Вечер авторской поэзии сценарий. Литературный вечер «Встреча с Музой

Сценарий литературного вечера «Стихи о любви».

«Всё начинается с любви».

Клип «Человеку нужно, чтобы его любили» (не до конца – на 2 минуты 40 секунд).

Звучит музыка (Алексей Рыбников, музыка из к/ф «Вам и не снилось»).

(звучит тихо)

1 ведущий.

Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

2 ведущий.

Шекспир писал: «Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед… Любовь всегда как яркий вешний цвет».

1 ведущий.

А Мольер проникновенно заметил: «В душе померк бы день и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь».

2 ведущий.

Удивительно признание Чехова: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».

1 ведущий.

В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьётся не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

(музыка выключается)

2 ведущий.

1 ведущий.

Поэтому сегодня мы лишь прикоснёмся к этой теме – теме любви в поэзии.

(Ведущие садятся в кресла)

Исполняется романс на стихи Пастернака «Ночь» («Свеча горела…»).

(После первого куплета на столах зажигают свечи).

(Ведущие после второго куплета во время проигрыша зажигают свечи).

2 ведущий.

Что же это за состояние души – любовь? Может, это как у Есенина:

Поступь лёгкая, нежный стан.

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б нежно касаться руки

И волос твоих, цветом в осень.

1 ведущий.

А может, как у Блока:

И каждый вечер в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Чтецы.

Стихотворение Ахматовой (читает Баннавонг Нина)

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник ,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Стихотворение Р. Рождественского «Всё начинается с любви» (читает)

Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

1 ведущий. (Идёт к креслу, где сидит Катя, становится за креслом)

С древних времён рыцари посвящают прекрасные слова даме своего сердца. Любовные стихи посвящает мужчина женщине, юноша – девушке.

Чтец (юноша). (Антипов Дмитрий)

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

2 ведущий.

Так писал поэт серебряного века Иннокентий Анненский. Но кто сказал больше и лучше о любви, чем? Каждое его стихотворение – это шедевр любовной лирики.

Чтец. (Магомедов А.).

Пушкина «Признание»

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Ведущий (Лихачёва Соня).

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как левое и правое крыло.

1 ведущий (сидя за столом)

Женское сердце готово перенести все страдания и горечи любви, потому что и любит оно, жертвуя.

Стихотворения Вероники Тушновой и Роберта Рождественского.

(Включается «Музыка без слов» - тихо).

Чтецы (Линёва К. и Яснюк Н.)

В. Тушнова

В чем отказала я тебе,
скажи?
Ты целовать просил -
я целовала.
Ты лгать просил,-
как помнишь, и во лжи
ни разу я тебе не отказала.
Всегда была такая, как хотел:
хотел - смеялась,
а хотел - молчала...
Но гибкости душевной есть предел,
и есть конец
у каждого начала.
Меня одну во всех грехах виня,
все обсудив
и все обдумав трезво,
желаешь ты, чтоб не было меня...
Не беспокойся -
я уже исчезла.

Р. Рождественский.

Я в глазах твоих утону - Можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье!
Подойду и скажу - Здравствуй!
Я люблю тебя очень - Сложно?
Нет не сложно это, а трудно.
Очень трудно любить - Веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Падать буду - Поймать успеешь?
Ну, а если уеду - Напишешь?
Только мне без тебя трудно!
Я хочу быть с тобою - Слышишь?
Ни минуту, ни месяц, а долго
Очень долго, всю жизнь - Понимаешь?
Значит вместе всегда - Хочешь?
Я ответа боюсь - Знаешь?
Ты ответь мне, но только глазами.
Ты ответь мне глазами - Любишь?
Если да, то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни за собою в омут,
Но меня ты чуть-чуть помни...
Я любить тебя буду - Можно?
Даже если нельзя... Буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Исполняется романс «Любовь – волшебная страна».

Ведущий (чтец).

Не разлучайся, пока ты жив,

Ни ради горя, ни для игры,

Любовь не стерпит, не отомстив,

Любовь отнимет свои дары.

Не разлучайся, пока живёшь,

Храни ревниво заветный круг.

В разлуке вольной таится ложь,

Любовь не любит земных разлук.

1 ведущий (сидя за столом)

Мало найдется людей, которым незнакомы строки стихотворения

«С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле стихотворение называется иначе - «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков.

2 ведущий (сидя за столом)

Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта. Лето 1932 года супруги провели в Сочи у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Но им так не хотелось расставаться, что в последний момент было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. Потом они узнали, что поезд, на котором поэт должен был ехать, потерпел крушение, погибло много людей.

1 ведущий.

Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила его жена, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

(Музыка из к/ф «Ирония судьбы).

Стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» (читают и Михалёв А. А.).

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
- И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

Песня «Эхо любви» в исполнении вокальной группы.

Чтец. (Митрофанова Даша).

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт:

И вечный мировой круговорот?

2 ведущий.

Дорогие гости! Если кто-то из вас хочет прочитать стихотворение о любви, мы с удовольствием послушаем.

(После выступления гостей) Продолжаем наш вечер.

1 ведущий (сидя за столом)

Каждый поэт о любви говорит по-своему, у каждого своё отношение к этому вечному чувству. Вот как трогательно и просто писали о любви поэты Степан Щипачёв и Юлия Друнина.

Чтецы.
Степан Щипачёв

Своей любви перебирая даты,
я не могу представить одного,
что ты чужою мне была когда-то
и о тебе не знал я ничего.

Какие бы ни миновали сроки
и сколько б я ни исходил земли,
мне вновь и вновь благословлять дороги,
что нас с тобою к встрече привели.

Юлия Друнина

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить..
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит...

2 ведущий (сидя за столом)

Владимир Маяковский – бунтарь, желающий уничтожить мир пошлости, сытости, но такой ранимый в любви. Это была самая главная тема в лирике молодого Маяковского.

Чтец

В этой теме,

и мелкой,

перепетой не раз

и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

и молитвой у Будды

и у негра вострит на хозяев нож.

Если Марс,

и на нем хоть один сердцелюдый,

Эта тема придет,

калеку за локти

подтолкнет к бумаге,

прикажет:

Скреби! -

срывается в клекоте,

горько строчками в солнце песня рябит.

Эта тема придет,

позвонится с кухни,

повернется,

сгинет шапчонкой гриба,

постоит секунду

и рухнет,

под записочной рябью себя погребя.

Эта тема придет,

прикажет:

Истина! -

Эта тема придет,

Красота! -

перекладиной кисти раскистены -

только вальс под нос мурлычешь с креста.

Эта тема азбуку тронет разбегом -

уж на что б, казалось, книга ясна! -

и становится

недоступней Казбека.

оттянет от хлеба и сна.

Эта тема придет,

вовек не износится,

только скажет:

Отныне гляди на меня! -

И глядишь на нее,

и идешь знаменосцем,

красношелкий огонь над землей знаменя.

Это хитрая тема!

Нырнет под события,

в тайниках инстинктов готовясь к прыжку,

и как будто ярясь

Посмели забыть ee! -

затрясет;

посыпятся души из шкур.

Эта тема ко мне заявилась гневная,

приказала:

дней удила! -

Посмотрела, скривясь, в мое ежедневное

и грозой раскидала людей и дела.

Эта тема пришла,

остальные оттерла

безраздельно стала близка.

Эта тема ножом подступила к горлу.

Молотобоец!

От сердца к вискам.

Эта тема день истемнила, в темень

колотись - велела - строчками лбов.

(После этого стихотворения Игорь идёт к креслу, Катя – тоже)

Ведущий (чтец) читает сонет Шекспира.

Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.

Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!

1 ведущий (сидя в кресле)

Дороги любви – они и радостны, и печальны, и трагичны, и всё-таки приносят нам счастье, потому что, как писал Александр Сергеевич Пушкин, «сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».

2 ведущий (сидя в кресле)

И не было ещё ни одного человека, который бы не оказался на этой дороге.

Песня «Дорога без конца»

1 ведущий.

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

2 ведущий.

На этом наш вечер поэзии «Всё начинается с любви» заканчивается. Хотелось бы, чтобы каждый из нас унёс сегодня с собой частичку доброго, всеобъемлющего, такого нужного нашему сердцу чувства – любви.

Марина Колесникова
Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа)

Сценарий литературного вечера поэзии "поэты - детям " подготовительная группа

ЗАДАЧИ :

Углублять и расширять знания о творчестве детских поэтов .

Воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительна работа :

Чтение и заучивание наизусть стихотворений А. С. Пушкина, С. Есенина, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Е. А. Благининой, рассматривание иллюстраций, рисование любимых сюжетов к этим произведениям.

Ход мероприятия

Ведущая : Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной чтобы поговорить о поэзии. А что такое поэзия (ответы детей) . Правильно, поэзия - это стихи. Кто пишет стихи? (ответы детей) . Поэты . Что такое стихи - это написанные в рифму произведения. Сегодня мы познакомимся с детскими поэтами разных лет , узнаем о них много интересного, почитаем стихи. Ой, ребята вы слышите кто - то шуршит. Пойду посмотрю кто это.

Появляется сверчок

Сверчок : Здравствуйте, ребята! Я сверчок - хранитель самых интересных, самых старинных книг. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое столетие, когда дамы ходили в длинных, пышных платьях, а кавалеры в париках и фраках (показывают на экране балы 18 - 19 века) . В эти времена родился и жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Родился он 26 мая 1799 года в Москве. Он проводил много времени со своей няней Ариной Родионовной. Именно она привила ему любовь к литературе , напевая песенки, рассказывая сказки, легенды, присказки и прибаутки. Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных ею поэт использовал в своем творчестве. Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете (ответы детей) . И в наши дни люди не забыли поэта , ему ставят памятники, приносят цветы, есть музей Пушкина, улицы Пушкина, в школах изучают его произведения. И мы с вами прочитаем его стихи (дети читают стихи) .

Следующий поэт - Сергей Есенин (портрет на экране, который родился в 1895 году в Рязанской губернии в крестьянской семье. Он был знатоком народного языка и русской души. Его поэзия пропитана любовью к Родине и русской природе. Он не писал специально для детей, но детям нравились его стихи . И с удовольствием их читают и сейчас. Послушаем его стихи (дети читают стихи) .

Ведущая :

А сейчас я приглашаю вас на танец тех времен "полонез", чтобы прочувствовать ту эпоху в которой творил великий А. С. Пушкин.

Танец "Полонез"

Сверчок : Продолжим наше путешествие. И познакомимся с Корнеем Ивановичем Чуковским (портрет на экране) .Он родился в Санкт - Петербурге. Детство провел в Одессе и Николаеве. Занимался самообразованием, изучил английский язык. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет, писал стихотворения и даже поэмы. Он много написал произведений для детей. Какие вы знаете (ответы детей) . Давайте их почитаем (дети читают)

Следующий поэт - Сергей Владимирович Михалков (портрет на экране) . Родился в Москве в семье служащего. Отец привил ему любовь к русской литературе , он много ему читал разных книг, помогал понимать их смысл. Михалков воевал на фронте. Во время войны также писал для детей. Поэт писал не только для детей, но и для взрослых, Он написал гимн России. Какие произведения вы знаете (дети читают стихи) .

Следующий поэт - Самуил Яковлевич Маршак (портрет на экране) родился в Воронеже. Стихи начал писать еще в школе, потом закончил университет и продолжал писать для детей. Маршак хорошо понимал детей, их проблемы. Он создал живые узнаваемые образы взрослых и маленьких, зверей и птиц, и даже вещей, которые попадали в разные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, сопереживание. Какие вы знаете произведения Маршака (дети отвечают) . А сейчас прочитаем его стихи.

Ведущая : Что - то ребята мы засиделись. Пора на зарядку становиться

Танец "Зарядка"

Агния Львовна Барто (портрет на экране) родилась в Москве в семье ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым занимался отец. Затем она училась в гимназии где начала писать стихи и одновременно занималась танцами. Сначала она написала цикл стихов для самых маленьких "Игрушки". Далее были написаны стихи "Девочка рёвушка", "Девочка чумазая". Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Елена Александровна Благинина (портрет на экране) родилась в Орловской деревне. Сначала она училась в пединституте и хотела стать учительницей, но поняла, что хочет писать стихи и закончила литературный институт . Дети ее любили и любили ее стихи. Стихи о том, что близко и дорого детям : про дождик и радугу, про ветер и березки, про сад и огород и конечно про самих детей. Послушаем ее стихи (дети читают стихи) .

Сверчок : Ребята! Вы молодцы! Вы выучили и прекрасно прочитали стихи. Познакомились с известными детскими поэтами . Я надеюсь, что вы будете читать книги, запишитесь в библиотеку и может быть сами начнете писать стихи. А сейчас я хотел бы вам вручить подарки. Дарит подарки.

Публикации по теме:

Сценарий к 23 февраля подготовительная группа День защитника Отечества (подготовительная группа) Ход праздника Дети входят в зал с шарами, флажками, с салютиками, выполняют упражнения.

Дети в зал входят с шарами в правой руке, под музыку, делают перестроение и упражнения, отдают шары мамам и встают в полукруг. 1-С праздником.

Сценарий литературного вечера, посвящённого Н. Носову Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Николая Носова. Вызывать у детей интерес к книгам и чтению. Предварительная работа: Слушание.

Сценарий литературного вечера, посвященный С. В. Михалкову «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!» Цель: Закрепление знаний детей о творчестве С. В. Михалкова. Задачи: -продолжать учить детей рассказывать стихотворения наизусть; -развивать.

Сценарий мероприятия в рамках литературного клуба «Сладкая сказка» (старшая группа) СЛАДКАЯ СКАЗКА. Дети проходят в музыкальный зал. Ведущий: Огромное лицо луны С небес на землю смотрит строго. И утопает в серебре В простор.

Сценарий литературно-музыкального вечера — конкурса чтецов стихотворений о любви «Все начинается с любви»

1-и ведущий

Пусть велика земля, но даже, и она имеет свой предел.

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда,

И это бесконечное — любовь!

2-й ведущий:

Все начинается с любви…

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка — Все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Все, даже ненависть — Родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг -Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи».

И ты от шепота качнешься.

И выпрямится. И начнется.

Все начинается с любви!

Твердят: «Вначале было слово».

1-й ведущий:

О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии.

2-й ведущий

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство - это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаемы, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

1-й ведущий:

Сегодня мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти, о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но каждая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы обращаемся к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Блока и Есенина, Ахматовой и Цветаевой, Асеева и Беллы Ахмадуллиной. Наш разговор сегодня о любовной лирике XIX и XX веков.

2-й ведущий:

Немало шедевров подарила миру русская поэзия XIX в. Это изумительные строки о первой встрече и о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные. Их авторы: Д. Давыдов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, И.Тургенев. Многие из них стали романсами.

Романс «Я помню чудное мгновенье»

Кучерявых Р. «Я вас любил» Васильев М. «Пустое вы, сердечным ты»

1-йведущий:

В конце 1828 г. на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля А. Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. «В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от нее глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию… Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова. Через 2 года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей. Чувство его к жене, глубокое, нежное, бережное, — в словах писем и стихов, словах таких простых и таких великих…

Татаренко Е. «Мадонна» Л. С.Пушкин

2-й ведущий:

(из писем А.Пушкина) « Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас…»

«Жена моя ангел…».

«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете — а душу твою люблю еще более твоего лица…» «Кроме тебя, в жизни моей утешения нет…»

«Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском…» «Будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна,»

Кучерявых И. «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

3-й ведущий:

«Я только что приехал, и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет тому назад». Это строки из письма А.К.Толстого его жене. 20 лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала случайно…» А потом была любовь с первого взгляда на всю жизнь, были письма… «Видится деревня, слышится твой рояль и этот голос, от которого я сразу же встрепенулся… Это твое сердце поет от счастья, мое его слушает».

Романс П. Чайковского «Средь шумного бала, случайно» на стихи А. Толстого

Федор Тютчев на склоне лет полюбил молодую девушку, Елену Александровну Денисьеву, воспитанницу Смольного института, куда он приезжал навещать своих дочерей. Трагедия их «незаконной», осужденной обществом любви нашла отражение в цикле стихов, который был назван денисьсвским. Их мучительный роман длился 14 лет. Страстно любимая поэтом женщина стала презираемой обществом «любовницей», матерью «незаконных» детей, хотя и официально признанных Тютчевых. Денисьева умерла от чахотки, оставив трех детей, подарив Тютчеву 14 лет жизни, счастья и боли. «Все кончено — о чем я вам пишу — не знаю… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не гам где- то…»

Суглобов В. «Я очи знал, о эти очи» Ф.И.Тютчев

2-й ведущий:

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

1-и ведущий:

С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ей он посвятил свое стихотворение.Стихотворение это — одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Горбунова В. «Сияла ночь» А.Фет

2-й ведущий

Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX в. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить»

Музыкальная композиция

4-й ведущий:

XIX век… Век разлук и утрат. Все громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Но сердце неизменно торжествует над всеми тяжелыми испытаниями века. Вслушаемся в мир удивительных звуков, слов, чувств русской поэзии XIX века.

Сидоров И. «Среди миров в мерцании светел» И.Анненский

Исакова А. «У нее глаза морского цвета» К.Бальмонт, Суглобова М. «Я не могу без тебя жить» Н.Асеев

5-й ведущий:

Удивительные образцы любовной поэзии дали миру стихотворения С.Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Но в стихах Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом!

Исакова Л. «Заметался пожар голубой» С.Есенин

1-й ведущий

В рассказе «Темные аллеи» И.А.Бунин писал «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано — «сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а радость».

3-й ведущий:

Да, это прекрасно — любить самой! Задыхаться от счастья, любоваться жизнью, жизнь пока есть хоть капля сил для этого и любить!

Ковалева Н. «Ты рядом и все прекрасно» Ю.Друнина Кургалин М. «У зим бывают имена» Д.Самойлов

Музыкальная композиция

1 -й ведущий:

Она… Сколько прекрасных строк в поэзии связано с ней, строк- признаний в любви известным и безызвестным женщинам. У нее много имен: Анна Керн и Наталья Гончарова, Елена Денисьева и Мария, Любовь Менделеева и Айседора Дункан. Она — муза, вдохновительница, богиня. Но Она и сама может быть

поэтом и дарить миру глубину своих чувств, горечь обид, трепетность переживаний, как величественная и мудрая Анна Ахматова, страстная Марина Цветаева, ясная и строгая Мария Петровых, изысканная Белла Ахмадуллина и другие, менее известные…

Васильева В. «Ты письмо мое, милый, не комкай» Л.Ахматова Удре Я. «Не уделяй мне много времени» Б.Ахмадуллина

6-й ведущий:

Встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей. Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.

Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же и вложил ей в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь

4-й ведущий:

Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглащающей любви к мужу. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены личные стихи.

Маслова Н. «Мне нравится, что вы больны не мной»

5-й ведущий: В основе любви лежат три влечения — ума, души, тела. Их единство — основа счастья. А счастье — это любовь. Это прекрасное, возвышенное чувство.

6-й ведущий: Любовь — это чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии. Любовь помогает по- настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

ГорченкоД. Д. Бедный. «Креолка»

Зюкин И. Н.Гумилев. «Из букета целого сирени…»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

Поэты Серебряного века

\Звучит музыка\

Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

Скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

\ Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

Владимир Маяковский

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

\ Свет гаснет, загораются звезды\

А.Блок читает \ Танец « Кармен»\

Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Внешний трепет, и лепет и шелест

Непробудные, дикие сны

И твоя одичавшая прелесть-

Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей а розах

Погруженная в сказочный сон.

Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

…был заботой женщин нежной

От грубой жизни огражден,

Летели годы безмятежно,

Как голубой весенний сон.

Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

Я и молод, и свеж, и влюблен,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

Не произойти не могло, случиться могло только в России.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.

Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал, по его словам что что-то стало в нем шевелиться

Части остановившегося механизма приходят в движение» - и тогда же заболел смертельно.

Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии, но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» - всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» - это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

И целый день, своих пугаясь стонов,

В тоске смертельной мечется толпа,

А за рекой на траурных знаменах

Зловещие смеются черепа.

Тогда я еще не знала, что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.

Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

Он говорил: « Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

\Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»\

Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

\Читает стихотворение «Письмо матери»\

М.Цветаева.

Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская

Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

Летят они, - написанные наспех,

Тяжелые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

«После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и незнающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Б. Пастернак - Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

Пастернак – Осип Мандельштам

Ахматова – Михаил Кузмин

Блок - Николай Заболоцкий

Цветаева – Андрей Белый

Есенин – Константин Бальмонт

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь,

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять проблемы

В судьбе а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

А быть живым, и только,

ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.

Сценарий музыкально-поэтического вечера «Целый мир от красоты».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов и среднего звена, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству А. Фета.
Цель: помочь обучающимся понять, что красота рождает красивые чувства и красивые мысли, мечты.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. Фета.
2.Учить анализировать содержание прочитанного: помочь разобраться в специфике построения текста, типа художественного описания, создать в воображении детей образные микрокартины и целостную картину весенней природы, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует поэт.
3.Учить выявлять художественные ценности произведения, умению оформлять эстетически свое суждение.
4.Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение.
5. Побуждать детей создавать вокруг себя красоту, ценить ее.
6.Воспитывать интерес к поэзии, расширять кругозор и словарный запас детей.
Оборудование: портреты А. Фета, фотографии усадьбы А.Фета в Воробьевке (Курская область), картины весенней природы, грамзаписи, веточки березы, цветы, зажженные свечи, книжная выставка, «вечерний» класс.

Ход мероприятия:

Учитель:
За окном весна, небо синее, родное. Солнечные дали, сиреневые облака…
А у нас опять поэтический вечер – встреча с А.Фетом. Мы «гуляли» с ним по осеннему парку, «сидели» у горячего огня холодной зимой. А вот сегодня мы вместе с нашим замечательным поэтом-земляком «разбудим» землю ото сна, чтобы «опять весна душистая повеяла крылом».


Ученик 1:
Дорогой Афанасий Афанасьевич!
Приветствуют Вас звезд золотые ресницы и месяц, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, цветущие сады и все весенние цветочки.
Ученик 2: Приветствуют Вас голубые и черные ангелы, глядящие из-под шелковых ресниц…
Ученик 1: Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам и меньшая братия: слепой жук, вечерние мошки, молчаливая жаба, вышедшая на дорогу и поющий жаворонок.
Ученик 2: Приветствуем Вас и мы!
И пока над мутным потоком жизни стоит недвижимо светлая радуга чистой поэзии, в этом мире будет бушевать доброта, красота и любовь. Вы – Афанасий Афанасьевич, Ваша поэзия – это отрезок этой радуги, поэтому мы снова пришли к Вам на свидание.
Ученик 3:
Вот снова Фет заговорил…
Проснулся лес, проснулось поле.
Дыханьем робким оживил
Край соловьиного раздолья.
Все кануло в блаженство дня:
Тревоги, суета, печали…
Поэт читает для меня
Стихи, что над Вселенной прозвучали. (А. Алферова «А. Фету»)
Учитель:
Афанасий Афанасьевич родился в семье богатого и просвещенного орловского помещика А.Н. Шеншина. Первое время поэт носил двойную фамилию Шеншин-Фет, а затем по воле судьбы, оставил только фамилию матери, немки Шарлоты Фет. Фет был сильным человеком, всю жизнь его преследовали неудачи, но он достиг всего, чего хотел. Первую половину своей жизни он провел в селе Степановка Орловской губернии, сделав из него благоухающий островок. А в возрасте почти 60-ти лет он покупает имение Воробьевка Курской губернии, которое он впоследствии назвал «земным раем».


Ученик 4: (читает) «Деревня Воробьевка стоит на левом берегу реки Тускари, а господская усадьба на правом, очень высоком: каменистый дом окружен огромным парком, состоящим из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видна церковь Коренной пустыни… Множество соловьев, грачи, цапли, гнездящиеся в саду, цветники, разбитые по скату к реке, фонтан… Красота, тишина, поэтическая тайна…» Так писал Н.Страхов, побывав у Фета в гостях в Воробьевке. А В.Соловьев писал так: «На крыльях души ежедневно летаю в Воробьевку».
Учитель:
Что же влекло в Воробьевку композиторов, поэтов, писателей, художников, артистов; что притягивало Чайковского, Страхова, Соловьева, Толстого, Варламова? Что значила Воробьевка для Фета? Какой восторг вызывали наши поля, луга и рощи в сердце поэтического волшебника?


Учитель:
Воробьевка! Кто теперь не знает это голосистое село? Я не могу сказать, что оно необычайно красиво. Есть в России немало чудных мест, где и пруды светлее, и поля щедрее, и добрее, радостнее люди. Но с Воробьевкой связана тайна красоты. Фета называют певцом красоты и это, действительно, так. Именно в Воробьевке Фет написал большинство своих стихотворений, он как бы ожил, проснулся, вдыхая воздух соловьиного края. Красота дивила поэта, молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, как писал Фет, «вездесуща», т.е. везде. Он «чует ее запах», слышит ее «шепот». Для него ее присутствие в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья.


Ученик 5:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно. (Между 1874 и 1886г.г.)
Ученик 6:
Как не хватает нам в наше время восторга перед радостью жизни, перед красотой, точь-в-точь такою, как в строках Фета:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна. (1881г.(?))


Учитель:
Если посмотреть на портрет Фета, то можно сказать, что это суровый человек, но на самом деле – это был очень добрый, веселый, отзывчивый человек. Он любил, когда в его доме собирались друзья и устраивали «эдемские вечера», т. е. райские вечера, на которых звучала музыка, пели, читали стихотворения.


И вот на одном из таких вечеров прозвучал романс Варламова на стихи Фета «На заре ты ее не буди», который впоследствии стал очень популярным. Даже говорили так: «Это стихотворение стало песней и сделалось почти народным…»
И в наши дни тоже часто поют этот романс, послушаем и мы его.
(Прослушивание грамзаписи романса «На заре ты ее не буди»)
Учитель:
В доме Фета любили бывать и дети. И вот однажды в мартовский денек поэт рассказал своим маленьким друзьям о приходе весны в небольшом стихотворении-сказке. Вот только весна у него для нас совсем непривычная. Все изображали и изображают весну в образе женщины, а вот Афанасий Афанасьевич называет весну женихом, а невеста у него – земля, которая ждет тепла и ласки.
Ученик 7:
Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна,
Каждый час и каждый миг
Приближается жених.

Спит во гробе ледяном
Очарованная сном,-
Спит, нема и холодна,
Вся во власти чар она.

Но крылами вешних птиц
Он свевает снег с ресниц,
И из стужи мертвых грех
Проступают капли слез. (22 марта 1879 г.)

Ученик 8:
Выходя из дома ранней весной, Фет был очарован всем, что его окружало и сами по себе у него родились строки – призыв Весны:
Еще, еще! Ах, сердце слышит
Давно призыв ее родной,
И все, что движется и дышит,
Задышит новою весной.
Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал. (1882 г.)
Учитель:
Весеннее солнце рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет весенней жизни, дуновение ветерка. Каждая строка готова слиться с веселием мира.
(Прослушивание грамзаписи Огарева «Я пришел к тебе с приветом!»)
Учитель:
Петр Ильич Чайковский, великий русский композитор, так сказал о даровании Фета: «Фет есть явление совершенно исключительное… Фет смело делает шаги в области искусства, поэтому часто Фет напоминает Бетховена… Как и Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны души, которые недоступны художникам… Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант…» Сам Афанасий Афанасьевич очень любил и понимал музыку, любил произведения Шопена, Шумана, Чайковского, Бетховена. Особенно он любил сонату №24 Бетховена («Лунная»).
(Звучит грамзапись Лунной сонаты Бетховена)
На фоне музыки ученик читает стихотворение:

Ученик 9:
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
Учитель:
Великий русский поэт Н. Некрасов сравнивал Фета с Пушкиным: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию, ни в одном русском авторе после А.С. Пушкина не найдет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет…»
Ученик 10:
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно- радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна,
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полон,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя. (1884 г.)
Учитель:
В чем же вдохновение Фета? Да в любви к земному миру, ко всему чарующему свету. Несмотря на грозный быт, непроходящие утраты, этот благородный человек всегда носил в своей груди «огонь, сильней и ярче всей Вселенной».
Мы сейчас прочитаем стихотворение «Весенний дождь».
Попробуйте представить перед собой все то, о чем вы прочитаете.
Раздаются задания нескольким учащимся:
1.Прочитай стихотворение выразительно.
2. Подумай, какие чувства автора выражены в стихотворении.
3.Прочитай те слова, которые больше всего тебе понравились. Объясни, почему?
4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
5.Объясни, как ты понимаешь строки: «В разрыве облак солнце блещет».
«От лип душистым медом тянет».
6.Как ты думаешь, что же подошло к саду «по свежим листьям барабанит»?
7.Найди толкование слов: блещет, трепещет, завеса.
Ученик 11:
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит. (1840-1892 г.г.)


Учитель:
Трудно представить себе высокий дом, кирпичные постройки в Воробьевке без лучистого рассветного солнца, без соловьиной трели, без множества роз, которые были везде: около дома, украшали цветники, беседки, дорожки. Для Фета роза – это символ божественной тайны, которую он пытался раскрыть. Он говорил так:

О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.


Роза – это самый любимый из цветов Фета, в котором он всегда видел совершеннейшее создание природной красоты. И каждый раз, при виде самого первого майского цветка розы поэт восхищался им:
Ученик 12:
Ты так нежна, как утренние розы,
Что пред зарей несет земле восток;
Ты так светла, что поневоле слезы
Туманят мне внимательный зрачок;

Ты так чиста, что помыслы земные
Невольно мрут в груди перед тобой;
Ты так свята, что ангелы святые
Зовут тебя их смертною сестрой.

Ученик 13:
С мая и до поздней осени «царица-роза» радовала поэта. Но вот только осенние розы навевали грусть, грусть об уходящем:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Учитель:
Мы не можем не восхищаться поэтом, которого ни невзгоды, ни болезни, ни старость не могли разлучить с земной красотой:
Нельзя заботы мелочной
Хотя б на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
--Раньше в воскресные дни все бедные и богатые стремились в церковь на службу: кто попросить у Бога прощения, а кто шел за тем, чтобы успокоиться, отдохнуть от мирской жизни. Фет всегда ездил в Коренную Пустынь. И вот в один из таких дней, по дороге к храму он задумался: «А где же то святое, что дает столько силы, где то, что так успокаивает душу?» Во время молитвы в церкви Акима и Анны ему, как он говорил, сам Бог послал ответ.
На фоне грамзаписи П.И.Чайковского «В церкви» звучит стихотворение:
Ученик 14:
Не здесь ли ты лёгкою тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,
И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг... (1842г.)
Учитель:
Фет любил тихими теплыми вечерами сидеть с простым народом, с теми, кто ему помогал жить, кто его окружал каждый день. Он мог часами слушать задушевные русские народные песни, да и сам их любил петь. Одной из любимых песен у него была «Казачья притча», в которой рассказывается о сне Степана Разина и песня «У зори-то, у зореньки».
(Прослушивание и исполнение русских народных песен)
Учитель:
Давно нет с нами Фета, который чувствовал окружающий мир, как никто другой. Фет создал целый цикл стихотворений, который назвал «Вечерние огни» - это гимн нашему все испытавшему в своей судьбе соловьиному курскому краю. Каждое стихотворение у него – это небольшой рассказ.
Он восхищался звездами, царством сна и покоя:
Ученик 15:
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь. (1857г.)

Ученик 16:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857 г.(?))
Учитель:
Но проходила ночь, наступал опять день, и уже восхищение переходило на все, что окружало при солнечном свете. Фет был превосходным знатоком растений. Есть у него стихотворения-символы, как, например, «Первый ландыш». Это стихотворение обо всем первом, о красивом, ведь ландыш –символ свежести, чистоты.


Ученик 17:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Учитель:
Слушая одно стихотворение за другим, мы можем сказать, что красота вездесуща.
Что значит красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, бушующий в сосуде?
--Над этим вопросом многие столетия задумывается человек. Если вы сможете «почуять запах», «услышать шепот» красоты, значит вы ее тонкие ценители. Фет был живым родником любви ко всему, что его окружало. У него была своя забота - найти и воплотить все прекрасное, дав ему вечную жизнь. Многие из нас проходят мимо цветущих садов, мимо обыкновенных, привычных нам, растений, не замечая того, что увидел Фет:
Ученик 18:
С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюбленной.
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони. (1858 г.)

Учитель:
Остановитесь перед чудесной красотой, дарованной нам миром, поклонитесь ее величию, подумайте о завтрашнем дне. Что сможет человек без этой красоты? Ведь от нее берет начало доброта.


Бегут года… Звучат над миром новые стихи. Мы должны сохранить в своих сердцах, передать из поколения в поколение восторг перед певучими теплыми, светлыми фетовскими стихами.
Ученик 19:
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?
Учитель:
А.А.Фет (1820-1892) считал красоту единственной целью художника. Многие из его произведений положены на музыку. Основной темой его стихотворений является любовь и природа.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Грезы», ученик читает стихотворение:
Ученик 20:
Владимир Соловьёв. А.А. Фету
Перелетев на крыльях лебединых
Двойную грань пространства и веков,
Подслушал ты на царственных вершинах
Живую песнь умолкнувших певцов.
И приманил твой сладкозвучный гений
Чужих богов на наши берега,
И под лучом воскресших песнопений
Растаяли сарматские снега.
И пышный лавр средь степи нелюдимой
На песнь твою расцвёл и зашумел,
И сам орёл поэзии родимой
К тебе с высот неведомых слетел. (Октябрь 1884г.)

6 июля 1986 г. состоялись первые Фетовские чтения и первый Фетовский праздник в с. Воробьевка Золотухинского района.
С тех пор ежегодно в первое воскресенье июля здесь проводятся Фетовские литературные праздники, которые организует комитет по культуре Курской области и администрация Золотухинского района. Сюда съезжаются писатели, литературоведы, артисты, музейщики из Курска, Орла, Белгорода, других городов.

Поделиться: