Методичка «Подготовка к публичному выступлению. Публичная речь основные требования к публичному выступлению К общим требованиям при публичном выступлении относятся

Существует довольно много типов публичных выступлений. С точки зрения цели выделяют четыре:

  • 1) информационное; цель - сообщить некую информацию; жанры информационного выступления - научный доклад, сообщение, лекция, рассказ о каком-либо событии или явлении, инструктаж, объявление;
  • 2) протокольно-этикетное; цель - соблюсти некий общепринятый ритуал; жанры - приветственная речь, официальное поздравление; вступительное слово перед каким- либо мероприятием; похвальное слово в адрес человека или организации; речь на траурном митинге, тост;
  • 3) развлекательное; цель - развлечь собравшихся; жанры - рассказы об интересных происшествиях, случаях, наблюдениях, анекдоты;
  • 4) убеждающее; цель - убедить в правоте того или иного утверждения, справедливости того или иного тезиса; жанры - научные дискуссии, политические дебаты, агитационные выступления, речи рекламного характера.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, и в результате выступление может приобретать комплексный характер. Можно говорить об информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах выступлений.

Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными (например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета), а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

  • 1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).
  • 2. Драматизм (некое напряжение в тексте).
  • 3. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).
  • 4. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).
  • 5. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории).
  • 6. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений).
  • 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией (необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией).
  • 8. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).
  • 9. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт - выступление без подготовки;

выступление публичный композиция ораторский

  • 2) опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;
  • 3) опора на текст - дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;
  • 4) воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме (информацию в Интернете). Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Д. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.

Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.

Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»). Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»). Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.

Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине.

В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.

Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:

  • - записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);
  • - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);
  • - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.

Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше . Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям . Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения .

Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения. По словам П. Сопера, «непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятой нужно, во-первых, ее иметь, то есть твердо знать, что хочешь сказать; во-вторых, сделать ее доступной слушателям. В результате аудитория должна быть в состоянии ответить на вопрос и сформулировать словами, что оратор хотел сказать.

2. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость – важно соблюдать регламент и даже чуть-чуть сэкономить время, т.к. оратор, который закончил выступление на 1–2 мин. раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

4. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите так, как если бы вы разговаривали с Джоном Смитом. Аудитория не что иное как сумма Джонов Смитов». Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность, которая должна быть приятной для слушателей и оказывать положительное воздействие. Иначе слушатель будет испытывать чувство неловкости. Обращаться к фактам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до слушателей – слушатели должны видеть, что все этого говорится именно для них. Без обращенности к аудитории выступление усваивается хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией – контакт с аудиторией предполагает:

– корректировку речи по ее ходу;

– управление поведением аудитории;

– управление собственным поведением.

Контакт может устанавливаться не сразу, только с течением времени или с применением специальных усилий. Если соблюдать предыдущие требования, то контакт обычно устанавливается.

Основными недостатками современного ре­чевого общения являются его агрессивность и демагогич­ность. Ораторы нередко манипулируют общественным созна­нием, употребляя обороты как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу ад­ресату (как думающий, интеллигентный, современный чело­век, вы не можете не согласиться... ), представляя субъектив­ное мнение в форме категорического суждения.

В арсенале ораторов - разнообразные приемы «скольже­ния», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. На­пример, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (лагерь для перемещенных лиц вместо концентра­ционный лагерь ), слова с отрицательной оценочностью (шпион вместо разведчик ), выражения с расплывчатым значением (потребительская корзина ), синекдоха (когда часть использу­ется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль как обозначение парламента или президентской администрации ).

Установка на борьбу (атональность) участников совре­менного речевого общения очевидна. Приведем только не­большой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонен­та; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обви­нение (бред сивой кобылы ), высокомерный ответ (это знает любой школьник ), игра на самолюбии; психологиче­ское давление; ложные аргументы; аксиоматические высказы­вания, якобы не требующие аргументации («Россия - самая читающая страна в мире» ). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (подставить, наехать, шестерки и т. п. ), а также в его «военизации» (перейти в наступление, передний край борьбы ).

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Устная речь эффективнее письменной.

2. Письменная речь эффективнее устной.

3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.

5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

6. Обратная связь - это получение оратором информации от слушателей о том, как воспринимается его выступление.

7. Обычна бóльшая часть аудитории настроена позитивно к оратору.

8. Обычна бóльшая часть аудитории настроена равнодушно к оратору.

9. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 30%.

10. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 10%.

11. Первая фраза выступления должна быть подготовлена заранее.

12. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

14. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе выступления.

15. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления.

16. Оратор должен быть логичен и мало эмоционален в процессе выступления.

17. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпетентности.

18. Использование оратором простых, общеупотребительных слов повышает доступность выступления.

19. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все свое выступление обращаться к этому слушателю.

20. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

21. Главную мысль лучше сформулировать словами и повторить 2-3 раза.

22. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.

23. Заключительная фраза должна быть импровизационной.

24. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.

25. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.

3. Прочитайте «Советы молодому оратору».

1. Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

4. Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

5. Говори проще.

6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

9. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Вопросы:

Проанализируйте каждый приведенный выше совет с точки зрения того, какое правило подготовки публичного выступления из перечисленных выше он «представляет», с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает.

Какие советы дополняют правила публичного выступления, приведенные выше?

Объясните, как можно на практике реализовать приведенные выше советы, что нужно делать, чтобы этот совет выполнить.

3. Прочитайте отрывок из повести В.Железникова «Чудак из шестого Б», в котором рассказывается, как герой повести, назначенный вожатым октябрят, готовится к первой встрече с ними. Рассказ ведется от лица главного героя.

На уроках я думал об октябрятах. Сначала я решил: войду к ним деловым шагом и скажу: «Здравствуйте, октябрята!» Потом у меня мелькнула мысль, что для первого знакомства необходимо произнести речь. ... Я взял бумагу и написал: «Дорогие октябрята! Пионерская организация прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную смену. А сейчас мы составим план работы и будем его выполнять».

Я несколько раз перечитал свою речь, она показалась мне блестящей. Правда, в ней все-таки мало было «мужества». Перечитал ее еще раз и в трех местах вставил слово «мужество». Теперь речь выглядела так:

«Дорогие октябрята! Пионерская организация, известная своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную, мужественную смену. А сейчас мы составим план работы и будем вместе мужественно его выполнять».

Потом я попытался выучить речь на память, но у меня ничего не вышло. Тогда я решил прочитать ее.

(по Л. Введенской)

Вопросы:

К какому жанру публичного выступления относится «речь» главного героя?

К какому типу по форме относится подготовленная героем «речь»?

Какие правила подготовки публичного выступления выполнил, а какие нарушил вожатый? Приведите примеры нарушений.

Какие конкретные ошибки при подготовке выступления допустил вожатый? Выпишите их.

Как надо исправить эти ошибки?

Правильно ли решил использовать конспект главный герой?

Выступите перед малышами от имени вожатого, но постройте свое выступление без ошибок.

4. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец:

На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обсуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам.

Каждую зиму все мы ждем с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!

а) Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

б) Не только в России, но и во всем мире знают, что первый воздушный десант был высажен в городе Воронеже. И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского.

в) Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

5. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец: Речь вести - не лапти плести

Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести - не лапти плести.

Знай боле, а говори мене

Где много слов, там мало толку

Лучше уж недоговорить, чем переговорить

Не все сказывай, что поминается

Шумом праву не быть

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо

Говорить не думая - что стрелять не целясь

Оговорка - не обида

Живое слово дороже мертвой буквы


Похожая информация.


Требования к языку публичного выступления

? Будьте конкретны

Конкретность – это важнейшее требование к языку публичного выступления.

Что значит конкретность? Практик ораторского мастерства П. Сопер дает следующие советы .

Говорите – не шел , а бежал, ковылял, плелся, тащился, это создаст образ.

Поставьте вопрос так: «Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?» Именно не в человека, а в футболиста!

Вместо слов: «Москва – крупный научный и медицинский центр» говорите: «Здесь 350 больниц и 100 институтов».

? Употребляйте глаголы

Старайтесь заменять существительные глаголами.

? Используйте активное, а не пассивное построение фразы

? Избегайте многословия

Выбирайте более короткие фразы, избегайте многословия. Старайтесь обходиться без вводных фраз, не давайте несколько определений одному существительному (например: скучный, утомительный вечер ), откажитесь от преувеличений (например: я абсолютно убежден, нет и тени сомнения ).

? Не используйте речевые штампы

Не допускайте в речи штампов (например: хранители традиций, судьба распорядилась, с затаенным дыханием и др.).

Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произнесите «Тридцать тысяч долларов» так, чтобы это казалось больше, чем «Три миллиона».

? Делайте паузы ДО и ПОСЛЕ высказывания важных мыслей

? Поясняйте иностранные слова и термины в процессе выступления

Из книги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично автора Карнеги Дейл

Глава пятая Главные предпосылки успеха публичного выступления В день, когда пишутся эти строки, 5 января, отмечается годовщина смерти сэра Эрнеста Шеклтона. Он умер, плывя на прекрасном судне «Квест» («Поиск») на юг для исследования Антарктики. Первое, что привлекало

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

III. Психология публичного выступления, или как научиться говорить Жизнь заставила меня обратиться и к этой теме.Дорогой читатель! Простите меня, что часто ссылаюсь на личный опыт. Дело в том, что эта работа является результатом моих научных исследований и обобщения

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Научите ваши руки языку любви Для того чтобы сделать свои отношения более страстными и полноценными, вы должны учить ваши руки изъясняться на языке любви с изяществом и красноречием. Как и любой другой язык, язык прикосновений требует изучения, практики и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Обучение языку Посмотрим сначала на то, как обучается речи ребенок. К полутора-двум годам у него накапливается достаточно понятий внутреннего языка для «адекватного» отображения картины мира. Ребенок уже может выделять из речи взрослых слова, запоминать и

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

4. РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМ СО ЗНАКАМИ Ниже мы будем говорить только о ситуации направленного обучения неродному языку, оставляя в стороне ситуацию формирования естественного билингвизма в условиях смешанных браков, общения со

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Обучение языку эмоций Когда кто-то теряет власть в обществе, он остается на заднем плане и не влияет на ситуацию. Мастер Эмоций, напротив, совершил экстраординарный подвиг. В последние моменты, когда он полностью принимал человеческое положение, был отстранен от власти и

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Мария Малышкина Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

О страхе публичного выступления О страхе публичной речи говорить долго не будем, так как в книге есть глава по управлению внутренним состоянием. И техники при работе со страхом публичной речи следует применять. Дам еще лишь пару советов.Страх неизведанного

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Структура публичного выступления Если что-то делается эффективно, значит, оно имеет свою структуру. Сейчас мы поговорим о том, как должно выглядеть публичное выступление, о «скелете» публичной речи. Если правильно не использовать структуру, то выступление, скорее

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Прислушайтесь к языку своего тела Настроение человека подобно симфонии, а серотонин в нем – палочка дирижера. Джеймс Стокард Итак, вы помните, что нейромедиаторы ацетилхолин, серотонин и дофамин участвуют в выполнении множества важных психических и физических

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

Цели и задачи публичного выступления Прежде чем заняться подготовкой публичного выступления, следует четко определить его цель и способы проверки ее достижения.Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического

Из книги автора

Общие правила публичного выступления Одни выступления кажутся нам не очень сложными, например, объявления, а другие, например доклад, официальная речь в присутствии коллег, презентация, – гораздо труднее. Надо учиться выступать с речами разных жанров – информационными,

Из книги автора

Глава I Архетипический подход к языку В данной книге рассматривается роль, которую язык играет в психологической жизни. Говорение подобно дыханию. Мы осуществляем его каждодневно, и наша речь составляет существенную часть нашей жизни. И, тем не менее, большую часть

Из книги автора

Имагистический (imagistic) подход к языку бессознательного Образный или имагистический подход к языку бессознательного был описан Хиллманом в изданиях Spring за 1977 и 1978 годы. Хиллман отмечает: «Даже в одном сновидении полисемия (множественность смыслов) обладает многими

Поделиться: