно ли заявлять налоговую льготу по имуществу 1-й и 2-й амортизационных групп?

- Как обосновать расхождение остаточной стоимости для исчисления налогоблагаемой базы за 2014 год и I квартала 2015 года?

- Срок сдачи налогового расчета по налогу на имущество?

- Как сдавать декларацию организации на упрощенке? если у нее есть недвижимое имущество?

За 2017 год организациям нужно будет заполнять новую форму декларации по налогу на имущество. Одно из существенных изменений – добавление нового раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нем предусмотрены строки для внесения кадастрового номера, кода ОКОФ, остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.

Форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 31 марта 2017года № ММВ-7-21/271@, который вступил в силу 13 июня 2017 года.

Льготы по налогу на имущество устанавливают регионы

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ внесено уточнение, что право на установление льгот по налогу на имущество отдано регионам (п. 25 ст. 381, новая ст. 381.1 НК РФ).

Если регион в 2017 году не издаст закон об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, то начиная с 1 января 2018 года эта льгота на его территории действовать не будет.

Такой же подход к некоторым «освобожденцам» от налога на имущество организаций – в отношении имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. Эта льгота также действует в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

И, наконец, льгота, дающая право применять в качестве налоговой базы наименьшую кадастровую стоимость в отношении «торговой» недвижимости.

Напомним, что в общем случае применять наименьшую кадастровую стоимость недвижимости, полученной с 1 января 2014 года или с 1 января года, в котором впервые кадастровая стоимость начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась, можно с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ).

Законом № 401-ФЗ уточнено, что решение о применении этого правила должно быть принято органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 года. Если этого не случилось, то наименьшую кадастровую стоимость в регионе применять нельзя.

Если объект не включен в перечень до 1 января, налог платим со следующего года

Изменены правила уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости, если сведения об имуществе не внесли в реестр до 1 января (подп. «е» п. 57 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ).

По объектам, которые не включены в региональные перечни до 1 января, платить налог по кадастровой стоимости нужно только со следующего года. Но с 1 января 2017 года в этом перечне остаются только административные и нежилые помещения. По жилым помещениям налог, исходя из кадастровой стоимости, нужно платить независимо от того, когда их включили в перечень.

Как пересчитать налога на имущество после изменения кадастровой стоимости

Пункт 15 статьи 378.2 НК РФ допускает изменение кадастровой стоимости объекта в случае выявления технической ошибки в налоговом периоде, когда эта ошибка была выявлена. С 1 января 2017 года изменение кадастровой стоимости возможно при выявлении не только технической ошибки, но и любой другой, в результате которой кадастровая стоимость была определена ошибочно. И изменять в этом случае кадастровую стоимость объекта в налоговых целях можно также в налоговом периоде выявления ошибки.

Поделиться: