Бланк направления наблюдателя в участковую избирательную комиссию. Как оформить день, в который сотрудник будет наблюдателем на выборах? Что надо иметь при себе

Согласно ст.2 п.42 Закона «Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума». В соответствии с Федеральным Законом ст.27 п.5 допускается присутствие наблюдателя в территориальных и окружных избирательных комиссиях. Более того, ст.73 п.6 Закона допускает присутствие наблюдателя при досрочном голосовании в территориальных и участковых избирательных комиссиях.

Согласно ст. 27 п. 7 Областного Закона, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

2. Наблюдатель вправе (ст. 27 п. 9 Областного Закона):

а) знакомиться со списками избирателей ;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколом соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии ;

ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию Новосибирской области или в суд;

з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

3. Наблюдатель не вправе (ст. 27 п.10 Закона):

а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе избирательные бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

ж) вести агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

4. Наблюдатель должен (задачи):

1. так выбрать свое рабочее место , чтобы был обеспечен визуальный контроль за выдачей бюллетеней, кабинами для голосования, стационарным и переносными избирательными ящиками;

2. вести наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов;

3. присутствовать в помещении для голосования в день голосования с 6 часов 00 мин и до получения заверенной копии протокола участковой комиссии об итогах голосования и подтверждения из территориальной комиссии о приеме 1-го экземпляра протокола об итогах голосования, а при досрочном голосовании - с 9 до 17 часов по рабочим дням и с 10 до 16 по выходным дням;

4. при обнаружении нарушения избирательного законодательства:

· составить акт о нарушении избирательного законодательства,

· вручить председателю комиссии под роспись письменное заявление о факте нарушения,

· сообщить в свой штаб (тел: ____________) и в вышестоящую избирательную комиссию (тел: ___________) о нарушениях избирательных прав граждан;

5. составлять акт о нарушении избирательного законодательства (Приложение 2) в письменном виде в двух экземплярах при всех нарушениях избирательного законодательства;

6. оформлять в двух экземплярах письменные заявления в избирательную комиссию (см. Приложение 1) и при передаче его председателю или секретарю комиссии требовать на втором экземпляре отметки о получении с подписью и расшифровкой фамилии получателя, с указанием даты и времени получения;

7. при отказе председателя или секретаря избирательной комиссии принять заявление наблюдателя наблюдатель должен составить Акт о данном нарушении (см. Приложение 2) с привлечением двух свидетелей, которые должны собственноручно подписаться под актом и указать адрес своего местожительства;

8. при не принятии председателем участковой избирательной комиссии мер по пресечению нарушений избирательного законодательства направить в вышестоящую избирательную комиссию жалобу на неправомерные действия или бездействия участковой избирательной комиссии (см. Приложение 3).

5. Контроль досрочного голосования

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет принять участие в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, имеет право проголосовать досрочно: в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) и в помещении участковой (за 3-1 день до дня голосования) избирательной комиссии путем заполнения бюллетеня с соблюдением условий тайного голосования.

1. выполнение требований ст.52 п.12 Федерального Закона о запрещении зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании;

2. выполнение требований ст.48 п.10 Областного Закона о запрещении размещения агитационных печатных материалов на зданиях и в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования;

3. порядок досрочного голосования, определенный ст.66 Областного Закона, а именно:
наличие на избирательном бюллетени печати и подписей двух членов избирательной комиссии,
соблюдение тайны волеизъявления избирателей,
ведение списка досрочно проголосовавших избирателей;
порядок дополнительного включения граждан в список избирателей.

6. Действия наблюдателя до начала голосования на участке

1. Число избирателей и бюллетеней для голосования, для чего до 7.00 получает у председателя или секретаря участковой комиссии и фиксирует:

· количество избирателей, включенных в список на данном участке - __________,

· количество полученных комиссией бюллетеней - __________.

2. Пломбирование избирательных ящиков, которые в 7.00 предъявляются членам комиссии и наблюдателям и которые должны быть пустыми и пронумерованными. Стационарные избирательные ящики опечатываются (пломбируются) печатью участковой комиссии.

3. Конверты досрочного голосования, которые до начала голосования председатель предъявляет для обозрения присутствующих в виде запечатанных конвертов с бюллетенями и списками досрочно проголосовавших избирателей в территориальной и участковой избирательных комиссиях.

Примечание: При этом проверяется:

· соответствие количества конвертов с бюллетенями досрочного голосования числу досрочно проголосовавших избирателей по списку территориальной и участковой комиссий,

· целостность каждого конверта и наличие на нем подписей двух членов комиссии и печати избирательной комиссии и подписи досрочно голосовавшего избирателя.

В случае, если количество конвертов с печатью избирательной комиссии больше числа досрочно проголосовавших избирателей по списку, то все избирательные бюллетени из этих конвертов решением участковой комиссии признаются недействительными.

При поврежденном конверте или при отсутствии на нем либо печати либо одной из трех подписей (досрочно проголосовавшего избирателя и двух членов избирательной комиссии) избирательный бюллетень из этого конверта решением участковой комиссии признается недействительным.

Конверты вскрываются председателем комиссии. В каждом конверте должен быть только один бюллетень. В случае, если из конверта извлечено более одного бюллетеня, то все извлеченные бюллетени признаются недействительными.

Бюллетени, извлеченные из соответствующих указанным требованиям конвертов, опускаются председателем участковой избирательной комиссии в стационарный избирательный ящик с соблюдением тайны волеизъявления избирателя.

По каждому случаю несоответствия конвертов и бюллетеней досрочного голосования требованиям закона, участковая комиссия должна принимать специальное решение о признания бюллетеня из конверта досрочного голосования недействительным и указывать на обороте такого бюллетеня причины его недействительности за подписью не менее трех членов участковой комиссии.

Председатель комиссии до начала голосования должен уточнить по спискам избирателей число избирателей, которые проголосовали досрочно (отдельно в территориальной и участковой избирательной комиссии), огласить и внести эти сведения соответственно в строки 3 и 4 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму (демонстрационную), которая должна быть вывешена в помещении для голосования, и сделать в участковом списке избирателей против фамилий досрочно проголосовавших избирателей отметки «проголосовал досрочно».

В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии.

Примечание:

До завершения указанных действий совершение каких-либо иных действий, связанных с началом процедуры общего голосования, не допускается.

7. Действия наблюдателя в процессе голосования

1. Получение бюллетеней избирателями

при этом бюллетени могут выдавать только члены комиссии с правом решающего голоса. Бюллетени выдаются избирателям, внесенным в основной список избирателей данного участка, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа (перечень документов удостоверяющих личность гражданина РФ и факт его проживания на территории участка подготавливается паспортно-визовой службой области). Член избирательной комиссии обязан лично удостовериться в соответствии паспорта его предъявителю и в наличии отметки о прописке или регистрации на территории данного участка.

Каждый избиратель должен лично расписаться в списке и может лично получить только один избирательный бюллетень и только на себя. Получение бюллетеней и голосование за других избирателей не допускается.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель по каким-либо причинам не внесен в список избирателей участка, то по его заявлению участковая комиссия после обязательной проверки ею заявления и представленных документов должна в течение 2-х часов внести его дополнительно в список избирателей при условии подтверждения его прописки или регистрации на территории данного участка.

При обнаружении нарушений порядка выдачи бюллетеней наблюдатель должен словесно указать члену комиссии на факт нарушения, составить Акт и вручить письменное Заявление Председателю.

2. Расположение стационарного избирательного ящика и момент опускания бюллетеней.

Стационарный избирательный ящик должен быть расположен таким образом, чтобы наблюдатель мог одновременно контролировать опускание бюллетеня в ящик и выдачу бюллетеней членами комиссии. В противном случае потребовать у Председателя комиссии переустановить ящик.

Каждый голосующий вправе опускать в ящик только один бюллетень. При обнаружении намерения или попытки опустить в ящик два или несколько бюллетеней словесно обратить на это внимание присутствующих в помещении для голосования. В случае, если голосующий все же опустил в ящик два или несколько бюллетеней, немедленно потребовать у членов комиссии установить его фамилию, письменно заявить об этом Председателю комиссии, сообщить в районный штаб и в территориальную комиссию.

Наблюдатель выезжает на голосование вне помещения для голосования совместно с членами избирательной комиссии. Участковая комиссия обеспечивает выезд к месту голосования не менее чем двух наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса.

· число поступивших заявлений и наличие записей в реестре заявлений на голосование вне помещений для голосования (Приложение 8),

· фамилии обоих членов комиссии с правом решающего голоса на голосование вне помещений для голосования,

· наличие у них заверенной выписки из реестра (Приложение 9),

· собственноручность и полнота написания избирателем письменного заявления (см. Приложение 5)

· свобода волеизъявления избирателя, голосующего вне помещения для голосования,

· время выезда и возвращения членов комиссии с переносным ящиком,

· число возвращенных бюллетеней и письменных заявлений от голосовавших вне помещения для голосования,

Эти сведения запрашиваются у Председателя или секретаря участковой комиссии и заносятся в таблицу (Приложение 7) контроля переносного избирательного ящика по каждому выезду.

Наблюдатель немедленно сообщает в штаб кандидата, в территориальную комиссию и подает в участковую комиссию письменное заявление в случае:

· отказа в возможности наблюдения за голосованием вне помещения для голосования,

· отказа в предоставлении вышеперечисленных сведений,

8. Действия наблюдателя при подсчете голосов

При подсчете голосов наблюдатель должен расположится так, чтобы можно было визуально контролировать сортировку бюллетеней и видеть их содержание. При этом следует иметь ввиду, что подсчет голосов избирателей должен производится только членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования. В ходе подсчета голосов все текущие данные наблюдатель заносит в свой протокол (черновик) с целью последующего контроля итогового протокола.

1. Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней.

Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней производится после окончания времени голосования, но до вскрытия избирательных ящиков.

Неиспользованными избирательными бюллетенями считаются те, которые остались в распоряжении участковой комиссии по окончанию времени голосования.

Испорченными бюллетенями считаются возвращенные избирателями бюллетени с отметкой комиссии в списке избирателей и на бюллетене о возврате бюллетеня.

После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение подписей и печати в правом верхнем углу), затем оглашают и записывают число погашенных бюллетеней (сумма количества неиспользованных и испорченных) в строку 5 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Наблюдатель заносит число погашенных бюллетеней в свой протокол (черновик).

2. Закрытие списка избирателей.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

· число избирателей, внесенных в список;

· число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей);

· число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма вышеуказанных данных, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, допущенные ст.27 п.4 Законом к наблюдению за подсчетом голосов и установлением итогов голосования.

Затем председатель или его заместитель или секретарь участковой комиссии уточняют, оглашают и записывают в Протокол и в его увеличенную форму:

· число избирателей, внесенных в список, - строка 1 (проконтролировать совпадение с заверяющей записью в списке избирателей)

· число бюллетеней, полученных участковой комиссией (количество бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочного голосования в территориальной комиссии, в это число не входит) - строка 2

· число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей в списке избирателей) - строка 6

· число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей) - строка 7

После этого дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до завершения проверки контрольных соотношений. Вносить изменения в список избирателей после начала подсчета голосов запрещается. Статья 75 п.6 Закона ответственность за сохранность списка и исключения доступа к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, возлагает на председателя или секретаря участковой комиссии.

3. Контроль организации подсчета голосов избирателей.

Сортировка бюллетеней и подсчет голосов избирателей проводится на специально оборудованных местах без выноса избирательных ящиков и бюллетеней. Как правило, обычно в центр помещения для голосования сдвигаются столы, на которых раскладываются все бюллетени, а зона вокруг столов ограничивается рядом стульев. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии всеми присутствующими при подсчете.

Членам избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов иметь письменные принадлежности и пользоваться ими.

4. Контроль вскрытия избирательных ящиков.

Вначале вскрываются переносные ящики поочередно по номерам и пересчитываются находящиеся в них бюллетени. Затем вскрываются стационарные ящики.

Перед вскрытием каждого избирательного ящика наблюдатель должен убедится в сохранности печати (пломбы). В случае отсутствия или повреждения пломбы (печати) на ящике наблюдатель представляет Председателю комиссии свое заявление по данному факту. При отсутствии пломб или при поврежденных пломбах все бюллетени в таком ящике решением комиссии признаются недействительными.

5. Контроль подсчета бюллетеней из переносных ящиков.

Подсчет бюллетеней в переносных ящиках производится отдельно по каждому ящику в последовательности их номеров. При подсчете члены комиссии отделяют избирательные бюллетени не установленной формы.

Бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, изготовленные неофициально (ксерокопия, подделка) или бюллетени, у которых в правом верхнем углу отсутствуют или печать или подписи двух членов комиссии.

Бюллетени неустановленной формы при подсчете числа избирательных бюллетеней в переносном избирательном ящике не учитываются.

Число извлеченных бюллетеней установленной формы подсчитывается, оглашается и заносится в строку 8Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Если в переносном ящике обнаружено бюллетеней установленной формы больше, чем имеется письменных заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней при голосовании с данным номером переносного ящика (номер ящика обязательно должен был указан в каждом таком заявлении), все бюллетени из этого ящика решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем участковая комиссия должна составить акт с указанием фамилий членов избирательной комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования с этим ящиком. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней из переносных ящиков вносится в строку 12 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

6. Контроль сортировки избирательных бюллетеней.

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, раскладывая их в стопки по голосам за каждого кандидата, против всех кандидатов, отделяя в отдельные стопки бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Бюллетени неустановленной формы при подсчете результатов голосования не учитываются.

При этом члены участковой избирательной комиссии должны оглашать содержащиеся в каждом избирательном бюллетене отметки избирателя и показывать бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Недействительными признаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также заполненные карандашом, имеющие исправления и следы подчисток.

При сомнении в действительности бюллетеня участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. В случае признания спорного бюллетеня недействительным на его оборотной стороне указываются причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии.

Недействительные бюллетени откладываются и подсчитываются в отдельной стопке. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

9. Действия наблюдателя при подсчете голосов и занесение результатов подсчетов в итоговый протокол

После сортировки бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату.

Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки Протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 9 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Наблюдатель ОБЯЗАН визуально просмотреть и пересчитать ВСЕ бюллетени в каждой стопке на предмет соответствия их рассортировки по каждому кандидату, против всех кандидатов, на недействительные бюллетени, на бюллетени не установленной формы.

После этого Председатель комиссии производит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в Протокол об итогах голосования.

В случае, если контрольные соотношения данных не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам Протокола об итогах голосования. В этом случае наблюдатель должен предупредить председателя комиссии о недопустимости подгонки контрольных соотношений без пересчета бюллетеней и настоять на повторном пересчете бюллетеней.

10. Действие наблюдателя при оформлении итогов голосования

Наблюдатель должен лично ознакомиться с третьим экземпляром Протокола, внести из него все данные в свою копию протокола (по возможности получить у комиссии ксерокопию оригинала официального протокола) и обязательно заверить свою копию (или ксерокопию) Протокола у председателя или секретаря участковой комиссии. В заверенной копии протокола не должно быть исправлений.

Председатель или его заместитель или секретарь участковой комиссии обязаны расписаться с указанием своей должности и фамилии и поставить печать участковой комиссии на каждой странице копии Протокола в качестве его заверения.

11. Завершение работы наблюдателя

После получения заверенной копии Протокола наблюдатель должен незамедлительно передать представителю штаба кандидата эту копию, а также все экземпляры своих заявлений, актов, жалоб и полученных на них ответов.

Наблюдатель должен находиться в помещении избирательного участка до получения подтверждения из территориальной комиссии о приеме Протокола об итогах голосования, а также присутствовать при повторном пересчете бюллетеней и определении итогов голосования.

Примечание:

Члены избирательных комиссий несут административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с Федеральным законодательством.

Нарушение членом избирательной комиссии права граждан на ознакомление со списком избирателей, либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списках избирателей, либо отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов на его заявление о внесении исправлений в список избирателей влечет за собой административную ответственность согласно статьи 40-5 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере до десяти размеров минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40-6 КоАП предусматривает административную ответственность члена избирательной комиссии за выдачу гражданам избирательных бюллетеней в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных зарплат.

Председатели избирательных комиссий за непредоставление для ознакомления наблюдателю сведений об итогах голосования несут в соответствии со статьей 40-13 КоАП административную ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных зарплат.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст. 141 УК РФ) наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а те же деяния, соединенные с обманом, подкупом... или совершенные лицом с использованием служебного положения, а также совершенные группой лиц по предварительному сговору наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Фальсификация избирательных документов... или неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования... (ст. 142 УК РФ) наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Данная Инструкция разработана на основе материалов Российского общественного института избирательного права.

Приложение 1

Образец



______
От наблюдателя ________________________
(фамилия,

____
имя, отчество)
кандидата _____________________________

______ ________________________________

З АЯВЛЕНИЕ

Довожу до Вашего сведения, что в ходе голосования (в ходе подсчета голосов) на избирательном участке N________ мною были обнаружены следующие нарушения правопорядка, избирательного законодательства и избирательных прав граждан:



________________________
__________________

Прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, а также принять меры для привлечения виновных к ответственности.

Наблюдатель
_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕНО"

___________________________________

___________________________________
подпись фамилия

Приложение 2

Образец

АКТ
о нарушении избирательного законодательства
в ходе выборов ___
на избирательном участке N______

Мы, нижеподписавшиеся,

1. Наблюдатель от _______________________________________________________

_______________________________________________________
фамилия, имя, отчество, кем назначен

(паспорт _______ N ____________, адрес _______________________________________________________)

2. Избиратель _______________________________________________________
фамилия, имя, отчество

3. Избиратель _______________________________________________________
фамилия, имя, отчество

(паспорт _______ N ____________, адрес _______________________________________________________)

свидетельствуем, что «__» _______ 200_ года в ___ часов ___ минут на избирательном участке N____ допущены следующие нарушения:

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Настоящий Акт составлен в нашем присутствии и подписан нами в двух экземплярах, один из которых вручен председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка N ________
«__» _______ 200_ года в ______ часов _____ минут.

Наблюдатель
_______________________________
подпись, фамилия

Избиратель
_______________________________
подпись, фамилия

Избиратель
_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕН"

«__» _______ 200_ года в ___ часов ___ мин.

_______________________________
должность члена участковой комиссии

_______________________________
подпись фамилия

Приложение 3

Образец

В _______________________________________
Территориальную избирательную комиссию
по выборам ______________________________
От ______________________________________
фамилия, инициалы

________________________________________
должность представителя кандидата

кандидата _______________________________
_______ _________________________________

Ж АЛОБА

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Указанные факты нарушений Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и законов Новосибирской области были письменно сообщены в участковую избирательную комиссию избирательного участка N____.

Однако должностные лица указанной избирательной комиссии должных мер по пресечению перечисленных нарушений не приняли.

Прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, по обеспечению безусловного и неукоснительного исполнения требований и положений федерального и областного избирательного законодательства, а также привлечь виновных к ответственности.

К жалобе прилагаю:

1.Копию заявления в участковую избирательную комиссию о фактах нарушений

2.Копию Акта о нарушениях на избирательном участке N_____

«__» _______ 200_ года, ___ часов ___ мин.

_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕНО"

«__» _______ 200_ года в ___ часов ___ мин.

___________________________________
должность члена участковой комиссии

___________________________________
подпись фамилия

Приложение 4

1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и пр.) прибыть в помещение для голосования.

2. Голосование вне помещения для голосования производится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

3. Заявление (обращение) о голосовании вне помещения для голосования может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой комиссии, но не позже, чем за 4 часа до окончания времени голосования, т.е. не позднее 18-00.

4. Участковая избирательная комиссия обязана проверять наличие данного избирателя в списке избирателей своего избирательного участка и регистрировать все поданные обращения (заявления) в специальном реестре (см. образец), где указывается:

· дата и время поступления заявления (обращения),

· фамилия, имя, отчество и место жительства избирателя,

· подпись и фамилия члена комиссии, принявшего заявление (обращение).

5. Устное обращение должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии (см. Типовую форму Приложение 5).

6. Заявление пишется самим избирателем и в нем должны быть:

· причина, по которой избиратель не смог явиться в помещение для голосования;

· данные об избирателе, которые содержаться в списке избирателей (адрес местожительства, серия и номер паспорта или заменяющего документа)

· личная подпись избирателя.

На заявлении избиратель удостоверяет своей подписью получение, а члены комиссии удостоверяют своими подписями выдачу избирательного бюллетеня.

· предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии переносной избирательный ящик для голосования с номером;

· необходимое количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу заявлений;

· заверенную выписку из реестра (см. образец), содержащую необходимые данные об избирателях;

письменное заявление избирателя о желании голосовать вне помещения для голосования.

8. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.

9. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами избирательной участковой комиссии с правом решающего голоса и одновременно в соответствующей графе списка делается отметка "Голосовал вне помещения для голосования".

10. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса или двум наблюдателям.

· число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней,

· фамилия, имя, отчество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые проводили это голосование,

· фамилия, имя, отчество членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, которые присутствовали при данном голосовании.

Приложение 5

Типовая форма

В участковую избирательную комиссию
избирательного участка N____ по выборам
_____________________________________
от ___________________________________
фамилия,

_____________________________________
имя,

_____________________________________
отчество

Года рождения, проживающего(й)
по адресу: ____________________________
_____________________________________
паспорт ________ N____________________

З АЯВЛЕНИЕ

В связи с тем, что я не могу прибыть в помещение для голосования по причине _______________________________________________________

прошу предоставить мне возможность проголосовать вне помещения для голосования.

«__» _______ 200__г.

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень по выборам ___________________________________ выдан.

Переносной избирательный ящик N ______.

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень получил.

«__» _______ 200__г.

_______________________________
подпись, фамилия

Второй избирательный бюллетень в замен испорченного выдан.

Члены участковой избирательной комиссии:

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень в замен испорченного получил.

«__» _______ 200__г.

_______________________________
подпись, фамилия

Приложение 6

Примерная форма

А КТ N_____
о проведении голосования вне помещения для голосования
участковой избирательной комиссии избирательного участка N_____
по выборам _______________________________________________

«____» ___________ 200___ года, ____ час ____ мин.

Мы, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

составили настоящий Акт о том, что для проведения голосования вне помещения для голосования получили _____ избирательных бюллетеней.

Выдано избирателям _____ избирательных бюллетеней.

Возвращено ______ неиспользованных избирательных бюллетеней и _______ испорченных избирателями избирательных бюллетеней.

Поступило ______ письменных заявлений от избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.

членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

и наблюдателей

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

Члены участковой избирательной комиссии:

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия

1 Для целей настоящей Инструкции термин «Областной Закон» означает Закон Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области» №44-ОЗ от 06.09.02 в редакции от 17.12.04.

2 Для целей настоящей Инструкции термин «Федеральный Закон» означает Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В участковую избирательную комиссию

от зарегистрированного кандидата [избирательного объединения] 101

___________________________________________
НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направляю в качестве наблюдателя
(Ф.И.О.)

Паспорт:____________________________________________

Адрес:______________________________________________________________

Контактные телефоны:________________________________

Сообщаю, что назначение указанного лица не противоречит требованиям п.4 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

[Уполномоченный представитель

избирательного объединения]
____________________________________________________

Дата, подпись [, печать] /_______________/

Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению
в участковой комиссии в день голосования
и при подсчете голосов

на избирательном участке

ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ

Правовые и неправовые основы проведения выборов
Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов являются:

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (ниже – «ФЗГ ») в последней редакции (с момента принятия закона в него было внесено огромное количество поправок. На момент написания книги последнее изменение ФЗГ было осуществлено Федеральным законом от 24.07.2007)
Тексты этих законов должны находиться в участковой избирательной комиссии. Законы достаточно велики по объему, и Вам необязательно изучать их полностью. Кроме того, законы во многом дублируют друг друга, особенно в части процедур голосования и подсчета голосов. Но с теми разделами законов, которые относятся к дню голосования и подсчету голосов (глава IX ФЗГ и, а также ст.30 ФЗГ), надо обязательно ознакомиться.

Помимо законов участковая избирательная комиссия (ниже – УИК ) может использовать в своей работе различные инструкции, постановления, рекомендации. Это будет правильно ровно настолько, насколько эти рекомендации не противоречат упомянутым законам. К сожалению, бывает, что инструкции устанавливают излишние ограничения прав наблюдателей . Например, если вам скажут, что наблюдатель должен находиться не ближе пяти метров от членов комиссии и при этом сошлются на какое-то постановление, то можно смело утверждать, что это постановление не соответствует закону.

Часто руководители комиссий действуют не по закону, а «потому, что так было всегда», по традиции. Ссылка на закон обычно производит серьезное впечатление на руководителей комиссии.

Эти рекомендации предназначены всем лицам, которые имеют право присутствовать в помещении для голосования (п.1 ст.30 ФЗГ). В первую очередь они предназначены членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям.

Понятие «наблюдатель» и «член избирательной комиссии с правом совещательного голоса» являются терминами, которые определены в законе. Права этих лиц в участковой избирательной комиссии не очень сильно различаются, но Вы не должны путаться в этих терминах и должны точно знать, какой у Вас статус (это не позволит упрекнуть Вас в безграмотности).

По закону (п.42 ст.2 ФЗГ) «наблюдатель » – это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума». Член комиссии с правом совещательного голоса – это член комиссии, которому не предоставлены права участвовать в голосовании и выдавать бюллетени, но предоставлены все остальные права члена комиссии (выступать на заседании, знакомиться со всеми документами и снимать с них копии).


  • члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

  • наблюдатели и иностранные наблюдатели;

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;

  • зарегистрированные кандидаты;

  • доверенные лица кандидатов и избирательных объединений;

  • уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;

  • уполномоченные представители избирательных объединений;

  • представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь удостоверяющие их статус документы. Они должны быть внесены в специальный список. Заметим также, что присутствующие могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых устанавливается комиссией, организующей выборы (п.ж ч.10 ст.30 ФЗГ).

Что касается других лиц, например, «членов рабочей группы» вышестоящей избирательной комиссии, представителей администрации или организации, на базе которой организован участок, милиционеров и т.д., то закон ничего не говорит об их праве присутствовать на участке. Поэтому, если они присутствуют, то уж, по крайней мере, никак не должны влиять на работу комиссии. Тем более, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и вообще хоть как-то участвовать в работе комиссии.

Специфика текущих выборов

  • кого и как выбирают;

  • сколько будет бюллетеней и протоколов об итогах голосования;

  • наличие открепительных удостоверений или досрочного голосования;

  • применение технических средств голосования>
Основная цель наблюдения
Основная цель наблюдения – контроль за проведением свободного и тайного – без какого-либо принуждения или подкупа – голосования, а также за правильным подсчетом поданных голосов.

Существует немало способов повлиять на итоги голосования в день голосования и во время подсчета голосов. Некоторые из этих способов трудно обнаружить и зафиксировать, поскольку они применяются скрытно. Поэтому закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий, кроме одного – проставления избирателем отметок в бюллетене. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они позволяют воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и фальсификациям при подсчетах, а также обнаружить признаки фальсификаций, если они все-таки имели место.

Основными способами фальсификации в участковой избирательной комиссии являются:


  • голосование за избирателей, не принимавших участие в голосовании (за этих избирателей в списке избирателей должна быть поставлена фальшивая подпись и вброшен бюллетень (не обязательно в ящик, можно – и на стол при подсчете голосов));

  • неправильный подсчет голосов (подмена бюллетеней при подсчете или просто неправильный подсчет в рассортированных пачках);

  • внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета.
Существуют и другие способы нарушений в день голосования:

  • подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);

  • агитация избирателей во время голосования на дому;

  • массовое голосование по неучтенным открепительным удостоверениям.
Фальсификации на избирательном участке довольно трудоемки. При качественном наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.
Нарушения и их фиксация
Конечно, нарушение нарушению – рознь. Нарушения могут быть неумышленными – по забывчивости, или даже по незнанию. Председатель комиссии, например, может просто забыть предъявить внутренность ящиков для голосования перед их опечатыванием. Намного проще и во всех отношениях лучше напомнить комиссии о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики еще не опечатаны, или уже опечатаны, но избирателей еще не было, то вы должны потребовать показать внутренность ящиков. Конечно, если вы встретитесь с твердым отказом удовлетворить ваше законное требование, то надо составить заявление (жалобу) 102 о нарушении и передать его председателю или секретарю комиссии (иногда заявление надо составлять немедленно, иногда – в течение дня). Других способов влияния на комиссию нет: не надо кричать, устрашать председателя немедленными карами или пытаться собственноручно устранить нарушение. Помните: Вы пришли наблюдать , а не ликвидировать нарушения.

Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член комиссии «с согласия избирателя либо по его просьбе ». Обычно комиссия считает, что «согласие избирателя» – это «молчаливое согласие», отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.

Иногда члены комиссии, по российской привычке, искренне считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения (п.6 ст.66 ФЗГ). Не вступайте по этим вопросам в споры. Лучше заявите, что «закон есть закон» и напишите заявление.

Незначительные нарушения , по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками: во-первых, они не влияют на итоги голосования, а во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию. Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола, следует потребовать разместить ее в удобном месте, и только в случае отказа писать заявление.

Серьезные нарушения закона должны обязательно документально фиксироваться. Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах (удобно использовать копирку). Примерный текст такого заявления представлен в конце этих рекомендаций. Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.

Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьёзном нарушении попросите председателя участковой комиссии пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по Вашему мнению, существенно и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц.

Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. В заявлении необязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты.

Написав заявление, поставьте под ним свою подпись. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей; предложите им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен », указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем. С другой стороны, не затягивайте этот процесс до бесконечности.

Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ). Если председатель комиссии отказывается принять Ваше заявление, то следует написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался », затем обратитесь в штаб, чтобы вам помогли разобраться с этим нарушением.

Назначение наблюдателей и членов УИК с ПСГ
Каждый человек, который может присутствовать при голосовании и подсчете голосов, должен быть кем-то назначен и должен предъявить комиссии документ о своем назначении.

Наблюдатели, члены УИК с ПСГ, представители СМИ могут придти в помещение для голосования в день голосования и предъявить свои направления (уведомления) от тех, кто их направил.

Наблюдателя и члена УИК с ПСГ могут назначить : кандидат или избирательное объединение (партия, участвующая в выборах). Каждый кандидат, избирательное объединение могут назначить по несколько наблюдателей в одну комиссию, но не для того, чтобы они находились там сразу, а чтобы они сменяли друг друга (поэтому, обычно, назначается только один наблюдатель).

Что касается представителя СМИ, то закон не определяет, кто может направить представителя СМИ, но из самого названия ясно, что этот представитель должен иметь направление от СМИ (с подписью и печатью) или журналистское удостоверение.

О выдаче Вам правильно оформленных направлений должны позаботиться те избирательные объединения и кандидаты, которые направляют Вас в участковую комиссию. Обратите внимание на следующие моменты, связанные с Вашим направлением в УИК:


  • В направлении должны быть обязательно указаны все Ваши контактные телефоны, по которым можно было бы связаться с Вами в случае составления повторного протокола;

  • Направление действительно только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа;

  • Комиссия не вправе требовать от наблюдателя подтверждения подлинности направления, подписи кандидата и т.д. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

  • Направление может быть предъявлено председателю участковой комиссии или лицу, его замещающему в день голосования или до него;

  • Вы должны иметь копию направления. Оригинал сдайте председателю комиссии, а на копии попросите поставить запись «Получено, дата время» и подпись председателя (секретаря комиссии); оставьте копию себе. Заверенный экземпляр уведомления будет служить вам заменой удостоверения.
Чем отличается наблюдатель от члена УИК с ПСГ? Полномочия члена УИК с ПСГ
У члена УИК с ПСГ полномочия немного шире, чем у наблюдателя. У них два главных отличия:

  • Во-первых, член УИК с ПСГ может участвовать во всех заседаниях участковой избирательной комиссии с момента своего назначения. Он, в частности, может требовать от комиссии представления документов в любой день работы комиссии. Поэтому на члена УИК с ПСГ возлагается обязанность посетить комиссию в день, предшествующий дню голосования, заранее познакомиться с руководством и со списками избирателей.

  • Во-вторых, член УИК с ПСГ имеет право «знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами… соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий» (п. г ч.23 ст.29 ФЗГ). Наблюдатель же может знакомиться только с определенными документами (см.ниже).
Стоит, впрочем, заметить, что руководители участковых комиссий обычно не различают полномочия наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса.

Про члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса сказано, что он обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса за исключением (ч.22 ст.29 ФЗГ):

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом члену комиссии с правом совещательного голоса не может быть отказано присутствовать при совершении указанных действий.

Полномочия наблюдателя
Полномочия наблюдателей определены пунктами 3-10 ст.30 ФЗГ.

Наблюдатель вправе:


  1. знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов;

  3. наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

  4. присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

  5. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

  6. обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

  7. знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

  8. обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд;

  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Если Вас пытаются удалить с участка
Изредка бывает, что наблюдателей не пускают на участок , требуя от них дополнительные документы. В этом случае срочно звоните в вышестоящую комиссию или в штаб и составляйте заявление о нарушении. Ничего, кроме соответствующим образом оформленного направления и удостоверения личности, от вас требовать не должны.

Принципиальных и дотошных наблюдателей и членов УИК с ПСГ иногда пытаются выдворить из комиссии , мотивируя это тем, что они якобы мешают работе комиссии. Помните, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения (п.12 ст.64 ФЗГ). Поэтому не уходите с участка, пока Вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым вы можете обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Обязательно и срочно сообщите об инциденте в свой избирательный штаб.

Между прочим, за нарушение прав наблюдателя и члена УИК с ПСГ предусмотрен административный штраф.

Психологическая и организационная
подготовка наблюдателя
Подготовьтесь морально
Наблюдение в комиссии может быть связано с довольно большими психологическими трудностями, со стрессом. Члены комиссии и, в первую очередь, ее руководство могут воспринимать Вас как «инородное тело», как «надсмотрщика». Вы должны быть готовы к тому, что к Вам будут относиться с настороженностью. Уменьшить напряженность Вы можете, если проявите при наблюдении следующие качества:

  • Корректность в обращении . Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Старайтесь говорить уверенно.

  • Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь – это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели – люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь на участок, следует подготовиться теоретически, в первую очередь – иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.

  • Требуйте только то, что положено по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе). Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Но будьте настойчивы в своих законных требованиях.

  • Настойчивость . Когда Вы будете обращаться с законными требованиями о предъявлении документов комиссии, Вам будут говорить, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. В некоторых случаях, Вы должны проявить настойчивость (например, списки избирателей Вы должны просмотреть до начала голосования). Если дело терпит (например, с реестрами для голосования вне помещения), то можно проявить настойчивость чуть позже.

  • Не стесняйтесь , даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут.

  • Решительность. Выдолжны быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.

  • Общительность . Попробуйте найти точки соприкосновения с другими наблюдателями и членами УИК с ПСГ. После первых же Ваших законных обращений вам станет ясно, кто из них пришел наблюдать, а кто «отбывать номер». По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.
Что надо иметь при себе
Направляясь на участок, подготовьтесь организационно.

Возьмите с собой:


  • пакет документов, выданный Вам в штабе, по возможности – тексты Законов;

  • направление (уведомление о назначении) и паспорт;

  • бумагу (десяток листов А4, удобно – в крупную клетку) – для написания заявлений;

  • ручки и карандаши;

  • блокнот или записную книжку;

  • копирку – для изготовления копий заявлений;

  • калькулятор;

  • фотоаппарат, по возможности, – видеокамеру, диктофон;

  • папку, жесткий портфель или большую книгу: возможно, придется писать на коленях;

  • еду, питье или деньги;

  • фонарь (на случай внезапного отключения света);

  • контактные телефоны избирательного штаба и территориальной комиссии.

В целях реализации требований статьи 33 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить порядка работы со списками наблюдателей, избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (прилагаются).

2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Пограничную службу ФСБ России, политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и иным избирательным комиссиям, организующим выборы, руководствоваться положениями настоящих Разъяснений при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
(утв. Центральной избирательной комиссии РФ от 2 сентября 2016 г. № 46/463-7)

1. В соответствии с частью 3.1 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), пунктом 7.1 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия, зарегистрировавшая на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва федеральный список кандидатов (далее - политическая партия), кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу (далее - кандидат), назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее 14 сентября 2016 года представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка содержится в, образец заполнения - в.

Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.

2. Политические партии, кандидаты при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований частей 2, 5 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов. В каждую участковую избирательную комиссию может быть назначено от каждой политической партии, каждого кандидата не более двух наблюдателей, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одной и той же партией, одним и тем же кандидатом одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. В представляемом списке делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов.

Если кандидат одновременно зарегистрирован на выборах разных уровней, то он может назначить не более двух наблюдателей по каждому уровню выборов, в которых он принимает участие.

Следует учитывать, что наблюдателем от политической партии, кандидата может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.

3. В случае проведения досрочного голосования политическая партия, кандидат не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования на соответствующем избирательном участке вправе представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию список наблюдателей, назначенных в участковую избирательную комиссию.

4. В последний день приема списка назначенных наблюдателей он может быть представлен в территориальную избирательную комиссию не позднее установленного графиком работы времени окончания работы комиссии.

При этом политическая партия, кандидат могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

5. В исключительных случаях, при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей за три дня до дня голосования, список назначенных наблюдателей может быть представлен в течение трех дней до дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день голосования - в участковую избирательную комиссию.

6. Список назначенных наблюдателей представляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию любым способом любым уполномоченным на это лицом.

7. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

Список должен быть заверен подписью лица, уполномоченного уставом или решением органа политической партии, или доверенным лицом политической партии (далее - уполномоченное лицо политической партии) с проставлением печати политической партии либо кандидатом или его доверенным лицом соответственно.

Проставление печати не требуется в случае, если решение о назначении наблюдателей принято структурным подразделением политической партии, не являющимся юридическим лицом.

8. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателе.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.

9. Список назначенных наблюдателей при представлении регистрируется в территориальной избирательной комиссии как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

10. Копия зарегистрированного списка назначенных наблюдателей с указанием даты и времени его приема территориальной избирательной комиссией выдается лицу, представившему указанный список в комиссию. Копию заверяет член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявший список назначенных наблюдателей, который делает запись «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы.

Лицо, получившее копию списка назначенных наблюдателей, на экземпляре списка, который остается в территориальной избирательной комиссии, делает запись «Копию получил», проставляет дату, свои фамилию, инициалы и заверяет своей подписью.

В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в день голосования в участковую избирательную комиссию, заверяется членом участковой избирательной комиссии аналогичным способом.

11. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования на избирательном участке, политическая партия, кандидат вправе до дня голосования (досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию.

12. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий до дня голосования (досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в , либо иным способом.

Список наблюдателей, назначенных на избирательные участки, образованные за пределами территории Российской Федерации, направляются территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

13. В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, подписанном уполномоченным лицом политической партии, кандидатом или его доверенным лицом. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

14. Направление представляется наблюдателем лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление может быть представлено наблюдателем 17 сентября 2016 года (или в день, предшествующий дню досрочного голосования) либо непосредственно в день голосования - 18 сентября 2016 года (или непосредственно в день досрочного голосования).

15. При представлении направления наблюдателем в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования.

Приложение № 1
к порядка работы
со списками наблюдателей,
представляемыми в территориальные
избирательные комиссии
при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
седьмого созыва

Примерная форма

_____________________________

Приложение № 2
к порядка работы
со списками наблюдателей,
представляемыми в территориальные
избирательные комиссии
при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
седьмого созыва

_____________________________

* Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу.

** Контактный телефон указывается по желанию.

*** Проставление печати не требуется в случае, если решение о назначении наблюдателей принято структурным подразделением политической партии, не являющимся юридическим лицом.

Приложение № 3
к порядка работы
со списками наблюдателей,
представляемыми в территориальные
избирательные комиссии
при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
седьмого созыва

Примерная форма

№ п/п Фамилия, имя, отчество Кого представляет Адрес места жительства,
контактный телефон
1 2 3 4

_____________________________

* Сведения вносятся в ТИК и передаются в УИК не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования).

** Указывается при наличии контактного телефона.

Обзор документа

Центризбирком разъяснил порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы 7-го созыва.

Политические партии, кандидаты по одномандатным округам представляют списки назначенных ими наблюдателей на бумажном носителе не позднее 14 сентября 2016 г.

Разъясняются правила назначения наблюдателей, а также правила представления, заполнения и приема списков. Так, партия или кандидат вправе представить как общий список по всем участкам, так и несколько списков по отдельным участкам в разное время.

Уточняются сроки представления списков в случае проведения досрочного голосования и при образовании участков в местах временного пребывания избирателей за 3 дня до дня голосования.

Информация из представленных в территориальные избиркомы списков доводится до соответствующих участковых избиркомов до дня голосования (досрочного голосования).

Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении, которое он представляет в участковый избирком лично 17 сентября 2016 г. (в день, предшествующий дню досрочного голосования) либо в день голосования - 18 сентября 2016 г. (в день досрочного голосования).

Все больше граждан выражают желание принять активное участие в контроле за выборами и стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель на выборах – сложная и ответственная общественная работа. Каждый гражданин, пожелавший стать наблюдателем на выборах, должен в первую очередь оценить свои физические силы. Ведь на избирательном участке придется провести минимум 12 часов во время голосования и от 4 до 7 часов при подсчете голосов. При этом нужно не терять бдительности ни на секунду.

Кроме знания закона, нужно знать, как именно составлять жалобу, если наблюдатель заметил нарушение. Как случайно не спровоцировать конфликт с избирательной комиссией или не оказаться спровоцированным посторонними лицами, что грозит удалением наблюдателя с участка. И конечно, нужно знать как можно больше возможных способов фальсификации выборов, чтобы суметь распознать и предотвратить нарушения.

Для всего этого существует памятка наблюдателя на выборах, которая выдается организацией, направившей своих наблюдателей на избирательные участки.

Безусловно, ни одна памятка наблюдателя не сможет предусмотреть все нюансы, однако иметь при себе ее необходимо. А в случае неразрешимых вопросов – контактировать с организацией, направившей наблюдателя на выборы и/или юристом.

Важно знать, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Памятка наблюдателя на выборах (основные положения)

Подготовка наблюдателя к работе

  1. Наблюдатель должен быть:
    • вежливым и корректным;
    • не мешать работе участковой избирательной комиссии;
    • оставаться объективным и беспристрастным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, делать взвешенные оценки;
    • записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего.
  2. Необходимо знать:
    • свои права и законодательство;
    • границы избирательного участка;
    • место расположения помещения УИК и помещения для голосования;
    • фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря участковой (территориальной) избирательной комиссии, их контактные телефоны;
    • кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение;
    • контактные телефоны своего предвыборного штаба.
  3. Иметь при себе:
    • направление от политической партии;
    • паспорт или заменяющий его документ;
    • нагрудный знак (бейдж);
    • памятку наблюдателя;
    • бланки актов и жалоб;
    • часы, калькулятор, фотоаппарат, несколько недорогих мобильных телефонов, где на быстром вызове находятся соответствующие номера телефонов, карманный фонарь, еду, воду, две авторучки и листы чистой бумаги.
  4. Знать основные виды возможных нарушений:
    • голосование за избирателей, не принимающих участие в голосовании, – это и «вброс» голосов без проставления подписей в списке избирателей, и голосование за других лиц;
    • неправильный подсчет голосов – это и неправильная сортировка бюллетеней, и неправильный подсчет в рассортированных пачках;
    • внесение в протокол об итогах голосования данных, не соответствующих результатам подсчета;
    • подкуп избирателей – частным случаем подкупа является технология «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень;
    • нарушение тайны голосования или нарушение добровольности голосования;
    • агитация избирателей во время голосования вне помещения для голосования или принуждение к голосованию путем «обхода» избирателей.
  1. Явиться в помещение для голосования за 15–20 минут до начала голосования (начало голосования в 8.00 по местному времени).
  2. Председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет переносные и стационарные ящики для голосования к осмотру наблюдателям и другим лицам, имеющим право присутствовать при этом.
  3. Ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что все сделано в соответствии с законодательством:
    • кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями; карандаши недопустимы;
    • в помещении для голосования вывешена увеличенная форма протоколов об итогах голосования. Она вывешивается до начала голосования и находится в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
    • информационный стенд должен содержать необходимую информацию обо всех кандидатах и/или списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях.
  4. Наблюдать за процедурой выдачи бюллетеней и голосования.
  5. Требовать от председателя УИК пресекать факты заполнения избирательных бюллетеней вне кабин для тайного голосования.
  6. Отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.
  7. Пресекать нарушение тайны голосования или попытки повлиять на волеизъявление избирателей.
  8. Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация.
  9. Следует убедиться в том, что не организована доставка (подвоз) избирателей для участия в голосовании.
  10. В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя УИК со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а также составить жалобу либо акт о допущенных нарушениях. Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями. Об этом также следует поставить в известность организацию, направившую наблюдателя.
  11. Обжаловать решение или действие (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящей избирательней комиссии или в суде.
  12. В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК:
    • сколько получено бюллетеней для голосования и как они хранятся;
    • как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования;
    • как ведется работа со списком избирателей – есть ли факты отсутствия избирателей в списке и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за этого;
    • были ли жалобы избирателей и как они решены.

Досрочное голосование

Вышестоящая избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.

В этом случае используются стационарные ящики для голосования, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляется сразу после окончания досрочного голосования и составляется протокол об итогах голосования.

Если досрочное голосование организовано и проведено для отдельной группы избирателей, включенной в список избирателей на соответствующем избирательном участке, то для голосования используются переносные ящики, число которых определяется УИК.

Наблюдатель имеет право:

  • ознакомиться в УИК с постановлением о разрешении проведения досрочного голосования;
  • ознакомиться с решением УИК о количестве переносных ящиков;
  • проверить наличие акта о предъявлении пустых переносных ящиков;
  • убедиться в наличии акта о проведении досрочного голосования.

Голосование вне помещения

Избирателю, который не сможет по состоянию здоровья и/или инвалидности прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность голосования вне помещения для голосования.

Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 16.00 в день голосования.

Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования. На выезде может присутствовать наблюдатель.

Наблюдателю следует проконтролировать, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:

  • опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
  • заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
  • заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать;
  • письменные принадлежности, кроме карандашей.

По возвращении в помещение для голосования членов УИК наблюдатель вправе убедиться, что составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней и другие сведения.

В списке избирателей обязательно должна быть сделана отметка «Голосовал вне помещения для голосования», внесены серия, номер паспорта или документа, его заменяющего, и заверены подписями членов комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования.

Нарушение права наблюдателя на своевременное получение копии протокола влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Примерный перечень избирательных документов, составленных в день голосования, либо ранее

  1. Акт о передаче ТИК списка избирателей данной УИК.
  2. Решение ТИК об определении количества открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней, переданных УИК.
  3. Акты о передаче ТИК открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней данной УИК.
  4. Акты о проведении досрочного голосования, а также о предъявлении и опечатывании пустого переносного ящика для досрочного голосования, если таковое проводилось.
  5. Заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступали.
  6. Доверенности на получение открепительных удостоверений, если они предъявлялись.
  7. Акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений.
  8. Ведомости передачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования и вне его.
  9. Реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
  10. Письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если таковые поступали.
  11. Акт(ы) о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось.
  12. Реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение федеральных законов о выборах, поступивших в УИК.
  13. Список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования.
Поделиться: