Рекомендации для наблюдателя. Права наблюдателя на выборах: самое важное Направление на выборы наблюдателю бланк

Подскажите, пожалуйста, у нас работник во время выборов будет наблюдателем, этот день как правильно оформить? Это оплачиваемый выходной? Каким образом он подлежит оплате?

Ответ

Ответ на вопрос:

В силу ч. 1 ст. 165 Трудового кодекса РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, работникам предоставляются гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.

Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Также ст. 170 ТК РФ устанавливается, что государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

В силу пп. 42 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона № 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п. 1 ст. 30 Закона N 67-ФЗ, а также наблюдатели , иностранные (международные) наблюдатели.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 67-ФЗ при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Таким образом, полагаем, что обязанности наблюдателя на выборах относятся к одной из общественных обязанностей.

Соответственно, на основании заявления работника и подтверждающих документов (справки или иного документа) работодатель должен освободить работника от работы без сохранения среднего заработка. На основании представленных документов издается приказ произвольной формы об освобождении от работы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.06.2002 № 67-ФЗ

Закон

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

1.1. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в , вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного .

1.2. На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с .

2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.8

2.1. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и

3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в и , а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с .

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в , наблюдателям.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных . Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

7.1. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном , действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) Подпункт утратил силу - - см. .

11.3. Аккредитованный в соответствии с представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • 1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Наблюдатель вправе:

    1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32

    3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

    5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

    8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

    9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О ФОРМАХ НАПРАВЛЕНИЙ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    В соответствии с частями 7 и 9 статьи 7 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О избирательная комиссия Краснодарского края постановляет:

    1. Одобрить формы направлений, используемых для назначения наблюдателей при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края (приложения NN 1, 2, 3), и форму списка наблюдателей (приложение N 4).

    2. Рекомендовать зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, а также избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), зарегистрированный краевой список кандидатов, при назначении наблюдателей использовать формы направлений, списка, одобренные пунктом 1 настоящего постановления.

    3. Признать утратившим силу постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 44/445-5 "О формах направлений наблюдателей при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва".

    4. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии муниципальных образований.

    5. Председателям территориальных избирательных комиссий довести настоящее постановление до сведения участковых избирательных комиссий.

    6. Разместить настоящее постановление на официальном сайте избирательной комиссии Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    8. Возложить контроль за выполнением пунктов 4, 6 и 7 настоящего постановления на секретаря избирательной комиссии Краснодарского края Н.Ю. Турищеву.

    Председатель
    избирательной комиссии
    Краснодарского края
    А.Д.ЧЕРНЕНКО

    Секретарь
    избирательной комиссии
    Краснодарского края
    Н.Ю.ТУРИЩЕВА

    Приложение N 1. НАПРАВЛЕНИЕ

    Приложение N 1
    к постановлению
    избирательной комиссии
    Краснодарского края

    от зарегистрированного

    по ________________________________

    (наименование округа)

    одномандатному избирательному

    округу N ____ кандидата в депутаты

    Законодательного Собрания

    Краснодарского края ________ созыва

    (фамилия, имя, отчество кандидата)

    НАПРАВЛЕНИЕ

    выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" мною

    назначен наблюдателем

    Субъекта РФ, район,

    город, иной населенный

    _____________________________________

    (номер контактного телефона)

    участка N _______

    Кандидат ___________________ ____________

    (инициалы, фамилия) (подпись)

    20___ г.

    Примечание:

    Кандидат, назначивший наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляет список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

    Приложение N 2. НАПРАВЛЕНИЕ

    Приложение N 2
    к постановлению
    избирательной комиссии
    Краснодарского края
    от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

    В участковую избирательную комиссию

    избирательного участка N ________

    от избирательного объединения _____

    ___________________________________

    (наименование избирательного

    объединения)

    НАПРАВЛЕНИЕ

    В соответствии с частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О

    выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края"

    избирательным объединением

    ___________________________________________________________________________

    (наименование избирательного объединения)

    (Ф.И.О., адрес места жительства - наименование

    субъекта РФ, район, город,

    ___________________________________________________________________________

    иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры)

    __________________________________________________________________________,

    (номер контактного телефона)

    который направляется в участковую избирательную комиссию избирательного

    участка N _______

    У назначенного наблюдателя отсутствуют ограничения, предусмотренные

    частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов

    Законодательного Собрания Краснодарского края".

    Уполномоченный представитель

    избирательного объединения ___________________ ___________

    (инициалы, фамилия) (подпись)

    20___ г.

    Примечание:

    В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" направление наблюдателя действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

    В каждую избирательную комиссию может быть назначено не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также граждане Российской Федерации, которые не достигнут на день голосования 18 лет.

    Избирательное объединение, назначившее наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляет список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

    Приложение N 3. НАПРАВЛЕНИЕ

    Приложение N 3
    к постановлению
    избирательной комиссии
    Краснодарского края
    от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

    В ____________________________________

    (наименование ТИК, ОИК)

    от ___________________________________

    (указывается субъект назначения

    наблюдателя - фамилия, имя, отчество

    ______________________________________

    зарегистрированного кандидата либо

    наименование избирательного

    объединения)

    ______________________________________

    НАПРАВЛЕНИЕ

    В соответствии с частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О

    выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края"

    ___________________________________________________________________________

    (инициалы, фамилия кандидата либо наименование избирательного

    объединения)

    назначен наблюдателем _____________________________________________________

    (Ф.И.О., адрес места жительства - наименование

    субъекта РФ, район, город, иной населенный

    ___________________________________________________________________________

    пункт, улица, номер дома и квартиры)

    __________________________________________________________________________,

    (номер контактного телефона)

    который направляется в ___________________________________________________.

    (наименование ТИК, ОИК)

    У назначенного наблюдателя отсутствуют ограничения, предусмотренные

    частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов

    Законодательного Собрания Краснодарского края".

    Кандидат

    (уполномоченный представитель

    избирательного объединения) ___________________ ___________

    (инициалы, фамилия) (подпись)

    20___ г.

    Приложение N 4. СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом

    Приложение N 4
    к постановлению
    избирательной комиссии
    Краснодарского края
    от 21 февраля 2017 года N 6/94-6

    ___________________________________________________________________________

    (наименование территориальной избирательной комиссии, в которую

    представляется список наблюдателей)

    Выборы депутатов

    Законодательного Собрания Краснодарского края ____ созыва

    СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом

    ___________________________________________________________________________
    (наименование политической партии <*>/фамилия, имя, отчество кандидата)

    Фамилия, имя, отчество

    Адрес места жительства, контактный телефон <**>

    Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участка

    Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, предусмотренные частью 7 статьи 7 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края".

    ___________________________________________

    (подпись уполномоченного лица политической

    партии/кандидата либо его доверенного

    лица, дата)

    ________________

    <*> Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене для голосования.

    <**> Контактный телефон указывается по желанию.

    В целях реализации требований статьи 33 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить порядка работы со списками наблюдателей, избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (прилагаются).

    2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Пограничную службу ФСБ России, политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

    3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и иным избирательным комиссиям, организующим выборы, руководствоваться положениями настоящих Разъяснений при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

    Разъяснения
    порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
    (утв. Центральной избирательной комиссии РФ от 2 сентября 2016 г. № 46/463-7)

    1. В соответствии с частью 3.1 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), пунктом 7.1 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия, зарегистрировавшая на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва федеральный список кандидатов (далее - политическая партия), кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу (далее - кандидат), назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее 14 сентября 2016 года представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка содержится в, образец заполнения - в.

    Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.

    2. Политические партии, кандидаты при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований частей 2, 5 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов. В каждую участковую избирательную комиссию может быть назначено от каждой политической партии, каждого кандидата не более двух наблюдателей, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одной и той же партией, одним и тем же кандидатом одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. В представляемом списке делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов.

    Если кандидат одновременно зарегистрирован на выборах разных уровней, то он может назначить не более двух наблюдателей по каждому уровню выборов, в которых он принимает участие.

    Следует учитывать, что наблюдателем от политической партии, кандидата может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.

    3. В случае проведения досрочного голосования политическая партия, кандидат не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования на соответствующем избирательном участке вправе представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию список наблюдателей, назначенных в участковую избирательную комиссию.

    4. В последний день приема списка назначенных наблюдателей он может быть представлен в территориальную избирательную комиссию не позднее установленного графиком работы времени окончания работы комиссии.

    При этом политическая партия, кандидат могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

    5. В исключительных случаях, при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей за три дня до дня голосования, список назначенных наблюдателей может быть представлен в течение трех дней до дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день голосования - в участковую избирательную комиссию.

    6. Список назначенных наблюдателей представляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию любым способом любым уполномоченным на это лицом.

    7. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

    Список должен быть заверен подписью лица, уполномоченного уставом или решением органа политической партии, или доверенным лицом политической партии (далее - уполномоченное лицо политической партии) с проставлением печати политической партии либо кандидатом или его доверенным лицом соответственно.

    Проставление печати не требуется в случае, если решение о назначении наблюдателей принято структурным подразделением политической партии, не являющимся юридическим лицом.

    8. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателе.

    В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.

    9. Список назначенных наблюдателей при представлении регистрируется в территориальной избирательной комиссии как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

    10. Копия зарегистрированного списка назначенных наблюдателей с указанием даты и времени его приема территориальной избирательной комиссией выдается лицу, представившему указанный список в комиссию. Копию заверяет член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявший список назначенных наблюдателей, который делает запись «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы.

    Лицо, получившее копию списка назначенных наблюдателей, на экземпляре списка, который остается в территориальной избирательной комиссии, делает запись «Копию получил», проставляет дату, свои фамилию, инициалы и заверяет своей подписью.

    В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в день голосования в участковую избирательную комиссию, заверяется членом участковой избирательной комиссии аналогичным способом.

    11. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования на избирательном участке, политическая партия, кандидат вправе до дня голосования (досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию.

    12. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий до дня голосования (досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в , либо иным способом.

    Список наблюдателей, назначенных на избирательные участки, образованные за пределами территории Российской Федерации, направляются территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

    13. В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, подписанном уполномоченным лицом политической партии, кандидатом или его доверенным лицом. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона о выборах депутатов. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

    14. Направление представляется наблюдателем лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление может быть представлено наблюдателем 17 сентября 2016 года (или в день, предшествующий дню досрочного голосования) либо непосредственно в день голосования - 18 сентября 2016 года (или непосредственно в день досрочного голосования).

    15. При представлении направления наблюдателем в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования.

    Приложение № 1
    к порядка работы
    со списками наблюдателей,
    представляемыми в территориальные
    избирательные комиссии
    при проведении выборов
    депутатов Государственной Думы
    Федерального Собрания
    Российской Федерации
    седьмого созыва

    Примерная форма

    _____________________________

    Приложение № 2
    к порядка работы
    со списками наблюдателей,
    представляемыми в территориальные
    избирательные комиссии
    при проведении выборов
    депутатов Государственной Думы
    Федерального Собрания
    Российской Федерации
    седьмого созыва

    _____________________________

    * Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу.

    ** Контактный телефон указывается по желанию.

    *** Проставление печати не требуется в случае, если решение о назначении наблюдателей принято структурным подразделением политической партии, не являющимся юридическим лицом.

    Приложение № 3
    к порядка работы
    со списками наблюдателей,
    представляемыми в территориальные
    избирательные комиссии
    при проведении выборов
    депутатов Государственной Думы
    Федерального Собрания
    Российской Федерации
    седьмого созыва

    Примерная форма

    № п/п Фамилия, имя, отчество Кого представляет Адрес места жительства,
    контактный телефон
    1 2 3 4

    _____________________________

    * Сведения вносятся в ТИК и передаются в УИК не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования).

    ** Указывается при наличии контактного телефона.

    Обзор документа

    Центризбирком разъяснил порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы 7-го созыва.

    Политические партии, кандидаты по одномандатным округам представляют списки назначенных ими наблюдателей на бумажном носителе не позднее 14 сентября 2016 г.

    Разъясняются правила назначения наблюдателей, а также правила представления, заполнения и приема списков. Так, партия или кандидат вправе представить как общий список по всем участкам, так и несколько списков по отдельным участкам в разное время.

    Уточняются сроки представления списков в случае проведения досрочного голосования и при образовании участков в местах временного пребывания избирателей за 3 дня до дня голосования.

    Информация из представленных в территориальные избиркомы списков доводится до соответствующих участковых избиркомов до дня голосования (досрочного голосования).

    Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении, которое он представляет в участковый избирком лично 17 сентября 2016 г. (в день, предшествующий дню досрочного голосования) либо в день голосования - 18 сентября 2016 г. (в день досрочного голосования).

    В участковую избирательную комиссию

    от зарегистрированного кандидата [избирательного объединения] 101

    ___________________________________________
    НАПРАВЛЕНИЕ

    В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направляю в качестве наблюдателя
    (Ф.И.О.)

    Паспорт:____________________________________________

    Адрес:______________________________________________________________

    Контактные телефоны:________________________________

    Сообщаю, что назначение указанного лица не противоречит требованиям п.4 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    [Уполномоченный представитель

    избирательного объединения]
    ____________________________________________________

    Дата, подпись [, печать] /_______________/

    Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению
    в участковой комиссии в день голосования
    и при подсчете голосов

    на избирательном участке

    ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ

    Правовые и неправовые основы проведения выборов
    Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов являются:

    • Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (ниже – «ФЗГ ») в последней редакции (с момента принятия закона в него было внесено огромное количество поправок. На момент написания книги последнее изменение ФЗГ было осуществлено Федеральным законом от 24.07.2007)
    Тексты этих законов должны находиться в участковой избирательной комиссии. Законы достаточно велики по объему, и Вам необязательно изучать их полностью. Кроме того, законы во многом дублируют друг друга, особенно в части процедур голосования и подсчета голосов. Но с теми разделами законов, которые относятся к дню голосования и подсчету голосов (глава IX ФЗГ и, а также ст.30 ФЗГ), надо обязательно ознакомиться.

    Помимо законов участковая избирательная комиссия (ниже – УИК ) может использовать в своей работе различные инструкции, постановления, рекомендации. Это будет правильно ровно настолько, насколько эти рекомендации не противоречат упомянутым законам. К сожалению, бывает, что инструкции устанавливают излишние ограничения прав наблюдателей . Например, если вам скажут, что наблюдатель должен находиться не ближе пяти метров от членов комиссии и при этом сошлются на какое-то постановление, то можно смело утверждать, что это постановление не соответствует закону.

    Часто руководители комиссий действуют не по закону, а «потому, что так было всегда», по традиции. Ссылка на закон обычно производит серьезное впечатление на руководителей комиссии.

    Эти рекомендации предназначены всем лицам, которые имеют право присутствовать в помещении для голосования (п.1 ст.30 ФЗГ). В первую очередь они предназначены членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям.

    Понятие «наблюдатель» и «член избирательной комиссии с правом совещательного голоса» являются терминами, которые определены в законе. Права этих лиц в участковой избирательной комиссии не очень сильно различаются, но Вы не должны путаться в этих терминах и должны точно знать, какой у Вас статус (это не позволит упрекнуть Вас в безграмотности).

    По закону (п.42 ст.2 ФЗГ) «наблюдатель » – это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума». Член комиссии с правом совещательного голоса – это член комиссии, которому не предоставлены права участвовать в голосовании и выдавать бюллетени, но предоставлены все остальные права члена комиссии (выступать на заседании, знакомиться со всеми документами и снимать с них копии).


    • члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

    • наблюдатели и иностранные наблюдатели;

    • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;

    • зарегистрированные кандидаты;

    • доверенные лица кандидатов и избирательных объединений;

    • уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;

    • уполномоченные представители избирательных объединений;

    • представители средств массовой информации.
    Все эти лица должны иметь удостоверяющие их статус документы. Они должны быть внесены в специальный список. Заметим также, что присутствующие могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых устанавливается комиссией, организующей выборы (п.ж ч.10 ст.30 ФЗГ).

    Что касается других лиц, например, «членов рабочей группы» вышестоящей избирательной комиссии, представителей администрации или организации, на базе которой организован участок, милиционеров и т.д., то закон ничего не говорит об их праве присутствовать на участке. Поэтому, если они присутствуют, то уж, по крайней мере, никак не должны влиять на работу комиссии. Тем более, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и вообще хоть как-то участвовать в работе комиссии.

    Специфика текущих выборов

    • кого и как выбирают;

    • сколько будет бюллетеней и протоколов об итогах голосования;

    • наличие открепительных удостоверений или досрочного голосования;

    • применение технических средств голосования>
    Основная цель наблюдения
    Основная цель наблюдения – контроль за проведением свободного и тайного – без какого-либо принуждения или подкупа – голосования, а также за правильным подсчетом поданных голосов.

    Существует немало способов повлиять на итоги голосования в день голосования и во время подсчета голосов. Некоторые из этих способов трудно обнаружить и зафиксировать, поскольку они применяются скрытно. Поэтому закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий, кроме одного – проставления избирателем отметок в бюллетене. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они позволяют воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и фальсификациям при подсчетах, а также обнаружить признаки фальсификаций, если они все-таки имели место.

    Основными способами фальсификации в участковой избирательной комиссии являются:


    • голосование за избирателей, не принимавших участие в голосовании (за этих избирателей в списке избирателей должна быть поставлена фальшивая подпись и вброшен бюллетень (не обязательно в ящик, можно – и на стол при подсчете голосов));

    • неправильный подсчет голосов (подмена бюллетеней при подсчете или просто неправильный подсчет в рассортированных пачках);

    • внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета.
    Существуют и другие способы нарушений в день голосования:

    • подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);

    • агитация избирателей во время голосования на дому;

    • массовое голосование по неучтенным открепительным удостоверениям.
    Фальсификации на избирательном участке довольно трудоемки. При качественном наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.
    Нарушения и их фиксация
    Конечно, нарушение нарушению – рознь. Нарушения могут быть неумышленными – по забывчивости, или даже по незнанию. Председатель комиссии, например, может просто забыть предъявить внутренность ящиков для голосования перед их опечатыванием. Намного проще и во всех отношениях лучше напомнить комиссии о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики еще не опечатаны, или уже опечатаны, но избирателей еще не было, то вы должны потребовать показать внутренность ящиков. Конечно, если вы встретитесь с твердым отказом удовлетворить ваше законное требование, то надо составить заявление (жалобу) 102 о нарушении и передать его председателю или секретарю комиссии (иногда заявление надо составлять немедленно, иногда – в течение дня). Других способов влияния на комиссию нет: не надо кричать, устрашать председателя немедленными карами или пытаться собственноручно устранить нарушение. Помните: Вы пришли наблюдать , а не ликвидировать нарушения.

    Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член комиссии «с согласия избирателя либо по его просьбе ». Обычно комиссия считает, что «согласие избирателя» – это «молчаливое согласие», отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.

    Иногда члены комиссии, по российской привычке, искренне считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения (п.6 ст.66 ФЗГ). Не вступайте по этим вопросам в споры. Лучше заявите, что «закон есть закон» и напишите заявление.

    Незначительные нарушения , по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками: во-первых, они не влияют на итоги голосования, а во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию. Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола, следует потребовать разместить ее в удобном месте, и только в случае отказа писать заявление.

    Серьезные нарушения закона должны обязательно документально фиксироваться. Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах (удобно использовать копирку). Примерный текст такого заявления представлен в конце этих рекомендаций. Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.

    Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьёзном нарушении попросите председателя участковой комиссии пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по Вашему мнению, существенно и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц.

    Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. В заявлении необязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты.

    Написав заявление, поставьте под ним свою подпись. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей; предложите им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен », указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем. С другой стороны, не затягивайте этот процесс до бесконечности.

    Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ). Если председатель комиссии отказывается принять Ваше заявление, то следует написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался », затем обратитесь в штаб, чтобы вам помогли разобраться с этим нарушением.

    Назначение наблюдателей и членов УИК с ПСГ
    Каждый человек, который может присутствовать при голосовании и подсчете голосов, должен быть кем-то назначен и должен предъявить комиссии документ о своем назначении.

    Наблюдатели, члены УИК с ПСГ, представители СМИ могут придти в помещение для голосования в день голосования и предъявить свои направления (уведомления) от тех, кто их направил.

    Наблюдателя и члена УИК с ПСГ могут назначить : кандидат или избирательное объединение (партия, участвующая в выборах). Каждый кандидат, избирательное объединение могут назначить по несколько наблюдателей в одну комиссию, но не для того, чтобы они находились там сразу, а чтобы они сменяли друг друга (поэтому, обычно, назначается только один наблюдатель).

    Что касается представителя СМИ, то закон не определяет, кто может направить представителя СМИ, но из самого названия ясно, что этот представитель должен иметь направление от СМИ (с подписью и печатью) или журналистское удостоверение.

    О выдаче Вам правильно оформленных направлений должны позаботиться те избирательные объединения и кандидаты, которые направляют Вас в участковую комиссию. Обратите внимание на следующие моменты, связанные с Вашим направлением в УИК:


    • В направлении должны быть обязательно указаны все Ваши контактные телефоны, по которым можно было бы связаться с Вами в случае составления повторного протокола;

    • Направление действительно только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа;

    • Комиссия не вправе требовать от наблюдателя подтверждения подлинности направления, подписи кандидата и т.д. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

    • Направление может быть предъявлено председателю участковой комиссии или лицу, его замещающему в день голосования или до него;

    • Вы должны иметь копию направления. Оригинал сдайте председателю комиссии, а на копии попросите поставить запись «Получено, дата время» и подпись председателя (секретаря комиссии); оставьте копию себе. Заверенный экземпляр уведомления будет служить вам заменой удостоверения.
    Чем отличается наблюдатель от члена УИК с ПСГ? Полномочия члена УИК с ПСГ
    У члена УИК с ПСГ полномочия немного шире, чем у наблюдателя. У них два главных отличия:

    • Во-первых, член УИК с ПСГ может участвовать во всех заседаниях участковой избирательной комиссии с момента своего назначения. Он, в частности, может требовать от комиссии представления документов в любой день работы комиссии. Поэтому на члена УИК с ПСГ возлагается обязанность посетить комиссию в день, предшествующий дню голосования, заранее познакомиться с руководством и со списками избирателей.

    • Во-вторых, член УИК с ПСГ имеет право «знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами… соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий» (п. г ч.23 ст.29 ФЗГ). Наблюдатель же может знакомиться только с определенными документами (см.ниже).
    Стоит, впрочем, заметить, что руководители участковых комиссий обычно не различают полномочия наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса.

    Про члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса сказано, что он обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса за исключением (ч.22 ст.29 ФЗГ):

    а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

    б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

    д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

    При этом члену комиссии с правом совещательного голоса не может быть отказано присутствовать при совершении указанных действий.

    Полномочия наблюдателя
    Полномочия наблюдателей определены пунктами 3-10 ст.30 ФЗГ.

    Наблюдатель вправе:


    1. знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

    2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов;

    3. наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

    4. присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

    5. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

    6. обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

    7. знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

    8. обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд;

    9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
    Наблюдатель не вправе:

    1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

    2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

    3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

    4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

    5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

    6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

    7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

    8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

    Если Вас пытаются удалить с участка
    Изредка бывает, что наблюдателей не пускают на участок , требуя от них дополнительные документы. В этом случае срочно звоните в вышестоящую комиссию или в штаб и составляйте заявление о нарушении. Ничего, кроме соответствующим образом оформленного направления и удостоверения личности, от вас требовать не должны.

    Принципиальных и дотошных наблюдателей и членов УИК с ПСГ иногда пытаются выдворить из комиссии , мотивируя это тем, что они якобы мешают работе комиссии. Помните, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения (п.12 ст.64 ФЗГ). Поэтому не уходите с участка, пока Вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым вы можете обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Обязательно и срочно сообщите об инциденте в свой избирательный штаб.

    Между прочим, за нарушение прав наблюдателя и члена УИК с ПСГ предусмотрен административный штраф.

    Психологическая и организационная
    подготовка наблюдателя
    Подготовьтесь морально
    Наблюдение в комиссии может быть связано с довольно большими психологическими трудностями, со стрессом. Члены комиссии и, в первую очередь, ее руководство могут воспринимать Вас как «инородное тело», как «надсмотрщика». Вы должны быть готовы к тому, что к Вам будут относиться с настороженностью. Уменьшить напряженность Вы можете, если проявите при наблюдении следующие качества:

    • Корректность в обращении . Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Старайтесь говорить уверенно.

    • Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь – это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели – люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь на участок, следует подготовиться теоретически, в первую очередь – иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.

    • Требуйте только то, что положено по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе). Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Но будьте настойчивы в своих законных требованиях.

    • Настойчивость . Когда Вы будете обращаться с законными требованиями о предъявлении документов комиссии, Вам будут говорить, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. В некоторых случаях, Вы должны проявить настойчивость (например, списки избирателей Вы должны просмотреть до начала голосования). Если дело терпит (например, с реестрами для голосования вне помещения), то можно проявить настойчивость чуть позже.

    • Не стесняйтесь , даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут.

    • Решительность. Выдолжны быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.

    • Общительность . Попробуйте найти точки соприкосновения с другими наблюдателями и членами УИК с ПСГ. После первых же Ваших законных обращений вам станет ясно, кто из них пришел наблюдать, а кто «отбывать номер». По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.
    Что надо иметь при себе
    Направляясь на участок, подготовьтесь организационно.

    Возьмите с собой:


    • пакет документов, выданный Вам в штабе, по возможности – тексты Законов;

    • направление (уведомление о назначении) и паспорт;

    • бумагу (десяток листов А4, удобно – в крупную клетку) – для написания заявлений;

    • ручки и карандаши;

    • блокнот или записную книжку;

    • копирку – для изготовления копий заявлений;

    • калькулятор;

    • фотоаппарат, по возможности, – видеокамеру, диктофон;

    • папку, жесткий портфель или большую книгу: возможно, придется писать на коленях;

    • еду, питье или деньги;

    • фонарь (на случай внезапного отключения света);

    • контактные телефоны избирательного штаба и территориальной комиссии.
    Поделиться: